Числовые и буквенные выражения. ФГОС.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
математики в 5 классе на тему
«Числовые и буквенные
выражения. Уравнения.»
Выполнила: Башканова Н. В.
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет математика
Класс 5
Тема урока Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Цель урока: формировать представление о числовых и буквенных выражениях, уравнениях; познакомить учащихся с правилами записи числовых и буквенных выражений, решением уравнений и использованием записи числовых и буквенных выражений, уравнений при решении несложных задач.
Задачи:
— образовательные (формирование познавательных УУД):
- отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
- формировать умение находить значение буквенного выражения;
- проверить уровень усвоения изученной темы;
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать навыки математической речи;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
— воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания;
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
К концу урока учащиеся должны:
- уметь читать и записывать числовые и буквенные выражения;
- уметь составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;
- уметь находить значение буквенного выражения.
Тип урока: урок – практикум
Оборудование к уроку:
Тетради, чертежные принадлежности; карточки с индивидуальными заданиями; компьютер; демонстрационный проектор, экран; диск с скомпонованным ПО, (можно презентацию или в документе Word.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
познавательные | регулятивные | коммуникатив-ные | личностные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Организационный этап | Создать благопри-ятный психологический настрой на работу | Инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Подпишите их. В течение урока вы будите выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то необходимо в квадрат, находящийся справа от задания поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную отметку, выполнив задание на отдельном листе. | Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности, целеполага-ние. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение выделять нравственный аспект поведения |
Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов действий | Новые знания нам будет очень трудно усваивать без умения быстро и верно считать, поэтому как всегда, начнем урок с устного счета: | Учащиеся решают устно задания, участвуют в работе по повторению. (лист 1) | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Самоопре-деление. |
Постанов-ка целей, задач урока, мотиваци-онная деятель-ность учащихся | Обеспече-ние мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь упрощать числовые и буквенные выражения? Решать уравнения? (Вместе с учениками определяет цель урока) | Выполняют работу (лист 2), (лист 3) Определяют цель урока | Самостоятель-ное выделение-формулирова-ние познавательной цели, логическое формулирование проблемы. | Целеполага-ние | Постановка вопросов | Самоопределение |
Первичное усвоение новых знаний | Обеспече-ние восприя-тия, осмысле-ния и первич-ного запомина-ния детьми изученной темы | Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. Сегодня мы будем решать уравнения и составлять уравнения по условию задач. Находить значения числовых выражений и упрощать буквенные. Каждое задание мы будем самостоятельно оценивать по пятибалльной шкале или проводить взаимопроверку. Оценку выставляйте на полях. | (лист 4) (делают вывод о правилах упрощения выражений и решении уравнений) | Умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Самоопределение |
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся (лист 9) | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |||||
Первичная проверка понима-ния | Установ-ление правиль-ности и осознан-ности изучения темы | Направляет работу учащихся (лист 8) | (лист 5, 6, 7) Самостоятельно выполняют задания. Отвечают на вопросы. (лист 10, 11, 12, 13) | Выделение и формулиро-вание познавательной цели. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем. | Ориента-ция в межлич-ностных отноше-ниях |
Рефлексия деятель-ности | Инициировать рефлексию детей | Кто работал на уроке лучше других? Кому надо стараться? С каким настроением вы уйдёте с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Рефлексия | Оценка своей деятель- ности и деятельности других людей. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Смысло-образова-ние |
Подведе-ние итогов урока | Самооцен-ка результа-тов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результат, саморегуля-ция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. | Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся. |
Информа-ция о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию | Обеспеч-ение понимания детьми цели, содержа-ния и способов выполне-ния домашнего задания | № 563, 603. Творческое задание для желающих (срок – 10 дней) – подготовить сообщения: «За страницами учебника», «Горизонты познания», «Хочу все знать!», «Знания добываются». | Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока | Оценка промежуточ-ных результатов и саморегуля-ция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка | Нравственно-этическая ориентация |
1)
Расшифруй название города, который в третьем тысячелетии до нашей эры был столицей Древнего Египта.
Ответы: 52, 50, 7, 60, 216, 3. Слово: МЕМФИС
2) 2. Математический кроссворд
По горизонтали:
2х - 6= 2;
Число, которое прибавляют.
Сумма длин всех сторон треугольника.
Число.
Арифметическое действие.
Число, показывающее количество единичных
квадратов в геометрической фигуре.
Трудный путь от условия к ответу.
Излишек.
аb = с + d.
То, на что делят.
По вертикали:
Угломер.
То, что стоит под чертой.
Место, на котором стоит цифра в записи числа.
Пятнадцатиминутное сумасшествие (школьное).
Записная книжка ученика.
Отрезок, делящий круг пополам.
Числа, соединенные знаками действий (образец для подражания).
Есть у уравнения и растения.
Результат сложения.
Он бывает натуральным.
Записывается с помощью цифр.
3)
3. АБВГДейка – Вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины: Разн…сть, Ум..ньшаем..е, Выч..слите, Ко..ф..циент, Ч..сло, Выр..ж..ние, Букв..н..ые, Ур..внение, Крос..вор.., Упр…стите (взаимопроверка по образцу)
4. Назовите ключевые слова.
(ЧИСЛО, ВЫРАЖЕНИЕ, БУКВЕННЫЕ, УРАВНЕНИЕ)
4) 1. Работа по теме урока. 1 ряд – Цифровой диктант, 2 ряд – графический, 3 ряд – словесный.
Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедится, что корней нет).
Корень уравнения 0х=2 равен 0.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
120 больше 60 на 2.
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение умножить на известный множитель.
Три ученика пишут диктант на доске.
5)
2. Индивидуальная работа. (3 человека у доски, 3 человека решают на листочках)
Карточка 1.
Найдите значение выражения:
1088:68+57442:77
Решите уравнения:
а) 5а+7+5а=17;
б) 6х-2х-15=65.
Упростите:
а) 148+m+252;
б) 24·у·25.
Карточка 2.
Решите уравнение: 7у-13+6у=130
Сколько корней может иметь уравнение?
Найдите значение выражения: 2415:23-56.
Карточка 3.
Решите уравнения:
а) (7+х)·5=7·5+8·5;
б) 3(х+5)=3х+15.
Вычислите: (4783+2741): (367-158);
Раскройте скобки:
а) (8+х)·12;
б) (а-15)·4
Карточка 4.
Вычислите: 536·208-32832:76.
Упростите: 25х+70+15х-45.
Угадайте корень уравнения: 18-у=у+2.
6)
Карточка 5.
Найдите значения выражения: 504·608+52022:74
Решите уравнение: 12у-7у=315
Вычислите: 125·16·7
Карточка 6.
Задача. В автоколонне было несколько машин. После того, как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в автоколонне?
Вычислите: 8·11·25·12.
7)
III. Работа с классом.
Теория – ключ к практике. О какой теории идет речь?
1. Упростите выражения:
Решения комментируются.
5а+9а=
7х+9х+х=
6с-5с+7с=
7а-а-а=
31у-11у+6=
5у-2у-у=
4у+4+2у=
2. Найдите значение выражения (Смекни!!!)
а) 38х+38у, если х+у=10;
б) 11а-11в, если а-в=26.
3. Решите уравнения:
a) 2x+8x=170;
б) 6x-x=145;
в) 6x+4x+x=77;
г)14x-12x+x=75.
Задания а и в решаются на доске; б и г – самостоятельно, с последующей проверкой решения.
8)
Когда уравнение решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно
Поставь в уравнение его осторожно
Коль верное равенство выйдет у нас,
То корнем значенье зовите тот час.
9)
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
(Показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).
10)
Решение задач.
а) Используя рисунок, решите задачу с помощью уравнения.
Найдите длины сторон прямоугольника, если его периметр равен 108 см. Разобрать устно все возможные случаи составления уравнения, предложенные учащимися. Одно из решений запишите в тетради.
б) В мастерскую принесли коробку и ящик с деталями, причем в коробке находилось деталей в 6 раз меньше, чем в ящике. Сколько деталей
11)
VI. Проверь себя!
Тест (взаимопроверка по готовым ключам).
Вариант 1.
Найдите значение выражения: (235 + 356) - 215.
а) 374;
б) 476;
в) 376;
г) другой ответ.
При каком значении а значение выражения 391 - (а + 171) равно 144?
а) 562;
б) 76;
в) 84;
г) другой ответ.
Из данных уравнений выберите те, у которых корнем является число 64:
1) 98 + х = 162;
2) 347-х = 283;
3) 14 (х-2) = 868.
а) все;
б) первое и второе;
в) такого нет;
г) другой ответ.
12)
Решите уравнение: 5х + 61 = 346.
а) 285;
б) 57;
в) решить нельзя;
г) другой ответ.
Маша задумала число. Если к этому числу прибавить 16, а к полученной сумме прибавить 87, то получится 134. Какое число задумала Маша?
а) 31;
б) 78;
в) 227;
г) другой ответ.
13)
Вариант2.
Найдите значение выражения: (817 +151) - 407.
а) 551;
б) 561;
в) 562;
г) другой ответ.
При каком значении 6 значение выражения 483 +(й-139) равно 541?
а) 622;
б) 344;
в) 197;
г) другой ответ.
Из данных уравнений выберите те, у которых корнем является число 43:
1) х+ 89 = 132;
2) 452-х = 308;
3) 836:(х-21) = 38.
а) все;
б) первое и третье;
в) такого нет;
г) другой ответ.
Решите уравнение: 7х - 71 = 293.
а) 52;
б) 45;
в) решить нельзя;
г) другой ответ.
На дереве сидели грачи. После того как 23 грача улетели, а 48 – прилетели на дереве оказалось 84 грача. Сколько грачей сидело на дерево первоначально?
а) 155; б) 59; в) 69; г) другой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 7класс алгебра "Числовые и буквенные выражения"
Урок 7 класс алгебра тема"Числовые и буквенные выражения"...
Открытый урок математики в 5 классе по теме: «Числовые и буквенные выражения».
Цели и задачи: Учебные:1) учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;2) формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;3) формировать умение на...
Числовые и буквенные выражения. План-конспект урока с использованием ЭОР
Урок-рефлексии по теме "Числовые и буквенные выражения" с использованием ЭОР в 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина. Для проведения урока необходим доступ к сети Интернет, компьютеры, проектор, ...
Презентация к уроку математики. "Числовые и буквенные выражения"
Цели урока: Дать определение буквенных и числовых выражений, сформировать умения составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи.Ресурс содержит задания разного типа.Здесь Вы найдете и зан...
Технологическая карта урока по теме: "Числовые и буквенные выражения" 5 класс учебник: И.И.Зубарева, А. Г. Мордкович в рамках ФГОС
Материал к уроку по теме " Числовые и буквенные выражения" в 5 классе. Технологическая карта с презентацией....
Числовые и буквенные выражения 5 класс ФГОС
Презентация подготовлена для урока математики в 5 классе ФГОС по учебнику А.Г. Мерзляк....