Разработка урока по логарифмам
план-конспект урока (алгебра, 11 класс) по теме

Краснова Лидия Егоровна

Обобщенный урок для 11 класса по теме "Логарифм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_logarifm_moy.docx136.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока обобщающего повторения  по теме "Логарифмы"

Краснова Лидия Егоровна, учитель

«Посредством уравнений, теории

Я уйму всяких разрешил проблем».

Чосер (английский поэт, средние века)

Цели урока:

Развивающие:

  1. Обобщение  и систематизация  знаний, умений и навыков; применение их в новых условиях; создание проблемной ситуации; учить самостоятельно добывать знания;
  2. Актуализация опорных знаний совместного решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств, решение логарифмических уравнений и неравенств, содержащих модуль;
  3. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью тестов;
  4. Развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  5. закрепить основные методы решения логарифмических уравнений;
  6. Развитие логического мышления и интуиции при решении задач и умение работать в проблемной ситуации;
  7. Дать возможность учащимся проверить свой уровень подготовки к экзамену по данной теме.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету, коллективизм, дисциплинированность, чувство собственного достоинства.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с дидактическим материалом.

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве и личностно-ориентированный подход в обучении.

ХОД УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.

    Попросила посмотреть все формулы по теме логарифмы: свойства, графики, тождества. Тем временем доску разделила  на три части-по одной для каждого ряда. Затем все превратились в команды, выбрали капитанов и под их чутким руководством заполнили свою часть доски формулами (всеми, какие только вспомнили по логарифмам).

    Условие: выходить к доске по одному человеку, в относительной тишине. Один человек пишет одну формулу, затем должен выйти другой – каждый только по одному разу ( для профилактики эксплуатации отличников и тихой отсидки слабачков). Доску заполнили за 10 минут, произнося при написании формулу вслух, озвучивая все буквенные обозначения. После этого проверили, у кого сколько получилось, и дописали недостающие.

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, целей, основных моментов.     Прислушаемся совету Чосера  «Посредством уравнений, теории я уйму всяких разрешил проблем»  и будем наши проблемы решать свойствами логарифмов, логарифмических функций. Закрепим знания о типах, методах и особенностях решения логарифмических уравнений и неравенств.
  2. Историческая справка (сообщение ученика)

                                                 Изобретение логарифма,

                                                                                           Сократив работу астронома,

                                                                                           Продлило ему жизнь . . .

                                                                                                                                  Лаплас

     В новых торговых странах был большой спрос на инженеров и «арифметиков». Астрономия процветала во всей Европе. После открытия морского пути в Индию итальянские города уже не были на магистральной дороге, ведущей на Восток. Тогда и была переделана  вся система мер на десятичную основу, возникли десятичные дроби, применили индийско-арабскую систему счисления.

        Другим большим усовершенствованием вычислительной техники было изобретение логарифмов. Развитие тригонометрии дало астрономии практическое средство для вычисления – простаферетический метод. При котором умножение, тратившее много времени было заменено сложением или вычитанием. Однако этот метод был сложен, а развивающаяся астрономия требовала новых  средств, которые дали бы возможность оперировать большими числами.        Логарифмы были введены в начале 17 века двумя математиками- Непером и Бюрги. Это введение обусловливалось тем временем, когда происходили великие географические открытия и осваивались новые земли.                                                                                                                                               Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц. Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение 5лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьёзно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришёл ещё в 80-х годах 16 в., однако опубликовал свои таблицы только в 1614 г., после 25 летних вычислений! Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц» Неперу принадлежит и сам термин «логарифм», который он переводит как «искусственное число».

        Логарифмы были придуманы для ускорения и упрощения вычисления. Они давали возможность за несколько часов выполнить работу, за которую раньше требовались целые месяцы. На самом деле, логарифмы чрезвычайно упрощают и ускоряют вычисления, дают возможность производить такие операции, выполнение которых без их помощи очень затруднительно (извлечение корня любой степени).

        Впервые логарифмами воспользовался немецкий учёный Иоганн Кеплер (1571-1630) при составлении астрономических таблиц. Логарифмами он пользовался при обработке «Рудольфовых таблиц», основанных на наблюдениях  выдающегося датского астронома Тихо Браге. 

             Логарифмическая функция возникает в связи с самыми разными природными формами. По логарифмическим спиралям выстраиваются цветки в соцветиях подсолнечника, закручиваются раковины моллюска Nautilus, рога горного барана и клювы попугаев. Все эти природные формы могут служить примерами кривой, известной под названием логарифмической спирали, потому что в полярной системе координат ее уравнение имеет вид r = aeb, или lnr = lna + b. Такую кривую описывает движущаяся точка, расстояние от полюса которой растет в геометрической прогрессии, а угол, описываемый ее радиусом-вектором – в арифметической. Повсеместность такой кривой, а следовательно и логарифмической функции, хорошо иллюстрируется тем, что она возникает в столь далеких и совершенно различных областях, как контур кулачка-эксцентрика и траектория некоторых насекомых, летящих на свет.

        Во время открытия логарифмов десятичные дроби, хотя и были известны, но не вошли во всеобщее употребление. Не было в то время и понятия о степени, и тем более о показателе степени. Поэтому и не могло быть речи об основании логарифмов. Тем не менее, логарифмы были открыты и вычислены.   С теоретической точки зрения введение понятия логарифма как новой функциональной связи между переменными имело исключительно большое значение для развития анализа бесконечномалых.          

  1. Актуализация знаний

1) «Расшифруй фразу» – 2 ученика работают у доски

– 4

– 3

– 2

– 1

0

2/5

1/2

1

2

4

36

49

64

60

л

р

в

б

к

н

а

о

и

т

п

м

с

д

. . . . . .
(
ЛАПЛАС)

В это время весь класс определяет «код», ставя в соответствие формулы.

Ответ: 57143263.     Взаимопроверка.

2) Устно повторить основные способы решения логарифмических уравнений по схемам. (У каждого ученика есть готовая схема (Приложение1). На доске записаны 8 уравнений – устно расставить номер способа решения.

№ п/п

Уравнение

№ метода

Методы

1

log0.1(x2+3x)=-1

1). Функционально-графический.
2). С помощью определения логарифма.
3). Потенцирование.
4). Введение новой переменной.
5). Логарифмирование.

2

log2(x2-3)+1= log2(6x-10)

3

log0.5(-1/x)=4

4

logx225=2/3

5

4log0.1x= log0.12+ log0.18

6

x-4 log2x+3=0

7

x log2x = 16

8

x 1+log3x = 9

1.Около каждого примера напишите номер метода.
2.Выберите примеры, которые решаются с помощью метода:
а) логарифмирования (№7 и №8) и решите один из них. У доски эти номера решают двое учеников;
б) потенцирования (№2 и №5). У доски эти номера решают двое учеников.
Великий Конфуций говорил: Три пути ведут к познанию: I путь размышления – это путь самый благородный. Мы его с вами только что прошли в первой части урока. II путь подражания – это путь самый легкий. Пройдем вместе по нему, решив в тетрадях уравнение.

V. Разноуровневая самостоятельная работа

Выполняют 10 минут, 2 ученика на скрытой доске.

1 группа – более подготовленные учащиеся,
2 группа – средние и слабые учащиеся.

Дополнительно: lg x = x

Проверить самостоятельную работу на доске и объяснить дополнительное задание: комбинированное уравнение – графический способ решения.

  1. Решение неравенств. У каждого ученика на парте лист с неравенствами:
  1. log2х>1 (х>2)
  2. log3х≥0 (x≥1)
  3. log1/2х>0 (0;1)
  4. log3х<2 (0;9)
  5. log3(х-2) >1 (5;+∞)
  6. lg(х-3) ≥2 (103;+ ∞)

Решить устно и сказать ответы. Опрос фронтально.

VII.  Программированный опрос (10 мин.)

Решить в тетрадях и поставить номер правильного ответа.

в.I

в.II

1

2

3

4

log0.3(-x) > log0.3(4-2x)

log0.4(4-3x) < log0.4(-x)

(-∞;0)

(0;+∞)

(2;+∞)

(-∞;2)

log2(x) > 2

Log5(x) < -l

(-∞;4)

(4;+∞)

(2;+∞)

(-∞;0,2)

(ответы I в. 12;  II в. 14)

VIII. Самостоятельная работа – мини ЕГЭ (15минут).

      Учащиеся выполняют самостоятельную работу на 4 варианта в форме ЕГЭ. Работа выполняется в тетрадях, ответы выписываются на отдельных листочках для сдачи на проверку. Через 15 минут листочки с ответами сдаются, а решения проверяются с помощью мультимедиа.
(Варианты самостоятельной работы –
Приложение 2).
При проверке – учащиеся в тетрадях отмечают (подчёркивают) ошибки, а дома – переделывают эти задания.

IX. Задания повышенного уровня

а) Найти сумму всех целых чисел из области определения

y = lg (34 – | 5x + 17 |)
(начать решение на уроке, закончить – дома).

б) Найти наибольший корень уравнения:
(3
7х2 – 5 – 9)(log0,5 (2 – 5х)) = 0

(Проанализировать решение, дома – выполнить).

X. Домашнее задание

  1. выполнить индивидуальную работу над ошибками в самостоятельной работе;
  2. закончить задание повышенного уровня а), б).
  3. решить уравнение графически (из дополнительного задания).
  4. решить неравенства

1) log0.5(3x+2)<1         ( -0,5; +∞)
2) lg(7-x)+lgх>1          
(2;5)
3) lg(12-8x)>lg(2-9х)    
(-10; +∞)

XI. Подведение итогов урока, выставление оценок

Приложение 1.

Способы решения логарифмических уравнений.

1) По определению.        

Простейшее логарифмическое уравнение x)=b

ОДЗ:

  1. f(x)=ab (по определению логарифма)
  2. отбор корней, удовлетворяющих ОДЗ
  1. По теореме (потенцирование).

x)=x)

ОДЗ:

  1. Решить  f(x)=g(x)
  2. отбор корней, удовлетворяющих ОДЗ

3) Метод введения новой переменной.

ОДЗ:

Пусть t=x)

at2 + bt + c =0

Решим квадратное уравнение

D = b2 – 4ac

t1 = ;                  t2 =

x)= t1              x)= t2     

4) Метод логарифмирования.

=b

ОДЗ:

  1. Обе части уравнения прологарифмируем по основанию a
  2. отбор корней, удовлетворяющих ОДЗ

5) Переход к новому основанию.

Если в уравнении логарифмы с разными основаниями

Пример

x)=x)

ОДЗ:

  1. Сведите логарифмы к одному основанию
  2. отбор корней, удовлетворяющих ОДЗ

          Приложение 2.

Вариант

I

Часть 1

А1.

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

 )= -2

1. ()     2. [15;18]     3. (16,5; +     4. (-16,5;16,5)

А2.

Найдите корень уравнения    

1.   6                 2.   -3              3.   -6                    4.   3

А3.

Найти область определения функции

1.      2.      3.    

 4.    

Часть 2

В1.

Найдите произведение корней уравнения  

Часть 3

С1.

Найдите целые корни уравнения

Вариант

II

Часть 1

А1.

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

 )=2

1. ()     2.      3.    4. (4;+)

А2.

Найдите наибольший корень уравнения    

1.  -7                 2.   -3              3.   7                4.   3

А3.

Найти область определения функции

  1.      2. (0;0,7]       3.       4.

Часть 2

В1.

Найдите произведение корней уравнения  

Часть 3

С1.

Найдите сумму корней уравнения  

Вариант

III

Часть 1

А1.

Решите уравнение

 1.  29        2.  7          3.  25          4.  11

А2.

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1.          3.         4.  

А3.

Найти область определения функции

1.        2.      3.        4.  

Часть 2

В1.

Найдите сумму корней уравнения  

Часть 3

С1.

Найдите целые корни уравнения  

Вариант

IV

Часть 1

А1.

Решите уравнение

1.   6,5      2.        3.        4.  5,5

А2.

Найдите корень уравнения  

1.  7          2.  -7          3.  0        4.  

А3.

Найти множество значений функции

1.      2.      3.        4.

Часть 2

В1.

Найдите сумму корней уравнения  

Часть 3

С1.

Решите уравнение  

Конспект урока составлен на основе учебника А.Г.Мордкович «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс» Москва; Мнемозина, 2011 год, а также материалов курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» П.В. Чулков, Москва, Педагогический университет  «1 сентября» 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Свойства логарифмов"

Урок разработан по алгебре и началам анализа для 10 класса.Авторы учебника:Ю.М.Колягин,М.В.Ткачева,Н.Е.Федорова....

Разработка урока на тему:"Свойства логарифмов" и презентация к уроку.

Урок для учащихся десятого класса. На уроке применяется технология проблемного обучения. Урок с применением электронных ресурсов, созданных самостоятельно....

Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов

Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....

Методическая разработка урока по теме "Логарифмы"

Представлена методическая разработка по математике на тему «Логарифмы», цели которой познакомить с понятием логарифма на основе повторения ранее изученного материала, закрепить определение логарифма и...

разработка урока в 11 классе "Логарифмы на ЕГЭ"

урок в 11 классе после изучения темы "Логарифмы"...

Разработка урока по алгебре в 10 классе. Тема "Свойства логарифмов"

Данный урок направлен на систематизацию и обобщение знаний по теме "Свойства логарифмов". Применение знаний и умений в процессе работы с логарифмами, а также на формирование мотивации на здоровый обра...

Разработка урока "Свойства логарифмов"

Разработка урока с использованием  ТПО и КСО....