Открытый урок по теме: "Формулы сокращённого умножения" введение
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
Работа включает презентацию имеющую гиперссылку на физминутку и геометрический смысл формулы "Квадрат суммы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urochek.doc | 71 КБ |
Есть гиперссылки на физминутку и геометрическую интерпретацию: кнопки "Сова" и "мальчик" | 2.46 МБ |
1fizminutki1.ppt | 1.46 МБ |
geometricheskaya_interpretaciya.ppsx | 72.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - исследование по алгебре в 7 классе/ уч.к.: А.Г.Мордкович
Учитель: Козлова Наталья Борисовна
Тема урока: « Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели
1. Образовательная: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел. Сформировать умение практически их применять.
2. Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, памяти, интереса к математике, умения рассуждать.
3. Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности.
Оборудование: мультимедийная компьютерная техника, маркерная доска, раздаточные материалы, карточки с тестовыми заданиями.
План урока.
- Организационный момент.
- Мотивационно - ориентировочный этап.
- Актуализация опорных знаний.
- Исследовательская работа
- Физкультминутка
- Геометрическая интерпретация.
- Закрепление нового материала.
- Итог урока.
Ход урока .
Для проведения урока и исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой.
1. Здравствуйте ребята. Садитесь, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-исследование.
Эпиграф нашего урока: «У математиков существует свой язык- это формулы» /С.В. Ковалевская
Девиз урока: Китайская мудрость гласит,
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю, (2 слайд)
я делаю – я понимаю»
Сегодня мы будем следовать ее указаниям.
1 задание: Найдите произведение двучленов: (3 слайд)
№п/п | Я хочу проверить себя. | ФИ____________ | |
1 | (х+5)(х+3)= | ____________________ | =___________ |
2 | (а+с)(а+с)= | ___________________ | =___________ |
3 | (х+3)(х+3)= | ___________________ | =___________ |
4 | (х+5)(х+5)= | ___________________ | =___________ |
- Определите, какое из данных выражений лишнее? (второе, потому что в нём нет чисел.)
Присмотритесь к этому выражению внимательней! Подумайте, можно ли по другому его записать? (Да, в виде квадрата).
А какие ещё выражения из данных можно также записать? (3 и 4-ое)
- Таким образом, что общего у этих выражений? ( Их можно записать в виде квадрата двучлена)
- PS. записать на доске слева от таблицы на маркерной доске: (а+с)2; и т.д.
2задание: Внимательно посмотрите на наши результаты и спрогнозируйте результат в выражении: (с + n)2. (4 слайд)
2.
Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Научиться возводить в квадрат такие выражения.)
А что значит возвести выражение в квадрат?
-значит, оно умножается на себя два раза.
То есть мы сегодня на уроке познакомимся с формулами: квадрат суммы и разности двух выражений.
А как вы думаете для чего нужны формулы? ??????
Правильно, они упрощают вычисления.
Еще с помощью формул, которые вы выведете сегодня, можно возводить большие числа в квадрат и довольно быстро, но с этим мы познакомимся поздней. А сейчас послушаем выступление о возникновении формул.
Доклад. (5 слайд)
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Первые общие утверждения о тождественных преобразованиях встречаются у древнегреческих математиков, начиная с шестого века до н.э. Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, произведение двух чисел истолковывали как площадь прямоугольника. Отказ от геометрической трактовки наметился у Диофанта Александрийского, жившего в 3 веке. В его работах появляются зачатки буквенной символики и специальных обозначений. Формулы квадрата суммы и разности двух выражений знали еще в Древнем Вавилоне, а древнегреческие математики знали ее геометрическое истолкование.
Учитель: Спасибо за содержательное сообщение. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.
Итак, тема нашего урока: "Знакомство с квадратом суммы и разности двух выражений."
3. Устные упражнения. (6 слайд)
- Прочитайте выражения.
- а + b
- c – у
- aх
- (а +b)2
- (х –у)2
2. Найдите квадраты выражений. (7 слайд)
- Найдите квадраты выражений: b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3?
- Найдите произведение 5 b и 3 с.
- Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
- Как найти площадь квадрата со стороной а?
- Площадь прямоугольника со сторонами а и в?
4. Давайте почувствуем себя первооткрывателями и выполним исследовательскую работу. (8слайд)
Каждой группе предлагается заполнить исследовательскую карту.
№п/п | Выполните задания |
Продолжите выполнение действия: (а + b)2=(а + b)∙ (а + b)=__________________________________________ Таким образом получится, что (а + b)2=____________________ | |
Расставьте в правиле знаки разделения ║ так, чтобы разбить его на отдельные действия: Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения. | |
Поясните следующую схему, сравнив её с правилом: (■ +▲)2=■2+2∙■∙▲ +▲2 ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | |
Изменится ли результат, если формулу (а + b)2, поменять на (а – b)2? ____________ | |
Проверьте ваше предположение? (а – b)2=(а – b)∙ (а – b)=__________________________________________ | |
Поясните формулу схемой: (■ −▲)2=_____________________________________________________ | |
Заполните пропуски: Квадрат ________ двух выражений равен квадрату первого выражения ________ удвоенное произведение первого и второго выражений ________ квадрат второго выражения. | |
Как вы думаете, почему эти формулы называются формулами сокращённого умножения? _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ |
Обсуждение полученных результатов /у доски желающие.
Итак, запишите формулы в тетрадь(9 слайд)
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2
(а – b)2 = а 2 – 2аb + b2
Вопросы: Сравните их мысленно.
1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах?
2) После применения формулы подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (трёхчлен)
5. Проведём физкультминутку (гиперссылка на др.презентацию, 10 слайд)
6, Геометрическая интерпретация формулы квадрата суммы
(гиперссылка на др.презентацию+ 11 слайд)
После просмотра презентации, объясните : " Чему равна площадь квадрата со стороной а+в.? "
Ответ: Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольников со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в
7. (12слайд)
Приступаем к работе:
1) Замените пропуски-квадратики на соответствующие выражения, так, чтобы получилась формула.
а) (а+b)2= * 2+2 b+b2
б) (m-* )2=m2-20m+ *
в) ( *+3)2=х²+* х+ *
2) (если позволяет время) В соответствии с образцом, указанным учителем: (4х+5у)2=(4х)2+2∙4х∙5у+(5у)2=16х2+40ху+25у2
"Доброволец" преобразовывает выражение вида (3а-7b)2
3) Групповая работа. Каждая группа работает самостоятельно, получив тестовое задание. Ответ запишите в таблицу.
Задания | А | Б | В |
(с + 7)2 | c2 + 7c +49 | c2 - 14c + 49 | c2 +14c + 49 |
(9 - у)2 | 81 - 9у + y2 | 81 - 18у + y2 | 81 + 18у +y2 |
(10 + а)2 | 100+ 20а +а2 | 20+ 20а+ а2 | 100+10а+а2 |
(2x– 3y)2 | 4x2 -12xy + 9y2 | 2х² – 6y + 3y2 | 4x2 + 12xy + 9y2 |
Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске, производится проверка с помощью ключа.
1 | 2 | 3 | 4 |
В | Б | А | А |
8. Итог урока
1) Домашнее задание:
1) Повторить формулы квадрата суммы и разности двух выражений.
Уметь объяснять, как выводятся формулы (а ± b)2.
2) № 28.1-28.6(а,б).
2) Рефлексия
Выставление отметок.
Подписи к слайдам:
Урок-исследование« Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
«У математиков существует свой язык- это формулы»С.В. Ковалевская
Выполните работу:
№п/п
Проверьте себя.
1
(х+5)(х+3)=
=__________
2
(а+с)(а+с)=
=__________
3
(х+3)(х+3)=
=__________
4
(х+5)(х+5)=
=__________
Спрогнозируйте результат в выражении: (c + n)2=_____________
Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения.
Пифагор
Прочитайте выражения
а) а + bб) c – у в) aхг) (а +b)2 д) (х –у)2
Найдите квадраты выражений: b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
№п/п
Выполните задания
1
(а + b)2=(а + b)∙ (а − b)=_____________________________Таким образом получится, что (а + b)2=______________
2
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
3
Поясните: (■ +▲)2=■2+2∙■∙▲ +▲2
4
Изменится ли результат, если изменить (а + b)2 на (а – b)2?
5
(а – b)2=(а – b)∙ (а – b)=___________________________
6
Составьте схему для: (■ −▲)2=_________________
7
Квадрат ______ двух выражений равен квадрату первого выражения ______ удвоенное произведение первого и второго выражений _____ квадрат второго выражения.
Запомните эти формулы
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 (а – b)2 = а 2 – 2аb + b2
Береги зрение! Работая на компьютере помни: через каждые 15 минут необходимо сделать физминутку для глаз!
( ± )І= І±2 ∙ + І
Геометрическая интерпретация формулы квадрата суммы
Устные задания
а) (а+b)2= 2+2 b+b2б) (m- )2=m2-20m+в) ( +3)2=хІ+ х+
Тест
Задания
А
Б
В
(с + 7)2
c2 + 7c +49
c2 - 14c + 49
c2 +14c + 49
(9 - у)2
81 - 9у + y2
81 - 18у + y2
81 + 18у +y2
(а+10)2
а2 + 20а + 100
а2 + 20а + 20
а2+10а + 100
(2x– 3y)2
4x2 -12xy + 9y2
4x2 +12xy + 9y2
4x2 – 6xy + 9y2
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Ключ
1) Повторить формулы квадрата суммы и разности двух выражений.Уметь объяснять, как выводятся формулы (а ± b)2.2) № 28.1-28.6(а,б),
Довольна оценкой
Было скучно
Мне было интересно
Доволен оценкой
Здорово
Оценка урока - отлично
Урок понравился
Есть вопросы
Я молодец!
Легкая тема
Важная тема
Оценка урока - хорошо
Ничего особенного
Ничего не понятно
Узнал(а) много нового
Итог урокаВыбери
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( a+b) 2 =a 2 +2ab+b 2 a b а 2 b 2 ab ab a b
( a+b) 2 = 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по теме: Формулы. 5 класс
Отработать умение читать и записывать формулы; производить вычисления по формуле пути. Получать производные от нее формулы скорости и времени, умение вычислять площадь прямоугольника, решать задачи, и...
Открытый урок по теме "Формулы сокращенного умножения".(Алгебра.7класс).
Открытыи урок ("Учитель года-2013")...
Открытый урок по теме: "Формулы сложения"
Основная цель урока – вывести формулы сложения для косинуса суммы и разности углов, отработать их применение при вычислениях и выполнении преобразований тригонометрических выражений....
Разработка открытого урока на тему "Формулы сокращенного умножения"
Тема урока. Формулы сокращенного умножения.Цель:1. Образовательная: закрепить знания учащихся о формулах сокращенного умножения, сформировать умения применения формул при решении задач.2. Развив...
Открытый урок по теме "Формулы двойного аргумента"
презентация, конспект...
Конспект открытого урока по теме: «Формулы сокращенного умножения. Разность квадратов»
Урок разработан в соответствии с ФГОС, в нем применяются поисково-познавательные методы, подобрано много разноплановых заданий....
Конспект открытого урока по теме"Формула разности квадратов"
Конспект открытого урока по теме "Формула разности квадратов" с применением Сингапурской технологии обучения....