Решение задач на действия с обыкновенными дробями
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Открытые урок по теме: "Решение задач на действия с обыкновенными дробями" с использованием исторического материала из биографии С.В.Ковалевской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._obyknovennye_drobi._5_klass.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила учитель
математики Баженова В.П.
МОУ Гимназия г. Великие Луки
2010 год
Математическая викторина в 5 классе «Рождённая быть математиком».
Учитель. Сегодня мы проведем комбинированную викторину. Одна из ее тем – это изучаемые вами «Обыкновенные дроби», а вторая - о великом ученом, женщине- первой в науке России, Европы и мира.
«Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости». Эти слова принадлежат Софье Васильевне Ковалевской. Они послужат эпиграфом к уроку. Даты и основные фамилии ее биографии указаны на ступеньках лестницы, представленной на доске (рис.1), по которой мы будем подниматься после каждой решенной задачи.
41 | ||||
Доктор | ||||
Малевич | ||||
Корвин | ||||
1850 |
Рис. 1
Прочитав опорную запись на ступеньке, вы вспомните и расскажите фрагмент биографии Софьи Васильевны.
Результаты каждого тура мы будем заносить в итоговую таблицу (рис.2).
Разминка | Соло | Дуэт | Трио | Блиц | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Рис.2.
В течение урока каждый из вас сможет принести баллы своей команде. Класс мы разделили на 4 команды. Каждая из них сидит за круглым столом, также мы приготовили 4 отдельно стоящих стола для прохождения каждого тура.
1 тур «Разминка».
На доске представлены тексты 3 задач:
1) Посадили 100 кустов вдоль прямой дороги. Расстояние между соседними 3метра. Найти расстояние между крайними.
2) Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше, чем в другой?
3) Сколько гектаров в 1м2?
Через 5 минут каждая команда сдает ответы учителю в письменном виде, после чего в устной форме команды поочередно объясняют свои решения.
Учитель. Мы закончили первое состязание и поднялись на первую ступеньку на пути к победе. Расшифруйте, пожалуйста, указанную на ней запись.
Ответ. Это год рождения С.В. Ковалевской. Дата ее рождения – 3 января (15 января), место рождения – Москва.
2 тур «Соло мудрецов»
Учитель. Некий индийский автор VII века сказал: «Подобно тому, как солнце затмевает своим блеском звезды, так и мудрец затмевает славу других людей, предлагая и решая на народных собраниях математические задачи».
Задача этого тура имеет наибольшую цену – 10 баллов, решает ее только один участник от каждой команды за отдельным рабочим столом (каждый стол имеет табличку с номером команды). Остальные ученики работают в группах с этой же задачей, но их решения будут оцениваться только в 3 балла. Ответ без объяснения не оценивается.
Задачи второго тура (условия раздаются на каждый рабочий стол).
За книгу заплатили 60 рублей и еще 1/3 ее стоимости. Сколько стоит книга?
Ответ. 90 рублей
Учитель. Мы поднялись на следующую, вторую ступеньку лестницы. Знакома ли вам эта фамилия Корвин?
Ответ. Василий Васильевич Корвин – Круковский – отец Софьи Васильевны, военный, начальник московского арсенала. Род по линии отца вели от венгерского короля Матвея Корвина. Мать – Елизавета Федоровна происходила из ученой семьи, ее отец Шуберт – почетный член академии наук, а дед – академик Шуберт известный астроном и математик. Поместье Корвин – Круковских располагалось в Полибино Невельского уезда Витебской губернии. Семья Софьи переехала в него в 1858 году, когда Василий Васильевич в чине генерал – лейтенанта был уволен в отставку.
3 тур «Дуэт мудрецов»
Задача этого тура оценивается в 6 баллов и решает ее по два участника от команды, для остальных условия работы остаются прежними.
Задачи третьего тура (условия раздаются на каждый рабочий стол):
Половина (1/2) – это треть от искомого числа. Какое это число?
Ответ. 1,5.
Учитель. Итак, мы оказались на третьей ступеньке. Какую же роль в судьбе С.В. Ковалевской сыграла фамилия Малевич?
Ответ. Малевич – первый учитель Сони, домашний учитель сестер Ковалевский Сони и Анюты. Иосиф Игнатьевич Малевич – сын мелкопоместного шляхтича Витебской губернии. Он окончил шестиклассное училище и обучал детей помещиков, привил Соне любовь к литературе.
4 тур « Трио мудрецов»
Цена задачи этого тура уменьшается до трех баллов, т.к. решают ее по три участника от команды. Решения других участников оцениваются также в три балла.
Задачи третьего тура (условия раздаются на каждый рабочий стол):
Половина от половины числа равна половине. Какое это число?
Ответ. 2
Учитель. Итак, мы уже на четвертой ступеньке. Здесь мы находим новое слово – доктор. Можете ли вы вспомнить, какое место оно занимает в судьбе С.В. Ковалевской?
Ответ. Доктор – это высокая ученая степень, которой удостаивались немногие. Ковалевской была присвоена степень доктора философии по математике с наивысшей похвалой за ее математические труды в 24 года.
5 тур «Блиц – турнир»
Задача этого тура оценивается в 10 баллов. Ее решение выполняется полным составом команд. Задача состоит из трех заданий:
Сравните дроби (приведите объяснение).
А) 4/3 и 5/4;
Б) 3/40 и 1;
В) 4/5 и 3/4.
Учитель суммирует баллы каждой команды и определяет победителя.
Учитель. Итак, мы благодаря нашим знаниям, поднялись на самую высокую ступеньку нашей лестницы, на которой указано число 41. Расшифруйте его, пожалуйста.
Ответ. С.В. Ковалевская умерла в 41 год в 1891 году. 29 января (10 февраля), похоронена была в Стокгольме, а Швеция по праву считается ее второй родиной.
Учитель. Фамилию Ковалевская Софья Васильевна получила от своего супруга – известного ученого палеонтолога, биолога Владимира Онуфриевича Ковалевского. Кто ещё носил эту фамилию?
Ответ:В 1878 году у них родилась маленькая Софья. Но в судьбе Ковалевской после смерти мужа появился второй человек с такой же фамилией – это Максим Максимович Ковалевский, ее однофамилец, эмигрант, друг и последняя любовь Софьи Васильевны.
Софья Васильевна остроумно говорила, что страсть к науке она получила от предка венгерского короля Матвея Корвина, любовь к математике, поэзии, музыке - от деда Шуберта, свободный и вольный нрав- от Польши, влечение к бродяжничеству и неумение подчиняться принятым обычаем- от прабабки цыганки, а все остальное – от России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.
Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...
Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби. Урок- КВН
Помните, что решая маленькие задачи, вы готовитесь к решению больших и трудных. Обобщающий урок по данной теме в виде игры (для 7 класса коррекционных школ)....
Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями
Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...
Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».
Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»
В данной разработке представлен урок в 5 классе по теме: "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....
«История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами»
Урок математики в 5а классе в технологии системно - деятельностного подхода.Тема: «История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными...