"Процентные расчеты на каждый день"
план-конспект урока алгебры (9 класс) по теме
Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.Это можно сделать в форме нетрадиционного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
procentnye_raschety_na_kazhdyy_den.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Процентные вычисления на каждый день».
Класс: 9 класс
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Обучающие:
- знакомство с широтой применения в жизни процентных вычислений;
- закрепление и обобщение знаний по теме “Проценты”.
- Развивающие:
- развитие умений и навыков сравнения;
- выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
- развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач;
- Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, умения слушать мнение товарищей, трудолюбия.
Х о д з а н я т и я
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодняшние занятие мы начнём с загадки, отгадайте, что это за слово?
Часть слова первая – предлог,
Вторая – мелкая монета,
А весь он, он бы нам помог
При счёте, ну и что же это? (Процент)
Итак, тема нашего занятия«Проценты». Запишите в тетради число, тему урока.
2. Постановка цели урока
– А где в повседневной жизни встречается понятие процента. Приведите утверждения с процентами (дети приводят примеры).
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что, в выборах приняли участие 57% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, успеваемость в классе 85%, банк начисляет 17% годовых, молоко содержит 1,5% жира, материал содержит 100% хлопка и т.д. В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями процентов и соответствующими дробями: половина - 50% , четверть - 25% , три четверти - 75% , пятая часть - 20% , три пятых - 60% и т.д.
Увеличить в 2 раза - это значит увеличить на 100%, уменьшить в 2 раза - это значит уменьшить на 50%. Современная нам жизнь снова делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Везде - в газетах, по радио и телевидению, в транспорте и на работе обсуждаются повышение цен, зарплат, рост стоимости акций, снижение покупательной способности населения и т.п. Добавим сюда объявления коммерческих банков, привлекающих деньги населения на различных условиях, сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов, об изменении процента банковского кредита и пр. Все это требует умения производить хотя бы несложные процентные расчеты для сравнения и выбора более выгодных условий. Особый интерес представляет процент в банковских операциях .
Итак, мы видим как часто встречается понятие процента, как необходимо знать и понимать что это. И цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты», отработать навык решения задач на проценты.
3. Актуализация знаний
– Дайте математическое определение процента. (Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100
– Чему равна вся величина? (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)
– Но откуда произошло слово «процент» и почему оно так обозначается?
История создания процентов.(сообщение ученика)
Само слово «процент» происходит от лат. «pro centum», что означает в переводе «сотая доля». В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращенно от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.
Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией.
В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.
В Европе в средние века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином.
Фламандский ученый, военный инженер Симон Стевин не был по профессии математиком, но его трудолюбие и талант позволили ему занять достойное место среди выдающихся европейских математиков. Он первым в Европе открыл десятичные дроби. Симон Стевин опубликовал таблицу для вычисления сложных процентов, которая использовалась в торгово-финансовых операциях.
– Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем?
А сейчас попробуйте решить такую задачу:
- для мальчиков: Какую часть вашего класса составляют девочки? Ответ выразите в процентах.
- для девочек: Какую часть вашего класса составляют мальчики? Ответ выразите в процентах.
III. Решение задач
- Задача 56. (Распродажа.)
(Для продавца)
Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в декабре еще на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Р е ш е н и е.
Стоимость зонта в ноябре составляла 85 % от 360 р., т. е. 360·0,85 = 306(р.). Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта; теперь следует искать 90 % от 306 р., т. е. 306·0,9 = 275,4 (р.).
О т в е т: 275 р. 40 к.
2. Задача. (Бюджет. Зарплата.)
При приеме на работу директор предприятия предлагает зарплату 4200 р. Какую сумму получит рабочий после удержания налога на доходы физических лиц?
Р е ш е н и е.
1) (4200 – 400) · 0,13 = 494 р. – налог.
2) 4200 – 494 = 3706 р.
З а м е ч а н и е. При начислении налога на доходы физических лиц нужно учитывать стандартный вычет 400 р., налог 13 % берется от оставшейся суммы.
О т в е т: 3706 р.
- Задача 58. (Тарифы.)
(Для потребителя)
В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3 р. 15 к. вместо 2 р. 27 к. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5 %.
Р е ш е н и е.
Разность тарифов составляет 0,4 р., а ее отношение к старому тарифу равно 0,14545… Выразив это отношение в процентах, получим примерно 14,5 %.
О т в е т: да, соответствует.
4. Задача 60. (Штрафы.)
(Для родителей)
Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 р. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4 % от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
Р е ш е н и е.
Так как 4 % от 250 р. составляют 10 р., то за каждый просроченный день сумма оплаты будет увеличиваться на 10 р. Если родители просрочат оплату на день, то им придется заплатить
250 + 10 = 260 (р.),
на неделю 250 + 10·7 = 320 (р.).
О т в е т: 320 р.
Домашнее задание. Составить задачи, используя жизненные ситуации, записать на отдельных листах(с решением)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Процентные расчеты на каждый день"
Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
Процентные расчеты на каждый день
Можно использовать в качестве дополнительной ифорации на уроках математики 5-6 класс и алгебры, при подготовке к ЕГЭ...
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА
программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...
Программа курса по выбору «Процентные расчеты на каждый день»
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет к...