Изменения в методике преподавания математики в связи с переходом на ФГОС
презентация к уроку на тему
выступление на педагогических чтениях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований требований к результату освоения основной образовательной программы требований к структуре основных образовательных программ, требований к условиям реализации стандарта.
Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком
В 5 классе уроки провожу в рамках технологии проблемного диалога, технологии правильного типа читательской деятельности и технологии оценивания учебных успехов.
I этап . Мотивация (создание проблемной ситуации) – Предъявляю ученикам (через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения. – Задаю вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. – Задаю вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляю противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). – Даю задание, выполнение которого вызывает затруднения при имеющемся уровне знаний и умений
При этом использую: Прием « яркое пятно » - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки , легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д. Прием « актуальность » - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.
2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока) Какой у вас возникает вопрос (проблема)? Что предстоит выяснить? Использую прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме) Что мы уже знаем по этой проблеме? Что нужно узнать для решения проблемы? Использую прием «подводящий диалог» Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
4 этап Поиск решения (открытие нового знания) Осмыслить задание. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). Мысленно сформулировать ответ. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».
Приемы : Рабочий лист; Сигнальные карточки; Презентации ; Комментированное чтение ; Эксперименты; Опыты ; Мини-проекты; Диктант ; Текст с ошибками Составление определения; Работа с диаграммами, графиками ; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью »; Работа с иллюстрацией и др.
5 этап. Закрепление . Применение нового знания. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)
Приемы «Найди ошибку »; Словарная работа ; Кроссворды ; Работа по опорному конспекту ; Рассказ-эстафета ; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация ; Аукцион знаний; Викторина ;
6 этап Домашнее задание Задание на выбор ; Составь задачу ; Сочини шпаргалку ; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета ; Творческое задание ; Подбери подобное и реши; Найди в словаре
7 этап Рефлексия Закончи предложение: - Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет ». Уильям Уорд
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Принципиальное отличие новых стандартов от прежних заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований:
- требований к результату освоения основной образовательной программы
- требований к структуре основных образовательных программ,
- требований к условиям реализации стандарта.
Если в Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, то в Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, но чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным результатам
- метапредметным,
- предметным умениям
Таким образом, ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.
На современном этапе развития системы российского образования школьное математическое образование призвано внести свой вклад в решение педагогических задач, поставленных стандартами нового поколения. Математика является предметом, обязательным для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих основное и среднее общее образование. Это обусловлено ролью предмета в интеллектуальном и общекультурном развитии человека.
Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта — научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и ребенком.
Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен стать «архитектором образовательного процесса».
Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети 5 класса могут быть самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.
В 5 классе уроки провожу в рамках технологии проблемного диалога, технологии правильного типа читательской деятельности и технологии оценивания учебных успехов.
Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов:
- этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
на уроках создаю для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
– Предъявляю ученикам (м.б., через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.
– Задаю вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.
– Задаю вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляю противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
– Даю задание, выполнение которого вызывает затруднения или при имеющемся уровне знаний и умений.
– Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?
При этом использую:
Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.
Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.
2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)
– Какой у вас возникает вопрос (проблема)?
- Что предстоит выяснить?
Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)
– Что мы уже знаем по этой проблеме?
– Что нужно узнать для решения проблемы?
Использую прием «подводящий диалог»
Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:
- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);
- мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).
Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
4 этап Поиск решения (открытие нового знания)
Выполнение продуктивных заданий:
- Осмыслить задание.
- Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
- Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
- Мысленно сформулировать ответ.
- Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».
Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.
5 этап. Закрепление. Применение нового знания.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
- Как оцените свою работу?
– Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.)
Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Работа по опорному конспекту; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы; Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Практическая или лабораторная работа и др.
6 этап Домашнее задание
Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Рекламный плакат; Составь презентацию; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.
7 этап Рефлексия
Закончи предложение:
- Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
И мне хотелось, чтобы нас не покидало желание быть великим учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль администрации образовательного учреждения в организации деятельности в связи с переходом на ФГОС НОО
2011 год стал для российского образования, в некотором смысле, знаменательным. Ведь именно с 1 сентября 2011 года все первые классы всех общеобразовательных учреждений страны осуществили п...
Обновления в содержании и методике преподавания предметов в связи с переходом на новый ФГОС. (Доклад Заморовской Т.И. на педсовете "Вести с курсов")
В докладе представлен материал, который поможет педагогам в организации и планировании уроков в связи с переходом на новый ФГОС....
Требования, предъявляемые к оборудованию кабинета физики в связи с переходом на ФГОС второго поколения
Данная презентация демонстрирует рекомендации к оборудованию кабинета физики по ФГОС второго поколения...
Педагогический совет "Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на новый ФГОС"
Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания в услов...
Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...
Обоснование необходимости внесения изменений в методику преподавания и учения
Школьная система образования долгие годы была объяснительно-иллюстративной, а учитель в ней был информатором, сообщающем знания, сегодня же роль учителя другая, так диктует время....