Экологические задачи: математика+краеведение (Республика Хакасия)
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Пояснительная записка.
В течение многих лет я совместно с учащимися школы разрабатывала математические задания на местном краеведческом материале. Задания предлагаются для работы на уроках математики, на внеклассных занятиях, во время итогового повторения, при проведении внеклассных мероприятий по НРК и элективных курсов по краеведению.
Все задания - с определённой зашифрованной информацией. Решается задание, отгадывается ключевое понятие. После этого идёт комментарий учителя или выступление специально подготовившихся учащихся. В большинстве случаев занятие проводится в форме семинара или путешествия на этнографическом поезде по станциям.. Данная форма проведения уроков позволяет учащимся расширить кругозор в историческом, экологическом, этническом аспекте, помогает пополнить лексический запас новыми терминами и узнать об их этимологическом происхождении, позволяет получить много дополнительной информации о прекрасной природе нашей малой родины, её археологических, исторических и ландшафтных памятниках, пещерных комплексах, ботанических, зоологических и водных особо охраняемых территориях. Разделы, которые охвачены в многолетней работе: «Природные условия», «Историко-культурные памятники», «Пещерные комплексы», в разделе «Это интересно узнать!» учащиеся имеют возможность познакомиться с национальной кухней, народным искусством и многим другим.
В данной работе охвачена лишь малая часть задач, разработанных автором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikaz.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические задачи: математика+краеведение (Республика Хакасия)
Тахтаракова Валентина Анатольевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов», Республика Хакасия.
Вступление
Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждёт тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречён на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица Земли.
Чтобы такого не случилось с Россией, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать историю каждого из этих народов, гордиться её культурой и передавать эти знания и любовь своим детям. Только тогда можно говорить о том, что у нас есть будущее.
Нам, жителям прекрасной Республики Хакасия, есть чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озёра, горные хребты, реки и речушки, спешащие к Енисею, молчаливые, таинственные скалы по их берегам, вековая тайга… Но самое ценное, что есть на нашей земле – это её история, уходящая корнями в глубь веков.
Станция «Каменные памятники Республики Хакасия» (5 класс)
Среди хлебов и пашен, на степных просторах нашей республики, в зелёных долинах подтаёжных речек, по берегам пресных и солёных озёр и даже на голых вершинах сопок – всюду расположены сотни и тысячи древних курганов. То это большие земляные бугры, окружённые оградами из плит с высокими вертикальными камнями по углам, то плоские каменные оградки, то выкладки из обломков скалы и плитняка. Встречаются и одиноко стоящие каменные столбы, часть из которых – древнейшие бесценные скульптуры, изображающие божеств давно исчезнувших племён, живших здесь не менее 5 тысяч лет назад. Благодаря этим памятникам по всему миру идёт слава об особом, удивительном курганном крае – Республике Хакасия. Особую ценность представляют остатки мест древних захоронений - курганных могильников, древних поселений, замков, каменных изваяний и писаниц. Специалисты называют Хакасию «археологической Меккой». Но среди всех курганов есть один, размеры которого потрясают. Узнайте его название.
Буква | Задание | Решение | Ответ | Ответ и комментарий: Салбыкский курган, возведённый в конце 6 века до н.э. был грандиозным сооружением, сравнимым по масштабу с египетскими пирамидами. Своими размерами курган впечатляет и сейчас. К моменту начала раскопок это был огромный оплывший земляной холм высотой 11 метров и диаметром 120 метров. Первоначальная высота земляной пирамиды 25 – 30 метров. Каменная ограда этого кургана (70х70 м) построена из плит весом от 20 до 60 тонн, неизвестно каким образом доставленных из каменоломни, расположенной в 15 км отсюда. Справка. На этом курганном поле, на площади в несколько десятков квадратных километров, расположено 50 больших курганов. Это поле – могильник «долина царей» Минусинской котловины скифского времени. Обращение к туристам. Не оставляйте мусор и свои надписи на памятниках старины! |
Л | 10 *1,22 | 10*1,44 | 14,4 | |
К | 0,32 + 0,42 | 0,09+0,16 | 0,25 | |
А | (0,5 + 0,2)2 | 0,7*0,7 | 0,49 | |
Р | 0,062 * 100 | 0,0036*100 | 0,36 | |
Ы | 0,82 + 0,62 | 0.64+0,36 | 1 | |
С | 1,52 – 0,9 | 2,25-0,9 | 1,35 | |
И | 2,3 – 1,32 | 2,3-1,69 | 0,61 | |
Й | 0,92 + 1,42 | 0,81+1,96 | 2,77 | |
Е | 4 – 0,62 *5 | 4-1,8 | 2,2 | |
Б | 2,52 – 1 | 6,26-1 | 5,25 |
1,35 | 0,49 | 14,4 | 5,25 | 1 | 0,25 | 1,35 | 0,25 | 0,61 | 2,77 |
С | А | Л | Б | Ы | К | С | К | И | Й |
Станция «Цветочная» (6-7 класс). Растительность нашей республики очень разнообразна. Она насчитывает более 1,5 тысяч видов высших растений. Луга и луговые степи представляют собой природные цветники поразительной красоты. Цветение начинается ранней весной и идёт набегающими друг на друга волнами, непрерывно меняющими красочную гамму широких травяных просторов. Преобладающими становятся то золотистые, то светло – голубые, то фиолетово - синие оттенки. В самое жаркое время степи выгорают и приобретают серо – жёлтый колорит.
1) Полевые огоньки. Расшифруйте научное и местное название цветов, которые чрезвычайно широко распространены в наших краях – от степи до высокогорных лесов и тундры. Этот цветок – на гербе столицы нашей республики, в его честь назван народный фольклорный ансамбль. Найдите на циферблате часов букву, соответствующую найденному ответу
№ | Упростите выражения. Если известно значение переменной, найдите их значения. | Ответ | Буква |
1 | 9 (х – 1) + 15 – 9х = | 6 | К |
2 | 4! : 2= | 12 | У |
3 | х = -1, 20х9: 2х7 = | 10 | П |
4 | в = -1, 3в *3в3 * (-в)3 = | 9 | А |
5 | х =1, х5 * 2х2 = | 2 | Л |
6 | с = 3, п = 2, (сп)2 : с3 = | 3 | Ь |
7 | п =1, 2п+8 * 22п -8 = | 8 | Н |
8 | (72)3: 492 – 42 = | 7 | И |
9 | 125-3 : 5-10 = | 5 | Ц |
10 | п =1, 3п * 3п = | 3 | А |
РЕБЯТА!
Численность прекрасных цветов из года в год сокращается в результате сбора больших букетов, особенно вблизи населённых пунктов. Не рвите их и не давайте это делать другим. Давайте сохраним красоту нашей природы, сбережём её для будущих поколений.
К сведению. Купальница азиатская - научное название. Но мы привыкли к другому названию: жарки. Это очень красивые оранжевые или красные цветы, которые издалека выглядят как огоньки На гербе столицы Республики Хакасия города Абакана – синие волны Енисея, древнейшие каменные изваяния и цветок купальницы, символизирующий красоту и процветание.
Народному хакасскому танцевальному ансамблю дали название этого цветка за то. что их выступления так же ярки, красочны, самобытны и так же не похожи ни на какие другие, как и эти пылающие огнём сибирские цветы.
2) Сибирская экзотика. Эти цветы – поразительно изящного рисунка, нежных расцветок и необычного экзотического вида поплатились за свою исключительную красоту. Люди практически уничтожили их. Если вам повезёт встретить их, просто полюбуйтесь и пройдите мимо. Знайте, что их осталось совсем мало, и они занесены в Красные книги Хакасии и России как исчезающие виды. Расшифруйте их название.
М. , если у= -5 | Ответ: 1,2 | Ответ. Растительность РХ насчитывает 1526 видов высших растений. В Красную книгу РХ занесено 148 их видов, среди которых и венерин башмачок. Цветок этот развивается очень медленно и зацветает только на 10-15 год. Чуть зазеленеют горные склоны, появляются ранневесенние цветы подснежники – лютики. Зацвел ирис, лилия (мы привыкли называть этот цветок – саранка) и всё вокруг в очередной раз преобразилось. На некоторых озёрах встречаются кувшинки. Иногда цветы в период бабьего лета цветут второй раз. Но великолепие первого цветения уже не повторяется. |
А. , если у= 4 | 0,75 | |
Ч. ,если в = -5 | - 1,6 | |
Ш. ,если у=1 | 4,5 | |
Б. ,если у=100 | 0,99 | |
К. ,если в= 3 | 0 | |
О. , если а = -2 | -10 |
0,99 | 0,75 | 4,5 | 1,2 | 0,75 | -1,6 | -10 | 0 | ||||||||
Б | А | Ш | М | А | Ч | О | К | В | Е | Н | Е | Р | И | Н |
Станция «Фольклорная» 1. (6-7 класс). Назовите традиционный символ женской красоты, воспеваемый в эпосах многих народов мира, в том числе в хакасском героическом эпосе «Алтын - Арыг», повествующем о трёх поколениях народных богатырей. Эта поэма - одна из лучших среди многих хакасских богатырских поэм. А. красивая фигура. Б. красивый нос. В. красивые волосы. Г. красивые брови. Заполните таблицу 1, расшифровка – по таблице 2.
Таблица 1 | Таблица 2. | Комментарий | |||||||
х | х2 | х3 | х4 | х | х2 | х3 | х4 | Красивые волосы олицетворяли многочисленные косички. Их обладательница носила постоянный эпитет «Прекрасная». В тексте эпоса говорится, что до замужества хакасские девушки носили 50- 60 мелких косичек (сюрмес). Обычно волосы делились на две части с пробором посередине головы и на уровне виска заплетались в косички с левой и правой стороны. У кончика каждой косички вплетали монисто, бисер, кораллы. Косички, ниспадая с головы, прикрывали спину и плечи девушки. На голове девушка всегда носила цветной шерстяной платок с длинными кистями, который спереди укладывался в виде высокой короны, концы платка завязывались сзади. Но в реальной жизни плели самое большее 20 косичек. | |
2 | 2 | А | К | Ю | |||||
-1 | -1 | Э | М | Э | |||||
0,2 | 0,2 | В | И | Б | |||||
- 0,1 | - 0,1 | У | Н | Е | |||||
3 | 3 | Ш | С | О | |||||
5 | 5 | Д | Р | Й | |||||
-2 | -2 | А | Т | Ю |
27 | 16 | 125 | -1 | 0,0001 | 27 |
С | Ю | Р | М | Е | С |
2. (8-9 класс). Из всех предметов декоративно- прикладного искусства можно особо выделить народный хакасский костюм, который, как и орнамент, пронёс через века все наслоения и стили разных эпох и культур и в результате представляет собой уникальный комплекс.
Задание. Узнайте название съёмного оригинального украшения хакасской женщины.
№ п/п | Найти область определения функции | Решение | Графическая иллюстрация | Ответ | Буква |
1 | |||||
2 |
| ||||
3 |
| ||||
4 |
Ответ. В ансамбль женской одежды входило ПОГО (нагрудник) – подковообразное или полусферическое по форме изделие, на которое пришивались перламутровые бляшки с кораллами посередине и обшитые мелкими коралловыми бусинками и бисером.
Глядя на образец, придумайте свои варианты украшения.
Станция «Жемчужная» (9 класс)
Озёра в нашей республике встречаются повсеместно. Общее их количество – около 120 крупных и малых озёр, сосредоточенных в высокогорном и степном поясах. Наиболее крупные из них находятся в Ширинском районе. Все озёра различны по происхождению, площади, глубине и степени минерализации. Среди озёр есть и пресные, и солёные, многие из которых обладают ценными лечебными свойствами. Наиболее известны своими бальнеологическими свойствами озеро Шира, Белё, Утичье, Алтайское, Тус, Шунет, Ханкуль и ряд более мелких озер. А это озеро расположено в холмистой безлесной степи. Его часто называют Сибирским «мёртвым» морем. Узнайте его название.
№ | Пример | Ответ | Буква | Справка. |
1 | 4 * 2-2 | 1 | С | Озеро имеет неправильную изогнутую форму. Площадь - 2,65 кв.км, длина береговой линии 8км. Максимальная глубина 4,5 метра. Пахнет сероводородом. Название озера «Тус» - в переводе с тюркского СОЛЬ. Вода настолько солёная и плотная, что здесь можно лежать на воде и читать газету. Это маленькое Мёртвое море. Рыбы нет, только красного цвета рачки размером с глаз комара. |
2 | (4-1)2 | 1/16 | О | |
3 | 3-1 * 3-2 | 1/27 | У | |
4 |
| 1/3 | Т | |
5 | (3)-2 | 1/18 | Ь | |
Таблица ответов | ||||
1/3 | 1/27 | 1 | ||
Т | У | С |
Обращение. Ребята, приходя на берег реки или озера, не оставляйте мусор на его берегах, берегите цветы, обязательно потушите костёр
ГГ
П
О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...
Доклад на заседании районного методического объединения по теме "Анализ результатов единого государственного экзамена по химии в Республике Хакасия"
В докладе показано процентное соотношение результатов сдачи ЕГЭ по химии в 2010-2012 годах. Указан средний балл, общие результаты экзамена, динамика по максимальным тестовым баллам. Указаны лучшие обр...
Коллекции изделий для конкурсов дефиле "Кутюрье -21 век" (Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 2008-2013 гг.)
Под моим руководством учащиеся средних и старших классов изготавливают коллекции изделий из нетрадиционных и тканых материалов, которые становятся призерами конкурсов различных уровней...
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
Создание сетевого инновационного образовательного кластера по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия
Наиболее эффективным условием взаимодействия с учениками, учителями, семьей, обществом в целом является сетевой характер взаимодействия социальных институтов. Формирование образовательного кластера сп...
Основные направления и содержание деятельности военно- патриотических объединений города Абакана Республики Хакасия
В статье раскрываются основные направления деятельности военно-патриотических объединений города Абакана Республики Хакасии и основное содержание этой деятельности на протяжении 17 лет с момента образ...
Развитие познавательного интереса через краеведческие математические задачи Республики Хакасия
Национально – региональный компонент предполагает введение в практику школ: предметов национально-краеведческого характера; социально-ориентированных курсов подготовки к будущей профессии; испол...