Решение старинных задач с помощью уравнений
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Описание опыта привлечения исторического материала для изучения отдельных тем по алгебре с целью повышения интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок решения исторических задач в 7 классе | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение старинных задач с помощью уравнений
Предмет: Алгебра, 7 класс
(Урок-пара)
Тип урока:
Комбинированный урок: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков; повторения; проверки знаний; изучения нового исторического материала.
Цель урока:
Повысит интерес к предмету путём творческого подхода к изучению исторического материала учащимися; повторить и закрепить теорию по теме: Уравнения; продолжить обучение по применению данной теории на практике – при решении интересных старинных задач.
Задачи урока:
Создание доброжелательной, деловой обстановки, поддержание состояния уверенности у учащихся в своих действиях;
Проведение мини-экзамена по теории (подготовительного этапа к решению задач);
Решение трёх задач с историческим содержанием;
Познакомиться с сообщениями учащихся о математиках: Пифагоре и Диофанте Александрийском.
Ход урока:
I. Организация начала урока (психологический настрой учащихся). Сообщаются: тема урока и его задачи.
II. Проверка домашнего задания: мини-экзамен по теории. Экзамен проходит в виде фронтального опроса или к доске выходят 2-3 ученика и тянут билеты с вопросами.
Вопросы мини-экзамена по теории:
- Определение уравнения.
- Определение корня уравнения.
- Что значит решить уравнение?
- Определение области определения уравнения.
- Определение равносильных уравнений.
- Свойства, позволяющие из данного уравнения получить равносильное ему уравнение.
Творческое домашнее задание учащимся даётся за неделю до этого урока:
- Вопросы к мини-экзамену (всем)
- Подобрать старинные задачи, решаемые с помощью уравнений.
- Сделать сообщение о математиках: Диофанте Александрийском и Пифагоре (по выбору учащихся).
III. решение задачи № 1
Текст задачи № 1 заранее написан на интерактивной доске. На самостоятельную работу детям даётся 5-7 минут, затем задачи проверяются у 2-3-х человек, которые решили задачу первыми, а затем к доске вызываются ученики, решившие уравнение к задаче различными способами. Работа идёт на интерактивной доске.
Задача № 1.
Летела стая гусей, а навстречу им летит гусь. «Здравствуйте, сто гусей!» - говорит гусь. «Нас не сто,» - отвечают ему гуси. «Если бы нас было столько, сколько теперь, да ещё столько, да полстолька, да четвертьстолька, да ещё ты, гусь, то тогда нас было бы сто». Сколько гусей в стае?
Решение:
Пусть x – число гусей в стае, то получаем уравнение:
Ответ: в стае 36 гусей.
IV. Динамическая пауза (2 минуты)
V. Проверка творческого домашнего задания: сообщения учащихся о Пифагоре (2-3 сообщения). Докладчики дополняют друг друга.
VI. Решение задачи № 2.
Старинная задача.
У Пифагора однажды спросили, сколько у него учеников. «Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны природы, седьмая часть упражняет силу духа. Добавьте ещё к ним трёх юношей, из коих Теон – самый способный». Сколько учеников было у Пифагора?
Решение:
Пусть у Пифагора x учеников.
Ответ: 28 учеников у Пифагора.
VII. Проверка творческого домашнего задания: Сообщение учащихся о Диофанте.
VIII. Динамическая пауза
IX. Решение задачи № 3.
Задача о Диофанте Александрийском (III в. н. э.). Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей - и камень Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком И половину шестой встретил с пушком на щеках. Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил, Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Сколько лет прожил Диофант?
Решение:
Пусть Диофант прожил x лет.
Ответ: 84 года прожил Диофант.
X. Домашнее задание
№ 572, № 575, № 578 (из учебника алгебры)
Поиск исторических задач.
XI. Подведение итогов урока с оценкой проделанной работы.
XII. Рассмотреть некоторые старинные задачи, которые нашли учащиеся (при наличии времени до конца урока).
Используемая литература:
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. Алгебра – 7. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. 2009.
- Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....
Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...
Карточка-консультант по теме "Решение текстовых задач с помощью уравнений"
Карточка-консультант по теме "Решение текстовых задач с помощью уравнений"...
Урок формирующего оценивания "Решение текстовых задач с помощью уравнений"
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урокаобразовательная: формирование умения решать текстовые задачи с помощью составления уравненийразвивающая: развитие логического мышлен...