Урок математики на тему «Встречаем Наурыз. Все действия с десятичными дробями»
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Урок математики "Встречаем Наурыз. Действия с десятичными дробями" является обобщающим в разделе "Десятичные дроби и действия над ними" и предназначен для обучающихся 5 класса. Цель данного урока обобщение знаний по данной теме, воспитание патриотизма, любви к Родине, интерса к истории и национальным традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_na_temu.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Гринцева Наталья Николаевна

учитель математики

КГУ «Средняя школа № 14»

город Сатпаев Крагандинская область

Республика Казахстан

Класс - 5

Тема урока

«Встречаем Наурыз. Все действия с десятичными дробями».

Задачи урока:

Обучающие:

  1. обобщить и систематизировать знания по теме “Десятичные дроби”;
  2. решать задачи, используя известные действия с дробями.

Воспитательные:

  1. содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности;
  2. содействовать воспитанию интереса к математике как науке, культуры общения способствующей созданию благоприятного психологического климата; взаимоуважения, патриотизма, любви к Родине, интереса к истории и национальным традициям своего народа.

Развивающие:

  1. содействовать развитию  логического мышления, памяти, внимания, воображения,  мыслительной деятельности, процессов анализа, сравнения, обобщения.
  2. развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач на дроби; доказывать, сравнивать;
  3. совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Оборудование: интерактивная доска, карточки-помощники, карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, настрой).

Прозвенел уже звонок, 

Начинаем наш урок.

Все на месте, все в порядке.

Книга, ручка и тетрадка, 

Карандаш, линейка тут?

Все готово, знанья ждут. (слайд 2)

- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Приближается светлый праздник НАУРЫЗ. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия – 22 марта. В это время день равняется ночи.

Наурыз – один из самых ярких и очень древних праздников. Есть сведения о его существовании еще до нашей эры. Но к нам в Казахстан из глубины веков он вернулся не так давно, однако успел занять особое место в календаре, потому что он всегда жил в памяти народной

Наурыз – это праздник надежд. Издревле степняки ждали этот день: сброшена тяжелая ноша зимы. День весеннего равноденствия утвердил поворот к лету – значит, степь зазеленеет разнотравьем, у скота будет корм, а в юртах – благополучие. (слайд 4)

Приходит снова юная весна

Да будет изобильною она

За праздничным и щедрым дастарханом,

Надежды и доверия полна.

Я счастлива, что обновляя жизнь,

Вернулся в край мой Наурыз.  (слайд 5)

II. Постановка целей.

Сегодняшний наш обобщающий урок математики по теме «Действия с десятичными дробями» мы посвятим празднику Наурыз. Мы узнаем о традициях и ритуалах казахов. Также повторим все действия с десятичными дробями, решим примеры, уравнения, вспомним решение задач. Думаю, что все вы справитесь с заданиями, будете работать дружно, помогать друг другу. А затем как вы поработаете, будет наблюдать Кадыр – ата. 

Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». (слайд 6)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

III. Актуализация знаний.

В этот праздник зазывалы – жаршы объезжают аулы и приглашают всех на праздник. Раздают пригласительные билеты. 

Чтобы и нам получить билет на прекрасный праздник Наурыз необходимо правильно прочитать дроби, изображенные на экране.

Устный счет. (слайд 7)

13,56                         89,05                        8,425        

0,07                         25,028                65,004

124,01                         178,006                2,075

117,04                         6,37                        4,1256

5,007                         46,003                5,064

203,017                16,03                        22,125

86,091                         81,306                43,05

95,503                        27,514                12,45

IV. Работа по теме урока.

Прежде чем мы перейдем к празднованию Наурыза предлагаю вспомнить правила выполнения действий с десятичными дробями.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Чтоб сложить дробь с дробью десятичной,
Помни правило нетрудное отлично.
Запиши одну дробь под другой.
Запятая чтоб пришлась под запятой.
Для удобства действия с дробями
Знаки десятичные уравняй нулями.
Теперь складывай те числа фигурально,
Как ты делал это в числах натуральных.
А советы по ответу будут уж простыми.
Запятую подпиши под запятыми.

(слайд 8-10)

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

Умножение (слайд 11).

Чтоб деление дробей было реальное,
Преврати делитель в число натуральное.
И. деля на число натуральное,
Запятой найди место нормальное:
Целой части деленье закончишь когда,
Запятую в частном ставь тогда. (слайд 12-14)

А для того, чтобы в дальнейшем правильно и быстро решать все задания вам предлагаются «карточки-помощники» (Приложение 1), которые придут к вам на помощь в случае затруднения.

Продолжаем отмечать наш праздник.

1. Празднование Наурыза начинают традиционной встречей рассвета со старинного ритуала: «Булак корсен – козiн аш»- «Увидишь родник - расчищай его исток». 

Расчистите родник, выполнив задание на карточках. (слайд 15) 

Работа в парах. На каждую парту выдается карточка с заданием.

Поработали, надо немного и отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз). (слайд 16)

2. Очистив родник, люди готовятся к посадке растений, приговаривая «Адамнан мал калганша, тал калсын» - «Пусть от человека в памяти останется одно дерево, нежели стадо». (слайд 17) Мы тоже начнем подготовку к весенним работам.

Для этого решим задачи (решение по рядам). (слайд 18)

№ 1 Два джигита вышли из разных аулов навстречу друг другу. Скорость одного из них 3,8км/ч, а другого на 0,4км/ч больше. Через 0,5 ч они встретились. Какое расстояние было между ними в начале пути?

№ 2. Юрта состоит из трех частей – кереге (решетчатой стены), уыков и круглого верхнего свода – шанырака. Высота кереге составляет 1,4 м, а высота уыков на 0,6 м больше, чем высота кереге. Найти высоту шанырака, если высота юрты равна 4,2 метра. Чему равна общая высота 6 таких юрт.

№ 3. Во время скачек всадник, который выиграл забег, преодолел расстояние в 25 километров за 0,5 часа. А всадник пришедший последним преодолел это же расстояние за 0,8 часа. На сколько скорость первого всадника больше скорости последнего?

Учащимся дается время на решение задачи, затем один человек с каждого ряда выходит для защиты своей работы к доске.

3. Люди приводят в порядок свое жилище, внешний вид, расплачиваются с долгами, накрывают дастархан, готовят праздничное блюдо. Как называется это блюдо? Из скольких компонентов состоит это блюдо?

Наурыз – коже. (слайд 19)
• Мясо
 
• Соль
 
• Жир
 
• Лук
 
• Пшеница
 
• Курт
 
• Иримшик (творог)

Предлагаю решить задачу для того, чтобы приготовленное Наурыз-коже получился очень вкусным. (слайд 20)

Для мясной части:

  1. конина и баранина — по 250 г
  2. шужук, казы (разновидности конской колбасы) по 50 г;
  3. жал, жая (конина с околопозвоночной области и шеи) по 50 г
  4. сурет (вяленая конина) — по 50 г 
  5. печень баранья — 100 г
  6. почки бараньи — 50 г
  7. вода — 6 стаканов (1,2 кг)

Для молочной части:

  1. молоко овечье и коровье — по 2 стакана (по 0,4 кг)
  2. катык (айран) — 3 стакана (0,6 кг)
  3. кумыс — 1 стакан (0,25 кг)
  4. сузбе (творог) — ½ стакана (130 г)
  5. курт (высушенный соленый творог) — ½ стакана (110 г)
  6. сливочное масло — 100 г

Для крупяно-овощной части:

  1. пшено — 1 стакан (200 г)
  2. пшеница или рис — ½ стакана (180 г)
  3. лук репчатый — 4 шт. (500 г)
  4. чеснок — 1 головка (50 г)
  5. перец стручковый жгучий — ¼ шт.
  6. вода — 3 стакана (600 г).

Сколько всего продуктов необходимо для приготовления Наурыз-коже?

Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

4. Празднование заканчивалось состязанием акынов. (слайд 21) Кого называют акынами? Мы на уроке математики посостязаемся в решении уравнений. 

(учащимся выдан лист с уравнениями.) 

х + 1,2 = 7,8

у – 1,5 = 5

1,8 * c = 3,6

1 : b = 0.04

8,6 – p = 3,6

3,9 + x = 4,5

a : 20,2 = 0,3

y * 0,5 = 75

Проверка с помощью доски (слайд 22).

5. В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан. (слайд 23)  Давайте и мы покачаемся на качелях и решим задания.

Найдите ошибки (слайд 24)

а) 0,134 * 1000 = 13,4 
б) 16,12 : 4 = 4,3
 
в) 1,06 + 0,4 = 1,1
 
г) 5,72 - 0,2 = 5,7
 
д) 16,5 : 0,1 = 1,65

е) 3,2 * 100 = 0,032
ж) 27,18 : 3 = 9,6
 
з) 2,7 + 0,03 = 3
и) 3,61 - 0,1 = 3,6
к) 5 : 100 = 0,05.

Где поставить запятую, чтобы равенство было верным: (слайд 25)

5 2  +  1 8  =  7

3  +  1 0 8  =  4 0 8

6 3  –  2 7  =  6 0 3

2 0  –  4 8  =  1 5 2

6 0  –  7 3  =  5 2 7

V. Информация о домашнем задании. (слайд 26)

№ 1237, 1244

VI. Итог урока. Рефлексия. (слайд 27)

На экране появляется анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

В праздник Наурыз люди просили друг у друга прощения. Они обнимались, похлопывая по плечу, произносили такие слова: «Не держи на меня зла, не таи обиды. Прости, если я тебя когда –то обидел. Желаю тебе здоровья и благополучия» 

Давайте и мы последуем примеру и попросим друг у друга прощение. Мне очень хотелось бы, чтобы вы не только знали, помнили традиции и обычаи, но и уважали, и соблюдали их. Может тогда на земле не будет войн между народами, люди научаться понимать друг друга и прощать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики для 5-го класса "Все действия с десятичными дробями"

Данный урок посвящён Году экологии - 2013. В разработке можно найти много интересных фактов, касающихся охраны окружающей среды, которые применимы на уроке математики....

Урок математики в 5 классе Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей

Урок математики в 5 классе Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей...

Конспект урока математики в 8 классе " Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10 и 100"

Конспект урока математики в 8 классе  "Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10 и 100" для обучающихся с УО (ИН)...