Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Жолтикова Елена Владимировна

 

Урок обобщения и систематизации знаний (в игровой форме)

5 урок из шести по данной теме

Основой игры является классическая игра и игровое поле 3х 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_slozh_i_vych_des_dr.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

5 класс

Математика

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (в игровой форме)

5 урок из шести по данной теме

Основой игры является классическая игра и игровое поле 3х 3

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные задачи

1.Проконтролировать и проверить степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по теме «Десятичные дроби», «Сравнение десятичных дробей», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Разложение десятичной дроби по разрядам», «Решение текстовых задач на движение по течению и против течения»

2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков на материале данного урока

Учебно-организационные

  1. Умение организовывать учебный труд;
  2. Умение организовывать свою познавательную деятельность;
  3. Умение участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Учебно-интеллектуальные

  1. Умение формировать приемы логического мышления

Коммуникативные

  1. Умение пользоваться речью;
  2. Умение слушать и слышать.

      3. Активизировать работу учащихся на уроке за счет вовлечения в игру.

  1. Воспитательные задачи

                    воспитание

  1. САМО контроль

                    оценка

                    проверка

      III. Задачи развития учащихся

  1. Формирование умений формулировать выводы, сравнивать, обобщать изученный материал;
  2. Проводить работу над развитием речи учащихся;
  3. Формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний;
  4. Развивать у учащихся познавательного интереса к предмету через вовлечение ребят в игровую деятельность;
  5. Развивать интеллектуальные способности, мышление учащихся через нестандартные виды, формы работы с учащимися, упражнения.

Дидактические цели (по Паташнику)

Методы организации:

  1. Перцептивные (словесные, наглядные, практические)
  2. Гностические (иллюстративный,)
  3. Логические (анализ, обобщение, сравнение)
  4. Управленческие (самостоятельная работа)

Методы стимулирования и  мотивации:

  1. Стимулирования мотивов (сознательность, настойчивость, убеждение, требование, поощрение)
  2. Стимулирования интереса (создание ситуации успеха, занимательность, дидактическая игра)

Методы контроля и самоконтроля:

  1. Индивидуальные
  2. Фронтальные  

Методы обучения учащихся

  1. Объяснительно-иллюстративный (работа по плану; речевое проговаривание правил, краткие пояснение, заполнение таблиц и др.)
  2. Частично-поисковый (Найди ошибку; Великая мудрость; Секретное послание, и др.)
  3. Исследовательский (задания «на мгновенную догадку», «на сообразительность»)

Оборудование:

  1. игровое поле с названием этапов урока,
  2. индивидуальная карта с заданиями,
  3. лист самоконтроля
  4. знаки для заполнения игрового поля (цветные, отличительные для каждого уч-ся)
  5. портреты Менделеева, Ломоносова, аль-Каши; картинка журавля.

Ход урока

                                                                                                   Число, выраженное десятичным знаком,

                                                                                                   прочтет и немец, и русский,

                                                                                                   и араб, и янки одинаково.

                                                                                                                                                Д. Менделеев

  Сегодня мы с вами обобщим знания, которые уже получили по теме «Десятичные дроби». Эпиграфом к уроку, я взяла слова Дмитрия Менделеева. (учитель читает слова, показывает портрет ученого, объясняет непонятные слова)

На уроке присутствуют учителя нашей школы, все вы их знаете.  Хочу, чтобы вы показали свои знания , желаю всем удачи и хороших оценок.

В клетках поля записаны названия 9 этапов урока.

Свой знак на поле ставит тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Победивший,  имеет право выбора следующего этапа.

  В игре побеждает тот, кому удастся поставить три своих знака в один ряд, если это не удалось, то поставить на поле пять своих знаков.

  По ходу урока вы будете оценивать каждый этап, поэтому даже если вы не победите в игре, можете получить «5»

Игровое поле


Великая мудрость


Секретное послание


Угадай!


Ребусы


Кто быстрее


Зачёт


Самостоятель-

ная работа


Подумай! Сообрази!


Найди ошибку

Итак, игра начинается и на первое поле я сама ставлю фишку; первый этап – Великая мудрость

1.Великая мудрость

Вам предлагается расшифровать высказывание М.В. Ломоносова.

Химия - правая рука физики, математика её глаз

                                                         М.В Ломоносов.

Учитель спрашивает, какие высказывания получились у ребят, вывешивается плакат, портрет ученого Ломоносова.

Выигравший ставит в поле свой знак и  выбирает следующий этап игры.

2. Секретное послание (работа в тетрадях)

Нужно разгадать, какое слово зашифровано

Посчитай, обведи кружочком букву, соответствующую правильному ответу.

1 – 0,999                    0,111 М; 0,001 К; 0,011 П

425 – 2,647                422,353 а; 423,463 о; 422,463 у

83 - 82,877                 1,233 з; 0,233 в; 0,123 ш

37,2 – 0,003               36,197 е; 37,197 и; 36,107 я

Ребята, кокой ответ у вас получился?

Ответ: Каши; портрет аль-Кащи

Аль-Каши Джемшид Ибн Масуд знаменитый ученый средневековья, описавший правила вычислений с десятичными дробями.

У кого все ответы верные и кто получил имя ученого ставит – «5», кто ошибся в одном задании «4»…

Первый ответивший ставит свой знак в поле «Секретное послание»

Остальные оценивают себя по листу самоконтроля.

Самопроверка.

  1,000             425,000               83,000               37,200

- 0,999          -     2,647            -  82,877            -    0,003

---------          ------------           -----------            -----------

  0,001             422,353                 0,123               37,197

У кого четыре плюса? – ставим «5», у кого 3-и ставим «4»…

Выбор следующего задания.

3.Подумай! Сообрази!

Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России.

7,4 + 3,2= ________

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

18,6+4,2= ________

7,5 – 0,7 = ________

5,9 + 0,3= ________

50,2-20,2=________

3 – 0,4 =    ________

9,5 – 4,3 = ________

4,2+2,06= ________

Первый, правильно выполнивший задание ставит свой знак на игровое поле «Подумай! Сообрази!»

Остальные оценивают себя по листу самоконтроля.

Как  вы оценили себя?

Лист самоконтроля

7,4 + 3,2= 10,6

18,6+4,2= 22,8

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

7,5 - 0,7 = 6,8

5,9 + 0,3= 6,2

50,2-20,2=30

3 - 0,4 = 2,6

9,5 - 4,3 = 5,2

4,2+2,06= 6,26

Журавль

Решив этот пример мы узнаем высоту птицы

0,32м + 4дм8см + 7см = _________м    

(0,32м + 4дм8см + 7см = 0,32м + 0,48м + 0,07м = 0,87м)     Ребята встаньте между партами, покажите руками, какая высота у журавля? (ребята показывают, смотрим по метровой линейке)

4. Кто быстрее

(устный счет)

 

                                                                                                                 

 

Восстановите цепочку вычислений, если х = 1,8    

Проверка по плакату.

У кого ответ верный? (ребята поднимают руки)

У кого ошибки? (

5. Зачёт

Учащиеся отвечают у доски, вытягивая билетик

Билет 1

Расскажи, как сравнить дроби 7,399 и 7,4

Билет 2

Укажи два числа, которые на координатном луче расположены между числами 2,1 и 2,2

Сформулируй правило сравнения десятичных дробей.

Билет 3

Расскажи, как сложить десятичные дроби  

0,54 + 24,1789

Билет 4

Расскажи, как вычесть десятичные дроби  

 3 – 0,07

Учащиеся сопровождают свои ответы примерами

Первый, кто отвечает , ставит свой знак в соответствующее поле.

6. Числовые ребусы

7*,9*        23,*4

                                                       +  6,*7       -  *,4*

--------     --------

*2,31        *6,04

Для проверки (сравнивают с примерами на доске - плакат)

   75,94                         23,44

+  6,37                       -   2,40

---------                       ----------

   82,31                         16,04

7. Самостоятельная работа

1.Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.

2.Решите уравнения

а) 6,7 – х = 2,8                                                    в) у – 2,7 = 3,4

б) (х + 3,5) – 4,5 = 2,4                                        г) (7,1 – х) + 3,9 = 4,5.

Лист самоконтроля

Скорость теплохода против течения

Собственная скорость теплохода

Скорость течения

Скорость теплохода по течению

38,4 – 2,8 = 35,6 км/ч

38,4 км/ч

2,8 км/ч.

38,4 + 2,8 = 41,2 км/ч

6,7 – х = 2,8

х = 6,7 – 2,8

х = 3,9

(х + 3,5) – 4,5 = 2,4

х + 3,5 = 4,5 + 2,4

х + 3,5 = 6,9

х = 6,9 – 3,5

х = 3,4

у – 2,7 = 3,4

у = 2,7 + 3,4

у = 6,1

(7,1-х) + 3,9 = 4,5

7,1-х = 4,5 – 3,9

7,1-х = 0,6

х = 7,1 - 0,6

х = 6,5

Проверяем себя по листу самоконтроля.

Выставляем оценки. У кого «5»?, «4»? Где допущены ошибки? Давайте прорешаем вместе и  исправим ошибки.

8. Угадай! Что это?

  1. Открыты в Европе Симоном  Стевином  5б
  1. Используются в науке, промышленности, в сельском хозяйстве, в расчетах.  4б
  2. Правила вычислений похожи на правила вычислений с натуральными числами  3б
  3. Можно выразить с помощью обыкновенной дроби.  2б
  4. В их записи участвует  , .  1б

Кто ответил раньше и получил большее количество баллов, ставит свой знак в поле «Угадай! Что это?»

Выбирает следующий конкурс

9. Найди ошибку

Найди ошибку и исправь её

2,8 + х + 3,7 = 12,5

х + 6,3 = 12,5

х = 12,5 – 6,3

х = 6,2

(5,6 – у) + 3,8 = 4,4

5,6 –у = 4,4 – 3,8

5,6 –у = 0,6

у = 5,6 + 0,6

у = 6,2

Самопроверка

2,8 + х + 3,7 = 12,5

х + 6,5 = 12,5

х = 12,5 – 6,5

х = 6

(5,6 – у) + 3,8 = 4,4

5,6 –у = 4,4 - 3,8

5,6 –у = 0,6

у = 5,6 – 0,6

у = 5

Если вы правильно отыскали ошибки, в обоих уравнениях, то ставьте -  «5»,

Если в одном – «4»

Первый, кто отыскал все ошибки ставит свой знак в поле «Найди ошибку» и имеет право выбрать задание.

Итог урока 

Выигравшему ученику вручается памятный подарок

Все ребята выставляют оценки по итогам баллов за этапы урока. Ребята называют свои оценки. Учитель корректирует их, если надо и выставляет в журнал.

Индивидуальная карта

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Великая мудрость (работа в тетради)

Вам предлагается расшифровать высказывание М.В. Ломоносова.

                                                                                 

                     

 Секретное послание (решай в тетрадях)

Нужно разгадать, какое слово зашифровано

Реши, обведи кружочком букву, соответствующую правильному ответу.

1 – 0,999                    0,111 М; 0,001 К; 0,011 П

425 – 2,647                422,353 а; 423,463 о; 422,463 у

83 - 82,877                 1,233 з; 0,233 в; 0,123 ш

37,2 – 0,003               36,197 е; 37,197 и; 36,107 я

    Подумай! Сообрази! (Работай в карточке)

Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России.

7,4 + 3,2= ________

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

18,6+4,2= ________

7,5 – 0,7 = ________

5,9 + 0,3= ________

50,2-20,2=________

3 – 0,4 =    ________

9,5 – 4,3 = ________

4,2+2,06= ________

  Кто быстрее (работай в карточке)

(устный счет)

       

Восстановите цепочку вычислений, если  х = 1,8    

   Самостоятельная работа (работа в тетради)

1.Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.

2.Решите уравнения

а) 6,7 – х = 2,8                                                    в) у – 2,7 = 3,4

б) (х + 3,5) – 4,5 = 2,4                                        г) (7,1 – х) + 3,9 = 4,5.

Числовые ребусы (работа в тетради)

7*,9*        23,*4

                                                                                        +  6,*7       -  *,4*

--------     --------

                                                                                          *2,31        *6,04   

Найди ошибку (работа в карточке)

Найди ошибку и исправь её

2,8 + х + 3,7 = 12,5

х + 6,3 = 12,5

х = 12,5 – 6,3

х = 6,2

(5,6 – у) + 3,8 = 4,4

5,6 –у = 4,4 – 3,8

5,6 –у = 0,6

у = 5,6 + 0,6

у = 6,2

Лист для самопроверки

Секретное послание 

Самопроверка.

  1,000             425,000               83,000               37,200

- 0,999          -     2,647            -  82,877            -    0,003

---------          ------------           -----------            -----------

  0,001             422,353                 0,123               37,197

Подумай! Сообрази!

7,4 + 3,2= 10,6

18,6+4,2= 22,8

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

7,5 - 0,7 = 6,8

5,9 + 0,3= 6,2

50,2-20,2=30

3 - 0,4 = 2,6

9,5 - 4,3 = 5,2

4,2+2,06= 6,26

Самостоятельная работа

Лист самоконтроля

Скорость теплохода против течения

Собственная скорость теплохода

Скорость течения

Скорость теплохода по течению

38,4 – 2,8 = 35,6 км/ч

38,4 км/ч

2,8 км/ч.

38,4 + 2,8 = 41,2 км/ч

6,7 – х = 2,8

х = 6,7 – 2,8

х = 3,9

(х + 3,5) – 4,5 = 2,4

х + 3,5 = 4,5 + 2,4

х + 3,5 = 6,9

х = 6,9 – 3,5

х = 3,4

у – 2,7 = 3,4

у = 2,7 + 3,4

у = 6,1

(7,1-х) + 3,9 = 4,5

7,1-х = 4,5 – 3,9

7,1-х = 0,6

х = 7,1 - 0,6

х = 6,5

Найди ошибку

Самопроверка

2,8 + х + 3,7 = 12,5

х + 6,5 = 12,5

х = 12,5 – 6,5

х = 6

(5,6 – у) + 3,8 = 4,4

5,6 –у = 4,4 - 3,8

5,6 –у = 0,6

у = 5,6 – 0,6

у = 5

 

Билет 1

Расскажи, как сравнить дроби 7,399 и 7,4

___________________________________________________

Билет 2

Укажи два числа, которые на координатном луче расположены между числами 2,1 и 2,2

Сформулируй правило сравнения десятичных дробей.

___________________________________________________

Билет 3

Расскажи, как сложить десятичные дроби  

0,54 + 24,1789


 



Билет 4

Расскажи, как вычесть десятичные дроби  

 3 – 0,07




Лист для самопроверки

Секретное послание 

Самопроверка.

  1,000             425,000               83,000               37,200

- 0,999          -     2,647            -  82,877            -    0,003

---------          ------------           -----------            -----------

  0,001             422,353                 0,123               37,197

Лист для самопроверки

Секретное послание 

Самопроверка.

  1,000             425,000               83,000               37,200

- 0,999          -     2,647            -  82,877            -    0,003

---------          ------------           -----------            -----------

  0,001             422,353                 0,123               37,197

Подумай! Сообрази!

7,4 + 3,2= 10,6

18,6+4,2= 22,8

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

7,5 - 0,7 = 6,8

5,9 + 0,3= 6,2

50,2-20,2=30

3 - 0,4 = 2,6

9,5 - 4,3 = 5,2

4,2+2,06= 6,26

Подумай! Сообрази!

7,4 + 3,2= 10,6

18,6+4,2= 22,8

6,2

62

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

К

С

В

Х

Л

М

Ь

7,5 - 0,7 = 6,8

5,9 + 0,3= 6,2

50,2-20,2=30

3 - 0,4 = 2,6

9,5 - 4,3 = 5,2

4,2+2,06= 6,26

Самостоятельная работа

Скорость теплохода против течения

Собственная скорость теплохода

Скорость течения

Скорость теплохода по течению

38,4 – 2,8 = 35,6 км/ч

38,4 км/ч

2,8 км/ч.

38,4 + 2,8 = 41,2 км/ч

6,7 – х = 2,8

х = 6,7 – 2,8

х = 3,9

(х + 3,5) – 4,5 = 2,4

х + 3,5 = 4,5 + 2,4

х + 3,5 = 6,9

х = 6,9 – 3,5

х = 3,4

у – 2,7 = 3,4

у = 2,7 + 3,4

у = 6,1

(7,1-х) + 3,9 = 4,5

7,1-х = 4,5 – 3,9

7,1-х = 0,6

х = 7,1 - 0,6

х = 6,5

Самостоятельная работа

Скорость теплохода против течения

Собственная скорость теплохода

Скорость течения

Скорость теплохода по течению

38,4 – 2,8 = 35,6 км/ч

38,4 км/ч

2,8 км/ч.

38,4 + 2,8 = 41,2 км/ч

6,7 – х = 2,8

х = 6,7 – 2,8

х = 3,9

(х + 3,5) – 4,5 = 2,4

х + 3,5 = 4,5 + 2,4

х + 3,5 = 6,9

х = 6,9 – 3,5

х = 3,4

у – 2,7 = 3,4

у = 2,7 + 3,4

у = 6,1

(7,1-х) + 3,9 = 4,5

7,1-х = 4,5 – 3,9

7,1-х = 0,6

х = 7,1 - 0,6

х = 6,5

Найди ошибку

Самопроверка

2,8 + х + 3,7 = 12,5

х + 6,5 = 12,5

х = 12,5 – 6,5

х = 6

(5,6 – у) + 3,8 = 4,4

5,6 –у = 4,4 - 3,8

5,6 –у = 0,6

у = 5,6 – 0,6

у =5

Найди ошибку

Самопроверка

2,8 + х + 3,7 = 12,5

х + 6,5 = 12,5

х = 12,5 – 6,5

х = 6

(5,6 – у) + 3,8 = 4,4

5,6 –у = 4,4 - 3,8

5,6 –у = 0,6

у = 5,6 – 0,6

у =5

х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"

Данную разработку можно использовать на уроках математики в 5 -м классе ....

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок обобщения и систематизации по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Урок математики - 5 класс "Сложение, вычитание десятичных дробей"

Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение, вычитание десятичных дробей" - урок закрепления знаний.Математика 5 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Методическая разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели урока:образовательная (создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей); развивающая  (создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, ср...

Методическая разработка урока. 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока в 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей", с целью отработки вычислительных навыков. Данный урок составлен ...