Урок."Неравенства с двумя переменными."
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
9 класс. Тема урока:"Неравенства с двумя переменными." Объяснение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_neravenstva_s_dvumya_peremennymi.docx | 210.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Неравенства с двумя переменными.
9 класс.
Учебная задача. Формирование системы фактов «неравенства с двумя переменными», «линейные неравенства».
Цели:
дидактическая: ввести понятие неравенства с двумя переменными и его решения; формировать умение решать линейные неравенства с двумя переменными..
психологическая: формирование видов учебно-познавательной деятельности;
воспитательная: проверка грамотной устной и письменной математической речи учащихся.
Ход урока.
I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Девиз нашего урока:
«Знание собирается по капле »
II. этап. Устно- письменный опрос учащихся с целью установления содержательных связей между ведущими линиями школьного курса математики.
Устная работа.
1. Какие из следующих чисел: –2; –1; 0; 2; 3 – являются решением неравенства х3 – 2х ≥ 1?
2. Подберите два каких-нибудь числа разных знаков, чтобы их сумма была больше 5.
Контроль усвоения материала(самостоятельная работа).
Вариант 1.
1.Сумма двух чисел равна 30, а их произведение равно 216. Найдите эти числа.
2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20 см, а его периметр равен 48 см. Найдите катеты треугольника.
Вариант 2.
1.Сумма двух чисел равна 40, а их произведение равно 364. Найдите эти числа.
2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 25 см, а его периметр равен 60 см. Найдите катеты треугольника.
III. Объяснение нового материала.
1. Понятие неравенства с двумя переменными и его решения.
2. Линейное неравенство с двумя переменными.
Рассмотрим неравенства: 0,5х2 -2у+l<0 ; 4х - 5у > 20 -неравенство с двумя переменными.
Рассмотрим неравенство 0,5х2 -2у+l<0.
При х=1, у=2. Получим верное неравенство 0,5 • 1 - 2 • 2 + 1 < 0.
Пару чисел (1; 2), в которой на первом месте — значение х, а на втором — значение у, называют решением неравенства 0,5х2 -2у+l<0 .
Определение. Решением неравенства с двумя переменными называется пара значений этих переменных, обращающая данное неравенство в верное числовое неравенство.
Если каждое решение неравенства с двумя переменными изобразить точкой в координатной плоскости, то получится график этого неравенства. Он является некоторой фигурой. Говорят, что эта фигура задается или описывается неравенством.
Рассмотрим линейные неравенства с двумя переменными.
Определение. Линейным неравенством с двумя переменными называется неравенство вида ах + by < с или ах + bу > с, где х и у — переменные, а, b и с - некоторые числа.
Если в линейном неравенстве с двумя переменными знак неравенства заменить знаком равенства, то получится линейное уравнение. Графиком линейного уравнения ах + by = с, в котором а или b не равно нулю, является прямая линия. Она разбивает множество не принадлежащих ей точек координатной плоскости на две области, представляющие открытые полуплоскости.
На примерах рассмотрим, как изображается множество решений неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.
Пример 1. Изобразим на координатной плоскости множество решений неравенства 2у+3х≤6.
Решение.
Строим прямую 2у+3х=6, у=3-1,5х
х | 0 | 2 |
у | 3 | 0 |
Прямая разбивает множество всех точек координатной плоскости на точки, расположенные ниже ее, и точки, расположенные выше ее. Возьмем из каждой области по контрольной точке: А(1;1), В(1;3).
Координаты точки А удовлетворяют данному неравенству 2у+3х≤6, 2·1+3·1≤6, 5≤6
Координаты точки В не удовлетворяют данному неравенству 2у+3х≤6, 2·3+3·1≤6.
Данное неравенство может изменить знак на прямой 2у+3х=6, то неравенству удовлетворяет множество точек той области, где расположена точка А. Заштрихуем эту область. Мы изобразили множество решений неравенства 2у+3х≤6.
Пример 2. Покажем штриховкой на координатной плоскости график неравенства 2х + Зу < 6.
Начертим график уравнения 2х + Зу = 6 . Пара (0; 0) является решением неравенства 2х + Зу < 6, так как неравенство 2 • 0 + 3 • 0 < 6 верно. Точка (0; 0) принадлежит нижней полуплоскости. Значит, графиком неравенства 2х + Зу < 6 является нижняя полуплоскость.
Пример 3. Изобразим на координатной плоскости множество решений неравенства 2х - Зу ≤-6.
Начертим график уравнения 2х-Зу = -6 . Отметим в какой-нибудь полуплоскости точку, например, точку (1; 1). Пара (1; 1) не является решением неравенства 2х - Зу ≤-6. Точка с координатами (1; 1) лежит в нижней полуплоскости. Значит, графиком неравенства является верхняя полуплоскость вместе с прямой 2х - Зу = -6.
Для изображения множества решений неравенства на координатной плоскости поступают следующим образом:
1. Строим график функции y = f(x), который разбивает плоскость на две области.
2. Выбираем любую из полученных областей и рассматриваем в ней произвольную точку. Проверяем выполнимость исходного неравенства для этой точки. Если в результате проверки получается верное числовое неравенство, то заключаем, что исходное неравенство выполняется во всей области, которой принадлежит выбранная точка. Таким образом, множеством решений неравенства – область, которой принадлежит выбранная точка. Если в результате проверки получается неверное числовое неравенство, то множеством решений неравенства будет вторая область, которой выбранная точка не принадлежит.
3. Если неравенство строгое, то границы области, то есть точки графика функции y = f(x), не включают в множество решений и границу изображают пунктиром. Если неравенство нестрогое, то границы области, то есть точки графика функции y = f(x), включают в множество решений данного неравенства и границу в таком случае изображают сплошной линией.
Вывод: - решением неравенства f(x,y)˃0, [f(x,y)<0, f(x,y)≤0 f(x,y)≥0] называется упорядоченная пара чисел, которая превращает его в правильное числовое неравенство.
-графиком неравенства с двумя переменными х и у называется множество всех точек координатной плоскости с координатами (х, у), где каждая пара (х,у) является решением данного неравенства.
Графики некоторых неравенств.
IV. Формирование умений и навыков.
1.№ 482, № 483 (а, в).
2.№ 484 (а, г), № 485.
3. Изобразите на координатной плоскости множество точек, задаваемое неравенством:
а) х < 2; в) –1 ≤ х ≤ 4;
б) у ≥ –3; г) –2 < у < 2.
4. № 492 (а).
Р е ш е н и е
ху ≥ 0.
Произведение двух чисел является неотрицательным в том случае, если эти числа имеют одинаковые знаки. Значит, когда
Первой системе соответствует первая координатная четверть, а другой системе – третья координатная четверть. Множеством решений неравенства-объединение первой и третьей координатных четвертей, включая оси координат.
Сильным в учебе учащимся можно предложить дополнительно выполнить № 556.
Р е ш е н и е
| х | + | у | ≤ 1;
| у | ≤ 1 – | х |.
Построим график уравнения | у | = 1 – | х |. Для этого нужно раскрыть знаки модуля.
Получим четыре случая:
1) х ≥ 0, у ≥ 0; у = 1 – х.
2) х ≥ 0, у < 0; –у = 1 – х; у = х – 1.
3) х < 0, у ≥ 0; у = 1 + x.
4) x < 0, y < 0; –у = 1 + х; у = –х – 1.
Объединяя все эти случаи, получим фигуру:
Данному неравенству удовлетворяет множество точек внутренней области этой фигуры.
V. 4 этап. Оценочно -рефлексивный.
Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию. Обратить внимание учащихся на теоретические факты, которые вспомнили на уроке, о необходимости их выучить.
Вопросы:
– Что называется решением неравенства с двумя переменными?
– Сколько решений может иметь неравенство с двумя переменными?
– Как найти множество решений линейного неравенства с двумя переменными?
Домашнее задание: № 483 (б, г), № 484 (б, в), № 486.
Д о п о л н и т е л ь н о: № 492 (б).
«Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.»
Вариант 1. 1.Найдите два натуральных числа, сумма которых равна 7, а произведение 12. 2.Площадь прямоугольного участка равна 120см2, а периметр равен 46см. Найдите ширину и длину участка. 3.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна65, а разность катетов треугольника равна 23. Найдите площадь треугольника. |
Вариант 2. 1.Найдите два натуральных числа, сумма которых равна 9, а произведение 18. 2.Площадь прямоугольного участка равна 90см2, а периметр равен 46см. Найдите ширину и длину участка. 3.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 73, а разность катетов треугольника равна 7. Найдите площадь треугольника. |
Вариант 3. 1.Найдите два натуральных числа, сумма которых равна 9, а произведение 14. 2.Площадь прямоугольного участка равна 80см2, а периметр равен 42см. Найдите ширину и длину участка. 3.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 106, а разность катетов треугольника равна 34. Найдите площадь треугольника. |
Вариант 4. 1.Найдите два натуральных числа, сумма которых равна 11, а произведение 30. 2.Площадь прямоугольного участка равна 98см2, а периметр равен 42см. найдите ширину и длину участка. 3.Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 89, а разность катетов треугольника равна 41. Найдите площадь треугольника. |
Ответы.
1 | 2 | 3 | |
Вариант 1 . | 3 и 4 | 8 и 15 | 924 |
Вариант 2 . | 3 и 6 | 5 и 18 | 1320 |
Вариант 3 . | 2 и 7 | 5 и 16 | 2520 |
Вариант 4 . | 5 и 6 | 7 и 14 | 1560 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
Открытый урок по теме "Неравенства с двумя переменными"
Данный урок проводился в рамках месячника открытых уроков. Рассчитан на среднего уровня класс, разработан по учебнику Макарычева Ю.Н. и др. - М. : Просвещение, 2010, пункт 21, относится к уроку изучен...
Решение неравенств и систем неравенств с двумя переменными
Алгебра.Повторение. Подготовка к ГИА. 9 класс....
Презентация к уроку "Неравенства с двумя переменными".
Предлагаемая вашему вниманию презентация содержит иллюстрации к решению некоторых заданий из параграфа "Неравенства с двумя переменными" учебника алгебры для 9 класса Ю.Н.Макарычева и др. Сами р...
Урок: "Неравенства с двумя переменными"
Изображение множества решений неравенства с двумя переменными на координатной плоскости...
урок "Неравенства с двумя переменными"
Урок "Неравенства с двумя переменными"...
Технологическая карта урока " Неравенства с двумя переменными и их системы"
Технологическая карта урока " Неравенства с двумя переменными и их системы" 9 класс...
Комментарии
Неравенства с двумя переменными
урок объяснения нового материала
Неравенства с двумя переменными
урок объяснения нового материала.