Программа элективного курса по математике "Системы счисления"
элективный курс по алгебре (7 класс) по теме
Программа элективного курса по математике "Системы счисления" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.elekt_.kursa_sistemy_schisleniya_7klna_sayt.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №7
г. Минеральные Воды
Программа элективного курса по математике
«Системы счисления»
Возрастной состав учащихся - 7 класс
Срок реализации - 1год
Автор-составитель:
Ромодина Александра Дмитриевна,
учитель математики
МБОУ СОШ №7
г.Минеральные Воды
Ставропольского края
2012год
Пояснительная записка
Данный элективный курс «Системы счисления» посвящен ключевому понятию математики-числу, а также системам счисления-способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием «системы счисления» ученики впервые встречаются в пятом классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости). При изучении базового курс «Информатики» в теме «Представление информации» ученики вновь встречаются с понятием «системы счисления». На изучение этой темы в базовом курсе отводится очень мало часов и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления ,которые используются в компьютере( двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени не отводится. Кроме того, при работе на компьютере ученики видят «внешние» результаты работы программы и вопрос, как и что происходит внутри компьютера всегда их интересует. Частично на него отвечает данный курс.
Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции признаки делимости в этих системах счисления, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.
Задачи, предлагаемые в курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учеников и даёт им возможность проверить свои способности к математике и информатике.
Основные цели курса:
- Расширение представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;
- Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Основные задачи курса:
- Формирование представления о математике как целостной структуре;
- Развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации саморазвития, познавательного интереса к математике;
- Развитие исследовательской деятельности учащихся;
- Совершенствование логического мышления, аналитических навыков;
- Подготовка учащихся к ГИА и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Формы работы:
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Микрогруппы;
- Лекции.
Технологии работы:
- Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и моделей учебного материала, опорные конспекты (В.Ф.Шаталова).
- Технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации система КСО-коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов-групповой опрос, смотр заданий)
- Технологии развивающего обучения(классно-урочная система Л.В.Занкова).
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
- Справочно-ознакомительный(теория-лекция учителя, работа с учебными пособиями);
- Тренировочный (практикум, тренировочные упражнения, тестовые задания);
- Контролирующий (тесты)
Методы обучения:
- Эвристическая беседа;
- Исследование;
- Проблемно-поисковые задания.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения элективного курса учащийся должен
знать:
- Основные системы счисления;
- Способы записи чисел;
- Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
уметь:
- Применять правила перевода в десятичную систему счисления;
- Выполнять арифметические операции в основных системах счисления;
- Уметь разлагать многочлены по схеме Горнера;
- Применять полученные знания при решении задач.
Формы контроля по усвоению элективного курса:
Контроль уровня сформированности усвоения ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- Текущий(коэффициент выполнения заданий на каждом занятии);
- Промежуточный(проводится в виде тестов и самостоятельных работ);
- Итоговый(в конце курса)проводится в тестовой форме.
Содержание курса.
1. Исторические сведения. (Способы записи чисел. Римские цифры. Следы различных систем счисления в языках и культурах разных народов. Запись числа палочками).
2. Основные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная). Позиционные и непозиционные системы счисления.
3. Арифметические операции в основных системах счисления. (Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости).
4. Схема Горнера. (Разложение многочлена по схеме Горнера).
5. Представление числа в различных системах счисления. (Общий случай перевода числа из одной системы счисления).
6. Перевод дробной части смешанного числа.
7. Двоичная система счисления. (Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно).
8.Периодические двоичные дроби. (Двоично-десятичная система, её отличие от двоичной).
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема | Всего часов | Лекция | Практикум | Тестиро-вание |
1 | Исторические сведения о системах счисления | 2 | 1 | 1 | 0 |
2 | Основные системы счисления. | 2 | 1 | 1 | 0 |
3 | Позиционные и непозиционные системы счисления. | 2 | 1 | 1 | 0 |
4 | Перевод чисел в десятичную систему счисления | 3 | 1 | 2 | 0 |
5 | Арифметические операции в основных системах счисления. | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Таблицы сложения и умножения. | 3 | 1 | 2 | 0 |
7 | Признаки делимости в различных системах счисления | 3 | 1 | 2 | 0 |
8 | Представление числа в различных системах счисления. | 3 | 1 | 2 | 0 |
9 | Схема Горнера. | 2 | 1 | 1 | 0 |
10 | Перевод дробной части смешанного числа. | 3 | 1 | 1 | 1 |
11 | Перевод дробной части смешанного числа. | 2 | 1 | 1 | 0 |
12 | Двоичная система счисления. | 2 | 1 | 1 | 0 |
13 | Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. | 2 | 1 | 1 | 0 |
14. | Периодические двоичные дроби. | 1 | 1 | 0 | 0 |
15. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 0 | 1 |
Итого | 34 |
Литература
1. О.Е.Вершинин За страницами учебника информатики.-М.:Просвещение2009.
2. А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов Информатика7-9.Методическое пособие.-М.:Дрофа,2002.
3. В.Н.Касаткин Информация.Алгоритмы.ЭВМ.-М.:Просвещение2000.
4. В.Д.Чистяков Исторические задачи.М:Просвещение,2002.
5. В.Л.Минковский За страницами учебника математики. М.:Просвещение2005.
6. Б.А.Кордемский Великиие жизни в математике. М.: Просвещение2005.
7. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике:Кн.для учащихся 5-7кл.М.:Просвещение,2002.
8. В.Д.Чистяков Рассказы о математике._М.:Просвещение,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка элективного курса «Основы систем счисления».
Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса: Системы счисления и компьютерная арифметика 10 класс (17 часов)
Элективный курс по информатике «Системы счисления и компьютерная арифметика» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного пре...
Рабочая программа элективного курса "Системы счисления"
Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций ФГОС и содержит основные разделы: пояснительную записку, цели изадачи курса, содержание и тематическое планирование с используемой литературо...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...