Рабочая программа по алгебре 7 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) по теме
программа составлена по учебнеку Никольского С.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._algebra_7.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО _______/_____________/ Потехина О.М. Протокол №_____от «____»________ 200__ г. | «Проверено» Заместитель директора по УВР МОУ «ИСОШ» ______________/__________________/ Давыдова Л.В. «_____»____________200__ г. | «Утверждаю» Директор МОУ «ИСОШ» ______________/__________________/ Егоров Ю.Н. Приказ № _____ от «_____»____________200__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре, 7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____________ от
«______»__________200__г.
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Рабочей программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
- авторского тематического планирования учебного материала,
- базисного учебного плана 2004 года.
Цели
Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), применение электронного тестирования, тренажёра способствует закреплению учебных навыков, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.
Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Алгебра 7» под редакцией С.М. Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение», 2005
Данное учебное пособие соответствует функциям учебного пособия.
Информационно-методическая функция. Содержание учебников алгебры для 7-9 классов серии «МГУ-школе» соответствует традиционному содержанию программы для 7-9 классов, но порядок расположения материала в учебниках и способы его изложения отличаются от традиционных.
Учебник «Алгебра 7» серии «МГУ-школе» обеспечивает системную подготовку по предмету, позволяет ориентировать процесс обучения на формирование осознанных умений, требует меньше, чем обычно, времени, так как они не «натаскивают» ученика, учат действовать осознанно. Изложение материала связное: подряд излагаются большие темы, нет чересполосицы мелких вопросов, нарушающих логику изложения крупных тем.
Основной методический принцип, положенный в основу изложения теоретического материала и организации системы упражнений, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Поэтому каждое новое понятие формируется, каждое новое умение отрабатывается сначала в «чистом» виде, потом трудности совмещаются.
Организационно-планирующая функция. Сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель сам должен определить, на какой ступени сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником. Для каждого нового действия или приема решения задач в учебнике имеется достаточное количество упражнений, которые выстроены по нарастанию сложности и не перебиваются упражнениями на другие темы. У учителя имеется возможность с помощью учебника реализовывать идею дифференциации обучения при работе со своим классом, а у сильных учащихся – реальная возможность более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на среднего ученика. Учебник полностью обеспечивает обучение и тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук.
Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии науки играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебника
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часов алгебры и 68 часов геометрии. Всего контрольных работ по алгебре – 6 ч.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования.
Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Алгебра 7», С.М.Никольского, М.К.Потапова и др., М.: Просвещение, 2006.
Учебно-тематическое планирование
по алгебре
Классы 7
Учитель Потехина Ольга Михайловна
Количество часов
Всего 102 часов; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков 6, зачётов 0, тестов 6 ч.;
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы
Учебник Алгебра 7, Никольский С.М., Москва «Просвещение», 2005
Дополнительная литература «Алгебра 7-9» (Элементы статистики и теории вероятности), Москва «Просвещение», 2007; «Математика» приложение к газете «Первое сентября»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Действительные числа. | 19 |
2. | Одночлены и многочлены. | 22 |
3. | Формулы сокращенного умножения. | 18 |
4. | Алгебраические дроби. | 19 |
5. | Степень с целым показателем. | 7 |
6. | Линейные уравнения с одним неизвестным. | 6 |
7. | Системы линейных уравнений. | 8 |
8. | Повторение и резерв учебного времени | 3 |
ИТОГО. | 102 |
Содержание курса
Действительные числа (19часов из них 1час контрольная работа).
Натуральные числа и действия с ними. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком целых чисел. Обыкновенные дроби и десятичные дроби. Бесконечные периодические и непериодические десятичные дроби. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби (периодические и непериодические). Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. Длина отрезка. Координатная ось.
Этапы развития числа.
Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о рациональных числах, двух формах их записи – в виде обыкновенной и десятичной дроби, сформировать представление о действительном числе, как о длине отрезка и умение изображать числа на координатной оси.
Одночлены и многочлены (22часа из них 1час контрольная работа).
Числовые и буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Одночлен, произведение одночленов, подобные одночлены. Многочлен, сумма и разность многочленов, произведение одночлена на многочлен, произведение многочленов. Степень многочлена. Целое выражение и его числовое значение. Тождественное равенство целых выражений.
Основная цель – сформировать умения выполнять преобразования с одночленами и многочленами.
Формулы сокращенного умножения (18 часов, из них 1час контрольная работа).
Квадрат суммы и разности. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формула разности квадратов. Куб суммы и куб разности, Формула суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители.
Основная цель – сформировать умения, связанные с применением формул сокращенного умножения для преобразования квадрата суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители.
Алгебраические дроби (19часов, из них 1час контрольная работа).
Алгебраические дроби и их свойства, сокращение дробей. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения, их преобразования и числовое значение. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождественное равенство рациональных выражений.
Основная цель – сформировать умения применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.
Степень с целым показателем (7часов).
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем.
Основная цель – сформировать умение выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.
Линейные уравнения с одним неизвестным (6часов, из них 1час контрольная работа).
Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель – сформировать умения решать линейные уравнения, задачи, сводящиеся к линейным уравнениям.
Системы линейных уравнений (8часов, из них 1час контрольная работа).
Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Система уравнений, решения системы. Равносильность уравнений и систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными подстановкой и алгебраическим сложением.
Основная цель – сформировать умения решать системы двух линейных уравнений и задачи, сводящиеся к системе линейных уравнений.
Повторение (3часа).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Кален-дарные сроки |
Глава 1. Действительные числа | 19 |
§1. Натуральные числа | 4 |
1 | Натуральные числа и действия с ними | 1 | 1 |
2 | Степень числа. | 1 |
3 | Простые и составные числа | 1 |
4 | Делители натурального числа | 1 | 2 |
§2. Рациональные числа | 5 |
5 | Обыкновенные дроби | 1 |
6 | Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную | 1 |
7 | Периодические десятичные дроби | 1 | 3 |
8 | Десятичное разложение рациональных чисел. | 1 |
9 | Десятичное разложение рациональных чисел. Самостоятельная работа | 1 |
§3. Действительные числа | 10 |
10 | Иррациональные числа | 1 | 4 |
11 | Понятие действительного числа | 1 |
12 | Сравнение действительных чисел. | 1 |
13 | Основные свойства действительных чисел. | 1 | 5 |
14 | Основные свойства действительных чисел. | 1 |
15 | Приближения числа. | 1 |
16 | Приближения числа. | 1 | 6 |
17 | Длина отрезка | 1 |
18 | Координатная ось. Алгоритм Евклида* | 1 |
19 | Контрольная работа №1 | 1 | 7 |
Глава 2. Алгебраические выражения | 66 |
§4. Одночлены | 7 |
20 | Числовые выражения | 1 |
21 | Буквенные выражения | 1 |
22 | Понятие одночлена | 1 | 8 |
23 | Произведение одночленов | 1 |
24 | Произведение одночленов Проверочная работа | 1 |
25 | Стандартный вид одночлена | 1 | 9 |
26 | Подобные одночлены | 1 |
§5. Многочлены | 15 |
27 | Понятие многочлена | 1 |
28 | Свойства многочленов | 1 | 10 |
29 | Свойства многочленов | 1 |
30 | Многочлены стандартного вида | 1 |
31 | Сумма и разность многочленов | 1 | 11 |
32 | Сумма и разность многочленов Проверочная работа | 1 |
33 | Произведение одночлена на многочлен | 1 |
34 | Произведение одночлена на многочлен | 1 | 12 |
35 | Произведение многочленов | 1 |
36 | Произведение многочленов | 1 |
37 | Произведение многочленов | 1 | 13 |
38 | Целые выражения | 1 |
39 | Числовое значение целого выражения | 1 |
40 | Тождественное равенство | 1 | 14 |
41 | Контрольная работа №2 | 1 |
§6. Формулы сокращённого умножения | 18 |
42 | Квадрат сумы | 1 |
43 | Квадрат сумы | 1 | 15 |
44 | Квадрат разности | 1 |
45 | Квадрат разности | 1 |
46 | Выделение полного квадрата | 1 | 16 |
47 | Выделение полного квадрата | 1 |
48 | Разность квадратов | 1 |
49 | Разность квадратов | 1 | 17 |
50 | Сумма кубов | 1 |
51 | Сумма кубов | 1 |
52 | Разность кубов | 1 | 18 |
53 | Куб суммы Куб разности | 1 |
54 | Применение формул сокращённого умножения | 1 |
55 | Применение формул сокращённого умножения | 1 | 19 |
56 | Применение формул сокращённого умножения | 1 |
57 | Разложение многочлена на множители | 1 |
58 | Разложение многочлена на множители | 1 | 20 |
59 | Контрольная работа №3 | 1 |
§7. Алгебраические дроби | 19 |
60 | Алгебраические дроби и их свойства | 1 |
61 | Алгебраические дроби и их свойства | 1 | 21 |
62 | Приведение к общему знаменателю | 1 |
63 | Приведение к общему знаменателю | 1 |
64 | Арифметические действия над алгебраическими дробями | 1 | 22 |
65 | Арифметические действия над алгебраическими дробями | 1 |
66 | Арифметические действия над алгебраическими дробями | 1 |
67 | Арифметические действия над алгебраическими дробями | 1 | 23 |
68 | Рациональные выражения | 1 |
69 | Рациональные выражения | 1 |
70 | Рациональные выражения | 1 | 24 |
71 | Рациональные выражения | 1 |
72 | Рациональные выражения | 1 |
73 | Рациональные выражения | 1 | 25 |
74 | Числовое значение рационального выражения | 1 |
75 | Числовое значение рационального выражения | 1 |
76 | Числовое значение рационального выражения | 1 | 26 |
77 | Тождественное равенство | 1 |
78 | Контрольная работа №4 | 1 |
§8. Степень с целым показателем | 7 |
79 | Понятие степени с целым показателем | 1 | 27 |
80 | Понятие степени с целым показателем | 1 |
81 | Свойства степени с целым показателем | 1 |
82 | Свойства степени с целым показателем | 1 | 28 |
83 | Преобразование рациональных выражений | 1 |
84 | Преобразование рациональных выражений | 1 |
85 | Преобразование рациональных выражений | 1 | 29 |
Глава3. Линейные уравнения | 14 |
§9. Линейные уравнения с одним неизвестным | 6 |
86 | Уравнения первой степени с одним неизвестным | 1 |
87 | Линейные уравнения с одним неизвестным | 1 |
88 | Решение линейных уравнений | 1 | 30 |
89 | Решение линейных уравнений | 1 |
90 | Решение задач с помощью лин.ур. | 1 |
91 | Контрольная работа №5 | 1 | 31 |
§10. Системы линейных уравнений | 8 |
92 | Уравнения первой степени с двумя неизвестными | 1 |
93 | Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными | 1 |
94 | Способ подстановки | 1 | 32 |
95 | Способ уравнивания коэффициентов | 1 |
96 | Равносильность уравнений | 1 |
97 | Решение систем уравнений с двумя неизвестными | 1 | 33 |
98 | Решение задач при помощи систем уравнений первой степени | 1 |
99 | Контрольная работа №6 | 1 |
Итоговое повторение | 3 |
100 | Многочлены | 1 | 34 |
101 | Формулы сокращённого умножения | 1 |
102 | Алгебраические дроби и их свойства | 1 |
Итого | 102 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЕМИКЛАССНИКОВ ПО АЛГЕБРЕ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
Арифметика
уметь
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
Литература и ресурсы:
- Газета «Математика» №12, 2006
- Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 год;
- Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005г.;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Учебник «Алгебра» для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2007, С.М. Никольский и др.
- Электронные тренажёры (Интернет, СД )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...