"Повышение вычислительной культуры учащихся"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Доклад "Повышение вычислительной культуры учащихся" был представлен на МО математиков школы, цель улучшение и повышение качества вычислительной культуры учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_vychislitelnoy_kultury_uchashchihsya.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красновеликанская основная общеобразовательная школа
2012 учебный год
Доклад
Тема: «Повышение вычислительной культуры учащихся»
Учитель: Лопатина О.Н.
Повышение вычислительной культуры учащихся.
Развитие общества требует постоянного улучшения качества обучения, трудового и нравственного воспитания учащихся. Поэтому, важнейшей задачей обучения математике является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися математическими знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни и в работе каждого члена современного общества.
В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки учащихся в системе общего образования. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащихся.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях целенаправленного их формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и их особенности
При обучении вычислениям и совершенствовании техники счета необходимо отчетливо представлять, какие умения и навыки у учащихся необходимо сформировать. Перечислим наиболее важные из них.
В письменных вычислениях данные числа, знаки арифметических действий, промежуточные и окончательные результаты записываются. Поскольку качество записей оказывает существенное влияние на успех вычисления, то учащимся необходимо владеть следующими навыками:
отчетливо писать математические символы (цифры, знаки препинания, знаки арифметических действий);
цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий;
безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел.
При устных вычислениях надо помнить данные числа и законы действий над ними. При этом формирование навыков устных вычислений связано с выработкой навыка запоминания чисел, выявления особенностей отдельных чисел.
Правила и приемы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не только потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками, но и потому, что они ускоряют письменные вычисления, позволяют усовершенствовать их. Наличие у учащихся навыков устного счета влияет на степень отработки у них рациональных и безошибочных вычислительных умений. Например, без навыков устного использования таблиц сложения и умножения невозможно в совершенстве овладеть умениями в выполнении арифметических действий.
Для того чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, учащемуся достаточно уметь устно:
складывать и умножать однозначные числа;
прибавлять к двузначному числу однозначное;
вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное (преимущественно из числа, меньшего 20);
складывать несколько однозначных чисел;
складывать и вычитать двузначные числа;
делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком;
производить действия (на основе знаний правил) с дробными числами.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Умения в применении правил арифметических действий с многозначными числами, и учащиеся приобретают в начальной школе. Поэтому уровень, вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
В 1–4 классах учащиеся обучаются выполнению арифметических действий над натуральными числами. При этом должны быть выработаны прочные навыки письменного сложения, вычитания и умножения двух-трехзначных чисел, а также деления чисел на одно- и двузначное число, что предполагает знание наизусть таблиц сложения и умножения однозначных чисел. Формирование навыков письменных вычислений, а в простейших случаях, и устных, следует довести до уровня, обеспечивающего беглое и безошибочное выполнение вычислений.
В 5–6 классах учащиеся овладевают навыками вычисления с натуральными и целыми числами, с обыкновенными и десятичными дробями. При этом алгоритмы вычислений с двух-трехзначными числами должны быть отработаны с учащимися до автоматизма; учащиеся должны свободно производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров и умножение двузначного числа на однозначное, на сложение двух дробей в простейших случаях. Все вычисления должны производиться достаточно бегло; их включение в выполнение более сложных вычислений не должно затруднять учащихся
Для формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков существует много различных методических приемов. Ребята, у которых прочные вычислительные навыки, гораздо лучше занимаются по математике и с большим увлечением. Прочные вычислительные навыки от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Учителю же это облегчает урок тем, что он может обращать внимание ребят на что-то другое, требующее больше усилий и понимания.
То время, которое отводится на уроке для устного счета не достаточно для развития прочных вычислительных навыков, если нет системы устного счета.
Вот один из опытов передового учителя Л.К.Борткевич.
Существует много простых и доступных эффективных игр типа «Быстрый счетчик», «Математическое лото», «Математический футбол» и т.д. Для слабых учеников это разнообразие недостаточно. Им нужно иметь систему упражнений и дома.
Учитель делится с ними , какие карточки используются на уроке для устного счета. Взглянув на эту карточку, сразу видно. Что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и тоже правило. По вертикали – примеры на разные правила. Сначала предлагается детям считать примеры по горизонтали строка за строкой, а затем предлагается устный счет в столбик, таким образом, одна и та же карточка используется для устного счета , но на разные правила
Следующий этап работы с карточками – счет на время. К этому виду работы можно приступить в том случае, если класс подготовлен, счет на время от 28 до 65 примеров в минуту. Важно привлечь к этой работе родителей, чтобы родители дома высчитывали, сколько примеров в минуту сосчитал их ребенок.
Нагрузка может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от определенных условий (здоровье ребенка, состояния и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Повышение вычислительной культуры(устный счет), 5-6 класс"
- Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, оперативную память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают...
Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.В данной работе приведён дидактический материал по математи...
Выступление на ШМО учителей математики "Повышение вычислительной культуры учащихся"
О необходимости развития вычислительных способностей, навыков у учащихся на уроках математики....
Повышение вычислительной культуры школьников на уроках и внеклассных занятиях по математике
Проектная работа...
ПОВЫШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Работая учителем математики я неоднократно, обращалась к теме «Повышение вычислительной культуры обучающихся», потому что было замечено, чем лучше ученик считает, тем он быстрей и качестве...
Методическая разработка "Повышение вычислительной культуры учащихся"
Об уровне вычислительной культуры учащихся можно судить по их умению с достаточной беглостью выполнять устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вы...
Устный счет как способ повышения вычислительной культуры учащихся
Формирование и развитие вычислительных навыков обучающихся — одна из задач школьного математического образования. Решением этой задачи активно занимаются в начальной школе, а также в 5–6 к...