4 класс. Классификация фигур по выделенному признаку.Объём.
методическая разработка по геометрии ( класс) по теме

Страмилова Оксана Владимировна

Урок-творческая лаборатория. Основная цель: сформировать у учащихся чёткие представления о плоских и пространственных фигурах. Учащимся будут предложены через работу в группе выполнить задания различного характера: на распределение фигур в группы; задание на развитие логического мышления; практического характера, задание реальной математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_4_klasse._tvorcheskaya_laboratoriya.rar425.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе из раздела «Объём и его измерение»

Учитель математики: Страмилова О.В.

Тема урока: Классификация фигур по выделенному признаку.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: творческая лаборатория.

Цель урока: иметь чёткие представления о плоских и пространственных фигурах.

Задачи:

  1. Формировать  знания о внешнем различии плоских и пространственных фигур.
  2. Уметь устанавливать связи математических понятий с жизненной ситуацией.
  3. Развивать пространственное мышление.
  4. Способствовать развитию самостоятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение первичными знаниями о плоских и пространственных фигурах; умение находить объём прямоугольного параллелепипеда.

Личностные: дать возможность обучающимся установить связь между результатом учения  и тем, ради чего она осуществляется; пробовать себя в социальной роли.

Метапредметные: учить саморегуляции; уметь выделять существенные характеристики объекта; преобразовывать модель в чувственную форму; учиться сотрудничеству.

Наглядность: вырезанные из картона одинаковые прямоугольники, предположительно в 1 мм толщины около 20 штук; листы с заданиями для каждой группы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный

2 мин

Приветствие. Организация внимания учащихся.

Полная готовность класса к уроку. Ответное приветствие.

КУУД. Установка на сотрудничество

  1. Актуализация опорных знаний

5 мин

Учитель фиксирует на доске:

  • Точку. Вопрос классу: «Что это? Можно ли это измерить?»
  • Отрезок. Вопрос классу: «Что это? Можно ли это измерить?»
  • Прямоугольник. Вопрос классу: «Что это? Какие величины можно найти здесь?»
  • Прямоугольный параллелепипед. Вопрос классу: «Какую величину я ещё добавила? Что теперь можно найти?»

Мы ведём речь об измерениях, где точка имеет нулевое измерение; отрезок – одно измерение; прямоугольник – два измерения; прямоуг.параллелепипед – три измерения. И живём мы с вами в трёхмерном пространстве.

Какие использованные уже нами фигуры можно отнести в группу «плоские фигуры»,  а какие в «объёмные фигуры»? А есть другие плоские и объёмные фигуры?

Сформулируйте тему и цель урока.

Фронтальная работа учащихся, ответы на вопросы учителя:

  • Точка. Измерить нельзя.
  • Отрезок. Можно найти длину отрезка.
  • Прямоугольник. Можно измерить длину и ширину и найти с их помощью площадь и периметр.
  • Прямоугольный параллелепипед. Появилась высота. Теперь можно найти объём.

Ответы учащихся: «Плоские – отрезок, прямоугольник. Объёмная – прямоугольный параллелепипед»

Соглашаются с ответом и приводят примеры.

Определяют тему и цель урока.

КУУД. Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью. Умение слушать и вступать в диалог.

ПУУД. Установление причинно-следственных связей.

Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков.

РУУД. Предвосхищение  результата и уровня усвоения

знаний. Учатся целеполаганию.

  1. Первичное усвоение знаний.

5 мин

Вопрос классу: «Мы приводили жизненный пример о периметре и площади. Какой?»

Вопрос классу: «Сможете ли вы привести пример для визуального определения понятия «объём»?

Вопрос классу: «А как найти объём?»

Предложение классу: «Перед вами множество прямоугольников. Можете ли вы составить из них объёмную фигуру?»

Предложение классу: «Найдите формулу для вычисления полученного прямоугольного параллелепипеда»

Фронтальная работа учащихся, ответы на вопросы учителя: «Огород: забор – это периметр; поле – площадь»

Возможные ответы: «Кабинет и воздух в кабинете. Коробок спичек и заполненное пространство спичками. Наполненный до краёв стакан водой»

Высказывают предположения, возможно даже и правильные.

Ответ: «Да. Если наложим их друг на друга»

Ответ учащихся: «Площадь каждого прямоугольника умножить на количество»

КУУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ПУУД. Смысловое построение речевого высказывания.

РУУД. Сличение способа действия с результатом.

  1. Первичное закрепление

20 мин

Монолог учителя: «У нас ещё будет время для подробного объяснения определения объёма. Сегодня я предлагаю вам поработать в группах, выполнив предложенные творческие задания»

Групповая работа по листам с заданиями.

КУУД. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации.

ПУУД, Работа с моделями с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область. Постановка алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

РУУД. Осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата. Планирование действий.

ЛУУД. Жизненное самоопределение.

  1. Контроль усвоения.

10 мин

Учитель предлагает каждой группе представить по одному заданию. Задания не должны повторяться.

Выступление групп.

РУУД. Оценка и коррекция результатов.

  1. Рефлексия.

3 мин

Учитель предлагает реализовать рефлексивный алгоритм:

  • «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал);
  • «МЫ» (комфортно ли было работать в группе);
  • «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, как преодолели затруднения)

РУУД. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, оценка результатов работы.

Учитель собирает листы с выполненными заданиями и выставляет отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе " Классификация сложных веществ"

Урок химии в 8 классе, проведенный методом работы в группах сменного состава. Изучить  классификацию сложных веществ оксидов, оснований, кислот и солей предлагается в течение одного урока. Осташиеся у...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе "Площади фигур"

Презентация к зачёту по геометрии в 8 классе по теме "Площади фигур" для класса со слабой математической подготовкой. При работе с презентацией - смотрите заметки к слайдам....

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

конспект урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы выделения"

Данный урок проведен в школе на методической неделе. На уроке применяются элементы личностно-ориентированной педагогической технологии при изучении нового материала и элементы игровой технологии на эт...

Бинарный урок в 8 классе "Площади фигур и панель рисования и редактор формул в WORDe"

Данный урок позволяет проверить знание восьмиклассниками: в геометрии формул площадей фигур, умение применять их при решении задач; в информатике умение набирать текст с помощью редактора WORD, испо...

Урок в 5 классе по теме "Обращения. Выделение обращений в устной и письменной речи"

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Тема урока: Обращение.Выделение обращения в устной и письменной речи.Метапредметная тема: определение и понятие.Ти...

Презентация по биологии для 7 класса по теме "Органы выделения"

Презентация по биологии для 7 класса по теме "Органы выделения"...