рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по алгебре по теме
Основой построения курса математики 6 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами: Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и др. Как известно, этими учеными были указаны в качестве главных принципов развивающего обучения такие, как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_6_klass.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Статус документа
Настоящая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК для 5-6 классов (Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю. Рабочая программа по математике для 6 класса рассчитана на это же количество часов.
2.Общая характеристика учебного предмета
Основой построения курса математики 6 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами: Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и др. Как известно, этими учеными были указаны в качестве главных принципов развивающего обучения такие, как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в обучении.
Признано, что основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик является субъектом процесса обучения.
Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.
Не менее важным является еще один момент. Возможность применения методов развивающего обучения в значительной степени зависит от того, как вводится новое математическое понятие. Поясним это на примере.
Десятичная дробь. Можно ввести это понятие через обыкновенную дробь – «десятичная дробь – это дробь, у которой в знаменателе стоит 10, 100, 1000 и т.д.», что приводит к путанице и невозможности теоретического обоснования алгоритмов действий с десятичными дробями. В результате соответствующий материал усваивается учащимися формально, обучение проходит с нарушением дидактического принципа сознательности, и такого принципа развивающего обучения, как принцип ведущей роли теоретических знаний. В итоге – ученик не становится субъектом процесса обучения.
Если же при введении этого понятия дети осознают, что десятичная дробь – это число, записанное знакомым им позиционным способом в десятичной системе счисления, то тем самым они обретают ту теоретическую базу, на основе которой алгоритмы действий с десятичными дробями могут быть получены логическим путем.
Не упуская из виду того, что основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления, новые понятия и алгоритмы вводятся с опорой на принцип наглядности в обучении. Как неоднократно подчеркивает в своих работах академик Раушенбах, непосредственное созерцание зачастую позволяет проникнуть в суть объекта или явления глубже, чем самые строгие логические рассуждения. В нашем курсе опора на наглядность реализуется в первую очередь при изучении обыкновенных дробей, а также при обучении решению текстовых задач с использованием графических моделей (схем).
При введении ряда понятий или изучении свойств объектов учащимся предлагается рассмотреть рисунок, описать его, ответить на поставленные вопросы. При введении степени предлагается рассмотреть таблицу, разобраться в том, как она устроена, какую информацию можно из нее извлечь. Это способствует достижению таких важных целей, сформулированных в Национальной доктрине образования 1998 года как формирование личности, способной воспринимать и критически анализировать гигантский поток информации, который ежедневно обрушивается на нее. При этом акцент ставится именно на формировании способности анализировать информацию.
3.Количество учебных часов.
Рабочая программа для 6 класса разработана на 170 учебных часов (5 часов в неделю) с учетом требований ГОС и регионального образовательного стандарта, базисного учебного плана.
4. Цели и задачи обучения
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
5.Учебно-методический комплект
Учебник «Математика 6 класс» Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.2002-2008 года издания
Программы по математике для 5-6 классов Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.
Зубарева Ирина. Математика. 6 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразоват.учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.
Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2009-2011гг.
Зубарева И.И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2009-2011гг.
Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010.
Математика. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича / авт.сост. Н.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 2009.
Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Математика.5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010.
В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Сборник задач и упражнений по математике, 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009 г.
Электронная поддержка курса
Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
Официальный сайт И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович www.zimag.narod.ru
6. Общие учебные умения, навыки и способы
В ходе преподавания математики в средней школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
требования к математической подготовке учащихся
знать/понимать
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Числа и вычисления.
уметь
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное и др.;
- переходить от одной записи чисел к другой;
- сравнивать два числа;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- составлять и решать пропорции;
- решать основные задачи на дроби и проценты;
- применять признаки делимости чисел;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с пропорциями.
Выражения и их преобразования.
уметь
- составлять несложные буквенные выражения;
- осуществлять в выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- использовать правило вычисления алгебраической суммы, выполнять упрощение выражений.
Уравнения.
уметь
- правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, речи учителя;
- решать линейные уравнения;
- решать текстовые задачи с помощью уравнений.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
- строить простейшие сечения;
- вычислять значения геометрических величин (длин, площадей, объёмов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения, преобразования симметрии;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей.
уметь
- решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Арифметика
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА(40 часов)
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль(абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от числа, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (20 часов)
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
ДРОБИ (40 часов)
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.
Начальные сведения курса алгебры
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ (44 часа)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Пропорциональность величин.
КООРДИНАТЫ (8 часов)
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
Начальные понятия и факты курса геометрии
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ТЕЛА, СИММЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ(12 часов)
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число п. Длина окружности. Площадь круга.
Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади поверхности сферы и объема шара.
Элементы теории вероятностей
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕРОЯТНОСТИ (6 часов)
Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Проверочная работа | |||||
Контрольная работа | |||||
Тест |
Календарно-тематическое планирование
урока | Тема урока | ||
Глава I (62ч) ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА | |||
1 | Поворот и центральная симметрия | ||
2 | Поворот и центральная симметрия | ||
3 | Поворот и центральная симметрия | ||
4 | Поворот и центральная симметрия | ||
5 | Поворот и центральная симметрия | ||
6 | Поворот и центральная симметрия | ||
7 | Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая | ||
8 | Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая | ||
9 | Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая | ||
10 | Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая | ||
11 | Противоположные числа. Модуль числа | ||
12 | Противоположные числа. Модуль числа | ||
13 | Противоположные числа. Модуль числа | ||
14 | Противоположные числа. Модуль числа | ||
15 | Сравнение чисел | ||
16 | Сравнение чисел | ||
17 | Сравнение чисел | ||
18 | Сравнение чисел | ||
19 | Параллельность прямых | ||
20 | Параллельность прямых | ||
21 | Параллельность прямых | ||
22 | Контрольная работа №1 | ||
23 | Анализ контрольной работы .Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-» | ||
24 | Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-» | ||
25 | Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-» | ||
26 | Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-» | ||
27 | Алгебраическая сумма и ее свойства | ||
28 | Алгебраическая сумма и ее свойства | ||
29 | Алгебраическая сумма и ее свойства | ||
30 | Алгебраическая сумма и ее свойства | ||
31 | Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел | ||
32 | Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел | ||
33 | Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел | ||
34 | Расстояние между точками координатной прямой | ||
35 | Расстояние между точками координатной прямой | ||
36 | Расстояние между точками координатной прямой | ||
37 | Осевая симметрия | ||
38 | Осевая симметрия | ||
39 | Осевая симметрия | ||
40 | Числовые промежутки | ||
41 | Числовые промежутки | ||
42 | Числовые промежутки | ||
43 | Числовые промежутки | ||
44 | Контрольная работа №2 | ||
45 | Анализ контрольной работы | ||
46 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | ||
47 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | ||
48 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | ||
49 | Координаты | ||
50 | Координатная плоскость | ||
51 | Координатная плоскость | ||
52 | Координатная плоскость | ||
53 | Координатная плоскость | ||
54 | Координатная плоскость | ||
55 | Умножение и деление обыкновенных дробей | ||
56 | Умножение и деление обыкновенных дробей | ||
57 | Умножение и деление обыкновенных дробей | ||
58 | Умножение и деление обыкновенных дробей | ||
59 | Правило умножения для комбинаторных задач | ||
60 | Правило умножения для комбинаторных задач | ||
61 | Контрольная работа №3 | ||
62 | Анализ контрольной работы | ||
Глава II (38 ч) ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ | |||
63 | Раскрытие скобок | ||
64 | Раскрытие скобок | ||
65 | Раскрытие скобок | ||
66 | Раскрытие скобок | ||
67 | Упрощение выражений | ||
68 | Упрощение выражений | ||
69 | Упрощение выражений | ||
70 | Упрощение выражений | ||
71 | Упрощение выражений | ||
72 | Упрощение выражений | ||
73 | |||
74 | |||
75 | |||
76 | |||
77 | Решение задач на составление уравнение | ||
78 | Решение задач на составление уравнение | ||
79 | Решение задач на составление уравнение | ||
80 | Решение задач на составление уравнение | ||
81 | Решение задач на составление уравнение | ||
82 | Решение задач на составление уравнение | ||
83 | Решение задач на составление уравнение | ||
94 | Решение задач на составление уравнение | ||
85 | Решение задач на составление уравнение | ||
86 | Решение задач на составление уравнение | ||
87 | Контрольная работа №4 | ||
88 | Анализ контрольной работы | ||
89 | Нахождение части от целого и целого по его части | ||
90 | Нахождение части от целого и целого по его части | ||
91 | Нахождение части от целого и целого по его части | ||
92 | Окружность. Длина окружности | ||
93 | Окружность. Длина окружности | ||
94 | Окружность. Длина окружности | ||
95 | Круг. Площадь круга | ||
96 | Круг. Площадь круга | ||
97 | Шар. Сфера | ||
98 | Шар. Сфера | ||
99 | Контрольная работа № 5 | ||
100 | Анализ контрольной работы | ||
Глава III (32 ч) ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | |||
101 | Делители и кратные | ||
102 | Делители и кратные | ||
103 | Делители и кратные | ||
104 | Делимость произведения | ||
105 | Делимость произведения | ||
106 | Делимость произведения | ||
107 | Делимость произведения | ||
108 | Делимость суммы и разности чисел | ||
109 | Делимость суммы и разности чисел | ||
110 | Делимость суммы и разности чисел | ||
111 | Делимость суммы и разности чисел | ||
112 | Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25 | ||
113 | Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25 | ||
114 | Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25 | ||
115 | Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25 | ||
116 | Признаки делимости на 3 и 9 | ||
117 | Признаки делимости на 3 и 9 | ||
118 | Признаки делимости на 3 и 9 | ||
119 | Контрольная работа № 6 | ||
120 | Анализ контрольной работы | ||
121 | Простые числа. Разложение числа на простые множители | ||
122 | Простые числа. Разложение числа на простые множители | ||
123 | Простые числа. Разложение числа на простые множители | ||
124 | Простые числа. Разложение числа на простые множители | ||
125 | Наибольший общий делитель | ||
126 | Наибольший общий делитель | ||
127 | Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное | ||
128 | Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное | ||
129 | Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное | ||
130 | Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное | ||
131 | Контрольная работа № 7 | ||
132 | Анализ контрольной работы | ||
Глава IV МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС (38) | |||
133 | Отношение двух чисел | ||
134 | Отношение двух чисел | ||
135 | Отношение двух чисел | ||
136 | Отношение двух чисел | ||
137 | Диаграммы | ||
138 | Диаграммы | ||
139 | Диаграммы | ||
140 | Диаграммы | ||
141 | Пропорциональные величины | ||
142 | Пропорциональные величины | ||
143 | Пропорциональные величины | ||
144 | Пропорциональные величины | ||
145 | Решение задач с помощью пропорций | ||
156 | Решение задач с помощью пропорций | ||
147 | Решение задач с помощью пропорций | ||
148 | Решение задач с помощью пропорций | ||
149 | Контрольная работа № 8 | ||
150 | Анализ контрольной работы | ||
151 | Разные задачи | ||
152 | Разные задачи | ||
153 | Разные задачи | ||
154 | Разные задачи | ||
155 | Разные задачи | ||
156 | Разные задачи | ||
157 | Разные задачи | ||
158 | Первое знакомство с подсчетом вероятности | ||
159 | Первое знакомство с подсчетом вероятности | ||
160 | Повторение | ||
161 | Повторение | ||
162 | Повторение | ||
163 | Повторение | ||
164 | Повторение | ||
165 | Повторение | ||
166 | Повторение | ||
167 | Повторение | ||
168 | Повторение | ||
169 | Итоговая контрольная работа | ||
170 | Резерв |
Оставляю за собой право коррекции учебного плана в течение учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...