Как математика может связать воедино окружающий нас мир
классный час по алгебре на тему
Урок математики. Цель урока: показать связь между математикой, историей математики, физикой, географией, литературой, русским языком, биологией, рисованием, музыкой…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_matematika_mozhet_svyazat_voedino_okruzhayushchiy_nas_mir.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Как математика может связать воедино окружающий нас мир
«Математика—царица всех наук»
Карл Гаусс.
Цель урока: показать связь между математикой, историей математики, физикой, географией, литературой, русским языком, биологией, рисованием, музыкой…
Вступительное слово учителя:
—Ребята! Если я спрошу вас, какого цвета миллион или как звучит в музыкальном исполнении таблица умножения, то это вам покажется по крайней мере странным. Оказывается, в мире многие вещи можно связать между собой. Еще в древности некоторые ученные придавали особое значение числам. Так число 7 считалось счастливым, а число 13- «чертовой дюжиной» и с ним связывают всякие неприятные события. Чтобы понять связь между различными величинами, нужно познакомиться с понятием «функция».Учащиеся отвечают на вопросы учителя по теме «Функция».Далее приступают к решению задач.
Пункт 1( физика)
Путь, пройденный автомобилем со скоростью 50 км/ч, зависит от времени движения.
Если t=0,5 ч, то S=
Если t=3,8 ч, то S=
Если t=15 мин, то S=
Пункт 2( физика, рисование, музыка)
Теперь вы уже знаете, что такое функция. Оказывается, можно установить зависимость между множеством всех натуральных чисел и цветом спектра.
Цвета радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Так вот числу 1 можно поставить в соответствие красный цвет и т.д. см. таб.1. Начиная с числа, 8 все повторяется. Многие из вас ходят в музыкальную школу . Сколько всего нот? Кто перечислит их? Можно установить функциональную зависимость между натуральными числами и нотами ( таб.2).
А теперь мы не только можем ответить какого цвета миллион ( красного, т.к. при делении на 7 в остатке получается 1), но и знаем, что он «звучит» как нота «до». Имея перед глазами таб. 3, каждый из вас может определить , какого цвета ваш день рождения и что он означает?
Пункт 3 ( таблица умножения)
Таблица умножения создана Пифагором, раскрашена соответственно. Но самое интересное это то, что ее можно сыграть на музыкальном инструменте. Сначала играют таблицу на 7, потом на 8.
Таблица 1 ( Функциональная зависимость в представлении астрономов)
Число | Цвет | Нота | Что означает |
1 | красный | До | Энергия, бодрость |
2 | оранжевый | Ре | Раскрепощение, освобождение |
3 | желтый | Ми | Гармоничное отношение к жизни |
4 | зеленый | Фа | Цвет природы, мироздания |
5 | голубой | Соль | Духовность, глубина чувств |
6 | синий | Ля | Просветляет( если светлый), давит ( если темный) |
7 | фиолетовый | си | Космическая энергия, интеллект, философия |
Таблица 3 ( таблица умножения).
| О 2 ре | Ж 3 ми | З 4 фа | Г 5 соль | С 6 ля | Ф 7 си | К 8 до | О 9 ре |
О 2 ре | З 4 фа | С 6 ля | К 8 до | Ж 10 | Г 12 соль | Ф 14 си | О 16 ре | З 18 фа |
Ж 3 ми | С 6 ля | О 9 ре | Г 12 соль | К 15 до | З 18 фа | М 21 си | Ж 24 ми | Е 27 ля |
З 4 фа | К 8 до | Г 12 соль | О 16 ре | С 20 ля | Ж 24 ми | Ф 28 си | З 32 фа | К 36 до |
Г 5 соль | Ж 10 ми | К 15 до | С 20 ля | З 25 фа | О 30 ре | Ф 35 си | З 40 соль | О 45 ми |
С 6 ля | Г 12 соль | З 18 фа | Ж 24 ми | О 30 ре | К 36 до | Ф 42 си | С 48 ля | Г 54 соль |
Ф 7 си | Ф 14 си | Ф 21 си | Ф 28 | Ф 35 си | Ф 42 си | Ф 49 си | Ф 56 си | Ф 63 си |
К 8 до | О 16 ре | Ж 24 ми | З 32 фа | Г 40 соль | С 48 ля | Ф 56 си | К 64 до | О 72 Ре |
О 9 ре | З 18 фа | С 27 ля | К 36 до | О 45 ре | Г 54 соль | Ф 63 си | О 72 ре | З 81 фа |
Таблица 2. Функциональная зависимость между множеством натуральных чисел и множеством цветов спектра, между множеством натуральных и множеством нот.
50 | Й 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |
Й 43 | Ы 44 | 45 | Й 46 | Й 47 | 48 | Ы й 49 |
Ы 36 | В 37 | Й 38 | Ы 39 | О 40 | 41 | О в 42 |
И 29 | Же 30 | Ы 31 | И 32 | Б 33 | Й 34 | Е т 35 |
С 22 | И 23 | Т 24 | Е 25 | У 26 | И 27 | Л 28 |
А 15 | А 16 | Л 17 | Л 18 | Л 19 | Л 20 | О 21 |
Р 8 | Р 9 | Е 10 | Е 11 | О 12 | И 13 | И 14 |
К 1 | О 2 | Ж 3 | З 4 | Г 5 | С 6 | Ф 7 |
до | ре | ми | фа | соль | ля | си |
Решим следующую задачу, которой уже более 7-ми веков.
Пункт 4
Леонардо Фибоначчи – крупный итальянский математик, живший в XIII веке. Он написал “Книгу об абаке”, которая несколько веков была основным хранилищем сведений по арифметике и алгебре. Сейчас его имя чаще встречается в связи с замечательной числовой последовательностью, которая получается так:
- Сначала идут две единицы, затем каждый последующий член получается как сумма двух предыдущих: 1;1;2;3;5;8;13;21;…
Головоломка из “Книги абака”(см. картинка “С математикой в путь”).
В январе тебе подарили пару новорожденных кроликов. Через два месяца они рождают новую пару кроликов. Каждая новая пара кроликов через два месяца после рождения рождает новую пару. Сколько пар кроликов у тебя будет в декабре?
Пункт 5
Если вы любите отыскивать числовые закономерности в живой природе, то эти числа часто встречаются в различных спиральных формах. Число спиралей, идущих по часовой стрелке, и число спиралей, идущих против часовой стрелки, - это соседние числа Фибоначчи ( 1 и 2 у сельдерея, 8 и 13 у ананаса, 21 и 34 у подсолнуха). Наиболее часто встречается пара 5 и 8, которую можно найти в сосновой шишке.
Пункт 6
Продолжая тему связи математики с биологией, хотелось бы предложить следующее задание:
Отметьте на координатной плоскости точки. Соедините их отрезками в порядке следования. В таком случае вы получите изображение страшного зверя. Какого?
(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6),
(9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1), (5;7) (зайчик).
Математика присутствует везде, хотя мы этого порой и не замечаем.
Связь с географией прослеживается на следующих примерах:
Пункт 7 Постройте круговую диаграмму, распределяя поверхности Мирового океана между всеми океанами по следующим данным:
Океан | Площадь. Млн кв км |
Тихий Атлантический Индийский Северный ледовитый | 180 93 74 13 |
Мировой океан | 360 |
Пункт 8 Задача:
На карте железная дорога Москва-Санкт—Петербург, имеющая длину 650 км, изображена линией длиной 5 см. Какую длину на этой карте имеет линия, изображающая Байкало—Амурскую магистраль, если длина этой магистрали 3145 км?
Задание на дом:
- (творческое) Составьте функциональную зависимость между алфавитом, цветом и музыкой.
- Постройте математическую снежинку.
И в заключение еще несколько слов о математике:
Математика — это
Королева наук!
Сколько поисков икса
И творческих мук!
Сколько поисков долгих
Простых величин,
Огорчений, сомнений
И слез без причин,
Без нее, Королевы,
Не летят корабли,
Без нее не поделишь и акра земли,
Даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что почем не узнаешь,
А узнав,—не поймешь!
Математика — это
Королева наук!
Без нее потеряешь
И север и юг!
Я люблю эту точность
Миллионных долей,
Интереснее нету
Науки моей.
Пункт 10
Радиусы географических параллелей земной поверхности, на которых расположены города Афины и Москва, соответственно равны 5040 км и 3580 км. Насколько параллель Москвы короче параллели Афин?
Пункт 11
По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому, изучая математику, мы должны учиться правильно произносить математические термины, грамотно читать примеры.
Например:
Выражение вида X/Y читается так:
- Частное икс и игрек;
- Дробь с числителем икс и знаменателем игрек;
- Дробь: икс, деленный на игрек
То есть названия неизвестных величин не склоняются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности организмов и связи их с окружающей средой.2...
Статья"Обучение математике может быть интересным"
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психо...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Изменения в методике преподавания математики в связи с переходом на ФГОС
выступление на педагогических чтениях...
План-конспект урока биологии в 6 кл "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связей с окружающей средой".
Комбинированный (изучение нового материала) урок, сочетающий методы: урок проблемного изложения, частично-поисковый.Цели урока:1.Образовательные: познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеяте...
"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в связи с введением ФГОС",
Статья по использованию исследовательской деятельности на уроках стереометрии. Исследовательскую деятельность необходимо рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих спо...
Как математика может связать воедино окружающий нас мир.
Внеклассное мероприятие по математике, показывающее связь наук: физики, литературы, русского языка, биологии, рисования, музыки....