Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Иргит Эреге Шолбановна

Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx20.32 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по алгебре на тему:

«Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем»

9 класс.

Цель урока: учащиеся должны знать понятие обратной степенной функции, уметь строить ее график и определять по графику свойства обратной степенной функции.

Задачи урока:

Образовательные:

• рассмотреть степенную функцию с натуральным показателем;

• ввести понятие обратной степенной функции;

• рассмотреть график и свойства обратной степенной функции;

• решить несколько задач на закрепление изученного материала.

Развивающие:

• развитие логического мышления;

• развитие умения лаконично излагать свои мысли;

• развитие умения анализировать и делать выводы;

• развитие вычислительных навыков.

Воспитательные:

• воспитание познавательного интереса к предмету математики;

• воспитание ответственного отношения к учебе;

• воспитание организованности и самостоятельности.

Основные понятия: обратная степенная функция, график и свойства обратной степенной функции.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный и практический.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная и групповая.

Оборудование: доска, линейка.

Учебник: Алгебра, 9 класс, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы сегодня на уроке будем рассматривать степенную функцию.

  1. Актуализация опорных знаний.

Давайте сначала начнем с повторения (устный опрос).

  1. Какая функция называется обратимой?
  2. Приведите примеры обратимых функций.
  3. Перечислите свойства двух взаимно обратных функций.
  1. Постановка учебной задачи.

Теперь, после того, как все повторили, выполним следующее задание: установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают (графики данных функций изображены на доске).

Что вы заметили, выполняя данное задание? (в задании учащиеся под буквой Д встречаются с незнакомой функцией).

Теперь, после того, как выполнили задание, в котором вы столкнулись с неизвестной формулой, мы попробуем ответить на следующий вопрос: обратима ли степенная функция? (учащиеся сомневаются ответить). У степенной функции под буквой В есть обратная ей функция под буквой Д. Сейчас более подробно рассмотрим данную функцию. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Таким образом, тема нашего урока называется: «Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем». Записываем тему урока в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Рассмотрим степенную функцию с натуральным показателем n. Если нам дана функция , то есть кубическая парабола, то это функция возрастающая или убывающая? (возрастающая). Значит, при нечетном n функция  является возрастающей и, следовательно, она какая? (обратима). Для функции g, обратной f, где n>1, ввели специальное обозначение g(x)=. Данное выражение называют корнем n – ой степени из x, где n – показатель, а x – подкоренное выражение. Например, выражение  есть корень третьей степени из 4.

Далее к доске приглашаются два ученика для того, чтобы построить график функции . Первый ученик строит график функции при n=2 и n=4, а второй ученик при n=3 и n=5. После того, как построили графики, спрашиваются свойства данных графиков по следующему плану:

  1. Определить область значений и область определений графика.
  2. Определить, функция является возрастающей или убывающей.
  3. Определить, функция является четной или нечетной.

Далее, каждый ученик самостоятельно в тетради с помощью учебника строит графики функции с четным и нечетным показателем (рис. 102, рис. 104) и записывает свойства этих функций.

  1. Закрепление материала.

№851 (а, б, в)

Задайте формулой функцию, обратную функции:

№853 (а, б, в)

Найдите значение функции

 854 (а, б)

Найдите значение функции

  1. Анализ и рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня изучали и чем мы занимались на уроке по следующему плану:

  1. Сегодня на уроке я повторил (а)…
  2. Сегодня на уроке я узнал (а)…
  3. Сегодня на уроке я научился (ась)…
  1. Постановка домашнего задания.

Выучить определение и свойства обратной степенной функции.

        



Предварительный просмотр:

Урок. Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Задачи: учащиеся должны знать понятие обратной степенной функции, уметь строить ее график и определять по графику свойства обратной степенной функции.

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с понятиями обратная степенная функция, научатся строить график обратной степенной функции и определять свойства обратной степенной функции.

Метапредметные: развитие логического мышления; развитие умения анализировать и делать выводы; развитие вычислительных навыков.

Личностные: контролировать процесс и результат математической деятельности.

Образовательные ресурсы: Учебник «Алгебра», 9 класс, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы сегодня на уроке будем рассматривать степенную функцию.

Внимание на учителя. Настрой к началу урока. Самоорганизация.

Формирование умения слушать.

2. Актуализация знаний

Давайте сначала начнем с повторения (устный опрос).

  1. Какая функция называется обратимой?
  2. Приведите примеры обратимых функций.
  3. Перечислите свойства двух взаимно обратных функций.

Активно участвую в опросе и отвечают на вопросы.

Повторение ранее изученной темы.

3. Постановка учебной задачи.

Теперь, после того, как все повторили, выполним следующее задание: установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают (графики данных функций изображены на доске).

Что вы заметили, выполняя данное задание?

Каждый ученик самостоятельно выполняет задание. В задании учащиеся под буквой Д встречаются с незнакомой функцией.

Формирования такого качества, как внимательность и сосредоточенность.

4.  Мотивация учебной деятельности.

Теперь, после того, как выполнили задание, в котором вы столкнулись с неизвестной формулой, мы попробуем ответить на следующий вопрос: обратима ли степенная функция?

Учащиеся сомневаются ответить на заданный учителем вопрос.

Заинтересованность учащихся в изучаемой теме.

У степенной функции под буквой В есть обратная ей функция под буквой Д. Сейчас более подробно рассмотрим данную функцию. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Самостоятельно формулируют тему урока.

Таким образом, тема нашего урока называется: «Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем». Записываем тему урока в тетрадь.

Записывают тему урока в тетрадь.

5. Изучение

нового

материала.

Введение определения обратной степенной функции.

Записывают определение в тетрадь.

Аргументировано отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и их устранять, развернуто обосновывать суждения.

Приглашает к доске двух учеников.

Приглашенные к доске ученики строят  графики и описывают их свойства, а остальные проверяют и исправляют ошибки.

Дает задание по учебнику.

Выполняют каждый самостоятельно работу по учебнику: чертят в тетради рисунок 102 и 104, записывают свойства обратной степенной функции.

6. Первичное

закрепление нового

материала.

Демонстрационное решение у доски с ответами на дополнительные вопросы по теории.

Выполнение заданий по учебнику:

№851 (а, б, в), №853 (а, б, в).

Формирование вычислительных навыков.

7. Повторение

Дает самостоятельное задание.

Выполнение задания по учебнику самостоятельно в тетради:

№854(а, б).

8. Рефлексия

учебной

деятельности на уроке.

Проводит рефлексию по следующему плану:

  1. Сегодня на уроке я повторил (а)…
  2. Сегодня на уроке я узнал (а)…
  3. Сегодня на уроке я научился (ась)…

Отвечают по плану.

Формирование умения подводить итоги и умения излагать свои мысли.

9. Домашнее задание

Выучить определение и свойства обратной степенной функции.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степенная функция с натуральным показателем

Цель урока: Ввести определение степенной функции с натуральным показателем, исследовать особенности графиков степенных функций в зависимости от четности показателя степени, определить свойства степенн...

Степенная функция с натуральным показателем

Степенная функция с натуральным показателем...

Разработка урока по теме "Определение степени с целым отрицательным показателем"

Разработка урока по алгебре для 8 класса. Тема урока "Определение степени с целым отрицательным показателем". Тип урока - открытие новых знаний....

Разработка урока "Решение неравенств второй степени с одной переменной" 9 класс

Урок-турнир. Урок проведен в Сайлыгской средней школе...

Разработка урока «Корень n-ой степени и его свойства», 9 класс

Урок - соревнование. Урок проведен на кожуунном семинаре учителей математики...

Модель "Графики степенных функций с натуральным и целым отрицательным показателем"

Данная модель позволяет наглядно продемонстрировать поведение графиков функций....