Организация исследовательской деятельности с высокомотивированными учащимися
статья по алгебре по теме
В сталье "Организация исследовательской деятельности с высокомотивированными учащимися", рассматривается одна из современных технологий в работе с учащимися в урочное и неурочное время - исследовательская деятельность, способствующая творческому развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_rabote_s_odaryonnymi_detmi.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности с высокомотивированными учащимися.
Комбарова М.А., учитель математики
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Новоярковская СОШ» Каменского района, Алтайского края. schoolnov@rambler.ru
Аннотация: В статье «Организация исследовательской деятельности с высокомотивированными учащимися» рассматривается одна из современных технологий в работе с учащимися школы в урочное и внеурочное время – исследовательская деятельность. Именно исследовательский подход к обучению учащихся способствует творческому развитию личности ученика, самостоятельности мышления и добывания информации, расширяет интерес ученика к предмету и его значимости в окружающем мире и дальнейшему его применению в будущей профессии. Подробнее в статье раскрывается суть проектно – исследовательской деятельности с высокомотивированными учащимися. Опыт по организации исследовательской деятельности может использоваться всеми учителями.
« Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе».
А.Н. Колмогоров
Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, умеющим свободно ориентироваться в огромном потоке информации, умеющим выбирать необходимые факты и использовать их в своей работе. Сегодня в школах есть всё, что способствовало бы развитие личности, очень важно умело соединять урочную и внеурочную деятельность. Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика. На реализацию этих задач нацелена и технология деятельностного метода. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков, привитию школьникам вкуса к исследовательской деятельности.
Важным направлением работы любого образовательного учреждения является работа с одарёнными или высокомотивированными школьниками. Немало важную роль в работе с такими учащимися играет исследовательский подход в обучении. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьников и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированного обучения, предполагающего развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами, которая, прежде всего, основывается на использовании определённых форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
Идея исследования как метода обучения известна со времён Сократа (беседа – исследование). Организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставится в положение первого исследователя определённой проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.Н. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг и другие). На рубеже 50-60 годов 20 века учебное исследование рассматривается как высшая ступень научно обоснованной системы методов, при которой ученик как бы поднимается по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности:
- восприятие и усвоение готовой учебной информации (объяснительно – иллюстративный метод);
- воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод);
- знакомство с образцами научного решения проблем (метод проблемного изложения) и участие в коллективном поиске, эвристической беседе (частично – поисковый или эвристический метод);
- овладение методами научного познания, самостоятельное и творческое их применение, которое выражает и внутреннюю потребность, и общественную направленность личности ученика (исследовательский метод).
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощённой, доступной учащимся форме:
- выявление неизвестных или неясных фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы);
- уточнение и формулировка проблемы;
- выдвижение гипотез;
- составление плана исследования;
- осуществление исследовательского плана;
- исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез;
- формулировка результата;
- оценка значимости полученного знания, возможностей его применения.
Исследовательский метод, лишь в какой – то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного исследования некоторыми существенными особенностями:
во – первых, учебная проблема, то есть то, что исследуется в процессе обучения, и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми, но они новы для учащихся, а открывая для себя то, что в науке давно открыто, учащимся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели;
во – вторых, стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих учёных к исследованию.
Учебное исследование ведётся учащимися под руководством, с личным участием и с помощью учителя, эта помощь должна быть такой, что бы они самостоятельно достигли цели.
Исследовательская деятельность с учащимися в школе предполагается на уроках, на курсах по выбору и во внеурочной деятельности. Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой школьника – это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.
Два вида исследовательской деятельности на уроках:
1. Игровая форма, очень мягкая и свободная. Необязательно произносить слово «гипотеза» и настаивать на её выдвижении. Достаточно того, что сам учитель ясно понимает суть происходящего и умело управляет процессом, а для детей он найдёт другие слова. Важно разбудить в ребёнке желание заниматься поиском и решением достаточно сложных проблем, создать условия для формирования умений и навыков, как важнейших общеучебных навыков.
2. Урок-исследование со структурными компонентами, которые одновременно становятся этапами урока: 1) найти предмет учебного исследования; 2) сформировать суть проблемы (гипотезу); 3) составить план исследования, определить пути решения; 4) собственно исследование; 5) итоги с выводами.
Одним из направлений внеурочной деятельности в последнее время является организация проектно – исследовательской деятельности учащихся по различным предметам, так как именно исследовательский подход в обучении даёт школьникам возможность становиться участниками творческого процесса, а не потребителем готовой продукции, способствует самостоятельной деятельности.
Проектно - исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Данная деятельность определяет следующую цель: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся; развитие их творческих способностей, логического мышления; развитие учебно-исследовательских навыков и умений, и вытекающие из данной цели задачи:
1. развитие познавательных навыков учащихся;
2. развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;
3. развитие самостоятельных исследовательских умений;
4. развитие творческих способностей, логического и критического мышления;
5. интеграция знаний, полученных в ходе учебного процесса;
6. приобщение к решению конкретных жизненно важных проблем.
В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Метод проектов помогает решать исследовательские задачи в свободном режиме. Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера. Используя этот метод, у учащихся сформировываются коммуникативные навыки, умения работать в коллективе. Этот метод формирует у учащихся творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом.
Работа над проектом строится следующим образом:
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Погружение в проект(подготовительный) | Мотивация, постановка проблемы, выбор темы, определение его цели и задач | Коллективное обсуждение предложений для изучения информации, целепологание, выбор вида и способа деятельности для достижения цели, создание проектных групп, например «Историки», «Теоретики», «Конструкторы», «Практики», «Искусствоведы», «Архимеды» | Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании групп. Объяснение учащимся состава консультативной группы учителей – предметников: информатики, истории, МХК, обществознания, физики, химии, экологии |
Планирование работы | Отбор источников информации и выбор способа представления конечного результата деятельности | Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования) | Необходимая консультация и организационная помощь |
Поисково – информационная деятельность | Работа с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети интернет. Проведение исследования | Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций с учителями других предметов. Наблюдение за работой |
Результаты и выводы | Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формирование выводов | Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителем – предметником. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентаций, изготовление моделей | Консультативная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями – предметниками |
Презентация (защита) проекта | Открытый отчёт участников проекта о проделанной работе | Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой | Участие в обсуждении |
Оценка процесса и результатов работы | Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом | Оценка участниками групп индивидуального вклада каждог8о члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Формированию естественнонаучной картины мира, развитию познавательных способностей, повышению уровня интеллекта, созданию информационно-насыщенной среды для учащихся способствует исследовательская деятельность.Под исследовательская деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличии от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Умелая постановка проблемы и определение конкретных задач исследования есть необходимое условие и первый этап правильной организации и проведения исследовательской работы. «Любая научная проблема – это прежде всего знание о незнании». Правильная постановка проблемы невозможна без формулировки гипотезы (или системы гипотез) - это и есть второй этап исследования. Следующим этапом является непосредственное исследование, которое включает в себя ряд этапов: теоретическая разработка проблемы, составление плана исследования, проведение исследования через систему специально подобранных методов, построение выводов и заключение, внедрение результатов исследования в практику.
Исследовательская работа представляет собой следующую структуру тезисов:
- Информационная характеристика
- Тема
- Научный руководитель
- Руководитель творческой группы
- Общая характеристика
- Исследование работы, в какой области и чему посвящено
- Актуальность исследования
- Цель исследования
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Гипотеза
- Задачи
- База исследования
- Методологическая основа
- Теоретическая основа
- Методы исследования
- Аргументизация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис
- Основные выводы
Для плодотворной исследовательской работы необходимо психологическое сопровождение:
диагностика познавательных, интеллектуально-творческих способностей; личностных особенностей учащихся; проведение тренингов; консультаций для учащихся, родителей, учителей; проведение мастерских ценностных ориентаций. По М.И. Шейнину, чтобы быть созидательной личностью необходимо иметь четыре типа свободы: свободу для анализа и исследования; свободу для поиска и любознательности; свободу выражения; свободу быть самим собой.
Главное достижение исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, самостоятельно получаемых, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Для заинтересованности учащихся исследовательской деятельностью в школе должна быть система стимулирования учащихся:
- приказы по учащимся по итогам участия в конкурсах, конференциях, форумах;
- проведение выставок достижений учащихся;
- чествование участников и победителей конкурсов, конференций на торжественной линейке;
- вручение грамот и сертификатов участникам конференций, конкурсов;
- информационные стенды, где своевременно отражаются все результаты участия учащихся в конкурсах, конференциях
Литература
1. Молчанов Н.Т. Методические материалы в помощь студенту – исследователю, Барнаул,1977
2. Методическое пособие для педагогов и учащихся. «Как оформить и доложить исследовательскую работу». Барнаул, 2006
3. Статья «Проектная деятельность в старших классах по геометрии», журнал «Математика в школе» №4, 2007
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие: М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...
Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку.
Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть...
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации
В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...