6 класс. Модуль числа
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема: «Модуль числа», 2 часа.
Урок №1 Тип: объяснение нового материала.
Цели: 1. Ввести понятие модуля числа, научить находить модуль чисел,
способствовать развитию навыков и умений учащихся при решении задач и
упражнений.
Развивать память, речь, умение воспринимать «на слух», самостоятельно и активно мыслить (обобщать, анализировать).
Воспитывать интерес к учебе, желание стать образованным человеком.
Оборудование: магический квадрат, листы для самостоятельной работы, карточки
с числами, задания к устной работе, часы с секундной
стрелкой, проектор.
План урока
Орг. момент – 2 мин.
Устная работа –10 мин.
Объяснение нового материала – 10 мин.
Закрепление – 17-18 мин.
Итог урока – 2-3 мин.
Ход урока
Настрой на работу, проверка индивидуального рабочего места. Тетради на проверку сданы перед уроком.
Учитель – Откройте дневники и запишите задание на дом:
п28 (правило); №№ 951; 952 (а - г); 953; 946*
Подобные упражнения мы будем выполнять на уроке, №946*
выполняют желающие на отдельную оценку, критерии вам известны.
. 2. Учитель - Сделаем нашу «гимнастику». Сегодня за ее выполнение оценку
получит каждый. Перед вами листы. Подпишите их, отметьте варианты.
Настройтесь. Время выполнения 1-1,5 мин. Все действия выполнять «в уме», на
листах – только ответы.
Слайд 1 – Вариант 1(2), задания а)
Слайд 2 – Вариант 1(2), задания б)
Слайд 3 – Вариант 1(2), задания в)
Слайды сменяют друг друга через 30-40 с.
Содержание заданий
Вариант 1 Вариант 2
а) 1 – а) : 8
× 6 Ч 17
: - 1
- 1 : 2
_______________ ____________
[] []
б) : 9 б) 5 -
× 15 : 13
- 1 Ч 9
: 3 + 23
______________ ______________
[] [24]
в) 5 : 10 в) 0, 4 × 4
× 4 + 5,2
- 1,4 - 2
- 0,15 : 6
_______________ _______________
[0,45] [0,8]
Работа начинается по команде. По истечении времени листы собираются.
На доске – заранее подготовленный квадрат [ №1]
№ 1
|
Учитель - Внимательно посмотрите на экран. Слайд 4 – квадрат № 2
№ 2
3 | 5 | 7 |
-2 | 0 | 2 |
-3 | -5 | -7 |
В какой зависимости расположены числа? Запомните, как они расположены.
[Предполагаемая закономерность: в центре – 0, сверху – нечетные числа, внизу – им противоположные]. (Квадрат убирается)
Восстановите числа в квадрате, изображенном на доске.
Ученику, который верно восстановит числа и объяснит закономерность(зависимость) -соответствующая оценка.
В ходе работы необходимо вспомнить определение противоположных чисел.
3. Постановка задачи при объяснении нового материала
Учитель - Я сейчас расскажу сказку, а вы постарайтесь услышать новое для вас.
На числовой прямой собрались совещаться разные числа: положительные,
отрицательные и Нуль. Председателем единогласно избрали Нуля, кото-
рый сразу же стал держать речь: «Уважаемые числа, мы собрались здесь
для того, чтобы оценить наши действия. Я должен отметить, хотя, может
быть, это и не скромно, что от меня идет счет. Поэтому именно я буду
давать вам оценку. Справа от меня находятся положительные числа,
ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа отрицательные.
В жизни плохо быть отрицательным, но в математике очень часто не
получить без них ответ. Всякого одобрения заслуживает модуль, который
всегда неотрицательный.» Сидят числа и раздумывают, как понимать
оценку Нуля?
Итак, что нового вы услышали? [Модуль]
Правильно, сейчас мы и познакомимся с этим понятием.
Работа с определением (выработка)
Откройте тетради, подготовьте их к работе и запишите тему урока. [В
это же время тема записывается и на доске] Начертите координатную
прямую. Каковы условия ее изображения? [Точка отсчета, единичный
отрезок, направление] (Длина единичного отрезка оговаривается)
Отметьте на ней точку А(5) и точку B, имеющую противоположную
координату. Какую координату имеет точка В? [-5]
Что можно сказать о расстояниях ОА и ОВ? [Равны]
А чему они равны? [5 ед. отр.] Оба? Но ведь В(-5)? Давайте разберемся.
[Желаемый ответ: «Расстояние – это величина, которая не может быть отрицательной»]
Если желаемого ответа не будет, задается вспомогательный вопрос.
Хорошо. Вспомним, что говорил Нуль о незнакомце-модуле? [Всегда неотрицательный]
Может быть, кто-нибудь попробует теперь ответить, что такое модуль?
[Желаемый ответ: «Модуль – это расстояние» Если он прозвучит, дополнить его, если нет – помочь.]
Определение Итак, расстояние от точки, изображающей это число на координатной
прямой до нуля – начала отсчета – называется модулем числа.
Записывается так - |a|. Значит, если ОА = 5 ед. отр., то |5| = 5, и если ОВ = 5 ед. отр., то
|-5| = 5. То есть |5 | = |-5| = 5. Как это записать в общем виде?
|a| = |-a|
Как можно назвать числа а и -а? [Противоположными] !Какой же можно сделать вывод?
[Модули противоположных чисел равны] ! А чему равен модуль числа 0?
[0] Почему? [Противоположен сам себе]
Чему равны, например |7|; |-9|; [7; 9] Почему? [Удалены от начала отсчета на 7 (9)
ед. отр.]
4. Учитель
Я показываю карточку, а вы через запятую записываете в тетрадь, чему равен модуль
Данного числа. (Один человек у доски отвечает на оценку по желанию)
Содержание карточек: |8|, |1,3|, |-5,2|, ||, |- |, |-42|, |93,5|, |0|
Что общего в написанных вами числах? [Нет отрицательных]
! Итак, модуль любого числа неотрицательный.
А что конкретнее можно сказать о модуле любого положительного числа?
! [Равен самому числу]
! – Отрицательного? [Равен противоположному числу]
Психологическая разгрузка
* Учитель.
Cядьте прямо. Так, чтобы позвоночник был полностью выпрямлен.
Смотрите прямо перед собой, руки на коленях. Зажмите пальцем левую
ноздрю, вдохните воздух через правую (2 раза).Встаньте. То же самое
проделаем стоя. *
Продолжим. Откройте учебник на стр. 160
Г - чтение вслух - Выражения, содержащие модуль, читают так:
| -9 | = 9 - модуль минус девяти целых одной третьей равен
девяти целым одной третьей.
1). №956 (а, б) – с комментированием на месте., ответ оценивается сразу.
Решение
а) | 26 | = | -26 | = 26; б) | | = | - | =
2) №953 (а-е) – на доске и в тетрадях. Работа в группах, у доски работают двое
Одновременно.
1ая группа (а, в, д ) 2ая группа ( б, г, е )
а) | -8 | - | -5 | = 8 – 5 = 3; б) | 710 | + | -290 | = 710 + 290 = 1000;
в) | -10 | × | -15 | = 10 × 15 = 150; г) | -2,3 | + | 3,7 | = 2,3 + 3,7 = 6;
д) | 240 | : | -80 | = 240 : 80 = 3; е) | -4,7 | - | -1,9 | = 4,7 – 1,9 = 2,8
После проверки с комментированием работа учащихся у доски оценивается.
3). Укажите наибольшее по модулю число:
-91,3; 10,8; -3 [ -91,3] - Почему? Ответ поясните.
4). Самостоятельная работа
Поиграем. Кто быстрее расшифрует слово? Условия игры вам известны.
а) | -7 | + | -9 |; г) | -180 | : | 60 |;
б) | -12 | - | -7 |; д) | -13 - | - | 0 |.
в) | -10 | × | -17 |;
Слайд 5:
к | и | е | а | х | п | с | т | у |
8 | 11 | 3 | 25 | 13 | 170 | 5 | 6 | 16 |
[Зашифровано слово успех]
Первые трое учащихся, справившиеся с заданием, получают соответствующие оценки
Один из них записывает решение на доске.
5 Итог урока
Учитель. Завершая урок, подведем, подведем ему итог.
Что называют модулем числа?
Как его обозначают?
Чему равен модуль любого положительного числа?
… отрицательного?
Какие числа имеют отрицательный модуль?
Чему равен модуль нуля?
Может, у кого-нибудь остались вопросы?
Звонок.
Учитель. Благодарю всех за активную работу, которая всегда - залог успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 6 класс "Модуль числа" Задания для обучения и развития учащихся (для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения материала....
Конспект урока математики в 6 классе "Модуль числа"
Конспект обобщающего урока по теме "Модуль числа"....
Урок математики в 6 классе "Модуль числа".
Первый урок по данной теме с использование презентации РР и маршрутного листа....
контрольная работа в 6 классе "Модуль числа"
контрольная работа...
Технологическая карта урока математики в 6 классе "Модуль числа"
Данная технологическая карта позволит учителю более интересно и разнообразно подготовить урок в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС....
Разработка урока в 6 классе "Модуль числа"
Тема урока - «Модуль числа». Урок проводился согласно тематическому планированию. На изучение темы отводится 2часа учебного времени. Определение модуля числа и разработка алгоритма нахождения модуля ч...
План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...