конспект урока алгебры в 8 классе и презентация
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

конспект урока алгебры для 8 класса на тему дробно - рациональные уравнения.

Урок - деловая игра "Профессии" можно использовать при закреплении темы решение дробно - рациональных уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_otkrytyy_urok.docx32.46 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku_delovaya_igra.pptx130.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Решение дробно – рациональных уравнений»

Деловая игра «Профессии».

Цели урока :

1. отработка навыков решения задач на составление дробно-рациональных уравнений;

2. привитие интереса к математике;

3. отработка алгоритма решения квадратных уравнений.

4. развитие коммуникативных способностей.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Определение темы.

Учитель: Сегодня мы проведем урок в необычной форме, в виде деловой игры «Профессии» (слайд 1).

 Выясним , как математика помогает в той или иной профессии. Большинство задач на составление дробно – рациональных уравнений в результате сводятся к решению квадратных уравнений (слайд 2).

Большой вклад в решение уравнений внес французский математик Франсуа Виет (слайд 3).

 Он «вызывает» нас на соревнование, и предлагает для разминки вспомнить все, что мы знаем о квадратных уравнениях.

Учитель : Какие бывают квадратные уравнения?  (слайд 4)

Ученики: полные и неполные.

Учитель: Вот вам первое задание. (слайд 5)

Решите уравнения:

    х2=25              х2 +4 = 0             х2 -121 = 0                    х2 +7х = 0;

Учитель : А полные  квадратные уравнения подразделяются ? (слайд 6)

Ученики: приведенные и не приведенные. Приведенные это уравнения у которых первый коэффициент равен 1.

Учитель: а приведенные уравнения можно ли решить не используя формулу корней?

Ученики : Да . По теореме обратной теореме Виета. ( слайд 7)

Учитель: Хорошо. Вот вам следующее задание.

х2 +7х + 10 = 0

х2 -7х + 12 = 0

х2 - 7х + 6 = 0

х2 +7х - 18 = 0

х2 +7х - 8 = 0

х2 +7х - 30 = 0

х2 - 7х - 44 = 0

х2 +7х  - 60= 0

Учитель: итак ребята мы повторили решение приведенных квадратных уравнений с использованием теоремы Виета. А теперь приступим к деловой игре. (ученики разделены на равноценные группы и работа проходит в группе. Ребята совместно решают задачи, тем самым более сильные учащиеся помогают ,менее сильным устранить возникшие у них пробелы при изучении данной темы).

1.  «Штурман теплохода». ( условие задачи лежит на столах см. приложение) (слайд 8).

Прочитав задачу, учащиеся анализируют условие задачи и заполняют таблицу, которая также находится на столе у каждого ученика. (слайд 9)

Вид движения

Скорость,  км/ч

Расстояние, км

Время, ч

по течению

х + 2

80

против течения

х -  2

80

на 1 час больше

 Группа, которая, составила таблицу, поднимает карточку. Этой группе предоставляется возможность составить уравнение.

  -       = 1.

Далее учащиеся самостоятельно  решают уравнение, но решение должно быть у всех участников группы. Только в этом случае происходить зачет данной задачи участникам группы. После решения уравнения выполняется проверка решения. (слайд 10)

2. « Машинист тепловоза».(слайд 11)

См. приложение.

Удобнее всего составить следующую таблицу. (слайд 12)

Вид движения

Скорость,  км/ч

Расстояние, км

Время, ч

по расписанию

х

60

фактически

х +10

60

на 12мин  больше

Здесь следует обратить внимание на различные единицы измерения. Имеем:

12 мин  =     =    ч

 Получим уравнение :

  -       =     .

Далее работа опять идет в группах. (слайд 13)

III. Физкультминутка.

3.  «Швея ателье» (слайд 14)

См. приложение.

Эту задачу каждая группа решает самостоятельно до конца и учитель проверяет только конечный результат.  (слайд 15, 16)

Число костюмов, сшитых за 1 день

Общее число костюмов

Число дней

Первое ателье

х + 2

180

на 3 дня меньше

Второе ателье

х

161

Составили уравнение:

  -       =   3.

 

4.  «Тракторист» ( дается для сильных учеников, они работают в мобильных группах).

См. приложение.

Количество вспаханных га

Количество га вспахиваемых за 1 день

Общая площадь , га

Количество дней

по плану

х

1800

фактически

х + 25

2000

на 4 дня меньше

Составили уравнение:

  -       =   4.

А в это время менее сильные ученики выступают с докладами о Франсуа Виете. (Их учитель просить заранее подготовиться).

IV. Подведение итогов.

Учитель: Ребята людьми каких профессий были использованы дробно- рациональные уравнения ?

Ученики : перечисляют.

Учитель : А скажите ребята этот список профессий можно продолжить?

Ученики : Да.

V. Дифференцированное домашнее задание.  (слайд 17)

1 уровень – № 27.8; № 27.15

2 уровень - № 27.28; № 27.36

3 уровень - № 27.40; № 27.44

Слайд 18.

Приложение.

1. Штурман теплохода

Туристы отправились в путешествие вниз по Волге на теплоходе. Определите, с какой скоростью должен идти теплоход, чтобы на обратный путь (против течения) было затрачено на 1 ч больше времени, чем на путь по течению, если скорость течения реки - 2 км/ч и маршрут (в одну сторону) равен 80 км.

  -       = 1.

ОДЗ :

х 2 и х  - 2

  = 1

80х +160 – 80х + 160 = х2 - 4

320 - х2 +  4 = 0

- х2  + 316 = 0

х2 – 324 = 0

 х 1  = 18; х 2 = - 18

- 18 не удовлетворяет условию задачи

Ответ : 18 км/ ч

2. Машинист тепловоза

Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию?

  -       =     .

ОДЗ :

х 0  и  х  - 10

  =     

(60х+600 -60х)5 =  х2  + 10х

3000 = х2  + 10х

 

- х2  -  10х + 3000 = 0

 х2 +  10х - 3000 = 0

х 1  +  х 2 = - 10;

х 1  ·  х 2 = -3000;

х 1  = -60 ; х 2 = 50

- 60 не удовлетворяет условию задачи

Ответ : скорость по расписанию 50 км/ч.

3. Швея ателье

В одном ателье должны сшить 180 костюмов, а в другом - 161 костюм. Первое ателье затратило на всю работу на 3 дня меньше, чем второе, так как изготавливало в день на 2 костюма больше. Сколько костюмов в день изготавливало каждое ателье?

  -       =   3.

ОДЗ :

х 0  и  х  - 2

  = 3 

161х+322 -180х =3( х2  + 2х)

322 – 19х  = 3 х2  + 6х

 

-  3х2  -  19х  - 6х + 322 = 0

-3 х2 - 25х + 322 = 0

3 х2 + 25х -  322 = 0

D=252 - 4·3·(-322)=625+3864=4489

х 1  =  = = 7

  х 2 =   = = -15

-15 не удовлетворяет  условию задачи

Ответ : первое ателье изготавливало в день 9 костюмов, второе – 7 костюмов.

4. Тракторист

Бригада трактористов к определенному сроку должна была вспахать 1800 га. Ежедневно перевыполняя план на 25 га, уже за 4 дня до срока бригада не только выполнила задание, но и вспахала дополнительно 200 га. Какова была ежедневная норма работы бригады по плану?

      -       =   4.

ОДЗ :

х 0  и  х  - 25

  = 4 

1800х+45000 -2000х =4( х2  + 25х)

45000 – 200х  = 4 х2  + 100х

 

-  4х2  -  200х  - 100х + 45000 = 0

-4 х2 - 300х + 45000 = 0

4 х2 + 300х -  45000 = 0

 х2 + 75х - 11250 = 0

D=752 - 4·1·(-11250)=

5625+45000=50625

х 1  =  = = 75

  х 2 =   = = -150

-150 не удовлетворяет  условию задачи

Ответ : ежедневная норма по плану была 75 га.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «Профессии»

Слайд 2

Решение дробно – рациональных уравнений

Слайд 3

Франсуа Виет 1540 год - 1603 год

Слайд 4

Квадратные уравнения Полные Не полные коэффициенты b=0 или c=0 ; b=0 и c=0

Слайд 5

Решите уравнения х 2 =25 5 и -5 х 2 +4 = 0 нет решений х 2 -121 = 0 11 и -11 х 2 +7х = 0 0 и – 7

Слайд 6

Квадратные уравнения Полные Приведенные коэффициент а = 1 Не приведенные

Слайд 7

Решите уравнения с использованием теоремы Виета х 2 +7х + 10 = 0 х 2 -7х + 12 = 0 х 2 - 7х + 6 = 0 х 2 +7х - 18 = 0 х 2 +7х - 8 = 0 х 2 +7х - 30 = 0 х 2 - 7х - 44 = 0 х 2 +7х - 60= 0 Ответ : -5 и -2 Ответ : 3 и 4 Ответ : Ответ : Ответ : Ответ : Ответ : Ответ : 1 и 6 - 9 и 2 - 8 и 1 - 10 и 3 - 11 и 4 - 12 и 5

Слайд 8

Штурман теплохода Туристы отправились в путешествие вниз по Волге на теплоходе. Определите, с какой скоростью должен идти теплоход, чтобы на обратный путь (против течения) было затрачено на 1 ч больше времени, чем на путь по течению, если скорость течения реки - 2 км/ч и маршрут (в одну сторону) равен 80 км.

Слайд 9

Составим таблицу Вид движения Скорость, км/ч Расстояние, км Время, ч по течению х + 2 80 против течения х - 2 80 на 1 час больше

Слайд 10

80/(х-2) – 80 /(х+2) = 1 80(х+2) – 80 (х+2) = (х-2) (х+2) 80х +160 – 80х + 160 = х 2 - 4 320 - х 2 + 4 = 0 х 2 – 324 = 0 - х 2 + 316 = 0 х 1 = 18; х 2 = - 18 - 18 не удовлетворяет условию задачи Ответ : 18 км/ ч

Слайд 11

Машинист тепловоза Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию?

Слайд 12

Вид движения Скорость, км/ч Расстояние, км Время, ч по расписанию х 60 фактически х +10 60 на 12мин больше Составим таблицу

Слайд 13

ОДЗ : х 0 и х - 10 = (60х+600 -60х)5 = х 2 + 10х 3000 = х 2 + 10х - х 2 - 10х + 3000 = 0 х 2 + 10х - 3000 = 0 х 1 + х 2 = - 10; х 1 · х 2 = -3000; х 1 = -60 ; х 2 = 50 - 60 не удовлетворяет условию задачи Ответ : скорость по расписанию 50 км/ч.

Слайд 14

3. Швея ателье В одном ателье должны сшить 180 костюмов, а в другом - 161 костюм. Первое ателье затратило на всю работу на 3 дня меньше, чем второе, так как изготавливало в день на 2 костюма больше. Сколько костюмов в день изготавливало каждое ателье?

Слайд 15

Число костюмов, сшитых за 1 день Общее число костюмов Число дней Первое ателье х + 2 180 на 3 дня меньше Второе ателье х 161

Слайд 16

= 3 161х+322 -180х =3( х 2 + 2х) 322 – 19х = 3 х 2 + 6х - 3х 2 - 19х - 6х + 322 = 0 -3 х 2 - 25х + 322 = 0 3 х 2 + 25х - 322 = 0 D =25 2 - 4·3·(-322)=625+3864=4489 х 1 = 7 х 2 = - 15 -15 не удовлетворяет условию задачи Ответ : первое ателье изготавливало в день 9 костюмов, второе – 7 костюмов.

Слайд 17

Дифференцированное домашнее задание. 1 уровень – № 27.8; № 27.15 2 уровень - № 27.28; № 27.36 3 уровень - № 27.40; № 27.44

Слайд 18

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал

Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

Конспект урока "Алгебра 7 класс"

Тема урока "Свойства степени с натуральным показателем"...

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»

Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...