конспект урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы выделения"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данный урок проведен в школе на методической неделе. На уроке применяются элементы личностно-ориентированной педагогической технологии при изучении нового материала и элементы игровой технологии на этапе закрепления. К конспекту урока предлагается компьютерная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_lsosh.doc | 86.5 КБ |
vydeleni.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ЛСОШ №1
Конспект урока биологии в 8 классе
По теме «Органы выделения».
Учитель высшей квалификационной категории Рыбакова О.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема урока: «Органы выделения».(Слайд 1)
Продолжительность: 45 минут
Класс: 8
Цель урока: повторить эволюцию выделительной системы позвоночных животных, раскрыть связь строения почек с его функциями, раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма, показать механизм мочеобразования, рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении, продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма (слайд 2) .
Оборудование: таблица «Система органов выделения», компьютерная
презентация.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Актуализация знаний.
- Значение выделения / рассказ учителя с элементами беседы (слайд 4-5)
Сегодня на уроке мы: изучим строение и функции органов мочевыделительной системы, научимся узнавать их на рисунке, узнаем, как образуется моча, чем отличается первичная моча от вторичной, сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.
Выделение (экскреция) – это составная часть обмена веществ, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
-Какие вещества удаляются из организма?
-Какие органы принимают в этом участие?
Однако основным органом выделения являются почки.
- Эволюция выделительной системы / беседа (слайд 6)
У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей. У многоклеточных организмов продуктов обмена веществ много, поэтому у них появляются специализированные органы, образующие выделительную систему.
- Чем представлена выделительная система у представленных животных?
Ракообразные- две зеленые железы
Насекомые и паукообразные – две трубочки, выросты кишечника.
Рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие – парные почки, мочеточники, мочевой пузырь.
- Изучение нового материала.
- Строение выделительной системы. / рассказ учителя (слайд 7-8)
В мочевыделительной системе выделяют:1. Мочеобразующие органы – почки;
2. Мочевыводящие органы: мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Почки – парный орган бобовидной формы, сверху расположены надпочечники. Располагаются по двум сторонам позвоночника на уровне поясницы, вогнутый край обращен к позвоночнику. Это место входа сосудов и нервов, отсюда берет начало мочеточник. На правую почку «давит» печень, поэтому она на 1,5 см ниже левой. Вес почки 300 гр. Снаружи они покрыты прочной оболочкой из соединительной ткани с жировыми капсулами.
Мочеточники – трубочки длинной 30 см, диаметром 4-7 мм, впадают в мочевой пузырь. Мышечные волокна стенок сокращаются по спирали, что препятствует обратному току мочи. Каждые 7 с из почек выходит порция мочи и мочеточники препровождают, образующуюся мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза. Стенки толстые мышечные, могут растягиваться и объем пузыря увеличивается до 500 (700)мл. при сокращении мышц стенок мочевого пузыря моча удаляется наружу через мочеиспускательный канал. Выход из мочевого пузыря в мочеиспускательный канал закрыт сильными мышцами – сфинктерами, которые открываются только в момент мочеиспускания.
- Строение почек . / самостоятельная работа учащихся с учебником (слайд 9-10)
Инструктивная карта. (слайд 4 )
- Прочитать в учебнике п. 42.
- Рассмотрите в учебнике рис. 87 – 89 на стр.214.
- На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество).
- Найдите на внутреннем слое пирамидки.
- Выясните функции почек.
- Что является функциональной единицей почки?
- Какое строение имеет нефрон?
- Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану:
а)Заболевания выделительной системы;
б)Народная медицина и почечные инфекции;
в)Аномалии почек;
г) Причины заболевания почек.
Обсуждение ответов самостоятельной работы с использованием презентации.
При нарушении обеих почек наступает сильное отравление организма и человек погибает через 5 дней. На срезе почки выделяют 2 слоя: более темный (наружный) – корковый, а более светлый (внутренний) – мозговой. Во внутреннем слое располагаются пирамидки. Основания пирамид обращено к корковому слою, а вершины - к почечной лоханке. Пирамидки открываются в чашки, а чашки в лоханку. Функции почек: выделительная, защитная, поддержание гомеостаза. Структурной единицей почки является нефрон. В одной почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. Нефрон начинается в корковом слое почки небольшой капсулой, имеющей форму двустенной чаши, образованной из двух слоев эпителиальных клеток. Между этими слоями находится щелевидное пространство – полость капсулы. От нее начинается почечный извитой каналец 1-го порядка, образованный одним слоем эпителиальных клеток. Каналец спускается в мозговой слой почки, там образует петлю Генле, затем возвращается в корковый слой, получая название канальца 2-го порядка. Здесь он снова извивается, сливается с таким же соседним канальцем и образует собирательную трубочку нефрона, проходящую внутри пирамидок.
Собирательные трубочки сливаются, образуя более крупные выводные протоки. Они проходят через мозговое вещество к верхушкам сосочков пирамид.
- Образование мочи. / рассказ учителя (слайд 11-13)
- Каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?
Почки в нашем организме работают с огромной нагрузкой. За 1 мин. Через них проходит 1000-1200 мл крови, а за сутки вся кровь организма пройдет через почки около 200 раз. Поступающая в почки кровь проходит две сети капилляров. Сначала почечная артерия распадается на капилляры в клубочке нефрона, затем снова собирается в артерию и опять распадается на капилляры в системе канальцев, а потом собирается в вену. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных и вредных продуктов распада. Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной или конечной мочи. При мочеобразовании протекают следующие процессы: фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание), секреция. Первая стадия - фильтрационная, протекает в капсуле: первичная моча фильтруется из капилляров клубочка в полость капсулы, фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле. Кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). в сутки образуется до 150 л первичной мочи. Первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием молекул белка. В первичной моче содержатся: продукты распада, составные части плазмы, питательные вещества (глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли). Формирование вторичной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам. Клетки, выстилающие стенки извитых канальцев, активно всасывают обратно (реабсорбция) воду, сахар, аминокислоты и некоторые соли. Вещества, всосавшиеся из первичной мочи, поступают в венозную часть капилляров, оплетающих извитые канальцы. В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи, в ее состав входят: 95% воды и 5% различных веществ (мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин). Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Моча представляет собой прозрачную жидкость светло-желтого цвета, из которой через некоторое время выпадает осадок из солей и слизи. Реакция мочи непостоянна: при питании белковой пищей ее реакция кислая, а при потреблении растительной пищи - реакция мочи нейтральная или даже щелочная. В среднем за сутки с мочой выделяется до 60 г солей. В нормальной моче белка не содержится, если белок появляется в моче, то это говорит о заболевании почек (воспаление или в результате патологических изменений проницаемости стенок капилляров). Белок может появиться в моче и у здоровых людей при большой физической нагрузке. Появление белка в моче называется альбуминурией.
- Регуляция работы выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся со схемой (слайд 14)
Используя схему на слайде14, составьте рассказ о регуляции работы выделительной системы.
Регуляция работы выделительной системы осуществляется нейро - гуморальным путем. Центр мочеиспускания находится в спинном мозге и работает под контролем коры больших полушарий .Симпатический отдел нервной системы сужает сосуды почек, что снижает фильтрацию. Парасимпатичекая н.с. усиливает реабсорбцию. В гуморальной регуляции принимает участие гормон гипофиза – вазопрессин, он усиливает реабсорбцию.
- Гигиена выделительной системы. / самостоятельная работа учащихся с текстом
Прочитай текст и подготовь устный рассказ «Заболевания выделительной системы»по плану:
Нефрит –
Мочекаменная болезнь –
Народная медицина и почечные инфекции.
Аномалии почек.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Переедание, однообразное питание мясом, мучными из делиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на по чки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медика ментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибио тики, принимаемые в больших количествах, накапливают ся в почках и могут стать причиной почечных заболеваний. Суточные нормы потребления воды не должны превышать 1,5—2 л. Иногда нелишне будет просто прополоскать рот или смочить губы. Нарушение правил личной гигиены может вызвать у де тей воспаление мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые отличаются высокой ранимостью и по ниженной стойкостью к усиленным слущиваниям эпителия. Иногда маленькие дети страдают энурезом (недержа ние мочи). В основном это связано с функциональными от клонениями в психо-неврологическом статусе детей. Можно ли помочь таким детям? Зачастую можно. Необходимо соблюдать режим дня и отдыха, диетическое питание без раздражающей, соленой и острой пищи; ограничить при ем жидкости (особенно перед сном); исключить во второй половине дня большие физические нагрузки (спортивные игры); не менее 2-х раз за ночь детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Крайне опасно переохлаждение почек, при котором вос паляются капиллярные клубочки почечных телец, вслед ствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице.Нефрит — одно из распространенных заболеваний по чек, при котором воспаление охватывает почечные клубоч ки либо полностью и на обеих почках (диффузный нефрит), либо лишь отдельными очагами (очаговый нефрит). Диф фузный нефрит является более тяжелым заболеванием, он может протекать в острой и хронической форме. Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержа щихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способст вовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий кли мат, пища, изменяющая химический состав мочи (напри мер, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся кам ней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к бо лее серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки. Расстройство мочеиспускания может быть двух видов: учащение и затруднение. Затруднение мочеиспускания чаще бывает у мужчин с аденомой или раком предстатель ной железы. Больной испытывает частые и нередко бес плодные позывы на мочеиспускание. У женщин бывает задержка мочеиспускания после операции или родов. Непроизвольное выделение мочи. Причины могут быть разными: ослабление замыкающей мочевой аппарат мыш цы (наблюдается у женщин при понижении мышечного тонуса, родовой травме, климаксе, а также у лиц преклон ного возраста), запирание мочеточника увеличенной пред стательной железой (последствие гонореи и других инфек ций), неправильное строение или травма мочевыводящих путей, заболевания нервной системы. В преклонном воз расте недержание мочи обычно возникает из-за жирового перерождения мочевого пузыря или ослабления мышцы, запирающей мочевой канал. Избавиться от этого недуга довольно трудно, но можно уменьшить проблемы, следуя таким советам: не пить вечером никаких жидкостей, по утрам делать холодные обтирания, постель устраивать так, чтобы в ногах она была несколько приподнята.
Народная медицина при заболевании почек и мочевыводящих путей советует применять отвар листьев бузи ны сибирской, отвар из сбора цветков бузины и терновни ка, листьев березы и травы крапивы двудомной. Настой листьев или почек белой березы применяют как мочегонное средство при заболеваниях почек, отеках. Отвар семян ши повника применяют при камнях в почках и мочевом пузы ре. При воспалениях мочевого пузыря используют отвар корней шиповника. Средством для очищения почек являет ся отвар льняного семени. Наиболее частыми симптомами заболеваний почек и мочевыводящих путей являются боли, расстройство моче испускания, повышение температуры тела, отеки.
Аномалии почек. Дистопии почек — наиболее частые врожденные аномалии почек. Различают тазовую дисто пию (почки остаются в области малого таза, поворот почки обычно не совершается, ворота почки открыты кпереди); подвздошную дистопию (почки находятся в подвздошной ямке); поясничную дистопию (почки расположены на уров не нижних поясничных позвонков); перекрестную дисто пию (одна почка перемещена к другой). Сращенная почка — у эмбриона почки срастаются, об разуя подкову, крючок и др.
Удвоение почек — может быть двусторонним или одно сторонним. Каждая почка при этом имеет свою лоханку и двойной или расщепленный на 2 ветви, идущие к обеим лоханкам, мочеточник.
- Закрепление материала. (слайд 15-16)
- Что обозначено номерами 1-6 на рисунке А? (1.корковый слой 2.мозговой слой, 3.почечная лоханка,4.почечная артерия,5.почечная вена,6.мочеточник)
- Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.
Стихотворение | Объяснения к нему |
Они как два больших боба На связках закрепились, ' | Почки расположены по обе стороны позвоночника Имеют бобовидную форму |
Фильтруют почки нашу кровь | Почка – биологический фильтр Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма |
Нефрон содержит капсулы, | Нефрон – структурно – функциональная единица почки |
Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. | Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче |
Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже. | Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма. |
- Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений?
- Задание на дом. (слайд 17)
- Изучить п.42;
- Заполнить таблицу:
орган | строение | функции |
Литература:
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс».
- Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья».
- Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл.: общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов/ Под ред. Д.И. Трайтака.
- Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья».
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек».
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия «Биология 8класс».
Приложение.
Инструктивная карта.
- Прочитать в учебнике п. 42.
- Рассмотрите в учебнике рис. 87 – 89 на стр.214.
- На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество).
- Найдите на внутреннем слое пирамидки.
- Выясните функции почек.
- Что является функциональной единицей почки?
- Какое строение имеет нефрон?
- Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану:
а)Заболевания выделительной системы;
б)Народная медицина и почечные инфекции;
в)Аномалии почек;
г) Причины заболевания почек.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Переедание, однообразное питание мясом, мучными из делиями, злоупотребление острой, пищей оказывают на по чки вредное влияние. Особенно опасен для них алкоголь, он поражает все отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Лишняя доза медика ментов тоже вредна для почек. Сульфаниламиды, антибио тики, принимаемые в больших количествах, накапливают ся в почках и могут стать причиной почечных заболеваний. Суточные нормы потребления воды не должны превышать 1,5—2 л. Иногда нелишне будет просто прополоскать рот или смочить губы. Нарушение правил личной гигиены может вызвать у де тей воспаление мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые отличаются высокой ранимостью и по ниженной стойкостью к усиленным слущиваниям эпителия. Иногда маленькие дети страдают энурезом (недержа ние мочи). В основном это связано с функциональными от клонениями в психо-неврологическом статусе детей. Можно ли помочь таким детям? Зачастую можно. Необходимо соблюдать режим дня и отдыха, диетическое питание без раздражающей, соленой и острой пищи; ограничить при ем жидкости (особенно перед сном); исключить во второй половине дня большие физические нагрузки (спортивные игры); не менее 2-х раз за ночь детей следует поднимать для опорожнения мочевого пузыря. Крайне опасно переохлаждение почек, при котором вос паляются капиллярные клубочки почечных телец, вслед ствие чего уменьшается отделение мочи, развиваются отеки, появляются боли и ломота в пояснице.Нефрит — одно из распространенных заболеваний по чек, при котором воспаление охватывает почечные клубоч ки либо полностью и на обеих почках (диффузный нефрит), либо лишь отдельными очагами (очаговый нефрит). Диф фузный нефрит является более тяжелым заболеванием, он может протекать в острой и хронической форме. Образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях — довольно частое явление. Основная причина заболевания — нарушение обмена веществ в организме (особенно водно-солевого) и изменение химического состава крови. В результате этого происходит выпадение содержа щихся в моче солей в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию болезни могут способст вовать следующие факторы: убыточное содержание солей в питьевой воде, влияющий на потоотделение жаркий кли мат, пища, изменяющая химический состав мочи (напри мер, длительное употребление растительно-молочной или мясной пищи). Количество и размеры образовавшихся кам ней могут быть очень большими. Иногда скопление мелких камней в почечной лоханке или мочеточнике приводит к бо лее серьезным последствиям, чем образование крупных камней — к нарушению оттока мочи из почки. Расстройство мочеиспускания может быть двух видов: учащение и затруднение. Затруднение мочеиспускания чаще бывает у мужчин с аденомой или раком предстатель ной железы. Больной испытывает частые и нередко бес плодные позывы на мочеиспускание. У женщин бывает задержка мочеиспускания после операции или родов. Непроизвольное выделение мочи. Причины могут быть разными: ослабление замыкающей мочевой аппарат мыш цы (наблюдается у женщин при понижении мышечного тонуса, родовой травме, климаксе, а также у лиц преклон ного возраста), запирание мочеточника увеличенной пред стательной железой (последствие гонореи и других инфек ций), неправильное строение или травма мочевыводящих путей, заболевания нервной системы. В преклонном воз расте недержание мочи обычно возникает из-за жирового перерождения мочевого пузыря или ослабления мышцы, запирающей мочевой канал. Избавиться от этого недуга довольно трудно, но можно уменьшить проблемы, следуя таким советам: не пить вечером никаких жидкостей, по утрам делать холодные обтирания, постель устраивать так, чтобы в ногах она была несколько приподнята.
Народная медицина при заболевании почек и мочевыводящих путей советует применять отвар листьев бузи ны сибирской, отвар из сбора цветков бузины и терновни ка, листьев березы и травы крапивы двудомной. Настой листьев или почек белой березы применяют как мочегонное средство при заболеваниях почек, отеках. Отвар семян ши повника применяют при камнях в почках и мочевом пузы ре. При воспалениях мочевого пузыря используют отвар корней шиповника. Средством для очищения почек являет ся отвар льняного семени. Наиболее частыми симптомами заболеваний почек и мочевыводящих путей являются боли, расстройство моче испускания, повышение температуры тела, отеки.
Аномалии почек. Дистопии почек — наиболее частые врожденные аномалии почек. Различают тазовую дисто пию (почки остаются в области малого таза, поворот почки обычно не совершается, ворота почки открыты кпереди); подвздошную дистопию (почки находятся в подвздошной ямке); поясничную дистопию (почки расположены на уров не нижних поясничных позвонков); перекрестную дисто пию (одна почка перемещена к другой). Сращенная почка — у эмбриона почки срастаются, об разуя подкову, крючок и др.
Удвоение почек — может быть двусторонним или одно сторонним. Каждая почка при этом имеет свою лоханку и двойной или расщепленный на 2 ветви, идущие к обеим лоханкам, мочеточник.
Стихотворение.
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока. повторить эволюцию выделительной системы позвоночных животных; раскрыть связь строения почек с его функциями; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма; показать механизм мочеобразования; рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении; продолжить развитие понятия об организме как едином целом, постоянстве внутренней среды организма.
План урока. 1. Актуализация темы: а)значение выделения; б)эволюция выделительной системы животных. 2. Изучение новой темы: а) строение мочевыделительной системы; б) строение и функции почек; в) нефрон – структурная и функциональная единица почки; г) образование мочи; д) регуляция работы выделительной системы; е) гигиена выделительной системы. 3. Закрепление нового материала. 4. Домашнее задание.
Выделение – это удаление продуктов распада потребленных питательных веществ обеспечивает постоянство внутренней среды организма.
Выделение веществ за сутки из организма человека. (по Старлингу и др.) Название органа Вода Углекис-лый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г 4 – 6 л 7 – 9 г Почки 1500 г 30 – 50 см 3 60 – 65 г Легкие 500 г 450 – 500 л Нет
Эволюция выделительной системы животных.
Схема мочевыделительной системы. Мочевыделительная система Мочеобразующие органы Мочевыводящие органы Почки Мочеточники Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал
Инструктивная карта. Прочитать в учебнике п. 42. Рассмотрите в учебнике рис. 87 – 89 на стр.214. На поперечном разрезе почки найдите темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый слой (мозговое вещество). Найдите на внутреннем слое пирамидки. Выясните функции почек. Что является функциональной единицей почки? Какое строение имеет нефрон? Прочитай текст и подготовь устный рассказ по плану: а)Заболевания выделительной системы; б)Народная медицина и почечные инфекции; в)Аномалии почек; г) Причины заболевания почек .
Основной функцией нефрона является мочеобразование, которое осуществляется за счёт трёх последовательных процессов: 1) ультрафильтрация (клубочковая фильтрация) – процесс пассивный и неизбирательный, т. к. вместе с отходами из крови удаляются и вещества, необходимые для жизнедеятельности; 2) канальцевая реабсорбция (обратное всасывание) – механизм обратного всасывания воды тесно связан с активным транспортом катионов через плазматические мембраны клеток; 3) секреция (завершающий процесс) – это транспорт веществ из крови в просвет канальцев (мочу).
Образование мочи . Этапы мочеобразования Процессы Где образуется Состав I. Образование первичной мочи ультрафильтрация в почечной капсуле плазма без белка II. Образование вторичной мочи обратное всасывание (реабсорбция), секреция в канальцах мочевина, мочевая кислота, креатинин, креатин
Составьте рассказ по схеме. Кора головного мозга – контроль мочеиспускания Регуляция работы почек Нервная (нервными импульсами) Гуморальная (гормонами) Симпатическая н.с. уменьшает V мочи Парасимпатическая н.с. увеличивает V мочи Гормон вазопрессин уменьшает V мочи (АДГ)
Проверьте свои знания.
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.
Домашнее задание. П. 42. Заполнить таблицу: орган строение функции
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬ ПОЧКИ ПИРАМИДА
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек 8 класс». Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья». Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 кл.: общеобразовательных учреждений/ В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов/ Под ред. Д.И. Трайтака. Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья». О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек». Уроки биологии Кирилла и Мефодия «Биология 8класс». Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Тесты по биологии 6 класс по теме "Органы растений"
Для контроля знаний по теме "Органы растений" разработаны тесты на 2 варианта....
Разработка урока цветоводства в 5 классе по теме:"Органы цветкового растения"
Обобщающий урок цветоводства по теме "Органы цветкового растения" . Данный материал позволяет закрепить и обобщить знания учащихся по теме"Органы цветкового растения"....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...
Урок природоведения в 5 классе по теме "Органы дыхания человека" (конспект + презентация)
Органы дыхания...
Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".
Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств"....
Конспект урока по биологии 6 класс"Выделение"
Технологическая карта урока по биологии 6 класса "Выделение"...