Конспект урока "Путешествие по всем действиям обыкновенных дробей". 5 класс.
методическая разработка (алгебра, 5 класс) по теме

Мачалова Наталья Владимировна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок - путешествие.

Раздел: обыкновенные дроби.

УМК: Г.В.Дорофеев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             Мачалова Н.В.

                                                                                                  Учитель математики  МБОУ СОШ № 39

                                                                                                   г. Троицка  Челябинской обл.

                                                                                                   Урок математики в 5 классе, 2012г.                                                                                                                                                                    

                                                                                                    Учебник:  Г.В. Дорофеев.

Тема урока: « Путешествие по всем действиям обыкновенных дробей».

Тип урока: урок обобщение систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие с преодолением препятствий.

Связь с другими предметами: география.

Продолжительность урока: 40 мин..

      Цель:

 1) Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложении. вычитании, делении и умножении обыкновенных дробей.

2) Развивать быстроту и логику мышления, культуру устной и письменной речи, самостоятельность мышления, повышать культуру общения .

3) Воспитывать терпение, настойчивость, самостоятельность через решение задач, воспитывать чувство коллективизма и сопереживания, повышать культуру общения.

Оборудование: карта путешествия, флажки, эмблемы, жетоны, заготовленные задания на карточках, которые вывешиваются на доску.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Повторение и обобщение темы «Обыкновенные дроби» с преодолением препятствий;
  3. Подведение итогов.

                                           Ход урока

  1. Организационный момент

Назвать тему урока и цель.

Цель урока: Повторить, обобщить и привести в систему знания о сложении, вычитании, умножении и делении обыкновенных дробей.

Достигнуть цель урока мы  сможем отправившись в путешествие с преодолением препятствий от г.Златоуст до хребта Нургуш и произведём восхождение на высшую точку Уральских гор Челябинской области, хребет Нургуш.

А в  начале давайте выберем команду из 9 человек.                                Вопросы:

  1. Что означает дробная черта?
  2. Какая дробь называется правильной?
  3. Какая дробь называется неправильной?
  4. Основное свойство дроби?
  5. Что значит сократить дробь?
  6. Правило сложения обыкновенных дробей с разными знаками?
  7. Правило сложения смешанных дробей?                                        
  8. Правило вычитания смешанных дробей?
  9. Правило умножения дробей?
  10. Правило умножения смешанных дробей?
  11. Правило делания дробей?
  12. Правило деления смешанных дробей?
  13. Как найти дробь от числа?
  14. Как найти число, зная значение части от этого числа?
  15. Как умножить целое число на дробь?

 За правильный ответ дается красный жетон.

Команда выбирается по количеству жетонов.

Членам команды выдаются эмблемы.

  1. Повторение и обобщение темы с преодолением препятствий.

На карте задан маршрут путешествия и на каждом препятствии висит задание. Ученик, преодолевший определенное препятствие снимает задание и читает вслух. Затем вывешивается для решения заготовленное задание.

За правильный ответ даётся красный жетон, за допустимую арифметическую ошибку жёлтый.

Остальной класс решает самостоятельно и проверяет  решающего у доски. Кто решит вперед доски поднимает левую руку,  правой решает дополнительное задание.

1 препятствие (г.Два Брата, 1067 м)   1 человек

Задание: решить туристическую задачу.

Туристы в первый час прошли  3 ¾ км., что в 2 раза больше, чем прошли во второй час, а в третий час они прошли 3/5 от пройденного пути в первый час. Сколько километров прошли туристы за три часа?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2 препятствие        Река  Куваш                  3 человека

Ученик, которому нужно преодолеть данное препятствие выбирает из команды двоих для переправы.        Задание:

Вычислить.    (6  - 4  ) : 1;

 

3 препятствие     Озеро Зюраткуль  1 человек

Вызывается по желанию учителя одинокий путник.                                      Задание: решить геометрическую задачу по чертежу.

   Дан прямоугольник АВСД. Найти CD и PABCD, если S = 10 ½ см

   В                                                 С

   А                 4    1/3 см                Д

                             

Дополнительное задание.. Дан треугольник АВС. Найти длину стороны ВС, если Р АВС=  см,  АВ= см, АС=  см.                

                       В          

 АС

                     

4 препятствие Чёрная тайга (заболоченные места)

                      Решить уравнения(3 чел)  

5 препятствие.  Восхождение на хребет Нургуш

Задание: Угадай корень уравнения

 

Дополнительно.  

а)

       б) Представьте дробь  в виде суммы трех дробей, у каждой из которых числитель равен 1.

  1. Подведение итогов

Что мы сегодня повторили?                                                                       

Что  узнали нового?

Выставление оценок: подсчитывается количество набранных жетонов

От 5 и более  - «5»                                                                                                     От 3 до 5  - «4»



Предварительный просмотр:

Учитель математики –  Мачалова Наталья Владимировна

МБОУ СОШ № 39.

Час занимательной математики.

Цели:

  1.  Образовательные:
    пополнение запаса математических фактов и сведений, углубляющих и дополняющих основной курс математики.
  2.  Развивающие:
    – расширять математический кругозор, творческую смекалку, эрудицию, культуру математического мышления;
    – развивать способность к самостоятельному планированию и организации работы.
  3. Воспитательные.
    Воспитывать:

    – познавательный интерес к математике;
    – информационную культуру и культуру общения;
    – самостоятельность, способность к коллективной работе.

Участники математической встречи:

  1. Жюри – 5 учеников старших классов.
  2. 2 команды по 6 человек – учащиеся 5 класса.
  3. Болельщики обеих команд.
  4. Ведущий – учитель или ученик старших классов.

Выбор участников команды.

1 команда.  

Вопросы:

1. Результат сложения.

2.Сколько цифр вы знаете?

3.Наименьшее трехзначное число.

4.Сколько секунд в минуте

5.Наименьшее простое число.

6.Когда произведение равно нулю?

7.Сколько лет в одном веке?

8.Результат деления.

9.Величина прямого угла.

10.Какую часть составляет радиус от диаметра?

11.Как называется угол, который меньше прямого.

12.Сколько центнеров в тонне?

2 команда.

Вопросы:

1.Результат вычитания.

2.На какое число делить нельзя?

3.Наибольшее двухзначное число.

4.Прибор для построения окружности.

5.Сколько часов в сутках?

6.Сколько миллиграммов в грамме?

7.Наименьшее натуральное число.

8. Когда частное равно нулю?

9.Наименьшее составное число.

10.Как называется треугольник, у которого две стороны равны.

11. Какую часть часа составляют 20 минут?

12Чем является  обще кратное двух чисел?

Ведущий:  Счетный конкурс открываю,

                   Добрый день мои друзья.

                   Две команды на викторине.

                   Их сейчас представлю я.

№ 1            Вот команда «Треугольник»:

                   Пусть узнает каждый школьник,

                   Будут им, сказать хочу,

                   Все заданья по плечу!

№ 2            Про команду номер два

                   Разошлась уже молва.

                   Называется «Квадрат»,

                   Им любой ученый рад.

1 тур.

Первый тур, пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне примерчик показать.

Вам же думать и считать!

2 тур

Второй тур мы начинаем

Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады,

За разгадку – всем награды.

Вопросы задаются по очереди каждой команде.

  1. Шла старуха в Москву и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
  2.  Сколько пальцев на двух руках? А на 10 руках?
  3. У семи братьев по одной сестре. Сколько детей в семье7
  4. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
  5. На яблоне было 10 яблок, а анна иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
  6. Горело 5 свечей, две погасли. Сколько осталось свечей?
  7. Найдите: два в квадрате, три в квадрате, угол в квадрате.
  8. Сколько месяцев в году содержат 30 дней?
  9. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа?
  10.  мне на встречу бежали котята: один впереди двух, один между двумя, один сзади двух. Сколько всего бежало котят?
  11. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?
  12. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка?
  13. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик?
  14. Сколько концов у пяти палок? А у пяти с половиной?
  15. Предположим, что ты – капитан корабля. На корабле 25 матросов, каждому по 25 лет. Сколько лет капитану?
  16. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
  17. Батон разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов?
  18. У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько яблок у нее было?
  19. На озере растут лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

3 тур.

Викторину продолжаем

Капитанов приглашаем,

Будет трудная задача,

Пожелаем им удачи.

Задание:    Магические квадраты.

1 команда:

Расставьте цифры от 1 до 9  в квадрате 3 на 3, так чтобы сумма цифр в строках и по диагоналям была равна 15.

2 команда:

Расставьте цифры от 2 до 10  в квадрате 3 на 3, так чтобы сумма цифр в строках и по диагоналям была равна 18

Пока команды составляют магические квадраты, ведущий проводит игру со зрителями.

Игра со зрителями.

Игра связана с цифрой 7. С древних времен число 7 считается проявлением вселенного порядка и организации. В нашей жизни цифра 7 встречается очень часто. Например: семь дней в недели. Семь чудес света, семь нот, семь цветов радуги и т.д.

С помощью этого числа вы попытаетесь заработать приз.

Реши загадку.

1.

 Я, Серёжа, Коля, Ванда –волейбольная команда,

Женя с Игорем пока – запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится?

2.

Сидят игроки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней,

Рыбак Евсей – четырех карасей, А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

3.

В детском саду есть паровоз, шесть автомобилей.

Черный пес, блестящий нос. Белый кот Василий.

Восемь куколок в одной кукле деревянной.

И петрушка заводной, рыжий и румяный.

Кто внимательно прослушал? Сколько в детском саду игрушек7  ( Маршак)

4 тур.

Вы ребята все устали,

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Так четвертый тур – игра!

Конкурс на внимание.  ( в конкурсе участвуют все)

Считаем до 30. Вместо чисел содержащих цифру 3 и числа делящегося на 3 произносим: «Ай, да я!»

Победители получают жетон.

Подведение итогов.     Вот закончилась игра,

                                       Результат узнать пора.

                                       Кто же лучше всех трудился

                                       И в турнире отличился?  

                                                                   

5.  Награждение победителей.

6.  Финал.

Поем все вместе песню « Танцуем сидя», танцуя сидя на стуле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС)

Урок изучения нового материала в 5кл. по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича по ФГОС с технологической картой...

Конспект интегрированного урока по теме "Обыкновенные дроби" 6 класс

Интегрированный урок математики и географии с использование материала об озере "Байкал" ....

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс

Конспект урока  математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс. Для педагогов коррекционного общеобразовательного учреждения VIII  вида....

Конспект урока по математике "Деление обыкновенных дробей" 5 класс ФГОС

конспект урока "Деление обыкновенных робей" 5 класс ФГОС...