Развитие познавательного интереса через краеведческие математические задачи Республики Хакасия
статья по математике (5, 6 класс) по теме

Тогочакова Елизавета Леонидовна
Национально – региональный компонент предполагает введение в практику школ: предметов национально-краеведческого характера; социально-ориентированных курсов подготовки к будущей профессии; использование средств народной педагогики.
Регионализация математического образования является общественной работой, обеспечивающей учет в педагогическом процессе социально-культурной среды детей, этногеографические и народно-хозяйственные  особенности региона. Сущность использования регионального материала заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. При этом под термином «родной край» понимается территория своей административной области, изучаемой как по учебной программе, так и путем знакомства с литературой, содержащей региональный материал. Математика же позволяет сделать доступным для усвоения количественную характеристику региона, позволяет знакомить детей с точными цифрами о местном материале. Решение задач на местном материале помогает учащимся осознать практическую значимость приобретаемых знаний и умений. И одним из способов стимуляции познавательного интереса к урокам математики – это использование регионального материала на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование краеведческих математических задач.

Национально – региональный компонент предполагает введение в практику школ: предметов национально-краеведческого характера; социально-ориентированных курсов подготовки к будущей профессии; использование средств народной педагогики.

Регионализация математического образования является общественной работой, обеспечивающей учет в педагогическом процессе социально-культурной среды детей, этногеографические и народно-хозяйственные  особенности региона. Сущность использования регионального материала заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края под руководством учителя. При этом под термином «родной край» понимается территория своей административной области, изучаемой как по учебной программе, так и путем знакомства с литературой, содержащей региональный материал. Математика же позволяет сделать доступным для усвоения количественную характеристику региона, позволяет знакомить детей с точными цифрами о местном материале. Решение задач на местном материале помогает учащимся осознать практическую значимость приобретаемых знаний и умений. И одним из способов стимуляции познавательного интереса к урокам математики – это использование регионального материала на уроках.

Таким образом, регионализация образования является одним из главных направлений реформирования образовательной системы Российской Федерации. Принцип регионализации должен затронуть содержание всех учебных дисциплин в школе, в том числе и математики. Благодаря данному принципу решается важная педагогическая проблема соединения обучения с жизнью. Систематическое и целенаправленное включение регионального материала в уроки математики повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Уровень знаний и положительно сказывается на формировании познавательного интереса школьников к предмету.[1, с.26]

В контексте данной статьи из компонентов учебного комплекса по математике нас интересуют сборники задач и упражнений по математике, которые  в дальнейшем будем называть задачниками. Задачники обладают наибольшими потенциальными возможностями реализации национально-регионального компонента содержания математического образования. Задачники, которые имеют «привязку» к определенному региону и способствуют реализации национально-регионального компонента содержания математического образования, будем называть этнозадачниками. Очевидно, что педагогические функции задачников и этнозадачников в определенной мере различаются. Точнее говоря, если традиционные задачники связаны с федеральным компонентом содержания  образования, обеспечивающим единство образовательного пространства Российской – Федерации и обязательным для выполнения в любом образовательном учреждении на территории нашего государства, то этнозадачники отвечают образовательным потребностям и интересам конкретных регионов, позволяют решать проблемы краеведения и поликультурного образования. [2, с.138]

Одной из целей введения национально-регионального компонента в обучении является обогащение детей знаниями о родном крае, другой – реализация краеведческого подхода в образовании, который предполагает постижение общих научных понятий на местном материале при использовании его как средства обучения, так и источника знаний. Успешно реализовать краеведческую направленность математического образования учитель сможет благодаря целенаправленному и систематическому использованию задач с региональным содержанием на уроках математики и на внеклассных занятиях по математике.

Решение задач, включающих данные регионального характера, способствует формированию диалектического понимания природы, расширяет кругозор, связывает математику с окружающей действительностью. Текстовая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, должна помочь учащимся использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях. Только в том случае школьники начинают осознавать роль математики в жизни и убеждения в необходимости знаний по этому предмету для удовлетворения практических нужд. [3]

Однако реализовать этот принцип в учебнике математики для всей России невозможно из-за различных национальных, географических и производственных специфик того или иного региона. Один и тот же пример или задача, на основе которой разъясняется то или иное понятие, может восприниматься ребенком не одинаково, так как реальное содержание текста задачи может оказаться близким к условиям одного из них, но менее близким к условиям другого. Отсюда и разный уровень восприятия усвоения одной и той же темы, предусмотренной программой и учебником, в различных местах расположения школы.

Задачи с региональным содержанием могут быть вполне эффективно использованы на уроке учителем. Но главная трудность состоит в том, как в исключительно короткий промежуток времени суметь преподнести региональный материал в тесной связи с  излагаемым на уроке теоретическим материалом в доступной форме для учащихся 5-6 классов.

  1. Костин А.К. Регионализация образования – стратегическое направление образовательной политики // Педагогика, 2005. – №8 – С. 26 – 32.
  2. Шихалиев Х.Ш. Принципы краеведения при обучении математике // Начальная школа. – 1990. – № 9. – С. 65 – 71.
  3. Якшин Е.И. Преподавание математики в условиях национальных школ Ханты-мансийского автономного округа (на примере 5-6 классов). Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Новосибирск, 2000.

Задачи для 5-6 классов

  1. Перепишите список городов в порядке возрастания числа жителей в них:
    Абакан - 165197,Абаза - 18052,Саяногорск - 50255,Сорск -13313,Черногорск -73077.
  2. Все население Республики Хакасия на 2002 год составляло 546072 человека. В том числе 386865 человек - городское население. На сколько человек сельское население меньше городского?
  3. В таблице приведены данные площадей районов РХ:

Название района

Площадь района (км2)

Алтайский

1800

Аскизский

8200

Бейский

4600

Боградский

4500

Орджоникидзевский

6600

Таштыпский

20000

Усть-Абаканский

8900

Ширинский

6800

Таблица 1

На сколько квадратных километров Аскизский район больше Ширинского?

Перепишите список районов РХ в порядке убывания их площади (смотри таблицу 1):

  1. "В июле 1876 года 3000 хакасов, жителей Аскиза и соседних улусов, насильно загнали в реку и обратили в христианство. Все крещенные, кроме своих имен, получили русские имена: женщины стали Мариями, а мужчины - Владимирами". Сколько появилось Марий, если мужчин на 8 меньше чем женщин?
  2. "Хакасы уходили на промыслы. Всем уходящим на заработки иногородними управами выдавались паспорта на вид жительства. Количество отходников росло из года в год. Например, Абаканская управа выдала в 1840 году 160 паспортов, в 1870 - 285, 1890 - 505, Кызыльская - в те же года - 29, 75 и 139 видов" [9 стр. 113]. Как развивалась выдача паспортов? Насколько паспортов Абаканская управа выдала больше, чем Кызыльская за эти года?
  3. "В 1840 году в хакасских ведомствах было построено 125 домов. К 1890 году их стало насчитываться 4939, а к 1910 году - 6574". Как развивалось строительство с 1840 по 1910 года?
  4. Из города Абакан одновременно выехали два автомобиля: один в село Таштып, а другой - в город Саяногорск. Первый автомобиль ехал со скоростью 90км/ч, а второй - со скоростью 100км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2/5 часа?
  5. Из города Абакан и села Аскиз одновременно навстречу друг другу вышли два электропоезда. Расстояние между этими населенными пунктами первый электропоезд проходит за 1,5 часа, а второй - за 2часа. Какую часть всего пути составит расстояние между поездами через 30 минут после их выхода?
  6. "Река Аскиз (Асхыс,  Аххыс/Ахыс) - один из крупных  притоков Абакана, протяженностью 124км. Согласно легендам, эта река названа в честь девы, которая, спасаясь от своих 7 сестер, погибла от голода и превратилась  в  каменное изваяние на берегу  Аскиза". Моторная лодка проплыла 15% всего пути. Сколько километров осталось проплыть по руслу реки?
  7. "Рыба Тугун. Встречался на Енисее, в устье реки Абакан и Туба. В настоящее время о его отлове сообщений не поступало. Возможно исчезнувший вид". В реке Абакан насчитывалось 256 рыб этого вида. Сколько рыб тугун было в реке Туба, если их количество составляет 5/16 от их количества в реке Абакан?
  8. "Лесостепной пояс занимает 8,4 % территории Хакасии и узкой полосой окаймляет степные районы, а по долинам крупных рек вклинивается в подтаежный   и  горно-таежный  пояс,   образуя   своеобразные  горные лесостепи". Сколько квадратных километров составляет Лесостепной пояс, если площадь республики - 61,9 тыс. км 2?
  9. "По представлению хакасов таежные звери были якобы скотом «горных хозяев». В тайге нельзя было сильно радоваться удаче, жаловаться на свою участь, называть вещи своими именами и т. д. Сто белок по цене равнялись одному соболю" [10 стр. 28]. Цена одной беличьей шкурки повысилась с 25руб. до 32руб. Насколько процентов повысилась цена соболиной шкурки?
  10. Дана таблица температур воздуха по сезонам года и месяцам [7 стр. 13].

месяц

Коммунар(°)

Беренжак(°)

Шира(°)

Курорт оз. «Шира»(°)

Январь

-15,4

-19,2

-18,8

-18,9

Февраль

-15,6

-13,6

-17,8

-18,0

Март

-9,6

-8,1

-10,0

-10,3

Апрель

2,9

0,0

0,7

1,6

Май

5,6

6,8

8,6

9,0

Июнь

12,5

13,4

14,8

15,5

Июль

14,6

15,1

17,6

18,8

Август

12,3

12,7

14,9

16,5

Сентябрь

6,6

7,9

8,7

9,9

Октябрь

-1,0

0,2

1,2

1,9

Ноябрь

-6,7

-10,8

-9,7

-9,9

Декабрь

-15,1

-17,4

-16,6

-17,1

Средняя годовая

Посчитать среднюю годовую температуру метеостанций 

Постройте диаграмму изменения температуры воздуха в Хакасии зимой и летом

  1. Вода озера Хан - Куль содержит 10,23 % (по массе) соли. Сколько
    килограммов пресной воды нужно прибавить к 10кг воды озера, чтобы
    содержание составляло 2 %?
  2. “В Абаканском и Сагайском ведомствах было всего 1211 коз. На 1890г. в хакасских аалах насчитывалось 7575 коз”. Насколько процентов увеличилось число коз?
  3. “В 1840г. по четырем  хакасским ведомствам насчитывалось 3073 войлочных и 890 деревянных юрт и 125 домов. В конце века, 1890г. было уже 4044 деревянных юрты и 4939 домов”. На сколько увеличилось количество деревянных юрт и домов на1890г.?
  4. “Орошаемая площадь составляет 3305 десятин. Из них 2802,5 десятин были мочажные сенокосы и только 502,5 десятин - орошаемые пашни”. Сколько процентов  от общей площади будут занимать мочажные сенокосы и орошаемые пашни, если орошаемую площадь увеличить на 15%?
  5.          

Города

Население (тыс. чел.)

Абакан

164,4

Абаза

18,6

Саяногорск

56,5

Сорск

15,4

Черногорск

79,3

Постройте диаграмму населения Хакасии.

Самостоятельно придумайте задачу, используя данные таблицы.

  1. “В 1890г. из 30 тыс. хакасов, знающих  русскую грамоту, насчитывалось около 400 человек, что составляло 1,3 %. На 1909-1910гг. грамотных и учащихся стало 1237 человек”. Насколько процентов увеличилось число грамотных?
  2.  ”В1850г. овец в четырех степных думах насчитывалось 75918 голов (из них в Качинском ведомстве – 49722)”. Выразите в процентах число голов и округлите до целых.
  3.  Перепишите список гор в порядке возрастания высот Западного  Саяна: Узной-Таш-Таг – 2710м., Колаш – 2849м., Карагош – 2931м., Ажу-Тайга – 2858м., Самбыл – 2346м., Кара-Тайга – 2858м., Шумкыр – 2789м. [12,10]
  4. Протяженность Хакасии с севера на юг 460км., с запада на восток в 2,3 раза меньше. Вычислить протяженность Хакасии с запада на восток?
  5. Перепишите список вершин в Кузнецком Алатау в порядке убывания высот гор в нем: Верхний Зуб – 2178м., Большой Зуб – 2045м., Молния – 2137м., Бобровая – 1647м., Арарат – 1543м., Унгур – 1548м., Карлыган – 1747м., Пухтасхыл – 1870м. [12,11]
  6. Площадь Хакасии 61,9 тыс. км2. Минусинская котловина занимает площадь на 2тыс. км2  больше, чем площадь Кузнецкого нагорья. А Западный Саян – на 0,9 тыс. км2  меньше, чем площадь Минусинской котловины. Какова площадь каждого района?
  7. Важнейшие притоки Абакана: Она – 157км., Таштып – 136км., Джебаш – 84км., Аскиз – 124км., Уйбат – 162км., Малый Абакан – 117км., Абакан – 514км. Самостоятельно придумайте задачу, используя данные.
  8. Самые крупные реки Республики Хакасии – Абакан, Белый Июс и Черный Июс. Найдите длину Белого Июса и Черного Июса, если Черный Июс короче Абакана на 312км, а Белого Июса – на 32км. Длина Абакана 514км.
  9. Площадь озеро Шира – 3470га, что на 4244га меньше площади озеро Белё. Найдите площадь озера Белё.
  10. Постройте диаграмму изменения температуры воздуха в Хакасии зимой и летом в степи, в горах, если известны среднемесячные температуры:    

Январь – в степи – 180 – 210, в горах – 160

Июль – в степи +170, +190, в горах+120, +150.[12]

  1. В июне 1985 года трудящиеся Хакасской автономной области отметили славный юбилей – 250-летие добровольного присоединения Хакасии к России. В каком году Хакасия была присоединена к России? Сколько лет прошло с того времени?
  2. В пункте обмена валюты банка «Кедр» 1$ стоит 28,70 руб. Сколько долларов можно обменять на 4305 руб.?
  3. Саяна взяла беспроцентный кредит в Муниципальном банке в размере 150 тыс.руб. 35% этой суммы Саяна вернула. Какую сумму ей осталось вернуть?
  4. Газета «Аскизский труженик» выходит с 1 июня 1930г. Сколько лет выходит газета?
  5. В таблице приведены данные о площадях районов и лесов в них. Заполните пустые строчки, округлив до десятых.

Районы

Площадь районов

Площадь лесов (тыс. га)

Лесная площадь

(%)

Алтайский

1765

3,1

Аскизский

8217

342,9

Боградский

4524

76,9

Бейский

4609

176,0

Орджоникидзевский

6611

379,1

Таштыпский

20181

1250,0

Усть-Абаканский

9190

355,5

Ширинский

6800

263,6

По области

61897

2897,1

  1. ”В 90-х  годах XIXв. на каждые 100 душ у русских приходилось 480 голов всякого скота, у хакасов – 1260”. Сколько придется душ у русских и у хакасов на 18560 голов всякого скота?
  2. ”Количество голов скота превышало количество жителей-хакасов в 8 раз. Согласно статистическим данным 1890г. у жителей Хакасии было 317265 голов скота (лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз и свиней)”. Вычислить приблизительно до целых количество жителей-хакасов.
  3. По данным переписи 1897г. численность хакасов составляла 39,5 тыс. чел. обоего пола, в том числе хакасов кызыльской группы  - 7,9 тыс. чел., качинской – 11,9 тыс. чел.,  сагайской –19,5 тыс. чел. Используя данные придумать самим задачу
  4. Если измерить линейкой расстояние между городами Абакан и Абаза на карте, то получим 1,95см. а, измеряя путь по железнодорожной карте, получаем 2,8см. На сколько расстояние, измеренное линейкой между этими городами, меньше расстояния по железной дороге (масштаб 1см: 75км)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....

Развитие познавательного интереса к предмету математика, через внеклассную деятельность студентов математического клуба «Пи» (Путь исследования)

«Сделать учебную работу наскольковозможно интересной для ребенка ине превратить ее в забаву-это одна из труднейших и важнейших задачдидактики»К.Д.Ушинский...

ИКТ как средство развития познавательного интереса через систему творческих работ

Представлен опыт автора по развитию познавательного интереса  через систему творческих работ...

Развитие познавательного интереса учащихся и межпредметные задачи на уроках математики

Развитие познавательного интереса учащихся  и межпредметные задачи на уроках математики...