рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Программа расчитана на работу с учебником Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по математике
для 5 класса
на 2012-2013 учебный год
Учитель: Комкова Лариса Геннадьевна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федеральной программы развития образования;
- Федерального компонента образовательного стандарта, среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
- Концепции модернизации российского образования;
- Закона РФ «Об образовании»;
- примерной программы по математике основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
Цели обучения математике в 5 классе:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Общепредметные цели
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные цели
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Программа рассчитана на 175 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов
должны знать:
- понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
- понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.
должны уметь:
- выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действия при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.
Учебно – тематический план
№ | ТЕМА | Кол-во часов в неделю |
1. | Натуральные числа и шкалы. | 15 |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 21 |
3. | Умножение и деление натуральных чисел. | 27 |
4. | Площади и объемы. | 12 |
5. | Обыкновенные дроби. | 23 |
6. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 |
7. | Умножение и деление десятичных дробей. | 26 |
8. | Инструменты для вычислений и измерений. | 17 |
9. | Повторение. Решение задач. | 21 |
Итого: | 175 |
Содержание рабочей программы
5 класс
(5 часов в неделю, всего 175 ч)
1. Натуральные числа и шкалы
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.
При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.
Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
- Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач
Наименование главы | Кол-во часов на главу | Основные понятия | № п/п | Тема урока |
Натуральные числа и шкалы | 15 | Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. координатный луч. | Обозначение натуральных чисел. |
Обозначение натуральных чисел. |
Обозначение натуральных чисел. |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. |
Плоскость, прямая, луч. |
Плоскость, прямая, луч. |
Шкалы и координаты. |
Шкалы и координаты. |
Шкалы и координаты. |
Меньше или больше. |
Меньше или больше. |
Меньше или больше. |
Контрольная работа № 1. |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. | Сложение натуральных чисел и его свойства. |
Сложение натуральных чисел и его свойства. |
Сложение натуральных чисел и его свойства. |
Сложение натуральных чисел и его свойства. |
Сложение натуральных чисел и его свойства. |
Вычитание. |
Вычитание. |
Вычитание. |
Вычитание. |
Контрольная работа № 2. |
Числовые и буквенные выражения. |
Числовые и буквенные выражения. |
Числовые и буквенные выражения. |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. |
Буквенная запись свойств сложения и вычитания. |
Уравнение. |
Уравнение. |
Уравнение. |
Уравнение. |
Контрольная работа № 3. |
Умножение и деление натуральных чисел | 27 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление натуральных чисел и его свойства. Деление с остатком. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб. | Умножение натуральных чисел и его свойства. |
Умножение натуральных чисел и его свойства. |
Умножение натуральных чисел и его свойства. |
Умножение натуральных чисел и его свойства. |
Умножение натуральных чисел и его свойства. |
Деление. |
Деление. |
Деление. |
Деление. |
Деление. |
Деление. |
Деление. |
Деление с остатком. |
Деление с остатком. |
Деление с остатком. |
Контрольная работа № 4. |
Упрощение выражений. |
Упрощение выражений. |
Упрощение выражений. |
Упрощение выражений. |
Упрощение выражений. |
Порядок выполнения действий. |
Порядок выполнения действий. |
Порядок выполнения действий. |
Квадрат и куб. |
Квадрат и куб. |
Контрольная работа № 5. |
Площади и объемы | 12 | Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Формулы. |
Формулы. |
Площадь. Формула площади прямоугольника. |
Площадь. Формула площади прямоугольника. |
Единицы измерения площадей. |
Единицы измерения площадей. |
Единицы измерения площадей. |
Прямоугольный параллелепипед. |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
Контрольная работа № 6. |
Обыкновенные дроби | 23 | Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. | Окружность и круг. |
Окружность и круг. |
Доли. Обыкновенные дроби. |
Доли. Обыкновенные дроби. |
Доли. Обыкновенные дроби. |
Доли. Обыкновенные дроби. |
Сравнение дробей. |
Сравнение дробей. |
Сравнение дробей. |
Правильные и неправильные дроби. |
Правильные и неправильные дроби. |
Контрольная работа № 7. |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
Деление дроби. |
Деление дроби. |
Смешанные числа. |
Смешанные числа. |
Сложение и вычитание смешанных чисел. |
Сложение и вычитание смешанных чисел. |
Сложение и вычитание смешанных чисел. |
Контрольная работа № 8. |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. | Десятичная запись дробных чисел. |
Десятичная запись дробных чисел. |
Сравнение десятичных дробей. |
Сравнение десятичных дробей. |
Сравнение десятичных дробей. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
Приближенные значения чисел. Округление чисел. |
Приближенные значения чисел. Округление чисел. |
Контрольная работа № 9. |
Умножение и деление десятичных дробей | 26 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичных дробей на натуральное число. Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
Умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
Деление десятичных дробей на натуральные числа. |
Контрольная работа № 10. |
Умножение десятичных дробей. |
Умножение десятичных дробей. |
Умножение десятичных дробей. |
Умножение десятичных дробей. |
Умножение десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Деление десятичных дробей. |
Средне арифметическое. |
Средне арифметическое. |
Средне арифметическое. |
Среднее арифметическое. |
Контрольная работа № 11. |
Инструменты для вычислений и измерений | 17 | Начальные сведение о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Таблицы и диаграммы. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины. | Микрокалькулятор. |
Микрокалькулятор. |
Проценты. |
Проценты. |
Проценты. |
Проценты. |
Проценты. |
Контрольная работа № 12. |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. |
Измерение углов. Транспортир. |
Измерение углов. Транспортир. |
Измерение углов. Транспортир. |
Круговые диаграммы. |
Круговые диаграммы. |
Контрольная работа № 13. |
Повторение | 21 | 155 - 174. |
1 | Контрольная работа № 14. |
Литература и средства обучения.
1. Математика.5 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин и др.-21-е изд.,стер.-М.:Мнемозина,2007 и последующие годы.-280с.:ил.
2. ЕршоваА.П. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – М.: Илекса, 2005. – 176 с.
3. Чесноков, А. С. Дидактические материалы по математике для 5 класса / А. С. Чесноков. – М.: Мнемозина, 2007.
Дополнительные пособия:
для учащихся:
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
3.Энциклопедия для детей. Т 11.Математика/Глав.ред. М.Д.Аксенова. -М.: Аванта+, 2002.-688с.:ил.
для учителя:
1. Арутюнян, Е. Б. Математические диктанты для 5–9 классов / Е. Б. Арутюнян. – М., 1995.
2. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3.Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал. 4.Арифметика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – М.: Просвещение.
5.Арифметика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – М.: Просвещение.
6. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 клласс. – М.: Издательство «Ювента»
7. Зубарева И.И,; Мордкович А.Г. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина.
«Согласовано»
Председатель МО
И.М.Ткачева
__________________
31 августа 2012 год
«Утверждаю»
Директор школы
И.Г.Ильичева
_______________________
31 августа 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...