Урок по теме "Линейная функция"
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Урок развития творческих способностей учащихся. В основе лежит развитие психических механизмов у школьников: памяти, внимания, воображения, мышления, что сейчас отображено в ФГОС второго поколения. При проведении таких уроков повышается учебно-познавательная деятельность учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Линейная функция" | 293.74 КБ |
Презентация к уроку "Линейная функция" устный счет | 167.88 КБ |
Презентация к уроку "Линейная функция" разминка | 356.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Дорт-Гольц, учитель математики, высшая квалификационная категория
МБОУ «Гимназия № 30», г. Магадан
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК», 7 класс
Цели урока:
- Развивающая.
Развивать у учащихся быстроту реакции, внимание, слуховую и зрительную память, воображение, ориентацию на координатной плоскости, познавательные процессы, логическое мышление.
- Дидактическая.
Обобщение знаний по теме «Линейная функция и ее график», знакомство с другими функциональными зависимостями.
- Воспитывающая.
Привитие интереса к предмету, решению нестандартных задач, обращение к историческим сведениям. Умение работать в паре, самостоятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование. Интерактивная доска. Материал для дидактической игры, дидактический материал для учащихся.
План урока.
№ | Этапы урока | Время | Методы и приемы |
I | Ознакомление с темой урока, постановка целей урока. | 3 | Комментарий учителя. |
I I | Разминка. Актуализация знаний. | 5 | Беседа с учащимися по вопросам. |
I I I | Развитие психических механизмов. | 10 | Беседа с учащимися по вопросам. Индивидуальная работа, работа в парах для контроля усвоенного и закрепления материала. |
IV | Динамическая пауза | 2 | |
V | Развитие логического мышления. | 5 | Ответы учащихся на устные вопросы. |
VI | Решение задач. | 12 | Комментарий учителя. Самостоятельная работа. ЦОМ |
VI I | Домашнее задание. | 1 | Комментарий учителя. |
VIII | Итог урока. Рефлексия. | 2 | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние в конце урока. |
I этап. Ознакомление с темой урока, постановка целей урока.
После проверки готовности учащихся к уроку, сообщить, что сегодня проводится заключительный урок по теме «Линейная функция и ее график». Ставятся задачи и на закрепление знаний по данной теме, и на развитие творческих способностей. Краткие исторические сведения.
В этом учебном году вы впервые на уроках алгебры познакомились с новым понятием – функция. Понятие функции возникло в математике в связи с потребностями практики. В XVII – XVIII вв. с развитием мореплавания, кораблестроения, машиностроения, астрономии, механики и др. технических наук потребовался математический аппарат, способный описывать различные процессы и явления. Путь к первому определению проложили Пьер Ферма, Рене Декард, Готфрид Фридрих Лейбниц, Исаак Ньютон. Термин «функция» впервые ввел Лейбниц. Латинское слово function переводится как «совершение», «исполнение». Современное определение числовой функции связано с именами нашего соотечественника Н.И. Лобачевского, чешского математика Больцано и немецкого математика Лежен Дирихле. Знакомая нам запись функции y = f(x) была введена членом Петербургской Академии наук Леонардом Эйлером. Это его слова: «Весь анализ бесконечно вращается вокруг переменных количеств и их функций». Но новые открытия в XX веке показали, что понятие функции требует дальнейшего расширения, что эволюция далеко еще не завершена и, вероятно, никогда не закончится, как никогда не закончится эволюция математики в целом. В школьных курсах математики и физики, как правило, рассматриваются числовые функции числового аргумента.
I I этап. Разминка. Актуализация знаний.
- Как можно быстрее ответить на вопросы.
- С именем, какого французского ученого связано использование прямоугольной системы координат на плоскости?
- Название координат точки на координатной плоскости.
- Аналог в географии.
- В каком квадранте координаты точки отрицательные?
- Независимая переменная.
- Кто впервые ввел слово «функция»?
- Формула линейной функции.
2. Устный счет. (Дать установку, что ответы будут использованы в другом задании).
- Возведите в квадрат количество букв в названии графика линейной функции.
- Найдите разность угловых коэффициентов прямых, графики которых параллельны.
- Сложите значения функций
- Найдите сумму координат точки пересечения графиков .
- Умножьте 1 млн. на значение ординаты точки, в которой график пересекает ось абсцисс.
III этап. Развитие психических механизмов.
1. Тренировка внимания, памяти. (Задание с отсроченным ответом).
Вспомните все ответы на вопросы устного счета и ответьте на следующие вопросы.
- Сколько было положительных чисел? Отрицательных? Назовите их.
- Сколько раз в ответах получился 0?
- Сколько всего было различных чисел?
- Перечислите ответы в той последовательности, в которой они были получены?
2. Развитие воображения, ориентации на плоскости.
а) В системе координат отметить точки. Разные пары точек определяют только одну прямую. Провести эти прямые, если они заданы формулами: .
Точки: (- 2; 1), (2; 5), (2; - 1), (- 2; 3), (- 1; - 3), (1; 3).
б) График задан зависимостью Показать его, обведя необходимые линии.
Для тех, кто справится быстрее, выполнить аналогичное задание:
3. Развитие ассоциативного мышления, быстроты реакции.
Игра «Домино». Как можно быстрее выложить цепочку. Связь: формула – график, по 8 карточек. Работа в парах.
IV этап. Динамическая пауза.
V этап. Развитие логического мышления.
1. Что общего у графиков данных функций? (графики демонстрируются)
2. Какая формула лишняя?
VI этап. Решение задач.
1) Описание реальных процессов с помощью графиков.
1. Определите, на каком графике изображен процесс наполнения бензобака автомобиля, вмещающего 40 л бензина. Какой функцией описывается этот процесс? Какой процесс может быть описан 1 графиком?
2. На голове человека растут волосы, которые он регулярно стрижет ( х – время, прошедшее от одной из стрижек, у – длина определенного волоса).
3. Через каждый час рабочего времени на склад сдают изготовленные детали ( х – время работы, у – количество деталей на складе.
2) Ребус.
3) Электронный учебный модуль. A07_032_k01.oms, A07_032_p01.oms
4) Задача с параметром (дополнительная).
При каких значениях р графики функций и параллельны?
Построить графики данных функций. Найти площади треугольников, которые образуют графики с осями координат.
VII этап. Домашнее задание. Придумать какую-нибудь реальную ситуацию и описать ее с помощью графика.
VIII этап. Итог урока. Рефлексия.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние в конце урока.
Приложение 1.
«Домино»
у = x | |||
График этой функции пересекает ось Оу в точке (0; 3), а угловой коэффициент прямой положительный. | |||
График этой функции пересекает ось Оу в точке (0; 3), а ось Ох в точке (2; 0) | |||
Точка пересечения графиков (- 0,5; 1) |
Приложение 2.
Дидактический материал для учащихся.
1. Развитие воображения, ориентации на плоскости.
а) В системе координат отметить точки. Разные пары точек определяют только одну прямую. Провести эти прямые, если они заданы формулами: .
Точки: (- 2; 1), (2; 5), (2; - 1), (- 2; 3), (- 1; - 3), (1; 3).
б) График задан зависимостью Показать его, обведя необходимые линии.
Для тех, кто справится быстрее, выполнить аналогичное задание:
3. Описание реальных процессов с помощью графиков.
1. Определите, на каком графике изображен процесс наполнения бензобака автомобиля, вмещающего 40 л бензина. Какой функцией описывается этот процесс?
2. На голове человека растут волосы, которые он регулярно стрижет (х – время, прошедшее от одной из стрижек, у – длина определенного волоса).
3. Через каждый час рабочего времени на склад сдают изготовленные детали (х – время работы, у – количество деталей на складе).
Задача с параметром (дополнительно).
При каких значениях р графики функций и параллельны?
Построить графики данных функций. Найти площади треугольников, которые образуют графики с осями координат.
Домашнее задание. Придумать какую-нибудь реальную ситуацию и описать ее с помощью графика.
Приложение 3.
Используемые ресурсы: 1) Программа для интерактивной доски Notebook;
2) 1С «Математический конструктор» 4.5;
3) Для воспроизведения модуля используется программное обеспечение – проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows;
4) Microsoft Office PowerPoint 2007;
Литература.
1) Алгебра 7. А.Г. Мордкович, «Мнемозина», 2008 г.;
2) Журналы «Математика в школе», 2001-2002 г.г.;
3) «История математики в средней школе», Г.И. Глейзер, «Просвещение», Москва, 1970 г.;
4) «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» Н.К. Винокурова. «АСТ-ПРЕСС», Москва, 1999 г.
5) RusEdu. Архив учебных программ и презентаций;
6) ЭУМ. Федеральный Центр Информационно-образовательных ресурсов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счет Возведите в квадрат количество букв в названии графика линейной функции. Прямая – 6 букв 6² = 36
Устный счет Найдите разность угловых коэффициентов прямых, графики которых параллельны. Угловые коэффициенты равны, значит разность равна 0.
Устный счет Сложите значения функций – 7
Устный счет Найдите сумму координат точки пересечения графиков Точка пересечения (0; 0). Сумма равна 0.
Устный счет Умножьте 1 млн. на значение ординаты точки, в которой график пересекает ось абсцисс. Точка пересечения ( х ; 0). Произведение равно 0.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка С именем, какого французского ученого связано использование прямоугольной системы координат на плоскости? Рене Декарт
Разминка Название координат точки на координатной плоскости. а бсцисса, ордината
Разминка Аналог координат точки в географии. широта, долгота
Разминка В каком квадранте координаты точки отрицательные? В третьем квадранте
Разминка Независимая переменная аргумент Х
Разминка Кто впервые ввел слово «функция»? Готфрид Вильгельм Лейбниц
Разминка Формула линейной функции.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Приложение к уроку. Обобщающий урок по теме "Функции"
Обобщение понятия функции в старшей школе. Приложение....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Конспект урока с презентацией «Функции. Графики функции и их свойства» 10 класс
Конспект урока по теме «Функции. Графики функции и их свойства» в 10 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. К учебнику Алимова и др.Основная работа на уроке идет по презентации, т...
Урок алгебры "График функции. Преобразование графика функции"
Создание речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха....
Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе
Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...
Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)
Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)...