план-конспект урока
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме «Иррациональные уравнения»
Учитель математики Юртайкина Елена Анатольевна
Цели:
Ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решений.
Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес.
Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Оформление:
на доске плакат: типы иррациональных уравнений.
План урока:
Организационный момент
Логика.
Выполнение индивидуальных заданий с использованием компьютера.
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Задание на дом, подведение итогов урока
Вопрос: Подумайте, какой шаг в решении уравнения приводит к появлению лишних корней.
ХОД УРОКА
Организация и начало урока
Постановка целей и задач урока, принятие их учащимися
Чтобы ответить на поставленный вопрос учащимся предлагается софизм.
Софизм – доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V веков до нашей эры, достигших большого искусства в логике.
Где допущена ошибка в следующей цепочке равенств?
16 – 36 = 25 – 45,
16 – 36 + 20,25 = 25 – 45 + 20,25,
(4 – 4,5)2 = (5 – 4,5)2,
4 – 4,5 = 5 – 4,5,
4 = 5,
2 . 2 = 5.
(Если квадраты двух выражений равны, то их основания либо равны между собой, либо противоположны.)
Выполнение индивидуальных заданий . 10 учащихся выполняют тест. После выполнения работы на экране будут показаны результаты этих работ.(учащиеся входят на страницу, где размещен тест , используя свой логин и пароль)
Остальные учащиеся работают устно.
Изучение нового материала.
Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
Устно: какие из следующих уравнений являются иррациональными
x + = 2,
= 11 + x,
= 3,
y2 – = 4.
Устно: решить уравнения.
- 6 = 2 , , - 4 = 7 , ,
Алгоритм решения уравнений
Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.
При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.
Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.
При решении иррациональных уравнений необходимо помнить следующие свойства, формулы и теоремы:
1) свойство корней и степеней;
2) формулы сокращенного умножения:
3) теоремы:
Теорема 1. Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень приводит к уравнению, равносильному данному
Теорема 2. При возведении обеих частей уравнения в любую четную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного, следовательно, при этом возможно появление посторонних корней.
При использовании этой теоремы проверка обязательна! Если корни иррационального уравнения иррациональные числа, то проверка неудобна, и поэтому лучше решать уравнения, используя условия равносильности.
Теорема 3.
а)
б)
Не решая уравнений, объяснить, почему каждое из них не имеет решений:
а)
б)
в)
г)
Устно объяснить методы решения этих уравнений.
I тип. Уравнения, содержащие одинаковые радикалы.
Метод решения: возведение обеих частей в одинаковую степень (в квадрат).
II тип. В левой части уравнения – произведение корней, а в правой – выражение с переменной или положительное число.
Метод решения: возведение обеих частей уравнения в квадрат при условии, что правая часть положительна.
III тип. Обе части уравнения содержат одинаковые множители.
Метод решения: общий множитель вынести за скобки и используя условие равенства нулю произведения, решить уравнения, конечно, учитывая ОДЗ.
IV тип.
Метод решения: введение новой переменной.
V тип.
Метод решения: выделение полного квадрата в подкоренном выражении.
VI тип.
Метод решения: возведение в квадрат, учитывая ОДЗ.
VII тип.
Метод решения: возведение в квадрат, учитывая, что правая часть неотрицательна.
VIII тип.
Метод решения: введение новой переменной или применение формулы сокращенного умножения.
IX тип.
Метод решения: иррациональное уравнение можно упростить, умножив обе части уравнения на некоторое не обращающееся в нуль сопряженное выражение.
X тип.
Метод решения: делим данное уравнение на , т.к. x = 0 не является корнем данного уравнения, затем введем новую переменную.
XI тип.
Метод решения: подкоренное выражение разлагаем на множители, причем один из множителей у них общий.
XII тип.
Метод решения: метод оценки.
Закрепление изученного материала.
№ 152 (1,2); выполняем самостоятельно
№ 157 (1,2); I в. а)
№ 163 (3)
VI. Задание на дом.
№ 163 (2,4 );
№ 159 (2,4);
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...