Формирование ИКТ - компетентности на уроках математики
статья на тему
В статье идет речь о формировании ИКТ - компетентности обучающихся на уроках математики в рамках перехода на ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denisova_o.a.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина
Формирование ИКТ – компетентности обучающихся на уроках математики
(выступление на муниципальном методическом объединении учителей математики)
Денисова Оксана Александровна
учитель математики МАОУ «Лицей №5»
г. Губкин – 2013
«…ученье, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению,
без которого он далеко не уйдет».
К.Д.Ушинский
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции.
Рассмотрим, что же такое компетентность и ИКТ – компетентность в частности. По мнению С.Л Братченко компетенция есть способность к осуществлению реального жизненного действия, по определению Б.Д. Эльконина, – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Вместе с тем, следует отметить, что сама теория компетенций, в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей: М. Стобарт, В. Чинапаха, Я.И. Лестеда, Г.В. Вайлера, М.В. Рыжакова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, В.В. Баранникова и др. Определение информационно коммуникационных компетенций дает Андрей Викторович Хуторских: ИКТ – компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
В связи с этим возникает проблема: «Как развивать ИКТ - компетентность в процессе обучения математике?»
При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленной информации в виде знания, но и их системность и умение применять эти знания в практической деятельности. Современное представление о качественном образовании включает в составе необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно, наша задача - дать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Для выполнения данной задачи в своей практике можно использовать ряд приемов и методов.
На уроках обычно не хватает времени на знакомство с историей математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов, используя различные источники информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике.
Близким по реализации являются проведение уроков-семинаров и уроков-конференций. Учащиеся самостоятельно выбирают тему из предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя различные источники информации – будь-то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы сети Интернет. Подобную работу дети могут выполнять после изучения каждой темы и ли раздела. Им предоставляется право изложить свое видение материала в виде доклада или презентации.
Еще одним из примеров является следующий метод. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это….
Так же развивать информационную компетентность можно путем решения расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому выражению предлагается составить задачу с реальными данными. Дети собирают эти данные, используя доступные им источники. В эту же категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют старинные меры веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети должны добыть информацию об этих мерах.
Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, таблицы изображений чисел из разных систем счисления, различные схемы для сборки моделей геометрических фигур и т.д.
Использование практико-ориентированных задач, т.е. заданий с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира, еще один из способов развития ИКТ – компетентности. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции.
На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно. Как уже было сказано, в формировании информационной компетенции особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя. Вот тут и пригодится данная компетентность ученика – информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с различными информационными источниками, в том числе и с учебником. Однако этот источник не всегда может в полной мере наполнить ученика знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», т.е. электронное пособие, которое обладает при этом рядом преимуществ:
1) возможность компактного хранения большого объема информации;
2) легко актуализируется (дополняется и расширяется);
3) широкие возможности поиска;
4) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
5) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
6) хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).
7) учет индивидуальных особенностей каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи.
Таким образом, электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его более интересным и привлекательным для учащихся, вследствие чего растет уровень их информационной компетентности.
В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности учащихся.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей на уроках математики
В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....
Формирование информационной компетентности на уроках математики
В статье рассматриваются различные способы работы с учебником...
Формирование ключевых компетентностей на уроках математики с использованием компьютерных технологий
Статья участвует в конкурсе «<a href="http://newsedu.ru/blog/partners/2034.html"><strong> Образование 3.0</strong></a>» В статье рассмотрены особенности урока с компью...
Формирование Икт компетентности на уроках математики
Мой материал поможет учителям среднего звена при переходе на ФГОС при написании рабочих программ по предмету...
Сообщение.Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики.
Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"....
Статья "Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики".
Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения соб...
Формирование метапредметных компетентностей на уроках математики
Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена и в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модер...