Графика и графики
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме

Белявская Валентина Викторовна

Графика и графики.

Одной из интереснейших тем в курсе математики является тема  о преобразованиях графиков. Один из великих людей сказал: «Языком математики можно описать весь мир». А чем, как не графиками, функциональными зависимостями описываются различные процессы: движение материальной точки, процессы биологического роста или убывания, колебание тел. Я предлагаю посмотреть на тему «Преобразование графиков» со стороны художественного искусства.

Объект исследования - взаимосвязь математики с изобразительным искусством, предмет исследования- графики как вид изобразительного искусства. Гипотеза заключается в том, что с помощью графиков функций можно рисовать картины, что рисунки, выполненные в стиле графики можно описать  известными графиками функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_i_grafiki.docx497.28 КБ

Предварительный просмотр:

Графика и графики.

Одной из интереснейших тем в курсе математики является тема  о преобразованиях графиков. Один из великих людей сказал: «Языком математики можно описать весь мир». А чем, как не графиками, функциональными зависимостями описываются различные процессы: движение материальной точки, процессы биологического роста или убывания, колебание тел. Я предлагаю посмотреть на тему «Преобразование графиков» со стороны художественного искусства.

Объект исследования - взаимосвязь математики с изобразительным искусством, предмет исследования- графики как вид изобразительного искусства. Гипотеза заключается в том, что с помощью графиков функций можно рисовать картины, что рисунки, выполненные в стиле графики можно описать  известными графиками функций.

Рассмотрим внимательно репродукцию картины Н.В. Кузмина «Онегин на балу». Если вглядеться в эти прерывистые линии – то можно увидеть, что они представляют собой графики различных функций. Рисунок выполнен в стиле графики, а что такое графика?

 Графика (от греч. Graphike  – пишу, черчу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и т д.), основывающийся на искусстве рисунка, но обладающий собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.                Графика определялась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство черного и белого. Такое понятие графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно. Активную роль а графике играет фактура использованных материалов, специфика графических техник и приемов. (Большая советская энциклопедия, том 7, стр. 259).

В изобразительном искусстве есть еще одно направление изобразительного искусства, появившегося в 1 четверти 20 века  - кубизм. Кубизм (франц. Gubisme – куб) –

модернистское течение в изобразительном искусстве, изображавшее предметный мир в виде  комбинаций геометрических тел и фигур. В кубизме сама геометризация форм подчёркивала  устойчивость, предметность мира. (Большая советская энциклопедия, том 13, стр. 546). В этой технике работали такие признанные художники как П. Пикассо, Ж. Брак, О. Глез, А. Ле Фоконье и другие. Работа П. Пикассо «Дама с веером»(1909 г.) написанная в стиле кубизма находится в г. Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Кубисты изображали мир, применяя геометрические фигуры, а я задалась мыслью, а почему бы не рисовать графиками?

Особое место в графике занимают не изобразительные элементы – а декоративные мотивы: орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Я решила остановиться на рисовании орнамента. В русском орнаменте широко применяется такой элемент как птица.

Контур головы птицы лучше всего нарисовать с помощью параболы, причем задняя ее часть будет более вытянутая. Следовательно, имеет смысл воспользоваться двумя параболами с различными коэффициенты сжатия. Пусть точка (4,5;11,5) – вершина обеих парабол, окончание клюва – точка (1,75;9,5). Уравнение вида будет иметь вид  у=к(х-4,5)2+11,5.   Вычислим к, подставляя в уравнение координаты второй точки:   9,5=к(1,8-4,5)2+11,5;  получим, 7,5625к=-2; отсюда  к≈-0,25. Значит, линия 1 на рисунке задана формулой   у=-0,25(х-4,5)2+11,5. Но нам требуется не вся парабола, а лишь та её часть, которая лежит на промежутке [1,75; 4,5]. Продолжая дальше, получаем:   2.         у = -0,125 (x-4,5)2+11,5    для х€ [4,5; 7,9]   контрольные точки  x = 8 ,  у≈ 9 

3.         у = -(x -2,3)2 +9,8      для х€ [1,75; 3,3]  ,   x = 1,75,     y≈ 9,5,       x = 3,3,       y≈8,8 

4.        y = -0,35(x-4)2+9        для х€  [1,5;4],   x = 3,3,     y≈ 8,8, x = 1,5,    y≈ 7,1 

5.        y = -0,3(x-4)2 +9        для х€  [4;7] , x = 7,3,      y ≈ 5,7,   x = 5,4,      y  = 8,4 

6.        y = -0,4(x-7)2+9,4           для х€ [5,4;7] , x = 5,4,    y=8,4,

7.       y = -0,04(x-8,5)2+9,5      для х€[7;8,5] ,    x = 7,     y = 9,4 ,

8.       y = -0,2(x-8,5)2+9,5      для х€[8,5;13,5] ,           x = 13,5,    y = 4,5 

9      y = 2/(х-0,5)+2     для х€[1;5] ,            x = 1 ,    y = 6,           x = 5,    y = 2,4 

10.      y =-0,1/(х-6)+2,5       для х€[5;5,8] ,            x = 5,   y = 2,4,    x = 5,8 , y = 2 

11.      y =-0,12/(х-6)+1,4      для х€[5;5,8],       x = 5,8 ,  y = 2,    x = 5,     y ≈ 1,4 

12.     y =1,4   [3,5;5] 

13.     (x-3,5)2+(y-0,8)2= 0,36   для х€ [2,9;3,5] 

14.     (x-4)2+(y-0,5)2= 0,25   для  y є  [0,5;1] 

15.     (x-5)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y  є  [0,5;1] 

16.     (x-6)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y  є  [0,5;1]    

17.     (x-7)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y є [0,5;1] 

18.     (x-7,5)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y є [0,5;1] и х є[7,5;8] 

19.     y= -2(x-7)2+1,5   для х€  [7;7,5] ,     x = 7,5,  y = 0,5 

20.      y  =  √ x-7  +1,5   для х€[7;9,5] ,            x = 7; y = 1,5  ;  x = 9,5; y ~2,4 

21.     y= (x-12)2+1,5   для х€ [10,6;13,5] 

22.    y= (x-10,5)2+1,5   для х€ [9,5;11;2] 

  1. (x-4,5)2+(y-10,5)2= 0,25 – глаз

24.     (4,5;10,5) – зрачок 

25.     y= 2(x-3,5)2+10   для х€ [3;3,5] 

26.     y= -2(x-3,5)2+10   для х€ [3;3,5] 

27.     y= 2(x-8)2+7,5   для х€ [7,5;8,5] 

28.   y= 2(x-10)2+7,5   для х€ [9,5;10,5] 

29.   y= 2(x-9)2+6,5   для х€ [8,5;9,5] 

30.   y= 2(x-11)2+6,5   для х€ [10,5;11,5] 

31.   y= 2(x-12,5)2+6,5   для х€ [12;13] 

32.   y= 2(x-8)2+6   для х€ [7,5;8,5] 

33.   y= 2(x-10)2+5,5  для х€ [9,5;10,5] 

  1. y= 2(x-11,5)2+5,5   [11;12]

35.   y= 2(x-9)2+5   для х€ [8,59,5] 

36.   y= 2(x-12,5)2+5  для х€  [12;13] 

37.   y= 2(x-8)2+4,5   для х€ [7,5;8,5] 

38.   y= 2(x-11)2+4,5   для х€ [10,5;11,5] 

39.   y= 2(x-9,5)2+4 для х€   [9;10] 

40.   y= 2(x-12)2+4  для х€ [11,5;12,5]

41.   y= 2(x-11,5)2+3  для х€  [11;12] 

42.   y= 2(x-13)2+3,5   для х€ -[12,5;13,5]    

Для рисования птицы я использовала графики квадратичной, линейной функциями, обратной пропорциональности, у=, уравнение окуружности.

Орнамент состоит из симметричных деталей, поэтому полученный рисунок нужно отобразить относительно оси ОУ.  Можно воспользоваться двумя способами: С помощью графика функции у=f|x|  и  с  помощью переноса графиков функций относительно оси ОХ.

Первый способ.

Функция у=f|x| - четная, то достаточно построить  у=f(x) для х≥0 из области её определения и отразить полученную часть графика симметрично оси ординат. Для того, чтобы воспользоваться этим способом нужно все формулы квадратичных функций переписать в виде  у=ах2+в|х|+с. Выберем одну из квадратичных функций, и выполним преобразование:  у=2(х-13)2+3,5, у=2(х2-26х+169) +3,5, у=2х2-52х+341,5. 

График функции задается у=2х2-52|х|+341,5. При х≥0, получим у=2(х-13)2+3,5, а при х<0  -  у=2(х+13)2+3,5. Эти два графика действительно симметричны относительно оси ОУ, остается лишь ограничить их области определения промежутками: х€ [12,5;13,5] и                       х€-[-13,5;-12,5]    

Для остальных функций достаточно, у=f(x) записать как у=f|x|.

Второй способ.

С помощью переноса графиков функций относительно оси ОХ. Для этого достаточно    у=f(x-а) заменить на у=f(x+а), одновременно поменяв и данные области определения на соответствующие им противоположные промежутки относительно оси ОХ. Например,     y= 2(x-3,5)2+10   для х€ [3;3,5] на  y= 2(x+3,5)2+10   для х€  [-3,5;-3].

Следующий шаг.  Элемент орнамента повторяется n-ое количество раз. И здесь пригодится ещё одно свойство функции - периодичность.

Определение: Функцию называют периодической, если существует такое число Р, что для всех значений из области определения  у(х+Р)=у(х). 

Определим период для одного элемента рисунка (при х>0), период Р=14,5. Пользуясь определением периодической функции, подставим период в формулы и в соответствующие им промежутки определения функции:

1.     у=-0,25(х-4,5+29Р)2+11,5   для х€ [1,75+29Р; 4,5].

2.         у = -0,125 (x-4,5+29Р)2+11,5                  для х€ [4,5+29Р; 7,9] 

3.         у = -(x -2,3+29Р)2 +9,8      для х€ [1,75+29Р; 3,3] 

4.        y = -0,35(x-4+29Р)2+9        для х€  [1,5+29Р;4],  

5.        y = -0,3(x-4+29Р)2 +9        для х€  [4+29Р;7] ,

6.        y = -0,4(x-7+29Р)2+9,4           для х€ [5,4+29Р;7] ,

7.       y = -0,04(x-8,5+29Р)2+9,5      для х€[7+29Р;8,5] 

8.       y = -0,2(x-8,5+29Р)2+9,5      для х€[8,5+29Р;13,5] ,           

9      y = 2/(х-0,5+29Р)+2     для х€[1+29Р;5] ,          

10.      y =-0,1/(х-6)+2,5       для х€[5+29Р;5,8] ,           

11.      y =-0,12/(х-6+29Р)+1,4      для х€[5+29Р;5,8],      

12.     y =1,4   [3,5+29Р;5] 

13.     (x-3,5+29Р)2+(y-0,8)2= 0,36   для х€ [2,9+29Р;3,5] 

14.     (x-4+29Р)2+(y-0,5)2= 0,25   для  y є  [0,5;1] 

15.     (x-5+29Р)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y  є  [0,5;1] 

16.     (x-6+29Р)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y  є  [0,5;1]    

17.     (x-7+29Р)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y є [0,5;1] 

18.     (x-7,5+29Р)2+(y-0,5)2= 0,25  для  y є [0,5;1] и х є[7,5+29Р;8] 

19.     y= -2(x-7+29Р)2+1,5   для х€  [7+29Р;7,5] 

20.      y  =  √ x-7+29Р  +1,5   для х€[7+29Р;9,5] ,           

21.     y= (x-12+29Р)2+1,5   для х€ [10,6+29Р;13,5] 

22.    y= (x-10,5+29Р)2+1,5   для х€ [9,5+29Р;11;2] 

  1. (x-4,5+29Р)2+(y-10,5)2= 0,25 – глаз

24.     (4,5+29Р;10,5) – зрачок 

25.     y= 2(x-3,5+29Р)2+10   для х€ [3+29Р;3,5] 

26.     y= -2(x-3,5+29Р)2+10   для х€ [3+29Р;3,5] 

27.     y= 2(x-8+29Р)2+7,5   для х€ [7,5+29Р;8,5] 

28.   y= 2(x-10+29Р)2+7,5   для х€ [9,5+29Р;10,5] 

29.   y= 2(x-9+29Р)2+6,5   для х€ [8,5+29Р;9,5] 

30.   y= 2(x-11+29Р)2+6,5   для х€ [10,5+29Р;11,5] 

31.   y= 2(x-12,5+29Р)2+6,5   для х€ [12+29Р;13] 

32.   y= 2(x-8+29Р)2+6   для х€ [7,5+29Р;8,5] 

33.   y= 2(x-10+29Р)2+5,5  для х€ [9,5+29Р;10,5] 

  1. y= 2(x-11,5+29Р)2+5,5   [11+29Р;12]

35.   y= 2(x-9+29Р)2+5   для х€ [8,5+29Р ;9,5] 

36.   y= 2(x-12,5+29Р)2+5  для х€  [1+29Р 2;13] 

37.   y= 2(x-8+29Р)2+4,5   для х€ [7,5+29Р;8,5] 

38.   y= 2(x-11+29Р)2+4,5   для х€ [10, +29Р 5;11,5] 

39.   y= 2(x-9,5+29Р)2+4 для х€   [9+29Р;10] 

40.   y= 2(x-12+29Р)2+4  для х€ [11,5+29Р;12,5]

41.   y= 2(x-11,5+29Р)2+3  для х€  [11+29Р;12] 

42.   y= 2(x-13+29Р)2+3,5   для х€ -[12,5+29Р;13,5], где Р пробегает множество целых чисел. Также нужно подставить период и во вторую часть орнамента.

Выполняя работу, я сделала следующие выводы.

1.Создавать картины с помощью графиков не только можно, но и интересно.

2. Рисование графиками помогает видеть  картину, как взаимосочетание отдельных линий 3.Учиться мыслить  последовательно, плавно переходить от одной линии к другой, отмечая при этом, чем первая отличается от последующей.

4.При описывании графика, повторять многие математические операции: решение линейных и квадратных уравнений, решение пропорций, свойства функции и т.д.

5.Распознавать виды графиков.

6. Формирует навыки четко соотносить линию с известными графиками функций,  записывать формулу, соответствующую этой функции, учитывая при этом  знания по преобразованию графиков.

Рисование графиками, на мой взгляд, может найти свое применение в областях, где взаимосочетаются точные расчеты с изобразительным искусством, а именно: в архитектуре, художественном труде, в графическом и ландшафтном дизайне.

В заключении хочу поделиться предположением: а может когда-нибудь рисование графиками определится как ещё один стиль в графике и получит свое название, например, - параболизм (рисование параболами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

Проект "Графика". Виды графики.

В данной статье мы начинаем наше знакомство с одним из видов пластического искусства - графикой....

Функции и графики (построение графиков)

Урок алгебры по темам "Построение графиков функций y = f(x + l), y = f(x) + m и y = f(x + l) + m"...

Конспект урока по теме "Деловая графика". Использование графиков и диаграмм в 9 -ом классе.

В конспекте урока есть цели и задачи, наглядный материал и практические задания....