Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"
рабочая программа (8 класс) по теме
Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.
Главная цель: подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_8-9_klass_zanimatelnye_voprosy_po_matematike_74_chasa.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
города Невинномысска Ставропольского края
«Согласовано» Руководитель МО ______________/ Т.А. Жуйко протокол № 1 от 29.08.2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР __________/ Л.Н. Подосинникова 29.08. 2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 16 ______________/ Л.Н. Мельникова приказ № 180 от 02.09.2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ЖУЙКО ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕНЫ,
первой квалификационной категории
кружка «Занимательные вопросы по математике»
8-9 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
методического совета МБОУ СОШ № 16
Протокол № 1 от 30.08. 2013 г.
г. Невинномысск
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
В рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору, разработан данный предметный курс, который составлен на основе программы по алгебре и геометрии, 8 класс, автор-составитель Т.А. Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2008г., а также программы факультатива «Тестовая подготовка по математике», авторы Кулабухов С.Ю., Лысенко Ф.Ф.
Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, располагать тем объемом знаний и умений, которые необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому в процессе преподавания необходимо делать особые акценты на те разделы, которые представлены в текстах ОГЭ.
Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов, поэтому необходимо начать подготовку учащихся как можно раньше.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ОГЭ. Особенности такого экзамена:
- состоит из трёх частей;
- первая часть экзаменационной работы содержит задания по алгебре;
- вторая часть – задания по геометрии;
- третья часть – реальная математика;
- оценивание работы осуществляется баллами и оценками.
Структура экзаменационной работы и организации проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных, кружковых и индивидуальных занятиях.
Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года (8-9 класс) 74 часов из расчёта 1 час в неделю.
Главная цель: подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Цели:
- развить интерес школьников к предмету,
- познакомить их с новыми идеями и методами,
- расширить представление об изучаемом в основном курсе материале,
- дать ученику возможность проанализировать свои способности,
- начать подготовку к сдаче экзамена (ОГЭ) в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- повторить и обобщить знания по основным темам алгебры (5-9 классов) и геометрии (7-9 класса);
- расширить знания по отдельным темам курса алгебры и геометрии;
- выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Кружок «Занимательные вопросы по математике» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ОГЭ. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты и практикумов по решению задач.
При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
В процессе решения каждой задачи целесообразно четко различать четыре ступени:
- изучение условия задачи;
- поиск плана решения и его составление;
- осуществление плана, т.е. оформление найденного решения;
- изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Основные методические особенности курса:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
- Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
- Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Функции курса:
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- компенсация недостатков обучения по математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса:
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
- личностно-деятельностный подход, большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.
Учебные занятия включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятия комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в тетрадях, проводится работа с тестами.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня материала осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися работ.
В конце каждого года будут проведены:
- зачёт по проверке умения ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время;
- тестирование по проверке умения работать с полным текстом.
Ожидаемые результаты:
учащийся должен
знать/понимать:
- существо понятия тестов; примеры решения тестовых заданий;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
уметь:
- применять общие и универсальные приемы и подходы к решению заданий ОГЭ;
- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).
Выработать умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
иметь опыт (в терминах компетентностей):
- работы в группе, как на занятиях, так и вне;
- работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.
Предполагаемый результат – повышение уровня математической культуры школьников для подготовки к ОГЭ и продолжению образования.
Структура курса
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление разделов алгебры.
Раздел | Количество часов | Лекция | Практика | |
1 | Проценты | 3 | 1 | 2 |
2 | Числа и выражения | 3 | 1 | 2 |
3 | Преобразование алгебраических выражений | 5 | 1 | 4 |
4 | Уравнения | 5 | 1 | 4 |
5 | Системы уравнений | 5 | 1 | 4 |
6 | Неравенства | 5 | 1 | 4 |
7 | Координаты и графики | 4 | 1 | 3 |
8 | Функции | 4 | 1 | 3 |
9 | Текстовые задачи | 6 | 1 | 5 |
10 | Уравнения и неравенства с модулем | 5 | 1 | 4 |
11 | Уравнения и неравенства с параметром | 5 | 1 | 4 |
12 | Геометрические задачи | 7 | 1 | 6 |
13 | Арифметическая и геометрическая прогрессия | 4 | 1 | 3 |
14 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 3 | 1 | 2 |
15 | Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ | 4 | 4 | |
16 | Уроки обобщения | 6 | 6 |
Содержание программы курса
Тема 1. Проценты
Решение задач на проценты.
Цель: овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.
Тема 2. Числа и выражения
Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: актуализация вычислительных навыков, развитие навыков тождественных преобразований.
Тема 3. Преобразование алгебраических выражений
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Упрощение алгебраических выражений.
Цель: актуализация вычислительных навыков, развитие навыков тождественных преобразований.
Тема 4. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных).
Цель: овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
Тема 5. Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Цель: овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
Тема 6. Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных).
Цель: овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
Тема 7. Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Цель: овладение умениями соотносить графики с их формулами.
Тема 8. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Цель: обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
Тема 9. Текстовые задачи
Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Цель: овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.
Тема 10. Уравнения и неравенства с модулем
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Цель: овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных видов, различными способами.
Тема 11. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Системы линейных уравнений с параметром.
Цель: овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами
Тема 12. Геометрические задачи
Задачи геометрического содержания.
Цель: овладение умениями решать задачи геометрического содержания.
Тема 13. Арифметическая и геометрическая прогрессия
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.
Цель: обобщение знаний об арифметической и геометрической прогрессиях, решение задач.
Тема 14. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторика. Простейшие комбинаторные задачи. Простейшая формула вычисления вероятности. Способы вычисления вероятности.
Цель: овладение умениями решать задачи на вероятность и комбинаторику.
Тема 15. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ
Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ОГЭ.
Цель: умение работать с КИМами ОГЭ.
Календарно-тематический план
8 класс
№ урока | Содержание обучения | Количество часов | Дата проведения |
Проценты | 2 | ||
1 | Решение задач на проценты | 1 | |
2 | Решение задач на проценты | 1 | |
Числа и выражения | 3 | ||
3 | Стандартный вид числа. | 1 | |
4 | Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. | 1 | |
5 | Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. | 1 | |
Преобразование алгебраических выражений | 5 | ||
6 | Свойства степени с натуральным и целым показателями. | 1 | |
7 | Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | |
8 | Упрощение алгебраических выражений | 1 | |
9 | Упрощение алгебраических выражений | 1 | |
10 | Упрощение алгебраических выражений | 1 | |
Уравнения | 5 | ||
11 | Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним). | 1 | |
12 | Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним). | 1 | |
13 | Способы решения различных уравнений (дробно-рациональных и уравнений высших степеней). | 1 | |
14 | Способы решения различных уравнений (дробно-рациональных и уравнений высших степеней). | 1 | |
15 | Решение уравнений | 1 | |
Системы уравнений | 5 | ||
16 | Различные методы решения систем уравнений (графический). | 1 | |
17 | Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения). | 1 | |
18 | Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения). | 1 | |
19 | Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения). | 1 | |
20 | Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. | 1 | |
Неравенства | 5 | ||
21 | Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем. | 1 | |
22 | Метод интервалов. Область определения выражения. | 1 | |
23 | Решение квадратных неравенств и систем, включающих квадратные неравенства. | 1 | |
24 | Решение систем неравенств. | 1 | |
25 | Решение задач из других разделов курса, требующих применение аппарата неравенств. | 1 | |
Координаты и графики | 4 | ||
26 | Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям. | 1 | |
27 | Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. | 1 | |
28 | Решение задач геометрического содержания на координатной плоскости. | 1 | |
29 | Построение графиков уравнений с двумя переменными. | 1 | |
Функции | 5 | ||
30 | Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) | 1 | |
31 | «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков. | 1 | |
32 | Построение графиков функций и ответы на вопросы, связанные с исследованием этих функций. | 1 | |
33 | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. | 1 | |
34 | Построение более сложных графиков (кусочно-заданные, с «выбитыми» точками и т.п.). | 1 | |
35-37 | Уроки обобщения | 3 |
Календарно-тематический план
9 класс
№ урока | Содержание обучения | Количество часов | Дата проведения |
Текстовые задачи | 6 | ||
1 | Задачи на проценты. | 1 | |
2 | Задачи на «движение». | 1 | |
3 | Задачи на «концентрацию». | 1 | |
4 | Задачи на «смеси и сплавы». | 1 | |
5 | Задачи на «работу». | 1 | |
6 | Задачи геометрического содержания. | 1 | |
Уравнения и неравенства с модулем | 5 | ||
7 | Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. | 1 | |
8 | Уравнения, содержащие знак модуля и способы их решения. | 1 | |
9 | Уравнения, содержащие знак модуля и способы их решения. | 1 | |
10 | Неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. | 1 | |
11 | Неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. | 1 | |
Уравнения и неравенства с параметром | 5 | ||
12 | Линейные уравнения с параметром, способы их решения. | 1 | |
13 | Линейные уравнения с параметром, способы их решения. | 1 | |
14 | Линейные неравенства с параметром, способы их решения. | 1 | |
15 | Линейные неравенства с параметром, способы их решения. | 1 | |
16 | Системы линейных уравнений с параметром. | 1 | |
Геометрические задачи | 7 | ||
17 | Решение задач на определение верных и неверных геометрических высказываний | 1 | |
18 | Решение задач на нахождение площади | 1 | |
19 | Задачи на вычисление величины угла в треугольнике | 1 | |
20 | Центральные и вписанные углы | 1 | |
21 | Теорема Пифагора | 1 | |
22 | Соотношение сторон и углов в прямоугольном треугольнике | 1 | |
23 | Решение геометрических задач 7-9 класса | 1 | |
Арифметическая и геометрическая прогрессия | 4 | ||
24 | Решение задач с применением формул п-го члена и суммы первых п членов арифметической прогрессий. | 1 | |
25 | Решение задач с применением формул п-го члена и суммы первых п членов геометрической прогрессий. | 1 | |
26 | Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии. | 1 | |
27 | Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии. | 1 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 3 | ||
28 | Медиана, мода, среднее арифметическое. | 1 | |
29 | Классическое определение вероятности. | 1 | |
30 | Решение задач на нахождение вероятности. | 1 | |
Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ | 4 | ||
31 | Решение заданий КИМов ОГЭ | 1 | |
32 | Решение заданий КИМов ОГЭ | 1 | |
33 | Решение заданий КИМов ОГЭ | 1 | |
34 | Решение заданий КИМов ОГЭ | 1 | |
35-37 | Уроки обобщения | 3 |
Учебно-методическая литература
Методические пособия
- Кузнецова Л.В. и др. Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
- Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Итоговая аттестация-2014. Изд. «Легион» Ростов-на-Дону 2013г.;
- Ященко И. В. ОГЭ-2015. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией И. В. Ященко – М.: Национальное образование, 2014, 2014.
- Ященко И. В. ОГЭ-2015. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под редакцией И. В. Ященко – М.: Национальное образование, 2015
- ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1 / А.Л. Семенов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013, 2014.
Интернет-ресурсы
- ОГЭ 2015. Математика. Открытый банк заданий ОГЭ 2015 по математике: прототипы заданий.
- http://www.mathgia.ru
- http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)
- http://mathem.by.ru/index.html - Математика online
- http://matematika.agava.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний у...
Рабочая программа элективного курса по математике для 11 класса "Избранные вопросы математики"
Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы по математике" составлена для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ. В ней спланированы все основные темы, пройденные обучающим...
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...
Рабочая программа групповых занятий по математике для 8 классов «Математика в вопросах и ответах»
муниципальное образование город Краснодар(территориальный, административный округ (город, район, поселок)муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № ...
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса " Избранные вопросы математики"
Рабочая программа предназначена учителям математики, работающим в 9 классах....