Рабочая программа по алгебре , 9 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

Микубаева Эльвира Владимировна

 

Рабочая программа учебного предмета « Математика (алгебра)», 9 класс, составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) и примерной программы основного общего образования, М, Просвещение, 2009 год, учебно-методического комплекта Мордковича А.Г.:

  1. А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. М.: Мнемозина, 2009.
  2. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская, Т.Н.Мишустина, П.В. Семенов.Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. М.: Мнемозина, 2008.
  3. Л.А. Александрова. Алгебра — 9. Контрольные работы / Под ред.А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.
  4. Л.А. Александрова. Алгебра — 9. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_9_rabochaya.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета « Математика (алгебра)», 9 класс, составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) и примерной программы основного общего образования, М, Просвещение, 2009 год, учебно-методического комплекта Мордковича А.Г.:

  1. А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. М.: Мнемозина, 2009.
  2. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская, Т.Н.Мишустина, П.В. Семенов.Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. М.: Мнемозина, 2008.
  3. Л.А. Александрова. Алгебра — 9. Контрольные работы / Под ред.А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.
  4. Л.А. Александрова. Алгебра — 9. Самостоятельные работы / Под ред. А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Математика (алгебра)»,

9 класс:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 Целью изучения курса алгебры в 9 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1.  планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2.  решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3.  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4.  ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5.  проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  6.  поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Учебный материал рассчитан на 102 часа в год из расчета – 3 часа в неделю и 34 учебных недель. В учебный план включены 7 контрольных работ. Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тренировочная практическая работа, исследовательская практическая работа, математический диктант, диагностическая тестовая работа, тестовая работа, контрольная работа

Уровень обучения – базовый.

Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся

должны знать/понимать:

  1. значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
  2. широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  3. значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
  4.  историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  5. универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  1. вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

 должны уметь:

  1. решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной, дробно-рациональные неравенства, неравенства, содержащие модуль;
  2. понимать простейшие понятия теории множеств, задавать множества, производить операции над множествами;
  3. решать системы линейных и квадратных неравенств, системы рациональных неравенств, двойные неравенства;
  4. решать системы уравнений, простые нелинейные системы уравнений двух переменных различными методами;
  5. применять графический метод, метод подстановки, метод алгебраического сложения и метод введения новой переменной при решении практических задач;
  6. составлять математические модели реальных ситуаций и работать с составленной моделью;
  7. исследовать функцию на монотонность, определять наибольшее и наименьшее значение функции, ограниченность, выпуклость, четность, нечетность, область определения и множество значений;
  8. описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  9. распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  10. решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  11. решать простейшие комбинаторные и вероятностные задачи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  4. сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  5. понимания статистических утверждений.

Содержание обучения.

Рациональные неравенства и их системы (18 часа).

Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Элемент множества, подмножество данного множества, пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств. Основная цель – сформировать умение решать неравенства и системы неравенств и научить использовать полученные навыки их решения при исследовании корней квадратных уравнений, содержащих параметр.

Системы уравнений (15 часов).

Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования. График уравнения, система уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений. Основная цель –  научить учащихся решать системы уравнений с двумя переменными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.

Числовые функции (25 час).

Функция, область определение и множество значений функции. Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.

Основная цель –  выработать умение исследовать функции по заданному графику. При изучении материала данной главы функциональные представления учащихся существенно расширяются и углубляются.

Прогрессии (16 часов).

Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Основная цель – познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей ( 12 часов).

Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал. Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.

 Основная цель – сформировать умение воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимание вероятностного характера многих реальных зависимостей, научить производить простейшие вероятностные расчеты.

Повторение (9 часов).

Основные цели: -обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс; подготовка к государственной итоговой аттестации; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Приложения к рабочей программе

Список контрольных работ: (см. Л.А. Александрова. Алгебра—9. Контрольные работы / Под ред.

А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.)

 Кр №1 Неравенства и системы неравенств.

 Кр №2 Системы уравнений.

 Кр №3 Определение числовой функции.

 Кр №4 Числовые функции.

 Кр №5 Прогрессии.

 Кр №6 Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

 Кр №7 Итоговая контрольная работа.

Литература:

1. Образовательный стандарт основного общего образования по математике.

2. Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 кл.: Методическое пособие для учителя.- М.: Мнемозина,2004.

3. Кузнецова Л. В. и др. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. — М.:

4. Ю.П. Дудницын, Е.Е.Тульчинская. Алгебра. 9 класс: контрольные работы для общеобразовательных учреждений. “Мнемозина”, 2009 г.

5. Мордкович А.Г. Алгебра: тесты 7-9 класс для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская – М.: “Мнемозина”, 2009 г.

6. Лысенко Ф.Ф. Учебно-тренировочные тестовые задания “малого” ЕГЭ по математике / Ф.Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012 г.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Алгебра» в 9 классе

(3 часа в неделю, 102 часа за год)

 

Четверть

Номер урока

Дата проведения

Содержание

Количество часов

Примечания (практические, лабораторные работы; контрольные, тестовые работы и диктанты)

Примерные сроки изучения

I.

Глава 1. Неравенства и системы неравенств.

16 ч.

1.

§1. Линейные и квадратные неравенства (повторение).

3 ч.

2.

3.

С – 1

4.

§2. Рациональные неравенства.

5 ч.

5.

6.

С – 2

7.

8.

С – 3

9.

§3. Множества и операции над ними.

3 ч.

10.

11.

С – 4

12.

§4. Системы рациональных неравенств.

4 ч.

13.

С – 5

14.

15.

С – 6

16.

Контрольная работа № 1.

1 ч.

10.10

Глава II. Системы уравнений.

15 ч.

17.

§5. Основные понятия.

4 ч.

18.

19.

20.

С – 7

21.

§6. Методы решения систем уравнений.

5 ч.

22.

23.

С – 8

24.

25.

С – 9

II.

26.

§7. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

5 ч.

27.

28.

29.

С – 10

30.

31.

Контрольная работа № 2.

1 ч.

20.11

Глава III. Числовые функции.

25 ч.

32.

§8. Определение числовой функции. Область определения, область значений функции.

4 ч.

33.

34.

35.

С – 11

36.

§9. Способы задания функции.

2 ч.

37.

С – 12

38.

§10. Свойства функций.

4 ч.

39.

40.

41.

С – 13

42.

§11. Чётные и нечётные функции.

3 ч.

43.

44.

С – 14

45.

Контрольная работа № 3.

1 ч.

14.12

46.

§12. Функции , их свойства и графики.

4 ч.

47.

С – 15

48.

49.

С – 16

50.

§13.Функции , их свойства и графики.

3 ч.





III.

51.

52.

С – 17

53.

§14. Функция , её свойства и график.

3 ч.

С – 18

54.

С – 19

55.

С – 20

56.

Контрольная работа № 4.

1 ч.

23.01

Глава IV. Прогрессии.

16 ч.

57.

§15.Числовые последовательности.

4 ч.

58.

59.

60.

С – 21

61.

§16. Арифметическая прогрессия.

5 ч.

62.

С – 22

63.

64.

С – 23

65.

С – 24

66.

§17. Геометрическая прогрессия.

6 ч.

67.

68.

С – 25

69.

70.

С – 26

71.

72.

Контрольная работа № 5.

1 ч.

28.02

Глава V. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

12 ч.

73.

§18. Комбинаторные задачи.

3 ч.

74.

С – 27

75.

С – 28

76.

§19. Статистика – дизайн информации.

3 ч.

77.

С – 29

78.

С – 30

IV.

79.

§20. Простейшие вероятностные задачи.

3 ч.

80.

С – 31

81.

С – 32

82.

§21. Экспериментальные данные и вероятности событий.

2 ч.

83.

С – 33

84.

Контрольная работа № 6.

1 ч.

13.04

Обобщающее повторение.

18 ч.

85.

Числовые выражения.

86.

Преобразования выражений.

87.

Уравнения.

88.

Системы уравнений.

89.

Неравенства.

90.

Системы неравенств.

91.

Текстовые задачи.

С – 34

92.

Текстовые задачи.

93.

Графики, таблицы.

94.

Элементы теории вероятности.

95.

Реальная математика

96.

Обобщающее повторение.

.

тест

97.

98.

Итоговая контрольная работа.

2 ч

21..05

99.

100.

Работа над ошибками.

101.

Решение экзаменационных задач..

Тест

102.

Решение экзаменационных задач.

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...