рабочая программа по математике 6 класс
рабочая программа по алгебре по теме

Балакирева Елена Викторовна

 

Основой построения курса математики 6 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами: Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и др. Как известно, этими учеными были указаны в качестве главных принципов развивающего обучения такие, как  обучение на высоком уровне трудности,  ведущая роль теоретических знаний в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematika_6_klass.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               1.Статус документа

Настоящая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК  для 5-6 классов  (Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. -  М.: Мнемозина, 2009).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю. Рабочая программа по математике для 6 класса рассчитана на это же количество часов. 

                  2.Общая характеристика учебного предмета

Основой построения курса математики 6 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами: Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и др. Как известно, этими учеными были указаны в качестве главных принципов развивающего обучения такие, как  обучение на высоком уровне трудности,  ведущая роль теоретических знаний в обучении.

Признано, что основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик является субъектом процесса обучения.

Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.

Не менее важным является еще один момент. Возможность применения методов развивающего обучения в значительной степени зависит от того, как вводится новое математическое понятие. Поясним это на примере.

Десятичная дробь. Можно ввести это понятие через обыкновенную дробь – «десятичная дробь – это дробь, у которой в знаменателе стоит 10, 100, 1000 и т.д.», что приводит к путанице и невозможности теоретического обоснования алгоритмов действий с десятичными дробями. В результате соответствующий материал усваивается учащимися формально, обучение проходит с нарушением дидактического принципа  сознательности, и такого принципа развивающего обучения, как принцип ведущей роли теоретических знаний. В итоге – ученик не становится субъектом процесса обучения.

Если же при введении этого понятия дети осознают, что десятичная дробь – это число, записанное знакомым им позиционным способом в десятичной системе счисления, то тем самым они обретают ту теоретическую базу, на основе которой алгоритмы действий с  десятичными дробями могут быть получены логическим путем.

Не упуская из виду того, что основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления, новые понятия и алгоритмы вводятся с опорой на принцип наглядности в обучении. Как неоднократно подчеркивает в своих работах академик Раушенбах, непосредственное созерцание зачастую позволяет проникнуть в суть объекта или явления глубже, чем самые строгие логические рассуждения. В нашем курсе опора на наглядность реализуется в первую очередь при изучении обыкновенных дробей, а также при обучении решению текстовых задач с использованием графических моделей (схем).

При введении ряда понятий или изучении свойств объектов учащимся предлагается рассмотреть рисунок, описать его, ответить на поставленные вопросы. При введении степени предлагается рассмотреть таблицу, разобраться в том, как она устроена, какую информацию можно из нее извлечь. Это способствует достижению таких важных целей, сформулированных в Национальной доктрине образования 1998 года как формирование личности, способной воспринимать и критически анализировать гигантский поток информации, который ежедневно обрушивается на нее. При этом акцент ставится именно на формировании способности анализировать информацию.

                    3.Количество учебных часов.

Рабочая программа  для 6  класса разработана на 170 учебных часов (5 часов в неделю) с учетом требований ГОС и регионального образовательного стандарта, базисного учебного плана.

                   4. Цели и задачи обучения

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

                     5.Учебно-методический комплект

Учебник «Математика 6 класс» Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.2002-2008 года издания

Программы по математике для 5-6 классов Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.

Зубарева Ирина. Математика. 6 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразоват.учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.

Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2009-2011гг.

Зубарева И.И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2009-2011гг.

Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010.

Математика. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича / авт.сост. Н.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 2009.

Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Математика.5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010.

В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Сборник задач и упражнений по математике, 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009 г.

Электронная поддержка курса

Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"

Официальный сайт И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович www.zimag.narod.ru

                   6. Общие учебные умения, навыки и способы

В ходе преподавания математики в средней школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  6. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

                 требования к математической подготовке учащихся

знать/понимать

        - как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения            для решения математических и практических задач;

        - как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

        - вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

         - каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Числа и вычисления.

        уметь

        - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное и др.;

        - переходить от одной записи чисел к другой;

        - сравнивать два числа;

        - изображать числа точками на координатной прямой;

        - выполнять арифметические действия с рациональными числами;

        - составлять и решать пропорции;

        - решать основные задачи на дроби и проценты;

        - применять признаки делимости чисел;

        - решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с пропорциями.

Выражения и их преобразования.

        уметь

        - составлять несложные буквенные выражения;

        - осуществлять в выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

        - использовать правило вычисления алгебраической суммы, выполнять упрощение выражений.

Уравнения.

        уметь

        - правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, речи учителя;

        - решать линейные уравнения;

        - решать текстовые задачи с помощью уравнений.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.

уметь

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;

        - изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;

        - владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

        - строить простейшие сечения;

        - вычислять значения геометрических величин (длин, площадей, объёмов);

        - решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения, преобразования симметрии;

        - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей.

        уметь

        - решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;

        - находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

        - находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

        - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  

                  СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Арифметика

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА(40 часов)

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль(абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Проценты. Нахождение процента от числа, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (20 часов)

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

ДРОБИ (40 часов)

Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.

Начальные сведения курса алгебры

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ. УРАВНЕНИЯ (44 часа)

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.

Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).

Отношения. Пропорциональность величин.

КООРДИНАТЫ (8 часов)

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.

Начальные понятия и факты курса геометрии

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ТЕЛА, СИММЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ(12 часов)

Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число п. Длина окружности. Площадь круга.

Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади поверхности сферы и объема шара.

Элементы теории вероятностей

ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕРОЯТНОСТИ (6 часов)

Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

Проверочная работа

Контрольная работа

Тест


                        Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Глава I (62ч)

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА

1

Поворот и центральная симметрия

2

Поворот и центральная симметрия

3

Поворот и центральная симметрия

4

Поворот и центральная симметрия

5

Поворот и центральная симметрия

6

Поворот и центральная симметрия

7

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

8

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

9

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

10

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

11

Противоположные числа. Модуль числа

12

Противоположные числа. Модуль числа

13

Противоположные числа. Модуль числа

14

Противоположные числа. Модуль числа

15

Сравнение чисел

16

Сравнение чисел

17

Сравнение чисел

18

Сравнение чисел

19

Параллельность прямых

20

Параллельность прямых

21

Параллельность прямых

22

Контрольная работа №1

23

Анализ контрольной работы .Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-»

24

Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-»

25

Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-»

26

Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-»

27

Алгебраическая сумма и ее свойства

28

Алгебраическая сумма и ее свойства

29

Алгебраическая сумма и ее свойства

30

Алгебраическая сумма и ее свойства

31

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

32

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

33

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

34

Расстояние между точками координатной прямой

35

Расстояние между точками координатной прямой

36

Расстояние между точками координатной прямой

37

Осевая симметрия

38

Осевая симметрия

39

Осевая симметрия

40

Числовые промежутки

41

Числовые промежутки

42

Числовые промежутки

43

Числовые промежутки

44

Контрольная работа №2

45

Анализ контрольной работы

46

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

47

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

48

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

49

Координаты

50

Координатная плоскость

51

Координатная плоскость

52

Координатная плоскость

53

Координатная плоскость

54

Координатная плоскость

55

Умножение и деление обыкновенных дробей

56

Умножение и деление обыкновенных дробей

57

Умножение и деление обыкновенных дробей

58

Умножение и деление обыкновенных дробей

59

Правило умножения для комбинаторных задач

60

Правило умножения для комбинаторных задач

61

Контрольная работа №3

62

Анализ контрольной работы

Глава II (38 ч)

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

63

Раскрытие скобок

64

Раскрытие скобок

65

Раскрытие скобок

66

Раскрытие скобок

67

Упрощение выражений

68

Упрощение выражений

69

Упрощение выражений

70

Упрощение выражений

71

Упрощение выражений

72

Упрощение выражений

73

Решение уравнений

74

Решение уравнений

75

Решение уравнений

76

Решение уравнений

77

Решение задач на составление уравнение

78

Решение задач на составление уравнение

79

Решение задач на составление уравнение

80

Решение задач на составление уравнение

81

Решение задач на составление уравнение

82

Решение задач на составление уравнение

83

Решение задач на составление уравнение

94

Решение задач на составление уравнение

85

Решение задач на составление уравнение

86

Решение задач на составление уравнение

87

Контрольная работа №4

88

Анализ контрольной работы

89

Нахождение части от целого и целого по его части

90

Нахождение части от целого и целого по его части

91

Нахождение части от целого и целого по его части

92

Окружность. Длина окружности

93

Окружность. Длина окружности

94

Окружность. Длина окружности

95

Круг. Площадь круга

96

Круг. Площадь круга

97

Шар. Сфера

98

Шар. Сфера

99

Контрольная работа № 5

100

Анализ контрольной работы

Глава III (32 ч)

ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 

101

Делители и кратные

102

Делители и кратные

103

Делители и кратные

104

Делимость произведения

105

Делимость произведения

106

Делимость произведения

107

Делимость произведения

108

Делимость суммы и разности чисел

109

Делимость суммы и разности чисел

110

Делимость суммы и разности чисел

111

Делимость суммы и разности чисел

112

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25

113

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25

114

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25

115

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25

116

Признаки делимости на 3 и 9

117

Признаки делимости на 3 и 9

118

Признаки делимости на 3 и 9

119

Контрольная работа № 6

120

Анализ контрольной работы

121

Простые числа. Разложение числа на простые множители

122

Простые числа. Разложение числа на простые множители

123

Простые числа. Разложение числа на простые множители

124

Простые числа. Разложение числа на простые множители

125

Наибольший общий делитель

126

Наибольший общий делитель

127

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

128

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

129

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

130

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

131

Контрольная работа № 7

132

Анализ контрольной работы

Глава IV

МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС (38)

133

Отношение двух чисел

134

Отношение двух чисел

135

Отношение двух чисел

136

Отношение двух чисел

137

Диаграммы

138

Диаграммы

139

Диаграммы

140

Диаграммы

141

Пропорциональные величины

142

Пропорциональные величины

143

Пропорциональные величины

144

Пропорциональные величины

145

Решение задач с помощью пропорций

156

Решение задач с помощью пропорций

147

Решение задач с помощью пропорций

148

Решение задач с помощью пропорций

149

Контрольная работа № 8

150

Анализ контрольной работы

151

Разные задачи

152

Разные задачи

153

Разные задачи

154

Разные задачи

155

Разные задачи

156

Разные задачи

157

Разные задачи

158

Первое знакомство с подсчетом вероятности

159

Первое знакомство с подсчетом вероятности

160

Повторение

161

Повторение

162

Повторение

163

Повторение

164

Повторение

165

Повторение

166

Повторение

167

Повторение

168

Повторение

169

Итоговая контрольная работа

170

Резерв

Оставляю за собой право коррекции учебного плана в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...