Развитие познавательного интереса через краеведческие математические задачи Республики Хакасия
статья по математике (5, 6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краеведческие математические задачи Хакасии | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческих математических задач.
Национально – региональный компонент предполагает введение в практику школ: предметов национально-краеведческого характера; социально-ориентированных курсов подготовки к будущей профессии; использование средств народной педагогики.
Регионализация математического образования является общественной работой, обеспечивающей учет в педагогическом процессе социально-культурной среды детей, этногеографические и народно-хозяйственные особенности региона. Сущность использования регионального материала заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. При этом под термином «родной край» понимается территория своей административной области, изучаемой как по учебной программе, так и путем знакомства с литературой, содержащей региональный материал. Математика же позволяет сделать доступным для усвоения количественную характеристику региона, позволяет знакомить детей с точными цифрами о местном материале. Решение задач на местном материале помогает учащимся осознать практическую значимость приобретаемых знаний и умений. И одним из способов стимуляции познавательного интереса к урокам математики – это использование регионального материала на уроках.
Таким образом, регионализация образования является одним из главных направлений реформирования образовательной системы Российской Федерации. Принцип регионализации должен затронуть содержание всех учебных дисциплин в школе, в том числе и математики. Благодаря данному принципу решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью. Систематическое и целенаправленное включение регионального материала в уроки математики повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Уровень знаний и положительно сказывается на формировании познавательного интереса школьников к предмету.[1, с.26]
В контексте данной статьи из компонентов учебного комплекса по математике нас интересуют сборники задач и упражнений по математике, которые в дальнейшем будем называть задачниками. Задачники обладают наибольшими потенциальными возможностями реализации национально-регионального компонента содержания математического образования. Задачники, которые имеют «привязку» к определенному региону и способствуют реализации национально-регионального компонента содержания математического образования, будем называть этнозадачниками. Очевидно, что педагогические функции задачников и этнозадачников в определенной мере различаются. Точнее говоря, если традиционные задачники связаны с федеральным компонентом содержания образования, обеспечивающим единство образовательного пространства Российской – Федерации и обязательным для выполнения в любом образовательном учреждении на территории нашего государства, то этнозадачники отвечают образовательным потребностям и интересам конкретных регионов, позволяют решать проблемы краеведения и поликультурного образования. [2, с.138]
Одной из целей введения национально-регионального компонента в обучении является обогащение детей знаниями о родном крае, другой – реализация краеведческого подхода в образовании, который предполагает постижение общих научных понятий на местном материале при использовании его как средства обучения, так и источника знаний. Успешно реализовать краеведческую направленность математического образования учитель сможет благодаря целенаправленному и систематическому использованию задач с региональным содержанием на уроках математики и на внеклассных занятиях по математике.
Решение задач, включающих данные регионального характера, способствует формированию диалектического понимания природы, расширяет кругозор, связывает математику с окружающей действительностью. Текстовая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, должна помочь учащимся использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях. Только в том случае школьники начинают осознавать роль математики в жизни и убеждения в необходимости знаний по этому предмету для удовлетворения практических нужд. [3]
Однако реализовать этот принцип в учебнике математики для всей России невозможно из-за различных национальных, географических и производственных специфик того или иного региона. Один и тот же пример или задача, на основе которой разъясняется то или иное понятие, может восприниматься ребенком не одинаково, так как реальное содержание текста задачи может оказаться близким к условиям одного из них, но менее близким к условиям другого. Отсюда и разный уровень восприятия усвоения одной и той же темы, предусмотренной программой и учебником, в различных местах расположения школы.
Задачи с региональным содержанием могут быть вполне эффективно использованы на уроке учителем. Но главная трудность состоит в том, как в исключительно короткий промежуток времени суметь преподнести региональный материал в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом в доступной форме для учащихся 5-6 классов.
- Костин А.К. Регионализация образования – стратегическое направление образовательной политики // Педагогика, 2005. – №8 – С. 26 – 32.
- Шихалиев Х.Ш. Принципы краеведения при обучении математике // Начальная школа. – 1990. – № 9. – С. 65 – 71.
- Якшин Е.И. Преподавание математики в условиях национальных школ Ханты-мансийского автономного округа (на примере 5-6 классов). Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Новосибирск, 2000.
Задачи для 5-6 классов
- Перепишите список городов в порядке возрастания числа жителей в них:
Абакан - 165197,Абаза - 18052,Саяногорск - 50255,Сорск -13313,Черногорск -73077. - Все население Республики Хакасия на 2002 год составляло 546072 человека. В том числе 386865 человек - городское население. На сколько человек сельское население меньше городского?
- В таблице приведены данные площадей районов РХ:
Название района | Площадь района (км2) |
Алтайский | 1800 |
Аскизский | 8200 |
Бейский | 4600 |
Боградский | 4500 |
Орджоникидзевский | 6600 |
Таштыпский | 20000 |
Усть-Абаканский | 8900 |
Ширинский | 6800 |
Таблица 1
На сколько квадратных километров Аскизский район больше Ширинского?
Перепишите список районов РХ в порядке убывания их площади (смотри таблицу 1):
- "В июле 1876 года 3000 хакасов, жителей Аскиза и соседних улусов, насильно загнали в реку и обратили в христианство. Все крещенные, кроме своих имен, получили русские имена: женщины стали Мариями, а мужчины - Владимирами". Сколько появилось Марий, если мужчин на 8 меньше чем женщин?
- "Хакасы уходили на промыслы. Всем уходящим на заработки иногородними управами выдавались паспорта на вид жительства. Количество отходников росло из года в год. Например, Абаканская управа выдала в 1840 году 160 паспортов, в 1870 - 285, 1890 - 505, Кызыльская - в те же года - 29, 75 и 139 видов" [9 стр. 113]. Как развивалась выдача паспортов? Насколько паспортов Абаканская управа выдала больше, чем Кызыльская за эти года?
- "В 1840 году в хакасских ведомствах было построено 125 домов. К 1890 году их стало насчитываться 4939, а к 1910 году - 6574". Как развивалось строительство с 1840 по 1910 года?
- Из города Абакан одновременно выехали два автомобиля: один в село Таштып, а другой - в город Саяногорск. Первый автомобиль ехал со скоростью 90км/ч, а второй - со скоростью 100км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2/5 часа?
- Из города Абакан и села Аскиз одновременно навстречу друг другу вышли два электропоезда. Расстояние между этими населенными пунктами первый электропоезд проходит за 1,5 часа, а второй - за 2часа. Какую часть всего пути составит расстояние между поездами через 30 минут после их выхода?
- "Река Аскиз (Асхыс, Аххыс/Ахыс) - один из крупных притоков Абакана, протяженностью 124км. Согласно легендам, эта река названа в честь девы, которая, спасаясь от своих 7 сестер, погибла от голода и превратилась в каменное изваяние на берегу Аскиза". Моторная лодка проплыла 15% всего пути. Сколько километров осталось проплыть по руслу реки?
- "Рыба Тугун. Встречался на Енисее, в устье реки Абакан и Туба. В настоящее время о его отлове сообщений не поступало. Возможно исчезнувший вид". В реке Абакан насчитывалось 256 рыб этого вида. Сколько рыб тугун было в реке Туба, если их количество составляет 5/16 от их количества в реке Абакан?
- "Лесостепной пояс занимает 8,4 % территории Хакасии и узкой полосой окаймляет степные районы, а по долинам крупных рек вклинивается в подтаежный и горно-таежный пояс, образуя своеобразные горные лесостепи". Сколько квадратных километров составляет Лесостепной пояс, если площадь республики - 61,9 тыс. км 2?
- "По представлению хакасов таежные звери были якобы скотом «горных хозяев». В тайге нельзя было сильно радоваться удаче, жаловаться на свою участь, называть вещи своими именами и т. д. Сто белок по цене равнялись одному соболю" [10 стр. 28]. Цена одной беличьей шкурки повысилась с 25руб. до 32руб. Насколько процентов повысилась цена соболиной шкурки?
- Дана таблица температур воздуха по сезонам года и месяцам [7 стр. 13].
месяц | Коммунар(°) | Беренжак(°) | Шира(°) | Курорт оз. «Шира»(°) |
Январь | -15,4 | -19,2 | -18,8 | -18,9 |
Февраль | -15,6 | -13,6 | -17,8 | -18,0 |
Март | -9,6 | -8,1 | -10,0 | -10,3 |
Апрель | 2,9 | 0,0 | 0,7 | 1,6 |
Май | 5,6 | 6,8 | 8,6 | 9,0 |
Июнь | 12,5 | 13,4 | 14,8 | 15,5 |
Июль | 14,6 | 15,1 | 17,6 | 18,8 |
Август | 12,3 | 12,7 | 14,9 | 16,5 |
Сентябрь | 6,6 | 7,9 | 8,7 | 9,9 |
Октябрь | -1,0 | 0,2 | 1,2 | 1,9 |
Ноябрь | -6,7 | -10,8 | -9,7 | -9,9 |
Декабрь | -15,1 | -17,4 | -16,6 | -17,1 |
Средняя годовая |
Посчитать среднюю годовую температуру метеостанций
Постройте диаграмму изменения температуры воздуха в Хакасии зимой и летом
- Вода озера Хан - Куль содержит 10,23 % (по массе) соли. Сколько
килограммов пресной воды нужно прибавить к 10кг воды озера, чтобы
содержание составляло 2 %? - “В Абаканском и Сагайском ведомствах было всего 1211 коз. На 1890г. в хакасских аалах насчитывалось 7575 коз”. Насколько процентов увеличилось число коз?
- “В 1840г. по четырем хакасским ведомствам насчитывалось 3073 войлочных и 890 деревянных юрт и 125 домов. В конце века, 1890г. было уже 4044 деревянных юрты и 4939 домов”. На сколько увеличилось количество деревянных юрт и домов на1890г.?
- “Орошаемая площадь составляет 3305 десятин. Из них 2802,5 десятин были мочажные сенокосы и только 502,5 десятин - орошаемые пашни”. Сколько процентов от общей площади будут занимать мочажные сенокосы и орошаемые пашни, если орошаемую площадь увеличить на 15%?
Города | Население (тыс. чел.) |
Абакан | 164,4 |
Абаза | 18,6 |
Саяногорск | 56,5 |
Сорск | 15,4 |
Черногорск | 79,3 |
Постройте диаграмму населения Хакасии.
Самостоятельно придумайте задачу, используя данные таблицы.
- “В 1890г. из 30 тыс. хакасов, знающих русскую грамоту, насчитывалось около 400 человек, что составляло 1,3 %. На 1909-1910гг. грамотных и учащихся стало 1237 человек”. Насколько процентов увеличилось число грамотных?
- ”В1850г. овец в четырех степных думах насчитывалось 75918 голов (из них в Качинском ведомстве – 49722)”. Выразите в процентах число голов и округлите до целых.
- Перепишите список гор в порядке возрастания высот Западного Саяна: Узной-Таш-Таг – 2710м., Колаш – 2849м., Карагош – 2931м., Ажу-Тайга – 2858м., Самбыл – 2346м., Кара-Тайга – 2858м., Шумкыр – 2789м. [12,10]
- Протяженность Хакасии с севера на юг 460км., с запада на восток в 2,3 раза меньше. Вычислить протяженность Хакасии с запада на восток?
- Перепишите список вершин в Кузнецком Алатау в порядке убывания высот гор в нем: Верхний Зуб – 2178м., Большой Зуб – 2045м., Молния – 2137м., Бобровая – 1647м., Арарат – 1543м., Унгур – 1548м., Карлыган – 1747м., Пухтасхыл – 1870м. [12,11]
- Площадь Хакасии 61,9 тыс. км2. Минусинская котловина занимает площадь на 2тыс. км2 больше, чем площадь Кузнецкого нагорья. А Западный Саян – на 0,9 тыс. км2 меньше, чем площадь Минусинской котловины. Какова площадь каждого района?
- Важнейшие притоки Абакана: Она – 157км., Таштып – 136км., Джебаш – 84км., Аскиз – 124км., Уйбат – 162км., Малый Абакан – 117км., Абакан – 514км. Самостоятельно придумайте задачу, используя данные.
- Самые крупные реки Республики Хакасии – Абакан, Белый Июс и Черный Июс. Найдите длину Белого Июса и Черного Июса, если Черный Июс короче Абакана на 312км, а Белого Июса – на 32км. Длина Абакана 514км.
- Площадь озеро Шира – 3470га, что на 4244га меньше площади озеро Белё. Найдите площадь озера Белё.
- Постройте диаграмму изменения температуры воздуха в Хакасии зимой и летом в степи, в горах, если известны среднемесячные температуры:
Январь – в степи – 180 – 210, в горах – 160
Июль – в степи +170, +190, в горах+120, +150.[12]
- В июне 1985 года трудящиеся Хакасской автономной области отметили славный юбилей – 250-летие добровольного присоединения Хакасии к России. В каком году Хакасия была присоединена к России? Сколько лет прошло с того времени?
- В пункте обмена валюты банка «Кедр» 1$ стоит 28,70 руб. Сколько долларов можно обменять на 4305 руб.?
- Саяна взяла беспроцентный кредит в Муниципальном банке в размере 150 тыс.руб. 35% этой суммы Саяна вернула. Какую сумму ей осталось вернуть?
- Газета «Аскизский труженик» выходит с 1 июня 1930г. Сколько лет выходит газета?
- В таблице приведены данные о площадях районов и лесов в них. Заполните пустые строчки, округлив до десятых.
Районы | Площадь районов | Площадь лесов (тыс. га) | Лесная площадь (%) |
Алтайский | 1765 | 3,1 | |
Аскизский | 8217 | 342,9 | |
Боградский | 4524 | 76,9 | |
Бейский | 4609 | 176,0 | |
Орджоникидзевский | 6611 | 379,1 | |
Таштыпский | 20181 | 1250,0 | |
Усть-Абаканский | 9190 | 355,5 | |
Ширинский | 6800 | 263,6 | |
По области | 61897 | 2897,1 |
- ”В 90-х годах XIXв. на каждые 100 душ у русских приходилось 480 голов всякого скота, у хакасов – 1260”. Сколько придется душ у русских и у хакасов на 18560 голов всякого скота?
- ”Количество голов скота превышало количество жителей-хакасов в 8 раз. Согласно статистическим данным 1890г. у жителей Хакасии было 317265 голов скота (лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз и свиней)”. Вычислить приблизительно до целых количество жителей-хакасов.
- По данным переписи 1897г. численность хакасов составляла 39,5 тыс. чел. обоего пола, в том числе хакасов кызыльской группы - 7,9 тыс. чел., качинской – 11,9 тыс. чел., сагайской –19,5 тыс. чел. Используя данные придумать самим задачу
- Если измерить линейкой расстояние между городами Абакан и Абаза на карте, то получим 1,95см. а, измеряя путь по железнодорожной карте, получаем 2,8см. На сколько расстояние, измеренное линейкой между этими городами, меньше расстояния по железной дороге (масштаб 1см: 75км)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....
Развитие познавательного интереса к предмету математика, через внеклассную деятельность студентов математического клуба «Пи» (Путь исследования)
«Сделать учебную работу наскольковозможно интересной для ребенка ине превратить ее в забаву-это одна из труднейших и важнейших задачдидактики»К.Д.Ушинский...
ИКТ как средство развития познавательного интереса через систему творческих работ
Представлен опыт автора по развитию познавательного интереса через систему творческих работ...
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики
Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики...
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие познавательного интереса через нравственное воспитание"
Обобщение педагогического опыта...