Рабочая программа по математике 5 класс
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме
Рабочая программа по математике составлена для работы по учебнику Дорофеева Г.В и Шарыгина И.Ф.
Рассчитана на 204 часа, по 6 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа для 5класса по учебному комплекту «Математика5» под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф. Шарыгина (М.: Просвещение) составлена на основе государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа является типовой и построена на основе линейного подхода.
Цель обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
интеллектуальное развитие учащихся (интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость, независимость мышления).
формирование личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представления о математике как части общечеловеческой культуры, развитие умения применять математику в реальной жизни.
Задачи:
развить понятие числа
развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами
продолжить знакомство с геометрическими понятиями
формировать умения в построении геометрических фигур и измерении геометрических величин
научить переводить практические задачи на язык математики
подготовить учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по математике» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию математической культуры личности: теоретическая (знания и умения) и практическая (практическая деятельность и повседневная жизнь) подготовка школьников.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа состоит из разделов: пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование материала и требования к уровню подготовки обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа по алгебре представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению задач и нематемаческих задач;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь - умение логически обосновать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представление об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится не менее 875 ч. из расчёте 5 ч. в неделю с V по IX класс. Программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 90 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Согласно учебному плану школы на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю, всего 204 урока.
Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:
технология коммуникативного обучения;
технология личностно-ориентированного обучения;
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникационная технология;
здоровьесберегающих технологии.
Здоровьесберегающих технологии, применяемые в процессе обучения:
зарядка для глаз;
смена видов деятельности;
эмоциональная разрядка;
построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.
Содержание курса
Линии (11 ч).
Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.
Основная цель – развить представление о линии, продолжать формирование графических навыков и измерительных умений.
Натуральные числа (16 ч).
Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.
Основная цель – систематизировать и развить знания о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
Действия с натуральными числами (25 ч).
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
Использование свойств действий при вычислениях (14 ч).
Свойства арифметических действий.
Основная цель – расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
Многоугольники (7 ч).
Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.
Основная цель – познакомить учащихся с новой геометрической фигурой – углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
Делимость чисел (20 ч).
Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.
Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
Треугольники и четырехугольники (12 ч).
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
Дроби (25 ч).
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Основная цель – сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
Действия с дробями (39 ч).
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.
Основная цель – научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
Многогранники (12 ч).
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.
Основная цель – познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
Таблицы и диаграммы (9ч).
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.
Основная цель – формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
Повторение. Решение задач (14 ч).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; проводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения, неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
как применять перечисленные ниже умения.
Арифметика
Уметь:
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
читать, записывать и изображать на прямой натуральные числа;
выполнять арифметические действия с натуральными числами, сравнивать натуральные числа;
округлять натуральные числа;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи на части, на совместную работу, на уравнивание, задачи, связанные с дробями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Геометрия
Уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать простейшие геометрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь:
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, составлять таблицы, строить диаграммы;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
I четверть – 47 часов (2 контрольные работы)
II четверть – 44 часав (2 контрольные работы)
III четверть – 56 часов (2 контрольные работы)
IV четверть – 41 час (3 контрольные работы)
№ пункта | Содержание материала | Всего часов | В том числе на: | Сроки изучения по плану | Срок изучения фактический |
уроки | проверочные работы | контроль-ные работы |
Повторение пройденного в начальной школе. | 1 |
Входная диагностическая контрольная работа | 1 |
Глава 1. Линии. | 11 |
1.1 | Разнообразный мир линий. | 2 |
1.2 | Прямая. Части прямой. Ломаная. | 2 |
1.3 | Длина линии | 3 | Проверочная работа |
1.4 | Окружность. Обводим линии. | 4 | Проверочная работа |
Глава 2. Натуральные числа | 16 |
2.1 | Как записывают и читают числа. | 2 | Математический диктант |
2.2 | Сравнение чисел | 3 |
2.3 | Числа и точки на прямой. | 3 | Самостоятельная работа |
2.4 | Округление натуральных чисел | 3 | Самостоятельная работа |
2.5 | Перебор возможных вариантов | 5 |
Глава 3. Действия с натуральными числами | 25 |
3.1 | Сложение и вычитание | 5 | Самостоятельная работа, математический диктант |
3.2 | Умножение и деление | 7 | Самостоятельная работа (2), математический диктант |
Контрольная работа № 1 | 1 |
3.3 | Порядок действий в вычислениях | 4 | Самостоятельная работа |
3.4 | Степень числа | 3 | Математический диктант |
3.5 | Задачи на движение | 5 | Самостоятельная работа (2) |
Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях | 14 |
4.1 | Свойства сложения и умножения | 3 | Самостоятельная работа |
4.2 | Распределительное свойство. | 3 | Математический диктант |
4.3 | Задачи на части | 4 | Самостоятельная работа |
4.4 | Задачи на уравнивание | 3 | Самостоятельная работа |
Контрольная работа № 3. | 1 |
Глава 5. Многоугольники | 7 |
5.1 | Как обозначают и сравнивают углы | 2 | Проверочная работа |
5.2 | Измерение углов | 3 | Проверочная работа |
5.3 | Углы и многоугольники | 2 |
Глава 6. Делимость чисел. | 20 |
6.1 | Делители и кратные | 3 | Математический диктант |
6.2 | Простые и составные числа | 3 |
6.3 | Делимость суммы и произведения | 3 |
6.4 | Признаки делимости | 3 | Самостоятельная работа |
6.5 | Деление с остатком | 3 |
6.6 | Разные арифметические задачи | 4 |
Контрольная работа № 4. | 1 |
Глава 7. Треугольники и четырехугольники | 12 |
7.1 | Треугольники и их виды | 3 | Проверочная работа |
7.2 | Прямоугольники | 2 |
7.3 | Равенство фигур | 2 |
7.4 | Площадь прямоугольника | 3 | Проверочная работа |
7.5 | Единицы площади | 2 |
Глава 8. Дроби | 25 |
8.1 | Доли | 2 |
8.2 | Что такое дробь | 5 | Математический диктант |
8.3 | Основное свойство дроби | 4 | Самостоятельная работа |
8.4 | Приведение дробей к общему знаменателю | 4 | Математический диктант |
8.5 | Сравнение дробей | 4 | Самостоятельная работа, Математический диктант |
8.6 | Натуральные числа и дроби | 2 | Математический диктант |
8.7 | Случайные события | 3 |
Контрольная работа № 5 | 1 |
Глава 9. Действия с дробями | 39 |
9.1 | Сложение дробей | 4 | Самостоятельная работа Математический диктант |
9.2 | Сложение смешанных дробей | 4 | Самостоятельная работа |
9.3 | Вычитание дробных чисел | 6 | Самостоятельная работа(2) Математический диктант |
Контрольная работа № 6. | 1 |
9.4 | Умножение дробей | 6 | Самостоятельная работа(2) Математический диктант |
9.5 | Деление дробей | 6 | Самостоятельная работа(2) Математический диктант |
9.6 | Нахождение части целого и целого по его части | 6 | Самостоятельная работа(2) Математический диктант |
9.7 | Задачи на совместную работу | 5 | Самостоятельная работа |
Контрольная работа № 7. | 1 |
Глава 10. Многогранники | 12 |
10.1 | Геометрические тела и их изображение | 3 |
10.2 | Параллелепипед | 3 | Проверочная работа |
10.3 | Объем параллелепипеда | 3 | Проверочная работа |
10.4 | Пирамида | 2 |
10.5 | Развертки | 1 |
Глава 11. Таблицы и диаграммы | 9 |
11.1 | Чтение и составление таблиц | 3 |
11.2 | Чтение и построение диаграмм | 2 |
11.3 | Опрос общественного мнения | 3 |
Итоговое повторение курса математики 5 класса. | 13 |
Итоговая контрольная работа ( № 8). | 1 |
Всего | 204 |
Учебно-методическое обеспечение
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010 г.
Бунимович Е.А. и др. Рабочая тетрадь. Математика. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010 г.
Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Шарыгин И.Ф. и др. Дидактические материалы для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2010 г.
Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О., Сафонова Н.В. Контрольные работы 5-6 классы. Пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010 г.
Кузнецова Л.В., Сафонова Н.В. Тематические тесты 5 класс. –
М. «Просвещение», 2010 г.
Суворова С.Б., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О. Математика 5-6 Книга для учителя – М.: Просвещение, 2006.
Бокарева С.А., Смирнова Т.В. Математика. Поурочные разработки для 5 класса – М. «Просвещение» 2009 г.
Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю Математика 5, 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М. «Интеллект-центр» 2010 г.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5, 6 класса – М. «ИЛЕКСА» 2003 г.
Минаева С.С. 30 тестов по математике 5 – 7 классы. М. «Экзамен» 2010 г.
Попова Л.П. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс. – М. «ВАКО» 2010 г..
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического
объединения учителей математики № ____
«_____» _____________ 2012г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР ______________
«_____» _____________ 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...