Урок математики в 6 классе
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Гурушкина Наталья Валерьевна

Урок математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vernisazh.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Сложение и вычитание десятичных дробей.

1.

Ф.И.О. (полностью)

Гурушкина Наталья Валерьевна

2.

Место работы

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского  района  г.Волгограда

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

математика

5.

Класс

6

6.

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание десятичных дробей,  урок №3

7.

Базовый учебник

«Математика, 6». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова,  Е.А. Бунимович и др; - М.: Просвещение, 2010

  1.  Цели  урока: 

- обучающие: закрепить и усовершенствовать навыки сложения  и вычитания десятичных  

дробей; вырабатывать  умения по применению полученных знаний при решении  задач с  

практическим содержанием;

- развивающие: создать условия для развития наглядно-образного мышления, логического  

мышления, умения анализировать, наблюдать и делать выводы; создать условия для  

развития познавательного интереса обучающихся; продолжить формирование

математической речи;

- воспитательные: расширение общего кругозора обучающихся; воспитывать интерес к

предмету;  показать роль математических знаний и умений в жизни; формировать культуру

познавательной деятельности, вычислительную культуру,  эстетическое восприятие

окружающего мира; формирование навыков самоконтроля, самооценки.

  1. Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.
  2.  Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, работа на доске и в тетрадях.
  3.   Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, набор смайликов для каждого ученика (желтый, зеленый, фиолетовый).
  4.  Структура и ход  урока: таблица 1.
  5.   Приложение: таблица 2.

Таблица 1. Структура и ход  урока

Этапы

урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности обучающихся

Организационный  этап.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку математики. Присаживайтесь!

Постановка цели.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы  «Сложение и  вычитание десятичных дробей»  (Слайд 1)

 -Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

- Давайте сначала подготовим тетради к работе. Запишите число, классная работа.

 -Сегодняшний урок необычный, мы с вами посетим вернисаж.
- А вы знаете, что означает это слово? (выставка картин)
- Наша экскурсия по вернисажу  называется «Десятичные дроби в картинках»









Запись в тетрадях даты и темы.



Отвечают на вопрос учителя.



Мотивация урока.

-Начать нашу экскурсию  я хочу вот с этой картины (Слайд 2) Владимир Александрович Лифшиц (1913—1978) — русский писатель, поэт, драматург.

Послушайте его стихотворение.

 ...Три десятых... Скажи про такую ошибку,

    И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

...Три десятых - и стены возводятся косо!

   Три десятых - и рухнут вагоны с откоса!

    Ошибись лишь на три десятых аптека -

    Станет ядом лекарство, убьет человека...

-О чем здесь говорится?

-Какую мысль хотел передать автор? (Слайды 3-5)

Незнание десятичных дробей, может привести к непоправимым ошибкам.

-Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», то есть попасть в трудное положение. (Слайд 6)  Итак, задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать, Я думаю, что сегодня мы выдержим все испытания и преодолеем все трудности. Буду рада вашим хорошим ответам.











Отвечают на вопрос

 учителя.

Объясняют своё понимание значимости правильного выполнения действий над десятичными дробями.

Актуализация опорных знаний.  Устная работа.

-Следующая картина называется «Устный счет» (Слайд 7)

1. (Слайд 8) Поставьте вместо звездочек цифры, чтобы получились верные неравенства:

5,64 > 5,*8             3,51 < 3,*1    

0,1* < 0,18          12,*4 > 12,53

2,*1 > 2,01             1,34 < 1,3*    

2. (Слайд 9)   Какой кошке поклонялись древние индейцы?


-На картине (Слайд 10) мы видим самую большую кошку. Ягуар вызывал восхищение и уважение американских индейцев. Ацтеки, ольмеки, инки и майя поклонялись ягуару, видя в нем воплощение божественной мощи и энергии. Шкуры ягуаров носили вожди племен, когти и зубы этого хищника служили талисманами; считалось, что выпивший кровь ягуара получал силу и ловкость этого зверя.

3. (Слайд 11) Какую птицу называли птицей–легендой?

Венценосный журавль-12,

священный ибис-11,

белый и черный аисты-10


(Слайд 12)  Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он - символ доброты и счастья. Одна из  легенд рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.

4. Продолжаем экскурсию. Что изображено на этой картине? (Слайд 13)  

Королевская мантия-часть торжественного облачения монарха.

(Слайд 14)  Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?



-Ребята, вы видите картины (Слайд 15), которые надо подготовить к выставке, но денег у организаторов хватит только на реставрацию одной картины. Давайте узнаем, какую картину планирует подготовить к вернисажу руководство. Для этого надо выполнить задание.

Доктора советуют употреблять в пищу как можно больше витаминов, особенно витамина  С, который содержится в ягодах и фруктах. Установите, где витамина  С больше. (Слайд 16) 



Апельсины – 0,055 г


Мандарины – 0,04 г


Клюква – 0,015 г                                                                      



Яблоки – 0,013г


Смородина – 0,2 г                        


Малина – 0,025 г


6 человек работают по индивидуальным карточкам.


Сравнивают дроби.






Выполняют устные вычисления.
















Выполняют устные вычисления.


















Отвечают на вопрос

 учителя.





Выполняют устные вычисления.






















Выполняют сравнение дробей.

Закрепление полученных знаний.

-Кто изображен на следующей картине?

(Слайд 17)

В нашей стране водится много бобров.  Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни. Найдите длину бобра в дециметрах. Поможет вам в этом удивительный квадрат. (Слайд 18)

5,9

6,3

3,6

2,3

2,7

0

3,7

4,1

1,4

1. Из первой строки выберите    

     наименьшее число.

2. Из второй строки выберите    

     наибольшее число.

3. Из третьей строки выберите    

    не наименьшее и не  

    наибольшее число.

4. Найдите сумму трёх этих

    чисел.

-На этих картинах изображены очень популярные фигурки. (Слайд 19) Что они символизируют?

Сова - символ мудрости, эмблема знаний и ума.

Ганеша – очень популярная фигура в индийском искусстве.  Символ ума и мудрости.

-В пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит».

Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень важные качества в жизни человека.

(Слайд 20) Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел, и запишите еще два числа этого ряда:

а) 1,2;  1,8;  2,4;  3; …                        

б) 9,6;  8,9;  8,2;  7,5; …                    

в) 0,9;  1,8;  3,6;  7,2; …                    

г)1,2;  0,7;  2,2;  1,4;  3,2;  2,1; …      

Отвечают на вопрос

учителя.










Делают записи в тетрадях.

3,6+2,7+3,7=10









Отвечают на вопрос

 учителя.










Работа на раздаточных карточках.

а) 1,2; 1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,2

б) 9,6;  8,9;  8,2;  7,5; 6,8;  6,1

в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2; 14,4; 28,8

г)1,2;  0,7;  2,2;  1,4;  3,2;  2,1; 4,2;  2,8

Физкультминутка.

1. Аккуратно положите ручку.

2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.

3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнили 6 раз).

4. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь (выполнить 6 раз).

Выполняют упражнения.

Закрепление. Применение свойств сложения и вычитания.

Решение задач с практическим содержанием.

-Следующая картина нашего вернисажа называется «Работа у доски» (Слайд 21)

1) Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить к этому числу первое слагаемое, а затем к полученной сумме прибавить второе слагаемое. Слагаемые в сумме можно как угодно переставлять местами и объединять в группы.

а + b + с = (а + с) + b = а + (b + с) = (а + b) + c

(Слайд 22)

0,63+(2,78+5,37)=

21,49+3,67+13,51=

2) Для того чтобы из числа вычесть сумму можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности вычесть второе слагаемое.

 а –  (b  + с) = а - b – с

(Слайд 23)

37,42 - (26,42+7,8)=

3) (Слайд 24) Работа в парах.

Вычислить удобным способом:

а) 2,31+(7,65+8,69)=

б) (7,891+3,9)+(6,1+2,109)=

в) 14,537–(2,237+ 5,9)=

г) (24,302+17,879)–1,302 =

Самопроверка (Слайд 25)


(Слайд 26)Все ответы верные- «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

Поднимите руку те, кто получил «5».

Поднимите руку те, кто получил «4».

Поднимите руку те,  кто получил «3»


4) (Слайд 27) В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой.

Какова глубина в этом месте?

5) Помогите в расчётах строителям- дорожникам.

Какой ширины должно быть шоссе, чтобы могли проехать рядом три грузовые машины, каждая шириной по 2,75 м при условии, что между ними должен оставаться промежуток по 0,75 м, а по краям дороги – 0,5 м? (Слайды 28-29)

-Как можно упростить вычисления? (Заменить сумму одинаковых слагаемых умножением)

-Пока мы не умеем умножать десятичные дроби, но обязательно научимся.

А сейчас скажите, пожалуйста, если бы строители – дорожники ошиблись в расчётах, то к чему бы  это привело?

Работа на раздаточных карточках.







0,63+(2,78+5,37)=(0,63+

+5,37)+2,78=6+2,78=8,78

21,49+3,67+13,51=(21,49+

+13,51)+3,67=35+3,67=38,67






37,42 - (26,42+7,8)=(37,42-

-26,42)-7,8=11-7,8=3,2

Работа на раздаточных карточках в парах с последующей проверкой

а) 2,31+(7,65+8,69)=(2,31+

+8,69)+7,65 = 11+7,65=18,65;

б) (7,891+3,9)+(6,1+2,109)=

=(7,891+2,109)+ +(3,9+6,1)= =10+10=20;

в) 14,537-(2,237+5,9)=

=(14,537–2,237)–5,9 =6,4;

г) (24,302+17,879)–1,302= =(24,302-1,302)+17,879=

=40,879


Работа в тетради

9,6 –(3,4+1,8)=4,4(м)



0,5+2,75+0,75+2,75+0,75+

+2,75+0,5=10,75





Отвечают на вопрос

 учителя.

Домашнее задание.

Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы

решена с помощью сложения и вычитания десятичных дробей, записать на листок условие

задачи и нарисовать рисунок по этому условию, записать её решение.

Постарайтесь, чтобы ваша задача понравилась одноклассникам, чтобы данные в условии

соответствовали реальности.

Итог урока.

- Сегодня на уроке вы выполняли сложение вычитание десятичных дробей.
– Что вам понравилось?
– Что вы повторили?
– Какие задания вы выполняли с легкостью?
– Что нового вы узнали?

-Сегодня на уроке все работали хорошо. С устной работой справились, молодцы.  Выставление отметок. Аргументация выставленных отметок. За задание, которое выполняли в парах, получили хорошие отметки.

Рефлексия.

-Что больше всего тебе запомнилось на уроке?

-Какое у вас настроение в конце урока, как вы себя оцениваете? Выберите смайлик, который отражает вашу  самооценку. (Слайд 30)

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

-У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

-Спасибо за урок. (Слайд 31)

Отвечают на вопрос

учителя, анализируют свою работу на уроке

Обучающиеся  с помощью смайликов  показывают своё настроение после урока.

Таблица 2.  Приложение.

Карточки  для индивидуальной работы.

Карточка 1. Выполни действия по схеме:


Вычислить устно и записать ответы

1 – 0,7

1 + 2,7

2 – 0,6

10 – 3,6

3,5 + 0,5

0,3 + 0,8

4,53 – 0,3

2,85 – 0,05

1,6 + 2

1 – 0,3

5,4 – 1,02

2,5 – 2,08

1,7 + 2,03

6,1 + 0,9

5,5 – 0,5

0,4 – 0,28

9,1 + 1,9

3,7 + 2,3

5 – 4,6        

3,91 + 2,09

1 – 0,6

3,5 + 0,5

1,4 + 2,6

5,3 + 2,7

3,91 + 8

4,9 + 10,95

4,2 – 2,73

52,3 + 6

2,4 – 0,8

8,4 + 1,6

0,2 + 1,28

8,8 – 7,6

1,48 – 0,6

10 – 3.54

6,1 + 5,9

15 – 0,01

0,55 – 0,5

2,92 – 0,2

4,05 – 2, 5

1,95 +1,95

Карточки 2 и 3.

Раздаточный материал

I. Подумай, по какому правилу составлен ряд чисел, и запишите еще два числа этого ряда:

а) 1,2;  1,8;  2,4;  3; …      

б) 9,6;  8,9;  8,2;  7,5; …  

в) 0,9;  1,8;  3,6;  7,2; …    

г) 1,2;  0,7;  2,2;  1,4;  3,2;  2,1; …      

II. Вычисли удобным способом:

а)  2,31 + (7,65 + 8,69)  =

б)  (7,891 + 3,9) + (6,1 + 2,109)  =

в) 14,537 – (2,237 + 5,9)  =

г)  (24,302 + 17,879) –1,302  =

III. Задачи

1. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина в этом месте?

2. Какой ширины должно быть шоссе, чтобы могли проехать рядом три грузовые машины, каждая шириной по 2,75 м при условии, что между ними должен оставаться промежуток по 0,75 м, а по краям дороги – 0,5 м

+

-

10

-

4

0,9

+

7

0,9

+

1,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...