конспект урока алгебры в 8 классе и презентация
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
конспект урока алгебры для 8 класса на тему дробно - рациональные уравнения.
Урок - деловая игра "Профессии" можно использовать при закреплении темы решение дробно - рациональных уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_otkrytyy_urok.docx | 32.46 КБ |
prezentaciya_k_uroku_delovaya_igra.pptx | 130.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение дробно – рациональных уравнений»
Деловая игра «Профессии».
Цели урока :
1. отработка навыков решения задач на составление дробно-рациональных уравнений;
2. привитие интереса к математике;
3. отработка алгоритма решения квадратных уравнений.
4. развитие коммуникативных способностей.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Определение темы.
Учитель: Сегодня мы проведем урок в необычной форме, в виде деловой игры «Профессии» (слайд 1).
Выясним , как математика помогает в той или иной профессии. Большинство задач на составление дробно – рациональных уравнений в результате сводятся к решению квадратных уравнений (слайд 2).
Большой вклад в решение уравнений внес французский математик Франсуа Виет (слайд 3).
Он «вызывает» нас на соревнование, и предлагает для разминки вспомнить все, что мы знаем о квадратных уравнениях.
Учитель : Какие бывают квадратные уравнения? (слайд 4)
Ученики: полные и неполные.
Учитель: Вот вам первое задание. (слайд 5)
Решите уравнения:
х2=25 х2 +4 = 0 х2 -121 = 0 х2 +7х = 0;
Учитель : А полные квадратные уравнения подразделяются ? (слайд 6)
Ученики: приведенные и не приведенные. Приведенные это уравнения у которых первый коэффициент равен 1.
Учитель: а приведенные уравнения можно ли решить не используя формулу корней?
Ученики : Да . По теореме обратной теореме Виета. ( слайд 7)
Учитель: Хорошо. Вот вам следующее задание.
х2 +7х + 10 = 0 | х2 -7х + 12 = 0 |
х2 - 7х + 6 = 0 | х2 +7х - 18 = 0 |
х2 +7х - 8 = 0 | х2 +7х - 30 = 0 |
х2 - 7х - 44 = 0 | х2 +7х - 60= 0 |
Учитель: итак ребята мы повторили решение приведенных квадратных уравнений с использованием теоремы Виета. А теперь приступим к деловой игре. (ученики разделены на равноценные группы и работа проходит в группе. Ребята совместно решают задачи, тем самым более сильные учащиеся помогают ,менее сильным устранить возникшие у них пробелы при изучении данной темы).
1. «Штурман теплохода». ( условие задачи лежит на столах см. приложение) (слайд 8).
Прочитав задачу, учащиеся анализируют условие задачи и заполняют таблицу, которая также находится на столе у каждого ученика. (слайд 9)
Вид движения | Скорость, км/ч | Расстояние, км | Время, ч |
по течению | х + 2 | 80 | |
против течения | х - 2 | 80 | на 1 час больше |
Группа, которая, составила таблицу, поднимает карточку. Этой группе предоставляется возможность составить уравнение.
- = 1.
Далее учащиеся самостоятельно решают уравнение, но решение должно быть у всех участников группы. Только в этом случае происходить зачет данной задачи участникам группы. После решения уравнения выполняется проверка решения. (слайд 10)
2. « Машинист тепловоза».(слайд 11)
См. приложение.
Удобнее всего составить следующую таблицу. (слайд 12)
Вид движения | Скорость, км/ч | Расстояние, км | Время, ч |
по расписанию | х | 60 | |
фактически | х +10 | 60 | на 12мин больше |
Здесь следует обратить внимание на различные единицы измерения. Имеем:
12 мин = = ч
Получим уравнение :
- = .
Далее работа опять идет в группах. (слайд 13)
III. Физкультминутка.
3. «Швея ателье» (слайд 14)
См. приложение.
Эту задачу каждая группа решает самостоятельно до конца и учитель проверяет только конечный результат. (слайд 15, 16)
Число костюмов, сшитых за 1 день | Общее число костюмов | Число дней | |
Первое ателье | х + 2 | 180 | на 3 дня меньше |
Второе ателье | х | 161 |
Составили уравнение:
- = 3.
4. «Тракторист» ( дается для сильных учеников, они работают в мобильных группах).
См. приложение.
Количество вспаханных га | Количество га вспахиваемых за 1 день | Общая площадь , га | Количество дней |
по плану | х | 1800 | |
фактически | х + 25 | 2000 | на 4 дня меньше |
Составили уравнение:
- = 4.
А в это время менее сильные ученики выступают с докладами о Франсуа Виете. (Их учитель просить заранее подготовиться).
IV. Подведение итогов.
Учитель: Ребята людьми каких профессий были использованы дробно- рациональные уравнения ?
Ученики : перечисляют.
Учитель : А скажите ребята этот список профессий можно продолжить?
Ученики : Да.
V. Дифференцированное домашнее задание. (слайд 17)
1 уровень – № 27.8; № 27.15
2 уровень - № 27.28; № 27.36
3 уровень - № 27.40; № 27.44
Слайд 18.
Приложение.
1. Штурман теплохода
Туристы отправились в путешествие вниз по Волге на теплоходе. Определите, с какой скоростью должен идти теплоход, чтобы на обратный путь (против течения) было затрачено на 1 ч больше времени, чем на путь по течению, если скорость течения реки - 2 км/ч и маршрут (в одну сторону) равен 80 км.
- = 1. | ОДЗ : х 2 и х - 2 |
= 1 | |
80х +160 – 80х + 160 = х2 - 4 | |
320 - х2 + 4 = 0 | |
- х2 + 316 = 0 | |
х2 – 324 = 0 | |
х 1 = 18; х 2 = - 18 | - 18 не удовлетворяет условию задачи |
Ответ : 18 км/ ч |
2. Машинист тепловоза
Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию?
- = . | ОДЗ : х 0 и х - 10 |
= | |
(60х+600 -60х)5 = х2 + 10х | |
3000 = х2 + 10х | |
- х2 - 10х + 3000 = 0 | |
х2 + 10х - 3000 = 0 | |
х 1 + х 2 = - 10; х 1 · х 2 = -3000; | |
х 1 = -60 ; х 2 = 50 | - 60 не удовлетворяет условию задачи |
Ответ : скорость по расписанию 50 км/ч. |
3. Швея ателье
В одном ателье должны сшить 180 костюмов, а в другом - 161 костюм. Первое ателье затратило на всю работу на 3 дня меньше, чем второе, так как изготавливало в день на 2 костюма больше. Сколько костюмов в день изготавливало каждое ателье?
- = 3. | ОДЗ : х 0 и х - 2 |
= 3 | |
161х+322 -180х =3( х2 + 2х) | |
322 – 19х = 3 х2 + 6х | |
- 3х2 - 19х - 6х + 322 = 0 | |
-3 х2 - 25х + 322 = 0 | |
3 х2 + 25х - 322 = 0 | |
D=252 - 4·3·(-322)=625+3864=4489 | |
х 1 = = = 7 х 2 = = = -15 | -15 не удовлетворяет условию задачи |
Ответ : первое ателье изготавливало в день 9 костюмов, второе – 7 костюмов. |
4. Тракторист
Бригада трактористов к определенному сроку должна была вспахать 1800 га. Ежедневно перевыполняя план на 25 га, уже за 4 дня до срока бригада не только выполнила задание, но и вспахала дополнительно 200 га. Какова была ежедневная норма работы бригады по плану?
- = 4. | ОДЗ : х 0 и х - 25 |
= 4 | |
1800х+45000 -2000х =4( х2 + 25х) | |
45000 – 200х = 4 х2 + 100х | |
- 4х2 - 200х - 100х + 45000 = 0 | |
-4 х2 - 300х + 45000 = 0 | |
4 х2 + 300х - 45000 = 0 | |
х2 + 75х - 11250 = 0 | |
D=752 - 4·1·(-11250)= 5625+45000=50625 | |
х 1 = = = 75 х 2 = = = -150 | -150 не удовлетворяет условию задачи |
Ответ : ежедневная норма по плану была 75 га. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решение дробно – рациональных уравнений
Франсуа Виет 1540 год - 1603 год
Квадратные уравнения Полные Не полные коэффициенты b=0 или c=0 ; b=0 и c=0
Решите уравнения х 2 =25 5 и -5 х 2 +4 = 0 нет решений х 2 -121 = 0 11 и -11 х 2 +7х = 0 0 и – 7
Квадратные уравнения Полные Приведенные коэффициент а = 1 Не приведенные
Решите уравнения с использованием теоремы Виета х 2 +7х + 10 = 0 х 2 -7х + 12 = 0 х 2 - 7х + 6 = 0 х 2 +7х - 18 = 0 х 2 +7х - 8 = 0 х 2 +7х - 30 = 0 х 2 - 7х - 44 = 0 х 2 +7х - 60= 0 Ответ : -5 и -2 Ответ : 3 и 4 Ответ : Ответ : Ответ : Ответ : Ответ : Ответ : 1 и 6 - 9 и 2 - 8 и 1 - 10 и 3 - 11 и 4 - 12 и 5
Штурман теплохода Туристы отправились в путешествие вниз по Волге на теплоходе. Определите, с какой скоростью должен идти теплоход, чтобы на обратный путь (против течения) было затрачено на 1 ч больше времени, чем на путь по течению, если скорость течения реки - 2 км/ч и маршрут (в одну сторону) равен 80 км.
Составим таблицу Вид движения Скорость, км/ч Расстояние, км Время, ч по течению х + 2 80 против течения х - 2 80 на 1 час больше
80/(х-2) – 80 /(х+2) = 1 80(х+2) – 80 (х+2) = (х-2) (х+2) 80х +160 – 80х + 160 = х 2 - 4 320 - х 2 + 4 = 0 х 2 – 324 = 0 - х 2 + 316 = 0 х 1 = 18; х 2 = - 18 - 18 не удовлетворяет условию задачи Ответ : 18 км/ ч
Машинист тепловоза Поезд был задержан у семафора на 12 минут. Чтобы ликвидировать опоздание на перегоне в 60 км, машинисту пришлось увеличить скорость на 10 км/ч. Какая скорость была запланирована по расписанию?
Вид движения Скорость, км/ч Расстояние, км Время, ч по расписанию х 60 фактически х +10 60 на 12мин больше Составим таблицу
ОДЗ : х 0 и х - 10 = (60х+600 -60х)5 = х 2 + 10х 3000 = х 2 + 10х - х 2 - 10х + 3000 = 0 х 2 + 10х - 3000 = 0 х 1 + х 2 = - 10; х 1 · х 2 = -3000; х 1 = -60 ; х 2 = 50 - 60 не удовлетворяет условию задачи Ответ : скорость по расписанию 50 км/ч.
3. Швея ателье В одном ателье должны сшить 180 костюмов, а в другом - 161 костюм. Первое ателье затратило на всю работу на 3 дня меньше, чем второе, так как изготавливало в день на 2 костюма больше. Сколько костюмов в день изготавливало каждое ателье?
Число костюмов, сшитых за 1 день Общее число костюмов Число дней Первое ателье х + 2 180 на 3 дня меньше Второе ателье х 161
= 3 161х+322 -180х =3( х 2 + 2х) 322 – 19х = 3 х 2 + 6х - 3х 2 - 19х - 6х + 322 = 0 -3 х 2 - 25х + 322 = 0 3 х 2 + 25х - 322 = 0 D =25 2 - 4·3·(-322)=625+3864=4489 х 1 = 7 х 2 = - 15 -15 не удовлетворяет условию задачи Ответ : первое ателье изготавливало в день 9 костюмов, второе – 7 костюмов.
Дифференцированное домашнее задание. 1 уровень – № 27.8; № 27.15 2 уровень - № 27.28; № 27.36 3 уровень - № 27.40; № 27.44
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал
Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
Конспект урока "Алгебра 7 класс"
Тема урока "Свойства степени с натуральным показателем"...
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств»
Конспект урока алгебры 8 класс по теме «Решение систем линейных неравенств» с приложением презентации в программе SmartNotebook....
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...