Урок алгебры в 9 классе "В стране квадратного трехчлена"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, связанных с квадратным трехчленом (квадратный трехчлен, квадратичная функция).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_v_9_klasse_v_strane_kvadratnogo_trehchlena.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В стране квадратного трехчлена
Форма урока: комбинированный урок с элементами презентации, групповой работы.
Цель урока:
- Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся , связанных с квадратным трехчленом (квадратный трехчлен, квадратичная функция).
- Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Побуждать учеников к само-взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Оборудование урока: карточки для фронтального опроса, проектор для показа презентации домашних заданий, печатный вариант презентаций, бланки для ответов математического практикума
Ход урока:
1. Мобилизующее начало.
Урок начинается с вводной беседы о важности темы для дальнейшего изучения разделов алгебры. Сегодня команды будут «блистать» своими знаниями и математическими находками.
2. Разминка (постепенное введение в тему).
а) Фронтальный опрос: с помощью сигнальных карточек повторить основные понятия и формулы темы.
Назови, что изображено на карточке (учитель показывает карточку и спрашивает ученика):
б) Математические ловушки.
Верны ли следующие утверждения (можно использовать сигнальные карточки с изображениями + и -).
- При умножении отрицательных чисел получается отрицательный результат.
- Квадрат любого числа – положителен.
- Корни квадратного уравнения 3х2 + 2х – 15 = 0 можно найти по теореме Виета ( х1·х2 = - 15 и х1 + х2 = - 2): это 3 и -5 (нет, так уравнение не приведенное).
- √-81 = 9.
- а + 0 = 0
- В квадратном уравнении 17 – 12х + 5х2 = 0 а = 17, в = - 12, с = 5.
- – в – отрицательное число.
- 2х2 + х – 1 = 0, Д = 12 - 4·2·(-1) = 1 – 9 = -8 < 0, корней нет.
- В квадратном уравнении а – любое число.
- (х – 5)(х + 7) = х2 – 35.
3. Презентации домашних заданий.
Домашнее задание было задано по группам, которое носило творческий характер: сделать необходимые выводы на основе имеющихся знаний, составить примеры.
1 группа (учащиеся со средними способностями).
Найти систему составления квадратных уравнений, которые имеют один, два корня, или не имеют решения.
2 группа (учащиеся со средними способностями).
Роль Д (дискриминанта).
3 группа (учащиеся с высокими способностями).
Как коэффициенты и свободный член влияют на значение корней квадратного уравнения?
4 группа (учащиеся с низкими способностями).
Способы нахождения вершины параболы и использование ее в различных заданиях (подборка заданий из учебника).
Презентация темы командами. Каждая команда в своих выступлениях пользуется компьютерной презентацией (записи основных выводов темы)
1 команда.
Для составления квадратных уравнений, которые имеют один, два корня, мы пользовались формулой разложения квадратного трехчлена на множители:
ах2 + вх + с = а(х – х1)(х – х2), где х1 и х2 – корни квадратного трехчлена.
Достаточно составить выражение имеющее вид правой части равенства с конкретно заданными значениями а, х1, х2. Раскрыть скобки, привести подобные слагаемые.
Например:
1. Квадратное уравнение, имеющее два корня.
а) (х – 5)(х – 3) = х2 – 3х – 5х + 15 = х2 – 8х + 15, х2 – 8х + 15 = 0.
б) 3(х – 1/3)(х + 2) = (3х – 1)(х + 2) = 3х2 + 6х – х – 2 = 3х2 + 5х – 2,
3х2 + 5х – 2=0.
в) (7 – х)(х + 4) = 7х + 28 – х2 – 4х = - х2 + 3х + 28, - х2 + 3х + 28 = 0
2. Квадратное уравнение, имеющее один корень (оба корня одинаковые).
а) (х – 9)2 = х2 – 18х + 81, х2 – 18х + 81 = 0.
б) (2х + 5)2 = 4х2 + 20х + 25, 4х2 + 20х + 25 = 0.
3. Квадратные уравнения, не имеющие решения.
Для составления данных уравнений мы пользовались тем, что квадратное уравнение не имеет решения, если Д < 0, то есть в2 – 4ас < 0,
в2 < 4ас. Коэффициенты и свободный член подбирались, согласно, полученного условия. Например, в = 5, значит, произведение 4ас должно быть больше 25: а = 3, с = 4, 3х2 + 5х + 4 = 0.
Конечно, для составления уравнений пункта 1 и 2 можно пользоваться соответственно условиями в2 > 4ас и в2 = 4ас.
2 команда.
Значение Д не только определяет количество корней квадратного уравнения, но и точки пересечения параболы с осью Х. Наши рассуждения мы изобразили в виде схемы.
Квадратные уравнения (приводимые к виду ах2 + вх + с = 0 (а≠0))
Д < 0 Д=0 Д > 0
Корней нет Один корень Два корня
х = х =
3 команда.
Как коэффициенты и свободный член влияют на значение корней квадратного уравнения?
Мы использовали теорему Виета для приведенных квадратных уравнений. Имеем квадратное уравнение вида х2 + вх + с = 0, х1×х2 = с и х1 + х2 = - в.
Тогда, если
а) с > 0, то х1 и х2 – одного знака:
х1 и х2 – отрицательные, значит в > 0,
х1 и х2 – положительные, значит в <0.
в) с < 0, то х1 и х2 – разных знаков:
х1 + х2 > 0, если модуль положительного корня больше модуля отрицательного, значит в <0,
х1 + х2 < 0, если модуль положительного корня меньше модуля отрицательного, значит в >0.
Полученные выводы оформим таблицей:
с | в | х1 и х2 |
1. | с > 0 | в > 0 | х1 и х2 – отрицательные |
2. | с > 0 | в <0 | х1 и х2 – положительные |
3. | с < 0 | в <0 | х1 > 0, х2 < 0 и |х1| > |х2| |
4. | с < 0 | в > 0 | х1 > 0, х2 < 0 и |х1| < |х2| |
Например: определить знаки корней квадратного уравнения
а) х2 – х – 20 = 0.
с = - 20, в = - 1 – это третий случай: корни разных знаков и модуль положительного числа больше модуля отрицательного.
в) х2 + 10х + 21= 0, с = 21, в = 10 – это первый случай: оба корня отрицательные.
Если в квадратном уравнении,
а > 0, то правило сохраняется,
а < 0, чтобы правило сохранялось, нужно обе части уравнения умножить на
(-1).
4 команда.
Способы нахождения вершины параболы и использование ее в различных заданиях.
Мы рассмотрели два случая нахождения вершины параболы.
- Функция имеет вид у = ах2 + вх + с, тогда х = -в/2а, у = -Д/4а или его можно найти, подставив х в квадратный трехчлен.
- Функция имеет вид у = а(х – m)2 + n, тогда вершиной параболы будет точка с координатами (m; n).
Задания.
- Без построения графика, определите промежутки возрастания и убывания функции у = х2 – 4х + 7.
- Найдите наибольшее значение функции у = 2х2 + 8х +2. Найдите наименьшее значение функции у = - х2 + 2х + 8.
- Найти область значений функции у = 2х2 + 1,2х + 2;
- Найдите уравнение прямой, являющейся осью симметрии параболы у = - 2х2 – 5х – 2.
- При каких значениях с график функции у = х2 – 6х + с расположен выше прямой у = 4?
- При каких значениях в и с вершиной параболы у = х2 + вх + с является точка (6; -12)?
4. Математический практикум.
Работа в группах: Теперь создадим четыре новые команды, в каждую войдут члены всех четырех команд. Группы будут решать задачи на темы, которые рассматривались сегодня на уроке. На всю работу дается 10 минут. Свои ответы заносите в бланки.
Команда №___________
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ |
Каждое задание оценивается в 1 бал: «5» - за 5 баллов, «4» - за 4 балла, «3» - за 3 балла, «2» - 1-2 балла. Команда может получить дополнительные баллы за организацию работы в группе, активность всех ее членов.
- По графику функции у = ах2 + вх + с определите знаки коэффициентов а, в и с. (а) а < 0, в < 0, с > 0; б) а > 0, в < 0, с > 0)
- Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена 2х2 – 8х + 12. (36)
- Сколько корней имеет квадратный трехчлен (х – m)2 + n, если известно, что n < 0 ? (Два)
- Параболу у = 7х2 сдвинули на 7 единиц вверх и на 8 единиц влево. Графиком, какой функции является полученная парабола? (у = 7х2 – 112х + 455)
- Найдите все целые значения p, при которых квадратное уравнение имеет целые корни х2 + рх + 15 = 0.(±2, ±8, ±14, ±16)
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание. Решить задания 4 команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс. Тема "Квадратные уравнения. Способы их решения."
Презентация к уроку обобщения и закрепления ранее изученного материала по теме "Квадратные уравнения"...
Презентация по алгебре 9 класс. "Разложение квадратного трехчлена на множители."
Алгебра 9 класс. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева. Автор Н.Г.Миндюк. – М.: Просвещение, 2014 г.презентаци предназначена дл суворовских училищ....
Конспект урока алгебры в 9 классе "Разложение квадратного трехчлена на множители".
Продолжительность урока: 45 минут.Учебник: «Алгебра. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / авт. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.; под ред. Теляковско...
Урок алгебры в 9 классе "Разложение квадратного трехчлена на множители".
Урок алгебры в 9 классе по теме "Разложение квадратного трехчлена на множители", может быть использован при закреплении и повторении материала....
Урок алгебры 8 класс "Решение квадратных уравнений".
Обобщение материала...
Презентация к уроку алгебра 8 класс " Решение квадратных уравнений"
Даны разного типа квадратные уранения....
конспект урока алгебра 9 класс Решение квадратных неравенств
Урок изучения новой темы, подготовка к ОГЭ...