урок по математике в 5 классе "Умножение и вычитание десятичных дробей"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Толстокулакова Татьяна Петровна

урок по математике в 5 классе по патриотическому воспитани., в предверии Дня Защитника Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc958.5 КБ
Office presentation icon tehnika_pobedy.ppt147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 5 класс

Тема урока: сложение и вычитание десятичных дробей

Тип урока: урок закрепления знаний  

Цели:

-Организовать деятельность учащихся по закреплению правил сложения и вычитания десятичных дробей;

-Сформировать прочные навыки и умения  сложения и вычитания десятичных дробей и применение их при решении задач;

-формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, уважения  к историческому прошлому, чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров, создавших боевую технику; бережного отношения к хлебу на примерах блокадного Ленинграда.

-Развитие познавательного интереса к математике,  расширение кругозора учащихся; развитие математической речи учащихся.

Ход урока

I оргмомент

 Сегодня у нас необычный урок. В преддверии праздника Дня Защитника Отечества, мы поговорим  о родине.

      Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Советский народ выстоял и победил. Истоками победы стали героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии. Но не только это. История  военных  лет показала, что математика  сыграла  большую  роль в осуществлении оборонной мощи страны. Война стала, в первую очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета. Сегодня мы вспомним некоторых советских ученых и их достижения,  внесших свой вклад в победу.

      Если бы наша военная техника не была лучшей, вряд ли мы победили в этой войне и  жили с вами на этой счастливой земле.

II актуализация опорных знаний  

1)устно на партах карточки с числами. Нужно расположить числа в порядке возрастания-1 группа, в порядке убывания-2 группа. Переверните карточки прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц ( Родину мать учись защищать. Главное в жизни служить Отчизне.)

2 учащихся у доски ( найти значение выражения  и расставьте запятые правильно)

2) Расставьте запятые правильно

1032+153=27,62     94-73=2,1        111-28=8,3         81+123=9,33

3) Найдите значение выражения

а)  0,99+0,1            =1

б) 1,5+7,5               =9

в) 7,8-3,8                =4

г)1,75+1,25             =3

Ребята, значение  выражения – это число одной из знаменательных дат Великой Отечественной войны- 12 июля 1943 года произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение в районе Прохоровки. Очевидцы сравнивали Прохоровское поле с адом, небо померкло от тысячи самолётов, поле стало чёрным от танков, грохот артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясли землю. Горела не только техника, но и весь верхний слой почвы пылал огнём.

4) Задача  

В крупнейшем танковом сражении в районе  д. Прохоровка участвовало 1200 танков с обеих сторон, из них 840 танков Советской Армии. Каких больше?  На сколько?

  1. Какую часть составляли советские танки  на Прохоровке? (840/1200)

Проверка заданий на доске

Откройте тетради, запишем число.

III актуализация субъектного опыта  (работа в парах)

  1. Математические пазлы   (на доске)

413

218

474

567

 569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

  218+569+349+282=1418

   474+569+349+26=1418

Задание. Вы должны выбрать из каждой строчки и каждого столбца по одному числу и найти , найдите сумму выбранных четырёх чисел, и вы получите ответ на вопрос: Сколько дней продолжалась война?

Вспомним  правила:

- как правильно записать пример на сложение и вычитание натуральных чисел «в столбик»?

- Как правильно записать пример сложение и вычитание десятичных дробей?

-Назовите первые три разряда после запятой в десятичной дроби.

Задание

               Найди ошибку   123    4,72       5,4         457,3 ( в тетради , 1 у доски)

               И исправь         +         +            -              -                      

                                            48          1,5     4,06        7,82   знайте: саперам ошибаться нельзя.!

Вы видите танк,   признанный лучшим  танком  II мировой войны,  но и всех времен и народов.

Кто знает название танка? – Т- 34

Самый прославленный советский танк один из символов победы установлен в качестве памятника на месте величайшего танкового сражения Прохоровском поле.

2) Выполнив, следующее задание

Найдите

а) 32,7+43,3=  (76)  

вы узнаете, калибр пушки танков  Т -34 сражавшихся на Прохоровке.

 Т-34-76 средний танк, который  с дальних расстояний не мог пробить толстую броню тяжелых немецких танков. «Тридцатьчетверкам» приходилось  приближаться  к немецким танкам почти вплотную, тогда огонь их пушек становился эффективным.

На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34.

Выполнив следующее задание, вы узнаете, какой диаметр имела новая пушка Т-34

б) 117,7-32,7=   (85)

IV закрепление изученного материала

Задача 2

Найдите дальность полёта снаряда современной РСЗО (реактивная система

залпового огня) «Смерч»  35,7+34,3=( 70 км). Прообразом РСЗО являются легендарные «катюши» (реактивные минометы). Найдите дальность полета снаряда «катюши», если она на 61,53 км  меньше дальности полета «Смерч».

«Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии.

Нет единой уверенной версии,  почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться «катюшами», существует несколько предположений. Одна из них:

   установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали:«пой» или «играй», что, возможно  было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

 Созданию оружия предшествовала большая работа группы ученых и конструкторов:

- идея самой «Катюши» родилась в знаменитом Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) – Центре Келдыша

- Изобретатель М-13  (снаряда) «катюши» Василий Лужин

Задача

Максимальная скорость истребителя «Як-3» 0,2 км/с, а немецкого истребителя «Миссершмитта» на 0,04 км/с меньше скорости «Як-3», скорость другого немецкого истребителя «Фокке-Вульф» на 0,01 км/с меньше скорости «Миссершмитта». Найдите скорость истребителя «Фокке-Вульф» и сравните со скоростью «Як-3»

Физкультминутка

Прочитать дроби. Дети группами выходят к доске, держа в руках цифры и запятую. Меняются местами.

Задача 3

 Ребята, в 1941 началась блока Ленинграда (сегодняшний Санкт-Петербург), которая длилась 900 дней. Каждому человеку в день полагалось 1/8 буханки. (Слайд)

Буханка весит 1 кг. Сколько это в граммах? Такой кусок был дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. 125 г. Сколько это в кг? Затем еще убавили пайку жителям Ленинграда в 3 раза, кусок хлеба стал весить примерно 42 г. Выразите в кг. На сколько стал весить кусок хлеба? Блокада длилась 900 дней? Но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1941 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолётами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни. Этот хлеб состоял из:

 Пищевая целлюлоза –
Хлопковый жмых –
Обойная пыль –
Вытряски из мешков –
Кукурузная мука –
Ржаная мука – .

Обессиленные от голода в пустой промерзшей квартире ждут свою маму трое детей, младшей-3 года. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею кусочек хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой- самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб- на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном Ленинграде. Остальные дети выжили. В послевоенное время в нашей стране шло восстановление страны., и люди обеспечивались продовольствием по карточкам. Служащиеся получали хлеба 300г, а рабочие по 500г. Теперь это история. Нужно ли вспоминать эти далёкие годы?  Мы должны знать и помнить об этом. Знание истории, путей преодоления народом трудностей закаляет нас, учит хранить хлеб, ценить труд хлеборобов, ученых, рабочих.  Закройте глаза и подумайте, как вы относитесь к хлебу: бросаете, пинаете, не бережете.

  Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина- это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями.  Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу родину. А любить нашу Родину- значит жить с ней одной жизнью.

Выполнив задание, вы прочитаете пословицу

а) 0,71+0,8    б)2,3+2,2    в)5,4+1,3   г)0,32+0,47     д)1,8+0,1   е)17,02+3,56   ж) 12+1,2   з)3,09+2,21  и)22,98-2,4    к)5,35-3     л)3,78-1,78  м)1-0,3  н)8-2,7   о)3,5-1,7  п)9,863-0  р)18,62-18,62   с)3,45+17,13     т)1,9+0    у)0,3+1,6   ф)1+0,8  х)46+6    ц)8-3,5  ч)100-76

ш)9-6,65       щ)18-13,5   ы)2,8+1,3   э)2+0,35  ю)54,6-52,5

0,7

1.8

5.3

2

2.35

13.2

134.31

20.58

0.79

1.9

20.58

6.7

4.5

1.51

у

е

м

ь

т

-

м

а

и

н

а

д

о

р

24

4.5

2.35

1.8

4.1

2

2.35

4.5

20.58

52

1.8

1.9

9.863

0

с

о

т

е

я

ь

т

о

а

п

е

н

й

з

(Родина – мать, умей за неё постоять)

VII подведение итогов и рефлексия

Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.

Сделай все возможное для блага Отчизны! Помни: нет сейчас более возвышенной цели, чем беречь мир, добытый в огне пятилетних сражений минувшей войны.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе " Сложение и вычитание десятичных дробей"

Предлагаю свою первую презентацию к уроку в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей!...

Урок в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей" с актуализацией экологического компонента

В содержании урока используются задачи из составленного мною сборника математических задач с экологическим содержанием. Частично сборник был опубликован в журнале «Заместитель директора шк...

Презентация урока-закрепления по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Презентация урока-закрепления и проверки знаний по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Зубаревой И.И. Там же предлагается самостоятельная работа по данной теме....

Урок в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Класс – 5.Учебник -  Математика- 5, авторы – Н.Я. Виленкин и др.Тип урока – урок  применения знаний и умений (урок 3-ий из 4 по данной теме)Девиз урока: «Где есть желание, найдется пут...

Презентация к уроку в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Данная учебная презентация предназначена для обобщения и систематизации знаний и умений учащихся 5-х классов при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Конспект урока в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

В данном материале представлен конспект открытого урока по математике в 5 классе. Целью урока является закрепление правил сложения и вычитания десятичных дробей, выработка умения применять эти правила...

Урок математики - 5 класс "Сложение, вычитание десятичных дробей"

Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение, вычитание десятичных дробей" - урок закрепления знаний.Математика 5 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....