урок по теме"Решение нелинейных систем уравнений с 2 переменными"
план-конспект урока (алгебра, 11 класс) на тему
обобщающий урок по теме"Решение нелинейных систем уравнений с 2 переменными" для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_na_25.02.doc | 131 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «РЕШНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ»
Цели уроков:
Образовательные: закрепить изученный материал, совершенствовать умения применять способы решения систем уравнений при решении примеров, применять свойства функций.
Развивающие: способствовать формированию умений применять приёмы переноса знаний в новую ситуацию, развитию мышления и речи, внимания и памяти;
Воспитательная: содействие воспитанию активности, аккуратности и внимательности, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самостоятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: доска, индивидуальные карточки
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Литература: Дидактические материалы по алгебре и началам анализа» Б.Г. Зив, В.А. Гольдич, сборник заданий для подготовки письменного экзамена за курс средней школы, ЕГЭ (актив-тренинг) под редакцией А.Л.Семенова, И.В. Ященко, интернет-ресурс «Решу ЕГЭ»
I.Организационный момент.
II. Устная работа
Математический диктант:
Вопросы – задания.
На которые ученик отвечает «да» или «нет»
1. Логарифмическая функция y=logаx определена при любом х.(0)
2.Область значений логарифмической функции является множество действительных чисел.(1)
3.Область определения всех тригонометрических функций является множество действительных чисел (1)
4.Областью значения фунций у=cosx; y=sinx является отрезок [-1;1] (1)
5.Областью значений функции у=ах является множество действительных чисел (0)
6.Область определения функций у= tgx, где x=(0)
7.Функция y=log аx , где а >1– возрастающая.(1)
8.Функция y=logаx при 0
9.Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1;0).(0)
10.График функции y=logаx пересекается с осью Ох.(1)
11.Графики тригонометрических функций имеют наименьший период Т=2πк(0)
12.Областью определения степенной функции является множество положительных чисел (1)
13.График четной функции симметричен относительно Ох.(0)
14.График нечетной функции всегда находится в I и Ш четвертях.(0)
15.График логарифмической функции всегда пересекает ось Ох в точке (1;0).(1)
Да(1); Нет(0)
В это время 5 сильных учеников решают по карточкам.
Вспомним основные методы решения систем уравнений.
- Метод подстановки.
- Метод алгебраического сложения уравнений.
- Метод замены переменных.
- Метод разложения на множители
- Графическое решение систем уравнений.
Вспомним основные графики через решения систем (решения задач по карточкам)
- Метод подстановки.
Пример 1. Решите систему уравнений
х2+у2=2,5ху
х+у=0,25ху (для более сильных учащихся)
Решение. Из второго уравнения находим: . Подставляя это значение в первое уравнение, получаем: , или после упрощения . Корнями этого уравнения являются числа , . Таким образом, получаем совокупность двух систем уравнений:
Первая система имеет решения , а вторая . Значит, данная система имеет решения: .
2. Метод алгебраического сложения уравнений.
Пример 2. Решите систему уравнений:
Решение. Метод подстановки в данном случае приводит к сложным выкладкам. Поэтому будем рассуждать иначе: прибавим к первому уравнению системы второе уравнение, тогда получаем систему: т.е.
Равносильную заданной. А теперь воспользуемся методом подстановки:
т.е.
Полученная система уравнений равносильна совокупности двух систем уравнений:
Первая система имеет решение , а вторая . Значит, решение данной системы имеет вид: .
3. Метод замены переменных.
Пример 3. Решите систему уравнений:
Решение. пусть u=, v=, тогда получим более простую систему равносильную исходной. Решив полученную систему, будем иметь: . Перейдем к переменным х и y, и решим совокупность двух систем уравнений:
1) или т.е.
2) . Ответ: .
4. Метод разложения на множители:
Пример 4. Решите систему уравнений:
Решение. Второе уравнение системы представим в виде: . Тогда данная система будет равносильна совокупности двух систем, решаемых методом подстановки.
- или , значит и решением первой системы будет .
- или , значит и решением второй системы будет Ответ: .
5. Графическое решение систем уравнений.
Пример 5. Решите несколькими способами систему уравнений:
Решение. Уравнение задает окружность с центром в начале координат и радиусом 6. Уравнение - парабола, это уравнение можно переписать в виде: . Вершиной этой параболы является точка (0; 6), ветви параболы направлены вниз, она пересекает ось Ох в точках (6; 0); (-6; 0). Построим графики указанных линий и найдем их точки пересечения.
Из чертежа видно, что линии пересекаются трижды и точками пересечения являются А(-6; 0); В(0; 6); С(6; 0).
Рассмотрим примеры решения систем уравнений, содержащих тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения.
Пример 6. Решить систему уравнений:
Решение. Преобразуем первое уравнение данной системы с помощью соответствующих формул к виду , складывая и вычитая уравнения полученной системы перейдем к системе тригонометрических уравнений вида
или . Из полученной системы находим
откуда следует
Ответ: .
Пример 7. Решить систему уравнений:
Решение. Заменим данную систему на равносильную ей, воспользовавшись свойствами степеней: . Обозначим ; . Система примет вид: Решив её методом подстановки, получим и = 1, v = 2, т.к. полученные значения удовлетворяют условиям ; , перейдем к системе
, откуда получаем х = 0, y = 1. Ответ: .
Пример 8. Решить систему уравнений: .
Решение. ОДЗ:
у+3х > 0
Переходя к логарифмам по основанию 3, получаем систему, равносильную исходной:
или
Так как уравнение равносильно совокупности двух систем, то и полученная система равносильна совокупности двух систем:
1) Так как х = -6 не входит в ОДЗ, то решение первой системы является только пара (1; 1).
2) Так как х = 3 не входит в OДЗ, то решением является пара (2; 4). Ответ: {(1; 1); (2; 4)}.
Пример 9. Найти все а, при которых система имеет 2 решения.
Найти все параметры а, при которых система (|x|-4)2+(y-4)2=9
(x+1)2+y2=a2 имеет 3 решения
Решение. ОДЗ: х>0 данная система уравнений равносильна системе . Полученная система уравнений имеет 2 решения тогда и только тогда, когда уравнений (2) системы имеет два положительных корня. Исследуем уравнение (2)
.
Так как по теореме Виета , то указанные условия будут иметь место, если имеет решение следующая система двух неравенств
т.е. . Ответ: (-4; 0).
Пример 10. Пусть - решение системы . Найдите разность .
Решение. Из условия задачи следует, . Кроме того , т.к. . Следовательно, данная система равносильна системе
или
так как второе уравнение полученной системы равносильно совокупности двух уравнений, то и полученная система равносильна совокупности двух систем уравнений
1) 2) так как y = -1 не удовлетворяет условию , то вторая пара чисел не является решением.
Ответ: 3.
Рассмотрим пример системы с неизвестным под знаком модуля.
Пример 11. Решить систему уравнений:
Решение. Множество допустимых значений х, y можно определить из условий
. Данная система в ОДЗ равносильна системе или . Полученная система в ОДЗ переменных х и y равносильна совокупности двух систем и .
Решая методом подстановки каждую из систем, получаем, что первая не имеет действительных корней, а решением второй системы является множество двух пар чисел
(2; -3) и (-6; 1).
Ответ: {(2; -3); (-6; 1)}.
Домашнее задание
Решить системы уравнений:
1) 2)
3) 4)
Предварительный просмотр:
у+cosx=0
; (4-1)(7y-6)=0
sinxsiny=0,75
2lgy-lgx+lg3=0 cosxcosy=0,25
Укажите количество решений системы уравнений:
ху=6 3х-2у=8 х2+у2=16 y-x3=0 y-x2 =1
=у y= y=cosx
Решите систему уравнений:
Укажите количество решений системы уравнений:
y=cosx
y-x2 =1
Решите систему уравнений:
(4-1)(7y-6)=0
Укажите количество решений системы уравнений:
=у
ху=6
Решите систему уравнений:
2lgy-lgx+lg3=0
Укажите количество решений системы уравнений:
х2+у2=16
Решите систему уравнений:
Укажите количество решений системы уравнений:
y-x3=0
Решите систему уравнений:
cosxcosy=0,25
y=
Укажите количество решений системы уравнений:
3х-2у=8
sinxsiny=0,75
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме решение простейших тригонометрических уравнений.
Работая над проблемой повышения эффективности урока с учащимися с разной подготовленностью к работе и с разными возможностями для себя выбрала индивидуальную методическую тему: дифференцированны...
Урок по теме "Решение неполных квадратных уравнений"
Урок по алгебре в 8 классе по учебнику Макарычева....
Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем
Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".
Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....
Урок 9 класс. Примеры решения нелинейных систем уравнений.
Тема урока: Примеры решения нелинейных систем уравненийОбщее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 часаМесто урока в системе уроков по теме: обобщающий урок темы «Методы решения систе...
Открытый урок по теме Решение неравенств, систем неравенств с одной переменной
Данный урок посвящен теме неравенств на закрепление пройденного материала.Класс: 9Цели урока: повторить алгоритмы решения линейных, квадратных, рациональных неравенств;повторить алго...