Разработка урока "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме
сокращенного умножения при решении упражнений: разложение
многочлена на множители и обратно, решение уравнений и
доказательство тождеств применяя формулы; воспринимать формулы на
слух; совершенствовать вычислительную культуру, речь учащихся;
развивать познавательный интерес с помощью исторического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_formuly_sokrashchen_umnozheniya.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» Лукашова О.В.
Тема урока: «Формулы сокращенного умножения».
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме; рассмотреть применение формул
сокращенного умножения при решении упражнений: разложение
многочлена на множители и обратно, решение уравнений и
доказательство тождеств применяя формулы; воспринимать формулы на
слух; совершенствовать вычислительную культуру, речь учащихся;
развивать познавательный интерес с помощью исторического материала.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска Smart Board 600,
проектор Epson S5, учебная презентация «формулы сокращенного
умножения».
Методика обучения на уроке. | Содержание урока, его структура. |
I. Организационный момент. | |
1.Проверка готовности учащихся к уроку. | |
2.Постановка цели урока, знакомство с его содержанием. (Сегодня на уроке повторим и обобщим знания по теме «Формулы сокращенного умножения». На уроке напишем математический диктант, рассмотрим исторические аспекты развития формул сокращенного умножения, узнаем, что собой представляет треугольник Паскаля). | |
Фронтальная беседа с учащимися с требованиями полных обоснований. № 1031 заготовлен на интерактивной доске. Фронтальная проверка формулировок формул. | II. Проверка домашнего задания (проверяется выборочно). № 1047 (б, г) б) y12 – 16=(y6-4)( y6+4)= (y3-2)( y3+2)( y6+4); г) 36 – b4y6=(6- b2y3)( 6+b2y3). № 1048 (в, д) в) 25-(3-x)2=52-(3-x)2=(5-3+x)(5+3+x)=(2+x)(8-x); д) (5x-12)2-x2=(5x-12-x)(5x+12-x)=(4x-12)(6x+12)=4·6(x-3)(x+2)=24(x-3)(x+2). № 1051 (в) d3+0,008c3= d3+(0,2c)3=(d+0,2c)(d2-0,2dc+0,04c2). № 1031 (a+b+c)2=a2+b2+c2+2ab+2bc+2ac. - Что называется тождеством? (Равенство, верное при любых значениях переменных, называется тождеством). - Что значит доказать тождество? (Для доказательства тождества преобразуют его левую часть в правую или правую часть в левую или показывают, что левая и правая части исходного равенства равны одному и томуже выражению). После проверки домашнего задания первый ряд отвечает правило (кубик). |
Задание воспрозводится из файла аудиозаписи на персональном компьютере. Фронтальная проверка формулировок формул. Задания в слайде на интерактивной доске. Учащиеся выходят к доске и способом перетаскивания заготовленных объектов вставляют недостающее в формулы. /Для быстрой проверки на слайде шторкой закрыты ответы/. | III. Выполнение устных упражнений с целью совершенствования правильного применения формул сокращенного умножения, их словесной формулировки. 1.На интерактивной доске в слайде записаны формулы сокращенного умножения отдельно левые и правые части. Каждой записи соответствует определенная буква. После того, как будет прочитана какая-либо часть вы укажите её продолжение: подпишите соответствующую букву. 1).Квадрат разности двух выражений.(Г) 2).Квадрат первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.(Е) 3).Произведение разности двух выражений и неполного квадрата их суммы.(К) 4).Произведение разности двух выражений и их суммы.(И) 5).Сумма кубов двух выражений.(Д) Учащиеся первого ряда отвечают формулировки формул сокращенного умножения. А. a3+b3; Б. a2+2ab+b2; В. a2-2ab+b2; Г. (a-b)(a+b); Д. (a+b)( a2-2ab+b2); Е. (a+b)2; Ж. (a-b)( a2+2ab+b2); З. (a-b)2; И. a2-b2; К. a3-b3. Второй ряд отвечает правило (кубик). 2.Смотри, не ошибись!!! Прочитай, вставь недостающее … 2 – b2=(a - …)(a + …); a 2 – b2=(a - b)(a + b) (a +…)2=… 2 + 6…b + 9b2; (a +3b)2=a 2 + 6ab + 9b2 (m -…)2=m2 - 20m + …; (m -10)2=m2 - 20m + 100 (5a +…)2=… + … + 81; (5a +9)2=25a2 + 90a + 81 (47 - …)(47 + …)= … - 372; (47 - 37)(47 + 37)= 472 - 372 752 - …=(… - 25)(75 + …). 752 - 252=(75 - 25)(75 + 25) Третий ряд отвечает правило (кубик). |
Фронтальная беседа с классом. -Что называется уравнением? -Что значит решить уравнение? -Что называют корнем уравнения? -Сколько корней может иметь уравнение? | IV. Тренировочные упражнения. I ряд № 1030 (г) II ряд №1084 (б) III ряд №1081 (а) Индивидуальные задания № 1037 (д), № 1046 (б), №1090 (а). I ряд № 1030 (г) Представьте в виде многочлена выражение: . II ряд № 1084 (б) Разложите на множители: b2-c2-10(b-c)2=( b2- c2)-10(b-c)2=(b-c)(b+c)-10(b-c)2=(b-c)(b+c-10b+10c)=(b-c)(11c-9b). III ряд № 1081 (a) Решите уравнение: x2 – 2x2 – x +2=0, x2(x-2)-(x-2)=0, (x-2)(x2-1)=0, (x-2)(x-1)(x+1)=0, x-2=0 или x-1=0 или x+1=0 x=2 x=1 x=-1 Ответ: -1; 1; 2. Решение упражнений с полным обоснованием у доски. |
Индивидуальные задание, заданное заранее. | IV. Индивидуальные задания. № 1037 (д) Вычислите: № 1046 (б) Найдите значение дроби: № 1090 (а) Делится ли на 5 при любом целом n выражение: (2n+3)(3n-7)-(n+1)(n-1)=6n2-14n+9n-21-n2+1=5n2-5n+20= № 1064 (а) (а+8)2-2(а+8)(а-2)+(а-2)2=(а+8-(а-2))2=(а+8-а+2)2=102=100. № 1069 (a2+b2)(a4- a2 b2+b4)-(a3-b3)( a3+b3)=a6+b6-( a6-b6)= a6+ b6-a6+ b6=2b6. |
Беседа. | V. Историческая справка. - Как вы думаете, давно ли известны людям формулы сокращенного умножения. Формулы сокращенного умножения были известны еще вавилонянам около 4000 лет назад. Их не знали в символьном обозначении, но применяли при счете. Ученые древней Греции представляли величины не числами или буквами, а отрезками прямых, которые обозначали буквами или концы которых отмечали с помощью двух букв. Вместо произведения «a x b» говорили прямоугольник, содержащийся между отрезками а и b. Вместо «а2» - говорили квадратные отрезки. В древней Греции алгебра оперировала не числами, а отрезками, площадями и объемами фигур и была названа геометрической алгеброй. Лишь учеными 17 века, в первую очередь Ньютону удалось полностью отказаться от геометрической основы и перестроить алгебру на символы. Треугольник Паскаля. Блез Паскаль (19.06.1623 – 19.08.1662) французский философ, писатель, математик, физик. Треугольник Паскаля арифметический треугольник – треугольная числовая таблица для составления биноминальных коэффициентов. По боковым сторонам треугольника стоят единицы, внутри треугольника числа образуются сложением двух чисел, стоящих над данными. 1 1 2 1 1 3 3 1 1 4 6 4 1 1 5 10 10 5 1 ……………… Треугольник показывает коэффициенты для разложения степени многочлена a+b. Например: (a+b)2=a2+2ab+b2, (a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b3. |
VI. Математический диктант. Проводится с целью проверки знаний формул сокращенного умножения, их восприятия на слух. Учащиеся пишут диктант на бланке ответов, сдают их, проверка выполняется с помощью интерактивной доски. 1. Разложите на множители многочлен 4x2-9 [25a2-4]. 2. Разложите на множители многочлен 1-81с2 [19y4-1]. 3. Найдите значение выражения 2192-1192 [2232-1232]. 4. Найдите значение выражения 2012 [3012]. 5. Представьте многочлен 9x2+30xy+25y2 Диктант окончен. После чего учащиеся сдают бланки ответов с математическим диктантом и проверяют ответы на интерактивной доске. Вариант 1
Вариант 2
| |
VII. Итог урока. -Чем на уроке занимались? Сегодня на уроке мы повторили и обобщили знания по теме «Формулы сокращенного умножения». Рассмотрели исторический материал совершенствования формул сокращенного умножения. Написали математический диктант. Задание на дом. п. 36 -38. № 1059, №1060 (а), №1058 (в, г), №1090 (б). Подготовиться к контрольной работе. Оценки за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему:" Формулы сокращенного умножения" 7 класс
Разработка урока на тему:" Формулы сокращенного умножения" 7 класс...
Методическая разработка урока "Формула сокращенного умножения" для 7 класса
Статья по теме "Методическая разработка урока "Формула сокращенного умножения" для 7 класса"...
разработка урока "Формулы сокращенного умножения."
Урок алгебры в 7 классе. Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: Вывести формулы квадрата разности, квадрата суммы; сформировать умение применять эти формулы для упрощения выражений....
разработка урока по теме "Решение задач с помощью формул сокращенного умножения"
Тема: Решение задач с помощью формул сокращённого умножения.Класс: 7 класс.Цель: Формирование оценочной деятельности на уроке математики при решении задач с помощью формул сокращённого умн...
Разработка урока по теме "Формулы сокращенного умножения"
Сегодня у нас здесь ...
Разработка урока по теме «Формулы сокращенного умножения»
Это урок повторения и закрепления знаний и умений....
Разработка урока закрепления и обобщения материала по теме "Формулы сокращенного умножения" 7класс
Материал рассчитан на один урок для класса с хорошей математической подготовкой, не обязательно с углубленным изучением математики. Рассчитан на провер...