Программа элективного курса по математике "Системы счисления"
элективный курс по алгебре (7 класс) по теме

Ромодина Александра Дмитриевна

Программа элективного курса по математике "Системы счисления"  для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.elekt_.kursa_sistemy_schisleniya_7klna_sayt.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №7

                                                                     г. Минеральные Воды

Программа элективного курса по математике

«Системы счисления»

Возрастной состав учащихся - 7 класс

Срок реализации - 1год

Автор-составитель:

Ромодина Александра Дмитриевна,

учитель математики

МБОУ СОШ №7

г.Минеральные Воды

Ставропольского края

2012год

Пояснительная     записка

         Данный элективный  курс «Системы счисления»  посвящен ключевому понятию математики-числу, а также системам счисления-способам  записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием  «системы счисления» ученики впервые встречаются  в пятом классе основной школы, когда знакомятся с десятичной  системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более  подробно изучается  именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости). При изучении базового курс  «Информатики» в теме «Представление информации» ученики вновь встречаются с понятием «системы счисления». На изучение этой темы в базовом курсе отводится очень мало часов и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления ,которые используются в компьютере( двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На  арифметику в этих системах счисления, включая    арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени не отводится. Кроме того, при работе на компьютере ученики видят «внешние» результаты работы программы и вопрос, как и что происходит внутри компьютера  всегда их интересует. Частично   на него отвечает данный курс.

Содержание  курса рассматривает вопросы  истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции признаки делимости в этих системах счисления, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.

Задачи, предлагаемые в курсе, интересны и часто не просты в решении, что  позволяет повысить учебную мотивацию учеников и даёт им  возможность проверить свои способности к математике и информатике.

Основные цели курса:

  1. Расширение представлений  знаний учащихся о числе, способах его записи;
  2. Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
  3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

 

 Основные задачи курса:

  1. Формирование представления о математике как целостной структуре;
  2. Развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации саморазвития, познавательного интереса к математике;
  3. Развитие исследовательской  деятельности  учащихся;
  4. Совершенствование логического мышления, аналитических навыков;
  5. Подготовка  учащихся к ГИА и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.

Формы работы:

  1. Групповая;
  2. Индивидуальная;
  3. Микрогруппы;
  4. Лекции.

Технологии работы:

  1. Технологии, основанные  на  активизации и интенсификации  деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и моделей  учебного материала, опорные конспекты (В.Ф.Шаталова).
  2. Технологии, ориентированные  на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при  комментируемом управлении  С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации система  КСО-коллективного способа обучения, групповые технологии разных  видов-групповой опрос, смотр заданий)
  3. Технологии развивающего обучения(классно-урочная система Л.В.Занкова).

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

  1. Справочно-ознакомительный(теория-лекция учителя, работа с учебными пособиями);
  2. Тренировочный (практикум, тренировочные  упражнения, тестовые задания);
  3. Контролирующий (тесты)

 

Методы обучения:

  1. Эвристическая беседа;
  2. Исследование;
  3. Проблемно-поисковые задания.

Ожидаемые результаты:

В  результате  изучения  элективного курса учащийся должен

знать:

  1. Основные системы счисления;
  2. Способы записи чисел;
  3. Правила  перевода чисел из одной системы счисления в другую.

уметь:

  1. Применять правила перевода в десятичную систему счисления;
  2. Выполнять арифметические операции в основных системах счисления;
  3. Уметь разлагать многочлены по схеме Горнера;
  4. Применять полученные знания при решении задач.

Формы контроля по усвоению  элективного курса:

Контроль уровня  сформированности  усвоения  ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. Текущий(коэффициент выполнения заданий на каждом занятии);
  2. Промежуточный(проводится в виде тестов и самостоятельных работ);
  3. Итоговый(в конце курса)проводится в тестовой форме.

Содержание курса.

1. Исторические сведения.   (Способы записи чисел. Римские цифры. Следы различных систем  счисления в языках и культурах разных народов. Запись числа палочками).

2. Основные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная).  Позиционные и непозиционные системы счисления.

3. Арифметические операции в основных системах счисления. (Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости).

4. Схема Горнера. (Разложение многочлена по схеме Горнера).

5. Представление числа в различных системах счисления. (Общий случай перевода числа из одной системы счисления).

6. Перевод  дробной  части смешанного числа.

7. Двоичная система счисления. (Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно).

8.Периодические двоичные дроби. (Двоично-десятичная система, её отличие от двоичной).

Учебно-тематический план курса

п/п

Тема

Всего часов

Лекция

Практикум

Тестиро-вание

1

Исторические сведения о системах счисления

2

1

1

0

2

Основные системы счисления.

2

1

1

0

3

Позиционные и непозиционные системы счисления.

2

1

1

0

4

Перевод чисел в десятичную систему счисления

3

1

2

0

5

Арифметические операции в основных системах счисления.

3

1

1

1

6

Таблицы сложения и умножения.

3

1

2

0

7

Признаки делимости в различных системах счисления

3

1

2

0

8

Представление числа в различных системах счисления.

3

1

2

0

9

Схема Горнера.

2

1

1

0

10

Перевод  дробной  части смешанного числа.

3

1

1

1

11

Перевод  дробной  части смешанного числа.

2

1

1

0

12

Двоичная система счисления.

2

1

1

0

13

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.

2

1

1

0

14.

Периодические двоичные дроби.

1

1

0

0

15.

Итоговое занятие

1

0

0

1

Итого

34

Литература

1. О.Е.Вершинин За страницами  учебника информатики.-М.:Просвещение2009.

2. А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов Информатика7-9.Методическое пособие.-М.:Дрофа,2002.

3. В.Н.Касаткин Информация.Алгоритмы.ЭВМ.-М.:Просвещение2000.

4. В.Д.Чистяков Исторические задачи.М:Просвещение,2002.

5. В.Л.Минковский За страницами учебника математики. М.:Просвещение2005.

6. Б.А.Кордемский  Великиие жизни в математике. М.: Просвещение2005.

7.  А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике:Кн.для учащихся 5-7кл.М.:Просвещение,2002.

8. В.Д.Чистяков Рассказы о математике._М.:Просвещение,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка элективного курса «Основы систем счисления».

Цель курса: научить учащихся проводить арифметические операции над двоичными числами по алгоритмам машинной арифметики....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса: Системы счисления и компьютерная арифметика 10 класс (17 часов)

Элективный курс по информатике «Системы счисления и компьютерная арифметика» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного пре...

Рабочая программа элективного курса "Системы счисления"

Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций ФГОС и содержит основные разделы: пояснительную записку, цели изадачи курса, содержание и тематическое планирование с используемой литературо...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...