Процентные расчеты на каждый день
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Можно использовать в качестве дополнительной ифорации на уроках математики 5-6 класс и алгебры, при подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
procentnye_raschety.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный смотр-конкурс методических и дидактических средств обучения
Управление образования Горнозаводского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Горнозаводская общеобразовательная школа №3»
Номинация: общее образование
(математика)
Процентные расчеты на каждый день
(методические разработки)
Автор: Данилова Наталия Евгеньевна, учитель математики высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска
Почтовый адрес школы: 618820,
Пермский край, г. Горнозаводск,
ул. Кирова, д.6
Горнозаводск, 2012
Пояснительная записка
Современный общеобразовательный процесс характеризуется переходом на концентрическое обучение по отдельным дисциплинам. В Российской педагогической энциклопедии читаем «Концентризм в обучении – это принцип построения изучения наук, характеризующийся тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения». Проанализировав программу обучения математики в средней школе, можно с уверенностью сказать, что при изучении темы «Проценты», такая модель необходима. Так, программа предполагает изучение данной темы только в 5 классе в течение 5 уроков IV четверти. В учебнике под редакцией Н.Я. Виленкина предполагается решить определенное количество задач на «проценты»: 23-в классе, 14-дома, 3-в разделе «повторение».
В 6 классе при изучении темы «Пропорция» задачи на проценты решаются параллельно с другими задачами. В результате учащиеся старших классов решают задачи на проценты лишь с помощью двух «классических» действий, совсем не подготовлены к решению задач более сложного уровня. В 7 классе задачи на проценты встречаются крайне редко и только в рамках повторения. Выпускники школ относят задачи на проценты к группе «риска» на выпускных экзаменах, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Так, предложив одинаковые задачи на проценты в 6 и 9 классе оказалось, что:
Выполнили работу (чел.) | Справились (чел.) | % |
6 класс | 42 | 30 | 75 |
9 класс | 44 | 23 | 52 |
Данные позволяют сделать вывод: ученики 6-го класса решают задачи лучше, чем выпускники основной школы. Наряду с этим, анализируя материалы КИМов, демонстрационных материалов ЕГЭ за последние 5 лет, мною замечено, что задачи на проценты занимают значительное место от общего количества задач.
Год | Количество задач | Раздел |
2005 | 1 | В7 |
2006 | 1 | В9 |
2007 | 1 | В9 |
2008 | 1 | В9 |
2009 | 2 | В3 В9 |
Приведенные выше сведения говорят о том, что данная проблема актуальна в современных условиях образования. Учитель должен способствовать повышению качества обучения, формированию предметных компетенций, вместе с тем и развитию мотивации к предмету.
В связи с этим, предлагаемые мной методические разработки преследуют следующие цели:
1. Формирование качественного мышления у учащихся, характерного для математической деятельности и необходимого человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
В связи с тем, что наша школа в течение ряда лет работает по проблеме «Создание здоровьеформирующей среды и использование здоровьесберегающих личностно-ориентированых технологий в учебном процессе», необходимо акцентировать внимание учащихся на заботу о своем здоровье.
Диагностические разработки позволят решить следующие задачи: формировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты;
- привить учащимся основы экономической деятельности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Предлагаемые мной разработки – это обобщение своего опыта работы с использованием некоторых идей математиков О.Бекоевой, В.Студенецкой, М.Кац, опубликованных в газете «1 сентября», предлагаемые материалы апробированы мной на занятиях элективных курсов в 8-А классе в этом учебном году, и в 9-А, 9-В в прошлом учебном году и обсуждены на методическом объединении учителей математиков.
Если со всей ответственностью подойти к изучению темы «Проценты», а именно, заинтересовать учащихся в начале обучения историческими сведениями; предложить опорные конспекты; использовать схемы, таблицы при решении задач; организовать конкурс творческих заданий, то результат окажется положительным. Так, при проведении занятий элективных курсов в 8-А и 10-А классах, учащиеся стараются использовать приемы, рекомендованные в виде схем и графиков. Ученики 6-А, 6-Б классов нашей школы с интересом составляли сказочные задачи на проценты и красочно их оформляли ( Приложение 4).
Методические разработки состоят из приложений:
1. История возникновения процентов.
2. Использование таблиц при решении задач в 5 классе.
3. Опорный конспект «Процент числа», 5 класс.
4.Творческие задания.
5. Внедрение приемов с позиций здоровьесбережения на уроках в 6 классе.
6.Фрагмент урока с экологическим содержанием 5 класс.
7.Задачи для 7-11 классов (с использование прямоугольников).
8. Схемы при решении задач на смеси.
9. Проценты в стихах.
Анализ результатов мониторинговых обследований качества подготовки учащихся общеобразовательных школ района Пермского края показал, что уровень сдачи тестов учащимися 5 классов в 2007 году и 6 классов в 2008 году практически не снижается.
год | Всего писали, человек | Высокий уровень (чел.) | Средний уровень (чел.) | Ниже средного (чел.) |
2007 | 40 | 7 | 21 | 12 |
2008 | 36 | 6 | 19 | 11 |
По итогам мониторинга при определении динамики и тенденции развития уровня обученности учащихся в 2007-2008учебном году выявлено следующее: соблюдается стабильность с элементами роста, так при максимальном балле «20»:
Средний балл по району – 9,4
Средний балл по школе – 11,6
Все эти факты убедили меня пересмотреть подход к изучению темы «Проценты» уже в 5 классе. В своей работе я предлагаю фрагменты уроков в 5, 6 классах, фрагменты занятий элективных курсов по проблеме. Данные материалы, надеюсь, будут интересны ученикам и их родителям, молодым педагогам, учителям – стажистам любых общеобразовательных учреждений.
В дальнейшем планирую подборку и составление задач на проценты для всего курса математики с 5 по 11 классы в виде небольшой брошюры и публикации.
Приложение 1.
История возникновения процентов
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участи 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленной производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции 8/% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д.
Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально переводится «за сотню», или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского pro mille – «с тысячи»), обозначаемые, по аналогии процентов. Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию.
Еще мы говорили о предметах о некоторой заданной совокупности – деньгах, зарабатываемых в семье, материалах, продуктах питания, то процент, разумеется, 100 сотых частей самого себя. Поэтому обычно говорят, что она «принимается за 100%».
Если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за 100%. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; 100% зарплаты – это 100 сотых частей зарплаты. Т.е. вся зарплата. Подоходный налог с зарплаты берется в размере 13%, т. е. 13 сотых от зарплаты. Надпись «60%» хлопка на этикетке обозначает, что материал содержит 60 сотых хлопка, т. е. более чем на половину состоит их чистого хлопка. 3,2 жира в молоке означает, что 3,2 сотых массы продукта составляет жир ( или, другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,2 грамма жира).
Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения. Например, уровень подростковой преступности повысился на 3%, в этом ничего страшного нет – быть может, эта цифра отражает только естественные колебания уровня. На если он повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и необходимости изучения причин такого явления и принятия, соответствующих мер.
Приложение 2
Использование таблиц при решении задач в 5 классе
Задача 1. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Задача 2. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 12 учеников, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе?
Задача 3. Из 1800 га колхозного поля 558 га засажено картофелем. Какой процент засажен картофелем?
Детей сбивает с толку не только сложность рассуждений, но и разная запись кратного условия. Между тем задачи можно решать по одному образцу. Для решения задачи составим таблицу, форма которой не будет меняться. В графе количество обязательно укажем наименование (га, км, т, кг и т. д.)
количество | % |
100 |
Традиционное решение | Предлагаемое решение |
Задача 3. картофелем засажено 558/1800 всего поля. Обратим дробь 558/1800 в десятичную. Для этого разделим 558 на 1800. Получаем 0,31. Значит, картофелем засажена 31 сотая всего поля. Каждая сотая равняя 1% поля. Поэтому картофелем засажено 31% всего поля. | Задача 3. в этой задаче неизвестно, сколько процентов составляет часть поля, но известна площадь всего поля и площадь под картофелем, следовательно:
х=(558*100):1800=31% |
Приложение 3
Опорный конспект «Процент числа», 5 класс
В учебнике «Математика, 5», изучая тему главы «Дробные числа», учащиеся решают задачи на нахождение части от числа и числа по его части. Они знакомятся с понятием «числитель» и «знаменатель» дроби. Именно в этот момент удобно ввести и понятие процента, как 1/100 от числа (то есть число разделили на 100 частей и взяли 1 часть). Ученики учатся записывать в виде обыкновенной дроби любой процент числа. Четко проводится идея, что процент это та же часть числа, только записанная по-другому, и ей всегда можно вернуть привычный вид. Типизация задач на «проценты» и методы их решения «заключаются» в опорный конспект 1:
1%=1/100, 5%=5/100, 13%=13/100, 120%=120/100, 100%=100/100=1.
Часть от числа | Процент от числа |
3/5 от 15 15:5*3=9 | 3% от 200 3% = 3/100 3/100 от 200 200:100*3=6 |
Нахождение числа по его части | Нахождение числа по его проценту |
?, если 5/8 его составляют 15 15*8:5=24 | ?, если 5% его составляют 80 5%=5/100 80*100:5=1600 |
Опорный конспект №2, где сосредоточена работа с процентом как в виде десятичной дроби, так и в виде обыкновенной.
1%=1/100=0,01
Часть от числа | Процент от числа | 3/5 от 15, 15:5*3=9 |
0,6 от 15, 15*0,6=9 |
2% от 14, 2%=2/100=0,02 0,02 от 14, 14*0,02=0,28 |
Число по его части | Число по его проценту | ? 5/8 составляет 15, 15:5*8=24 |
? 0,8 составляет 32, 32:0,8=0,4 |
? 3% составляет 27, 3%=3/100=0,03 ? 0,03 составляет 27, 27:0,03=900 |
отношение | Какую часть 16 составляет от 32? 16:32=0,5 |
Какой процент 16 составляет от 32? 16:32=0,5, 0,5=5/10=50/100=50% |
Приложение 4
Творческие задания
Чтобы заинтересовать учащихся, а также развить творческую деятельность, можно предложить в домашнем задании составить, решить или нарисовать задачу сказочного содержания. Вот некоторые из них – задачи составленные детьми 5-6 классов.
Задачи на нахождение процента от числа.
Медведь, волк и лиса нашли в лесу сундук с 5050 золотыми монетами. Они взяли 40% всех монет, остальные монеты растащили грабители. Сколько монет растащили грабители? (3030 монет)
Длина Волги 3530 км. Корабль проплыл 10% длины этой реки и сделал первую остановку. Сколько километров проплыл корабль до первой остановки? (353 км)
Карлсон купил новый шампунь. После того, как он помылся, от его прежних 450 волосинок осталось 38%. Сколько волосинок исчезло с головы Карлсона (279)
Кощей поспорил с бабой Ягой, что просидит в печке 200 минут, а просидел 68% этого времени. Сколько минут просидел Кощей в печке? (136 минут)
Кот Матроскин и почтальон Печкин ели леденцы. Кот съел 24 леденца, почтальон 50% этого количества. Сколько леденцов они съели вместе? (36 леденцов).
Задачи на нахождение числа по его процентам.
Колобок прокатился по лесу 25 км, что составило 20% пути. Каков путь, который должен был проделать колобок (125 км)
Золотая рыбка построила 12 замков для бедных и обездоленных людей, что составило 60% всех намеченных ею. Сколько всего замков хотела построить золотая рыбка? (20 замков).
Накануне Нового года гномам повезло. Они нашли 42 кг золота, что составляет 30% того, что имелось в пещере. Сколько золота находилось в пещере? (140 кг)
Винни-Пух так увлекся вкусной едой, что съел 5 банок сгущенки, что составило 50% имеющейся у Кролика и 6 коробок конфет, что составило 60% всех запасов. Сколько и чего было у Кролика? (10 банок сгущенки; 10 коробок конфет)
Маленькая принцесса очень любила конфеты «Рафаэлло», она съела 20 штук, что составило 40% всех запасов ее родителей. Сколько конфет осталось в запасе? (30 штук)
Приложение 5
Внедрение приемов с позиций здоровьесбережения на уроках в 6 классе.
Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза.
Задача 1. В табачном дыме одной сигиреты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя; полоний – 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Задача 2. Определите, сколько курящих детей в школе, в которой обучается 500 мальчиков и 600 девочек, если по статистике курящих мальчиков – 60%, курящих девочек – 40%.
Задача 3. Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 67 лет?
Задача 4. при проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеет по 2 заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные по одному заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 и сколько по одному заболеванию?
Задача 5. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг. 300гр. Если у ребенка курящий отец, то его вес будет меньше среднего на 125 гр; если курящая мать – меньше на 300 гр. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама (ответ округлите до единиц)
Задача 6. Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может не принять на работу, или уволить курящего. Причину этого может объяснить следующий пример: если хороший секретарь – машинист курит, то на страницах печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько ошибок будет у него на страницах, где знаков в 1,5 раза больше?
Задача 7. В 10-А классе нашей школы 21 учащийся, из них 3 человека курят. Каков процент курящих детей в классе?
Задача 8. Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если одна пачка сигарет стоит 13 рублей, ежемесячная зарплата 9000руб.
Приложение 6
Заключительный урок по теме «Проценты»
(фрагмент урока с экологическим содержанием, 5 класс)
Цель урока: отработка навыка решения задач на проценты всех трех видов. Проверка знаний учащихся; воспитание любви к природе и её ценностям.
I Математический диктант
1 Заштрихуйте часть фигуры:
а) 50% б) 20%
в) 25% г) 10%
2 Данную часть выразите в виде обыкновенной дроби:
а) 1/2
б) 1/5
в) 1/4
г) 1/10
3 Найдите: 50% от 6м.
20% от 35 дм
25% от 32 кг
10% от 78 ц
25% от 12 руб
10% от 32 м
50% от 4 т
20% от 45 га
4 Определите, какой процент всей фигуры заштрихован:
II Закрепление изученного материала. Решение задач.
Большую площадь Земного шара занимают леса. Мы можем отдыхать в тени деревьев, дышать свежим, чистым обогащенным воздухом. Лес дает человеку продукты питания. Это дом, в котором живут звери и птицы. Охраняйте и берегите лес.
Вопросы.
Сколько лет растет дерево?
Мамонтово дерево (Америка) – 2500 лет – 100%
Дуб (100 лет) - ? лет – 40%
Сосна (400 лет) - ? лет – 16%
Груша (300 лет) - ? лет – 12%
Чтобы догнать муху, птица должна развить скорость большую, чем муха. Как в процентном отношении измеряется скорость мухи и скорость вороны от скорости стрижа?
Муха – 25 км/ч - ? % (25%)
Ворона – 50 км/ч - ? % (50%)
Стриж – 100 км/ч – 100%
Как долго живет паук, если его средняя продолжительность жизни составляет 1,2% от продолжительности жизни Мамонтова дерева? (30 лет).
Кто самый сильный на Земле?
Масса слона – 5 т – 100%
Масса переносимого им груза - ? – 30%
Муравей может переносить груз в 10 раз превышающий собственный вес.
Сколько лет живет муравей, если его продолжительность жизни составляет 1% от продолжительности Мамонтова дерева (25 лет).
Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляет 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?
Брусника.
Средняя продолжительность ? лет – 100%
15 лет – 5%
15:5*100=300 (лет) – брусника.
Черника.
Средняя продолжительность - ? лет – 100%
21 год – 7%
21:7*100=300 (лет) – черника.
Девочке 7 лет, что составляет 10% от средней продолжительности жизни человека. Какова средняя продолжительность человека?
III Самостоятельная работа.
Организм человека состоит из воды на 60% (в массовом отношении), из белка – на 14%, жиров – на 10%, углеродов – на 1%, золы – на 5% и других веществ. Определите массу каждого элемента в организме человека массой 50 кг.
Масса крови в организме человека составляет около 8% его массы. Определите массу крови в организме человека массой 70 кг.
Приложение 7
Задачи для 7-11 классов.
Задачи на обратную пропорциональную зависимость.
Из n = mA/m при mA=const
m n=const
Графически указанную зависимость можно изобразить с помощью
равновеликих прямоугольников.
n
n1
n2
0 m1 m2 m
m1n1=m2n2 или (m2-m1)*n2=m1(n1-n2)
Задача 1. Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к 40 кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составляло 2%?
Решение. Масса соли не изменится после прибавления к 40 кг морской воды х кг пресной воды. (тА = const тп = const)
I вариант (40 + х) • 2 = 5 • 40
40 + х = 100, х = 60.
II вариант 2 • x = 3 • 40, х = 60
n(%)
5
2
0
40 40+x m(кг)
Ответ. 60 кг
Задача 2. Кусок сплава меди с оловом массой 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся сплав имел 40% меди?
n(%)
45
40
0 12 12+x m(кг)
Решение. В данной задаче масса меди есть величина постоянная. Пусть масса прибавленного олова равна х кг
40• х = 5•12, х = 1,5.
Ответ. 1,5 кг
Задача 3. Собрали 100 кг грибов. Оказалось, что их влажность 99%. Когда грибы подсушили, влажность снизилась до 98%. Какой стала масса грибов после подсушивания?
n(%)
2
1
0 х 100 m(кг)
Решение. Масса сухого вещества постоянна. Искомую массу примем за х
I вариант
2*х = 1*100, х =50.
II вариант 100 - х = х, х = 50.
Ответ. 50 кг.
Задача 4. Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85% воды, чтобы получить массу с содержанием 75% воды?
n(%)
25
15
0 500- х 500 m(кг)
Решение. Масса целлюлозы постоянна. До
выпаривания было 15% целлюлозы, после выпаривания 25%. Пусть масса выпаренной воды равна х кг .
I вариант 25(500 - х) = 15 • 500, х = 200.
II вариант 15*х = 10(500 - х), х = 200.
Ответ. 200 кг.
Задача 5. В колбе имеется раствор поваренной соли. Из колбы в пробирку отливают 1/5 часть раствора и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится вдвое. После этого выпаренный раствор выливают обратно в колбу. В результате процентное содержание соли в колбе повышается на 3% . Определите исходное процентное содержание соли.
n(%)
n+3
n
0 9/10m m m
Решение. В данной задаче масса соли есть величина постоянная. Пусть первоначальная концентрация равна n%, тогда последующая концентрация будет (п + 3)% ; пусть первоначальная масса раствора равна т, тогда последующая масса раствора будет равна
4/5m+1/10m=9/10m
(4/5m – масса оставшейся части раствора в колбе после отлива 1/5т, 1/10m - масса отлитой части раствора после выпаривания)
I вариант
9/10т(п + 3) = тп,
9/10m+27/10 = n, n=27.
II вариант
3*9/10m=n*1/10m, n=27
Ответ. 27%.
Задача 6. В сосуде находится определенное количество смеси воды с кислотой. Чтобы уменьшить концентрацию кислоты на 34%, в сосуд надо долить 3 л воды, а чтобы уменьшить ее на 17% , надо долить 1 л воды. Какова концентрация кислоты в сосуде?
Решение. Обозначим п - первоначальная концентрация, V - первоначальный объем смеси. Так как объем кислоты в смеси (Vк) есть величина постоянная, то произведение концентрации на объем смеси есть также величина постоянная. Из равенств
nV=(n-0.17)(V+1)=(n-0.34)(V+3)
составим систему уравнений
(n-0.17)(V+1)=nV
(n-0.34)(V+3)=nV
n/n-0.17 = V+1/V, n/n-0.34 = V+3/V
n/n-0.17 = 1/V+1, n/n-0.34 = 3/V+1
0.17/n-0.17 = 1/V, 0.34/n-0.34 = 3/V
V = n-0.17/0.17, V = 3n-1.02/0.34
n-0.17/0.17 = 3n-1.02/0.34, n = 0.68
второй вариант n
n
n=0.17
n=0.34
0 V V+1 V+2 V(л)
3(n-0.34)=0.34V 3n-1.02/n-0.17 = 2, n=0.68
N – 0.17 = 0.17V
2. Задачи на прямую пропорциональную зависимость
Рассмотрим формулу n=mA/m , если n=const
а тА и т - переменные величины, то mа и т находятся в пропорциональной зависимости.
Графически пропорциональную зависимость можно изобразить с помощью любого угла, стороны которого пересекаются параллельными прямыми. m1 m
m2
m1
mA1 mA2 mA3 mA
m2/m1=mA2/mA1 или m2-m1/mA2-mA1 = mA2/mA1 и др.
Задача 1. К 20 кг 12% -ного раствора соли добавили 3 кг соли. Сколько надо долить воды, чтобы концентрация соли в растворе не изменилась?
Решение. Масса соли в растворе
mA1 = 0,12 • 20 = 24 (кг), тА2 = 2,4 + 3 = 5,4 (кг).
Пусть требуется долить х л воды. Тогда
20 + х/20 = 5,4/2.4
2,4x + 48 = 108, х = 25.
Второй вариант
m(кг)
20+x
20
2.4 5.4 mA(кг)
х/3 = 20/2,4, х = 25
Ответ. 25 кг.
Задача 2. Кусок сплава меди и цинка массой 36 кг содержит 45% меди. Какую массу меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?
Решение. Пусть добавленная масса меди равна х кг. В новом сплаве массы меди и цинка пропорциональны их концентрациям.
0,45 • 36 + х/ 0,55 * 36 = 0,6/0,4
х = 13,5.
Другой вариант решения. По определению концентрация равна отношению массы компонента к массе сплава, так что
0,45*36+х/36+х = 0,6, х = 13,5.
Ответ. 13,5 кг.
Задача 3. Сплав меди с серебром содержит серебра на 1845 г. Больше, чем меди. Если к нему добавить некоторое количество чистого серебра, первоначально содержащегося в сплаве, то получится новый сплав, содержащий 83,5% серебра. Какова масса сплава?
Решение. Обозначим
х (г) - масса меди,
(х + 1845) (г) - масса серебра,
4/3*(х + 1845) (г) - масса серебра после добавки,
(2х + 1845) (г) - масса сплава (рис. 12).
(х/3+ 2460)/67 = х/16,5
х = 660,
2х + 1845 = 3165.
Ответ. 3165 г.
Приложение 8
Схемы при решении задач на смеси.
Задача 1. в каких пропорциях надо смешать р-процентную и q-процентную кислоту, чтобы получить r-процентный раствор?
Пусть p
хр/100+уq = (х+у)r/100
(это уравнение наглядно показывает, что «проценты здесь ни при чем» - сотни сокращаются), откуда
x(r-p) = y(q-r),
и, следовательно,
x/y = q-r/r-p,
что просто представить схематически:
p q
r
q-r r-p
(От большего, естественно, отнимается меньшее.)
Проиллюстрируем применение схем, решая задачи из экзаменационного сборника для 9-го класса авт. Л.И. Звавича и др.
Задача 2. Один раствор содержит 20% кислоты, а второй 70% кислоты. Сколько литров первого и второго раствора нужно взять, чтобы получить 100 л раствора с 50% -ным содержанием кислоты?
Применим схему. Итак, объемы искомых растворов относятся как 20 : 30 = 2 : 3 Отсюда по условию
2х + Зх = 100, х = 20.
20 70
50
70-50=20 50-20=30
Значит, первого раствора надо взять 40 л, а второго 60л.
Ответ: 40 л, 60 л.
Усложним задачу.
Задача 3. Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15 кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова нужно добавить к нему, чтобы получить сплав с 30%-ным содержанием меди?
Схема к данной задаче содержит 0 (рис.)
0 40
40
40-30=10 30-0=30
Массы относятся как 1 : 3. 1/3 • 15 = 5 (кг)
Ответ: 5 кг.
Рассмотрим еще более трудную задачу, предложенную на вступительном экзамене в Московском физико-техническом институте.
Задача 4. Имеется два раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100 г первого раствора и 200 г второго, то получится 50%-ный раствор. Если же слить 300 г первого раствора и 200 г второго, то получится 42%-ный раствор. Определите концентрацию каждого из двух данных растворов.
Так как 100 : 200 = х : 2х, то имеем схему, изображенную на рисунке
? ? 50-2х 50+х
50 50
х 2х х 2х
Исходные концентрации в процентах равны соответственно 50 - 2х и 50 + х.
Соответствующая схема для второй смеси изображена на рисунке. По условию
(х + 8) : (2х - 8) = 300 : 200, откуда х = 10.
50-2х 50+х
42
50+х-42=х-8 42-(50-2х)=2х-8
Значит, концентрация первого раствора равна 50 - 2 • 10 = = 30 (%), а второго 50 + 10 = 60(%).
Ответ: 30%, 60%.
Задача 5. Сплав золота с серебром весит 2 кг 682 г, а при полном погружении в воду только 2 кг 502 г. Определите, сколько золота и серебра в сплаве, если известно, что плотность золота 19,3 г/см3, а серебра 10,5 г/см3.
В этой задаче мы «обойдемся без процентов», но воспользуемся той же графической схемой (рис).
10,5 19,3
14,9
19,3-14,9=4,4 14,9-10,5=4,4
Сплав теряет при погружении в воду
2.682 - 2,502 = 0,180 (кг).
По закону Архимеда столько же весит вытесненная им вода. Находим объем этой воды и, следовательно, вытеснившего его тела: 180 см3. Теперь найдем плотность тела:
2682/180=14,9 (г/см3).
Плотность - вот что будет играть роль процентной концентрации!
Золота и серебра будет поровну.
Ответ: 1,341 кг, 1,341 кг.
Приложение 9
Проценты в стихах
Процент
Я – процент, - раздался крик, -
Заявляю сразу
В школе каждый ученик
Знать меня обязан.
Сотая доля числа
В школе учитель за наши дела
Ставит в журнале оценки.
Сотую долю любого числа
Мы называем процентом.
Задачи на проценты
Чтоб решить на проценты задачу
Поступайте вы так, не иначе:
Начинайте решенье с того –
Узнавайте цену одного.
Сколько надо процентов, тогда
Вы найдете легко, без труда.
Библиографический список
Предметная неделя математики в школе «Григорьева Г.И. Москва «Глобус», 2008.
Сборник элективных курсов 8-9 классы. В.И.Студунецкая, Л.С.Сагателова. Волгоград «Учитель», 2007.
Современный словарь иностранных слов. Нечаева И.В. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Математика. Приложение в «1 Сентября», № 27 1999г, № 17 2001г, № 23 2004г.
Учебник Математика 5,6. Н.Я. Виленкин. Москва «Мнемозина», 2005.
Демонстрационный вариант КИМ 2009г. ФИПИ (федеральный институт педагогических измерений).
ЕГЭ 2001-2009г. (учебно - тренировочные материалы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Процентные расчеты на каждый день"
Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...
"Процентные расчеты на каждый день"
Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА
программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...
Программа курса по выбору «Процентные расчеты на каждый день»
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет к...