"Положительные и отрицательные числа"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Приведены разработки уроков с применением технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологические карты уроков и тексты обучающих самостоятельных работ | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
На этапе введения новых знаний при изучении на уроках математики в 6 классе темы «Положительные и отрицательные числа» представляется целесообразным использование технологии проблемного обучения, применение приемов и методов которой позволяет создать условия для творческого усвоения знаний учащимися.
Начать урок можно с выполнения устной работы, где должны обязательно присутствовать задания, в ходе выполнения которых обычно и создается проблемная ситуация. Учитель, задавая определенные вопросы, помогает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока.
Для поиска решения проблемы обычно используется прием «подводящий от проблемы диалог», когда ученики отвечают на вопросы или выполняют посильные задания в четко определенной последовательности. В результате этой работы учитель подводит учащихся к формулировке необходимого правила действий с положительными и отрицательными числами.
На этапе закрепления полученных знаний учащимся предлагается обучающая самостоятельная работа.
Далее приведены технологические карты уроков и тексты обучающих самостоятельных работ.
Технологические карты уроков по теме «Положительные и отрицательные числа», 6 класс
Тема: «Положительные и отрицательные числа»
(проблемная ситуация - с затруднением; побуждающий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска | |
Задание: Выполните действия, и укажите, каким числом будет результат. | 12 +13; 105 + 11; 17∙3; 5∙18;42:3; 1:2; 104 – 15;14 – 14; 5 – 9; 1 - 7 | ||
Побуждающий от проблемы диалог:
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Чтобы ответить на поставленные вопросы решим задачу: В ходе игры команда «Старт» забила 5 мячей в ворота соперника и тем самым набрала 5 очков. Но за многократные удаления в ходе игры арбитр присудил команде «Старт» 9 штрафных очков. Сколько очков имеет на своем счету команда «Старт» по итогам игры? |
| 4 штрафных очка | |
Побуждающий от проблемы диалог:
|
| ||
|
| ||
| |||
|
| 4 штрафных очка, – 4 | |
|
| Положительные и отрицательные числа | |
Беседа об истории отрицательных чисел. | |||
|
| – 4° | отрицательные числа |
– 123 м | |||
|
| ||
|
| 0 – не является ни положительным, ни отрицательным числом. | |
А теперь давайте пофантазируем и попробуем написать сказку «Откуда взялись отрицательные числа и почему так много разных чисел?» Для этого вспомним:
|
| План сказки:
| |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Домашнее задание: написать сказку, стихотворение. |
Тема: «Сравнение положительных и отрицательных чисел»
(проблемная ситуация - с затруднением; побуждающий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска | |
Проверка домашнего задания (отметить числа на координатной прямой) | Ученик записывает решение на доске. | Рисунок координатной прямой с отмеченными числами. | |
Задание: сравните числа | а) 1 и 2 3 и 3 0,25 и 0,5 1150 и 1250 | б) – 1 и – 3 – 0,5 и 0 – 1 и 2 – и 1 | |
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| Сравнение положительных и отрицательных чисел | |
Давайте вернемся с сравнению положительных чисел. Отметим пары чисел 1 и 2; 3 и 3 ; 0,25 и 0,5 на координатной прямой. | У доски поочередно работают 3 ученика, выполняя задание учителя. | Каждая пара чисел отмечается на рисунке разным цветом. 1 < 2; 3 < 3; 0,25 < 0,5 | |
|
| ||
Отметим на координатной прямой пары чисел – 1 и – 3; – 0,5 и 0; – 1 и 2 и воспользуемся указанным правилом. | Один ученик работает у доски, выполняя задание.
| Каждая пара чисел отмечается на рисунке разным цветом. – 1 > – 3; – 0,5 > 0; – 1 < 2 | |
А теперь сравните числа – 115 и – 397
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Задание:
| – 3;– 1; – 1; – 0,5
| – 3; – 1; – 1; – 0,5 | |
| Один ученик работает у доски, выполняя задание. | |– 3| = 3; |– 1 | = 1; |– 1| = 1; |– 0,5| = 0,5 | |
| 0,5; 1; 1; 3 | ||
|
| ||
|
| |– 115| = 115 |
|
|– 397| = 397 | – 115 > – 397 | ||
115 < 397 | |||
Итак, мы получили правило сравнения отрицательных чисел. Запишите его в тетрадь. | Больше то отрицательное число, у которого модуль меньше. | ||
У нас остался еще один нерешенный вопрос:
|
| ||
|
| 1 > 0; 2 > 0; 1 > 0 – 3 < 0; – 1 < 0 ; – 1 < 0 | |
|
| 2 > – 3; 0,25 > – 1 | |
Если обозначить числа буквами, то предложение «с – отрицательное число, а р – положительное число» можно записать с помощью математических символов. | с < 0, если с – отрицательное число. р > 0, если р – положительное число. |
Тема: «Сложение отрицательных чисел» (проблемная ситуация - с затруднением; побуждающий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска | ||
Устно: вычислить |
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| Сложение отрицательных чисел | ||
Решим задачи:
|
| |||
|
| |||
|
Тогда – 6 + (– 2) = – 8 | |||
– 6 + (– 2) | = – 8 | |||
Тогда – 14 + (– 4) = – 18 | ||||
– 14 + (– 4) | = – 18 | |||
|
| – 6 + (– 2) = | – (6 + 2) = | – 8 |
– 14 + (– 4) = | – (14 + 4) = | – 18 | ||
Далее учащимся предлагается обучающая самостоятельная работа по теме урока. | ||||
Домашнее задание: написать сказку, стихотворение или составить загадку, схему. |
Тема: «Сложение чисел с разными знаками» (проблемная ситуация - с затруднением; побуждающий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска | ||
Задание: найти значение выражения a + b при данных значениях a и b. | Найти a + b, если: | |||
1) a = - 0,1 и b = - 1,5 | ||||
2) a = - 10 и b = -1,5 | ||||
3) a = 2 и b = - 5 | ||||
4) a = 5 и b = -9 | ||||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
| Сложение чисел с разными знаками | ||
Как можно записать решение задачи: | ||||
|
| 2 + (- 5) = | = - 3 | |
|
| 5 + (- 9) = | = - 4 | |
|
| 2 + (- 5) = | - (5 – 2) = | - 3 |
| 5 + (- 9) = | - (9 – 5) = | - 4 | |
На этапе закрепления полученных знаний учащимся предлагается обучающая самостоятельная работа. |
Тема: «Координатная плоскость» (проблемная ситуация - с затруднением; побуждающий от проблемы диалог)
Учитель | Ученик | Доска |
Сегодня я принесла на урок эти предметы (шахматная доска, глобус, билет в театр и т.д.) и хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос: «А что же объединяет все эти предметы?» А еще я хочу прочитать вам отрывок из первой главы романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта». | Слайд с изображением указанных предметов. | |
После чтения отрывков из первой главы учащимся предлагается ответить на вопросы:
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| Координатная плоскость |
|
| |
|
| |
|
| |
Наверное, таким же образом рассуждал другой великий француз – Рене Декарт – когда предложил использовать две взаимно перпендикулярные прямые для введения координат на плоскости. С тех пор математики так и говорят: прямоугольная система координат или декартова система координат. |
| |
Таким образом, положение точки М на плоскости будет описываться двумя числами, соответствующими данной точке по осям Ох и Оу. | М (х;у) число х – абсцисса точки М, число у – ордината точки М | |
Далее на уроке рассматриваются типовые задачи (нахождение координат точки и построение точки по заданным координатам) и выполняется задание «Рисуем по координатам» | ||
Домашнее задание:
|
Обучающие самостоятельные работы
СЛОЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Задача 1. Температура воздуха в утром была 10° С, к полудню она изменилась на 3° С. Какой стала температура в полдень?
Решение: 10° + 3° = 13°
Задача 2. Температура воздуха в полдень была – 10° С, а к вечеру она изменилась на – 3° С. Какой стала температура вечером?
Решение: эту задачу, как и предыдущую, будем решать сложением. Искомая температура будет равна (– 10°) + (– 3°), найдем ее. Температура изменилась на – 3° С, т.е. она понизилась на 3° С и стала – 13° С. Таким образом, (– 10°) + (– 3°) = – 13°.
Вообще, чтобы найти сумму отрицательных чисел, надо:
- поставить общий знак (минус),
- сложить модули слагаемых.
Например, - 20 + ( - 5) = - (20 + 5) = - 25
- 3,4 + ( - 5,6) = - (3,4 + 5,6) = - 9
Можно заметить, что сумма отрицательных чисел есть число отрицательное.
Упражнения:
- Выполнить сложение:
а) - 17 + ( - 3) | г) – 2,5 + ( - 3,5) |
б) - + ( - ) | д) - 1 + ( - 3) |
в) – 200 + ( -30) | е) – 1,3 + ( - 0,07) |
- Температура воды в бассейне изменялась дважды: вначале на - 4° С, а затем на - 6° С. На сколько градусов изменилась температура воды в бассейне?
- Уровень воды в реке в субботу изменился на – 40 см, а в воскресенье на – 35 см. На сколько сантиметров изменился уровень воды в реке за два дня?
- Длина пружины вначале изменилась на – 7 см, а затем на – 10 см. на сколько сантиметров изменилась длина пружины?
- Вместо знака ☼ знак >, < или = так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:
а) – 217 + ( - 83) ☼ - 300 | г) – 139 + ( - 287) ☼ -167 |
б) – 217 + ( - 83) ☼ - 299 | д) – 139 + ( - 17) ☼ -167 |
в) – 217 + ( - 83) ☼ - 301 | е) – 139 + ( - 28) ☼ -167 |
- Заполните таблицу:
а | - 80 | - 0,43 | - | - 1,43 |
b | -20 |
| - | - 10,57 |
a + b | ||||
b + a |
- В полночь термометр показывал b° С. За ночь температура изменилась на - 4° С. Составьте выражение и найдите его значение, если
b = -2; - 5; - 7; - 11.
СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ
Задача. Температура воздуха утром была - 10° С, к полудню она изменилась на 2° С. Какой стала температура воздуха в полдень?
Решение: будем решать задачу сложением. Температура воздуха изменилась на 2° С, т.е. повысилась на 2° С и стала равна - 8° С. Следовательно, - 10 + 2 = - 8.
Вообще, чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
- поставить знак слагаемого, имеющего больший модуль
- из большего модуля вычесть меньший.
Например, - 9 + 6 = - (9 – 6) = - 3;
- 9 + 16 = + (16 – 9) = 7.
Упражнения
- Не производя вычислений, укажите задания, в которых сумма отрицательна:
а) - 4,25 + 679 | г) – 792,8 + 793 |
б) 2,5 + (- 600) | е) 279 + (- 280,9) |
- Выполните сложение:
а) - 7 + 50 | г) – 48 + 8 | ж) 0,1 + (- 4,9) |
б) 7 + (- 50) | д) 1 + (- 29) | з) 0,06 + (-0,6) |
в) 48 + (-8) | е) – 3,8 + 6,1 | и) 10 + (- 10) |
- Вместо знака ☼ знак >, < или = так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:
а) – 3,8 + 1,7 ☼ - 2,1 | в) 3,8 + (–1,7) ☼ -2,1 |
б) – 3,8 + (- 1,7) ☼ - 5,6 | г) – 3,8 + 1,7 ☼ 5,6 |
- Найдите значение выражения:
а) a + b, если a = - 11; b = - 29
б) c + d, если c = - 1,8; d = - 7
в) x + b, если x = 1; b = - 1
г) m + n, если m = - 800; n = 0
- Заполните таблицу:
а | - 80 | 0,43 |
| - 1,43 |
b | 20 | -0,5 | - | - 10,57 |
a + b | ||||
b + a |
- Найдите значение переменной, при котором верно равенство:
а) 3,5 + 7 = х
б) – 4,8 + (- 5,2) = у
в) 0,2 + (- 7,2) = b
г) 8,1 + (- 4,1) = n
ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел: по данной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое.
Рассмотрим уравнение х + 8 = 17. Неизвестное слагаемое находится вычитанием: х = 17 – 8. Мы знаем, что 17 – 8 = 9.
Разность 17 – 8 можно найти по-другому: к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому. Но 17 + (- 8) = 9.
Итак, 17 – 8 = 17 + (- 8).
Вообще, чтобы из одного числа вычесть другое надо:
- к первому прибавить число, противоположное второму
- сложить полученные числа
Примеры:
- 25 – 40 = 25 + (- 40) = - (40 – 25) = - 15
- 18 – (- 9) = 18 + 9 = 27
- – 25 – (- 40) = - 25 + 40 = + (40 – 25) = 15
- – 18 – 9 = – 18 + (– 9) = - (18 + 9) = - 27
Упражнения
- Найдите задание, в котором неверно выполнена замена вычитания сложением. Выполните вычисления, исправив ошибку:
а) – 3 – 4 = – 3 + (– 4) | в) – 4 – 3 = – 4 + 3 |
б) 2 – 10 = 2 + (– 10) | г) – 15 – (– 21) = – 15 + 21 |
- Не выполняя действия, замените вычитание сложением:
а) – 3 – 4 = – 3 + (– 4) | в) – 4 – 3 = – 4 + 3 |
б) 2 – 10 = 2 + (– 10) | г) – 15 – (– 21) = – 15 + 21 |
- Выполните действия:
а) 6 – 13 | д) 13 – 6 |
б) 6 – (– 13) | е) 13 – (– 6) |
в) – 6 – (– 13) | ж) – 13 – 6 |
г) – 6 – 13 | з) – 13 – (– 6) |
- Вставьте пропущенные слова:
Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к первому ________________ число, ___________________ второму.
- Вместо знака ☼ запишите переменную так, чтобы получилось верное равенство: a – b = a + ☼
- Проверьте, верно ли выполнены вычисления. Исправьте ошибку там, где это необходимо:
а) 0,789 – (– 1392) = – 1392, 789
б) 0,5 – (– 160) = – 159,5
- Заполните таблицу:
а | 10 | - 10 | 10 | - 10 |
b | 27 | - 27 | - 27 | 27 |
a – b |
- Выполните вычитание: – 30 – (– 8).
Какие выражения имеют то же значение: а) – 30 + 8; б) – 30 – 8; в) 8 – 30? Подтвердите свой выбор вычислениями.
- Вместо знака ☼ знак >, < или = так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:
а) 15 – (– 10) ☼ 15 | б) – 5 – (– 5) ☼ – 15 | в) – 10 – (– 5) ☼ – 15 |
УМНОЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Задача 1. Уровень воды в реке каждый час изменяется на 0,2 м. Как изменится уровень воды в реке за 8 часов?
Решение. Уровень воды повысился на 0,2 ∙ 8 = 1,6 (м). Следовательно, уровень воды изменился на 1,6 м.
Задача 2. Уровень воды в реке каждый час изменяется на – 0,2 м. Как изменится уровень воды в реке за 8 часов?
Решение. Уровень воды понизился на 0,2 ∙ 8 = 1,6 (м). Следовательно, уровень воды изменился на – 1,6 м.
Таким образом, – 0,2 ∙ 8 = – 1,6.
При изменении знака одного из множителей знак произведения изменится, а модуль останется тем же.
Например: 3 ∙ 5 = 15, – 3 ∙ 5 = – 15, 3 ∙ (– 5) = – 15.
При изменении знаков обоих множителей знак произведения изменится дважды и в результате знак произведения не меняется! Модуль произведения остается тем же.
Например: 3 ∙ 5 = 15, – 3 ∙ (– 5) = 15.
Заметим, что:
- произведение двух отрицательных чисел есть число положительное.
- произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное.
Вообще, чтобы умножить два числа надо:
- определить знак произведения;
- перемножить модули чисел.
Упражнения
- Не производя умножения, укажите выражения, в которых произведение:
а) отрицательно; | б) положительно. |
1) 5 ∙ 7 | 5) 4 ∙ 3 |
2) – 5 ∙ 7 | 6) 4 ∙ (– 3) |
3) 5 ∙ (– 7) | 7) – 4 ∙ 3 |
4) – 5 ∙ (– 7) | 8) – 4 ∙ (– 3) |
- Вычислите:
а) – 3,3 ∙ (– 10) | г) – 5 ∙ 9 | ж) – 30 ∙ (– 0,02) |
б) – 3,3 ∙ 0,1 | д) 4 ∙ (– 0,9) | з) – 2,7 ∙ 3 |
в) 33 ∙ (– 1,1) | е) – 4,5 ∙ (– 9) | и) 8,1 ∙ (– 0,7) |
- Вставьте пропущенные слова:
Произведение чисел с разными знаками есть число________________________, а произведение чисел с __________________________ знаками есть число положительное.
- Заполните таблицу:
а | – 1000 | – 1 | – 0,1 | – 0,01 | – 0,001 |
b | 0,03 | – 5 | 0 | 1 | – 1 |
a ∙ b |
- Вместо знака ☼ знак >, < или = так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:
а) – 13 ∙ 3 ☼ 13 ∙ (– 3) | б) – 13 ∙ (– 3) ☼ 13 ∙ 3 | в) – 13 ∙ (– 3) ☼ 13 ∙ (– 3) |
ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Деление отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и деление положительных чисел: по данному произведению и одному из множителей находят другой множитель.
Решим уравнение: – 8х = – 16. Найдем неизвестный множитель: х = – 16 : (– 8). Подбором находим корень уравнения – это число 2, т.к. – 8 ∙ 2 = – 16. Таким образом, – 16 : (– 8) = 2.
Аналогично можно показать, что – 16 : 8 = – 2 и 16 : (– 8) = – 2.
Заметим, что:
- частное двух отрицательных чисел есть число положительное;
- частное двух чисел с разными знаками есть число отрицательное.
Вообще, чтобы разделить два числа надо:
- определить знак частного;
- разделить модуль первого числа на модуль второго.
Упражнения
- Подбором найдите корень уравнения:
а) 10а = 60 | в) – 3у = – 15 |
б) – 10с = – 60 | г) – 0,1р = – 0,1 |
- Воспользуйтесь результатами, полученными в упражнении 1, и найдите частное:
а) 60 : 10 | в) – 15 : (– 3) |
б) – 60 : (– 10) | г) – 0,1 : (– 0,1) |
- Вставьте пропущенные слова:
Частное двух отрицательных чисел есть число __________________________. Чтобы найти модуль частного, надо ________________ модули чисел.
- Решите уравнения:
а) 2х = – 14; б) – 2х = 14; в) – 10с = – 100; г) 10с = – 100
- Найдите частное, используя результаты, полученные в упражнении 4:
а) – 14 : 2; б) 14 : (– 2); в) – 100 : (– 10); г) – 100 : 10
- Вставьте пропущенные слова:
Частное двух чисел с разными знаками есть число __________________________. Чтобы найти модуль частного, надо _____________ модули чисел.
- Найдите частное:
а) – 33 : (– 11) | г) – 45 : 9 | ж) – 30 : (– 2) |
б) – 33 : 11 | д) 45 : (– 9) | з) – 27 : 3 |
в) 33 : (– 11) | е) – 45 : (– 9) | и) 81 : (– 9) |
- Заполните таблицу:
а | – 1000 | - 1 | – 0,1 | – 0,01 | – 0,001 |
– 1 : а |
- Проверь, верно ли равенство (неравенство):
а) 3 : (– 300) = – 3 : 300 | в) – 3 : (– 300) > – 300 : 3 |
б) – 3 : (– 300) < – 300 : 3 | г) – 0,1 : (– 300) = – 300 : 3 |
- Вместо знака ☼ знак >, < или = так, чтобы получилось верное равенство или неравенство:
а) – 90 : (– 0,9) ☼ 90 : 0,9
б) – 90 : 9 ☼ – 90 : (– 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неравенства. Положительные и отрицательные числа.
Первые уроки по алгебре в 8 классе....
Разработка урока математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Положительные и отрицательные числа" с применением ИКТ...
Проект "Положительные и отрицательные числа"
Данный материал предназначен для учителей, работающих в 6-х классах, и для самих шестиклассников, которым интересны исследования. Задача учителя - научить детей учиться. В ходе исследования дети прове...
Тренажер «Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль».
Тренажер поможет учителям провести урок , работая индивидуально со слабыми учащимися, но не забывая о сильных - они могут работать по нему самостоятельно или в группах....
Урок по теме "Положительные и отрицательные числа. Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе
Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" в 6 классе...
Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".
Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...
Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".
Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...