Урок алгебры в 9 классе по теме «Метод интервалов»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Урок в 9 классе по теме "Метод интервалов". Тип урока - урок изучения новых знаний.
Цель урока: 1. Обеспечить овладение алгоритмом решения неравенств методом интервалов.
2.Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
3. Воспитывать интерес к математике, графическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_intervalov_9kl.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоурусовская средняя общеобразовательная школа »
Красноярского района Астраханской области.
Урок алгебры в 9 классе по теме
«Метод интервалов»
Учитель математики
Искабулова С.Х.
2011 – 2012уч.год.
Тема: Метод интервалов
Урок формирования новых знаний.
Цель урока: 1. Обеспечить овладение алгоритмом решения неравенств методом интервалов.
2.Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
3. Воспитывать интерес к математике, графическую культуру.
Ход урока.
- Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания с помощью интерактивной доски.
Два ученика на доске пишут свои решения. Анализ возможных ошибок.
№ 312, в
2х2 +8х-111< (3х-5) (2х+6)
2х2 +8х-111< 6х2-10х+18х-30
-4х2+81<0
-4х2+81= 0 9 -9\2 9\2
Х1 = 9\2
Х2= - 9\2
Ответ: ( -∞; -9\2)U( 9\2;+∞)
№ 313а
Аналогичное решение.
Ответ: (-∞; -1) U (4,5; +∞)
3. Актуализация мыслительной деятельности. (на интерактивной доске вопросы)
- Что такое «нули функции» ?
- Какая функция называется непрерывной? Приведите примеры.
- Какая функция называется разрывной? Приведите примеры.
- Алгоритм решения неравенств вида ах2+вх+с>0 и ах2+вх+с<0.
4. Формирование новых знаний и умений.
На примере показать актуальность метода интервалов. Решим неравенство >0 методом равносильных переходов
Получим ответ: ( 2; 5)
Это же неравенство можно решить достаточно проще, а именно методом интервалов.
Нули функции у= (2х -4) (5-х): х1 =2, х2=5.
--- 2 + 5 ---
Ещё один пример, подверждающий удобство метода интервалов:
≥ 0
Здесь уже будет совокупность не двух систем, а четырёх:
;; ; .
Прежде чем переходить к методу интервалов и отработки алгоритма, рассмотрим функцию у = f(х).
у
*Непрерывная функция.
у
+ + + +
Х -
- - -
Вывод: Функция может сменить знак при переходе через свой нуль.
*Разрывная функция. у
у
+ + +
Х
-- -- -
у
+ +
х
Вывод: Функция может сменить знак при переходе через точку, в которой она не определена.
Алгоритм решения неравенств методом интервалов:
1)Обнуляем левую часть неравенства.
2)Обозначим левую часть через f(х).
3)Находим Д( f ). Это нули знаменателя.
4)Находим нули f(х). Это нули числителя.
5)Наносим нули числителя и знаменателя на ось Ох,
Причём: нули знаменателя « выколотые точки»
нули числителя, если ≥0 и ≤0, то жирные точки;
если <0 и >0, то выколотые точки.
Получаем промежутки ( интервалы) между нулями функции и точками, где f(х)- не определена.
6)Определяем знак f(х) на каждом из конкретных интервалов.
7)В ответ записывать те промежутки, которые соответствуют знаку неравенства.
если ≥0 или >0, то « +»
если ≤ 0 или <0, то « - »
Обязательно обратить внимание на «жирные точки», которые не вошли в промежутки решения и не забывать их.
Для закрепления разобрать примеры в соответствии с алгоритмом.
- Решите неравенство: ≤ 1
– 1 ≤ 0
≤ 0
+ -5 -- 8 +
Х+50 х -8 = 0
Х х = 8
Ответ: ( -5; 8
Обратить внимание учащихся – нули знаменателя наносятся
« выколотыми точками».
2. Решите неравенство: ≥0
+ - - +
Х-7 0 х – 2=0 х + 5 = 0
х 7 х = 2 х = -5 -5 2 7
Ответ: ( -∞; -5 ] U{2} U( 7; +∞)
Обратить внимание в этом примере на
1)нули знаменателя «выколотые точки»;
2)знак не меняется, проходя через точки, которые являются корнями многочленов в чётной степени;
3)обращать внимание на «жирные точки», которые не вошли в промежуток решения и не забыть их!
3. Решите неравенство:
Х+70 1 – х х-2=0 х+3=0 5-х =0
х х х= 2 х= -3 х=5
-- - - + - +
-7° -3* 1° 2 * 5*
Ответ: U (1; 2] U [5; +∞ )
На что надо обратить внимание в этом примере:
- Нули знаменателя «выколотые точки»;
- Знак не меняется , проходя через точки, которые являются корнями многочленов в чётной степени.
- Обращать внимание на «жирные точки», которые не вошли в промежуток решения и не забыть их при записи ответа.
- Решите неравенство: ≤ 0
Х1 х 2 -3
Х = 2; х = 3.
Данное неравенство равносильно неравенству
≤ 0
+ ° -3 * 2 ° 3
Ответ: ( -3; 2]
Обратить внимание на :
- Нули знаменателя «выколотые» точки, знаменатель сильнее ( исключается х =3)
- Знак не меняется, проходя через точки, которые являются корнями многочленов в чётной степени.
- Обращать внимание на «жирные точки», которые не вошли в промежуток решения и не забыть их при записи ответа.
- Закрепление.
№ 325а Ответ: (-∞; -8)U(5; +∞)
№ 333б Ответ: (-∞; -2,5]U[17; +∞)
№ 334а Ответ: (-6; 5]
- Подведение итогов.
Ещё раз надо обратить внимание на рациональность способа решения неравенства методом интервалов, повторить алгоритм .
Выставление оценок.
- Домашнее задание: № 325б,в; №333а; №338в.
Дополнительно:
а) ≤ ,
б) ≥ -3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 9классе по теме "методы решения систем уравнений"
Подготовка к ГИА по теме "Решение систем уравнений"...
Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме: "Понятие функции"
В данной презентации много примеров функции как соответствия между множествами. Определение функции вводится через ссылку на видеосюжет в интернете....
конспект урока в 9 классе по теме: "методы решения систем уравнений"
Урок алгебры в 9Б классе по теме: «Методы решения систем уравнений» Учебник: Мордкович А.Г. Тип урока: обобщение и систематизация. Цель урока: выработать умения решать системы уравнений раз...
Урок алгебры 7 класс по теме "Формулы сокращённого умножения"
Заключительный урок по теме "Формулы сокращённого умножения"...
Конспект урока по алгебре 9 класс "решение неравенств методом интервалов"
решение неравенств методом интервалов...
Тематический контроль знаний обучающихся 9 классов по теме «Метод интервалов для решения алгебраических неравенств»
Цель проведения: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся 9 классов по теме «Метод интервалов для решения алгебраических неравенств». Структура работы: тестовая работа состоит ...