Урок по теме "Умножение обыкновенных дробей"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Данный материал содержит пояснительную записку к уроку, технологическую карту урока, а также презентацию по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_umnozhenie_obyknovennyh_drobey.rar | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ
Урок математики в 6 классе по теме
«Умножение дробей»
(преподавание по учебнику: Н.Я.Виленкина «Математика 6»,2011г.)
Выполнили: Круглова Ольга Николаевна
Зубенко Надежда Александровна
учителя математики МБОУ Уршельская СОШ
2012г.
Пояснительная записка к уроку математики в 6 классе по теме «Умножение обыкновенных дробей» |
Автор: | КругловаО.Н.,ЗубенкоН.А.учителя математики МБОУ Уршельская СОШ |
Направление: | естественно-научное |
Тема, класс: | Умножение обыкновенных дробей, 6 класс |
Тип: | Урок изучения нового материала |
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности |
Учебник: | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие «Математика, 6», 2011г. издательство «Мнемозина» |
Раздел: | Глава I. Обыкновенные дроби. §3.Умножение и деление обыкновенных дробей. П.13. Умножение дробей. |
Количествочасов: 170 учебных часов в год, 5 учебных часов в неделю |
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Умножение дробей». Учебные задачи, направленные на развитие учащихся: - в личностном направлении: продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, развивать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, прививать умение совместно работать в парах, группах, ответственного отношения за результаты своего труда; - в метапредметном направлении: развивать первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и развивать умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. - в предметном направлении: формировать представление о дроби, как важнейшей математической модели, позволяющей описывать и изучать реальные процессы и явления, формировать умение выполнять умножение обыкновенных дробей, формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера. |
Методы: | проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ. |
Оборудование: | ПК, проектор, карточки для рефлексии,мел, доска. |
Формы работы: | самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа. |
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный ( 2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
2 этап - актуализация знаний, постановка проблемы (3 мин) Выполняются задания со слайда, в парах, обсуждение результатов происходит фронтально. Ребята повторяют основные действия с дробями, которые на тот момент известны ребятам и необходимы для изучения нового материала. Задание следующего слайда представляет собой пример по новой теме и потому его решение наталкивает на проблему, решение которой предлагается рассмотреть на уроке. Таким образом, учащиеся приходят к выводу о недостатке знаний по теме «Обыкновенные дроби», предлагают рассмотреть «Умножение обыкновенных дробей».
3 этап – открытие детьми нового знания (15 мин) Начинается он с решения примеров. В результате, учащиеся, с помощью логических рассуждений находят и выделяют необходимую информацию, которая позволяет им самостоятельно ответить на вопрос: «Как выполнить умножение обыкновенных дробей?».
4 этап – Исследовательская работа в парах)(5 мин) учащимся предлагается самостоятельно решить задачу по новой теме, с дальнейшей её проверкой с помощью решения на слайде. Учащиеся , которые справились с данной задачей, помогают более слабым ученикам. Далее учащиеся формулируют правила умножения и отрабатывают их на примерах со слайда.
5 этап – физкультминутка. (2 мин) Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть, сменив вид деятельности. Учащиеся выполняют несложные физические упражнения.
6 этап – тестовая работа (10 мин) выполнятся индивидуально с дальнейшей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением характера выполненных ошибок. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, попросив поднять руки учащихся, получивших отметки «5» и «4».
7 этап – итог занятия (3 мин) .Учитель предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся. Задает задание на дом.
Анализ урока: Данный урок, проведенный в 6 классе (средний показатель качества обученности), дал результат (по итогам тестовой работы) 54% качества и 100% успеваемости. Характер ошибок, допущенных в работе – вычислительные, сократимая дробь в ответе. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
Технологическая карта урока
по теме «Умножение дробей»
ФИО учителей: Круглова Ольга Николаевна и Зубенко Надежда Александровна – учителя математики МБОУ Уршельская СОШ
Предмет: математика
Класс: 6 класс
Тема и № урока: «Умножение дробей», урок № 1.
Учебник: Н.Я. Виленкина «Математика - 6»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Умножение дробей».
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности,
прививать умение совместно работать в парах, группах, ответственного отношения за результаты своего труда;
- в метапредметном направлении:
развивать первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники,
формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и развивать умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- в предметном направлении:
формировать представление о дроби, как важнейшей математической модели, позволяющей описывать и изучать реальные процессы и явления,
формировать умение выполнять умножение обыкновенных дробей,
формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок введения нового учебного материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; са работа;
работа в парах.
5.Необходимое оборудование: Проектор и экран. Презентация “Умножение дробей ”.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Эор | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные учебные действия | Формирование УУД (личностные, метапредметные) | Время в мин. (в мин) |
1 | Организационный момент | слайд №1,2 | приветствует обучающихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, ставит проблемы, используя при этом оформленный в презентации девиз урока. «Чем больше я знаю, тем больше умею». Как вы понимаете этот девиз? | приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку высказывают свое мнение на поставленный вопрос То есть, используя то, что мы уже знаем, можем научиться чему-то новому. | Познавательные (умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы). | 2 |
2 | Актуализация знаний. Постановка проблемы | слайд №2 | Давайте повторим, что мы уже знаем, и в ходе повторения найдем, чему нам надо научиться, поставим перед собой задачу и сформулируем тему урока. По слайду презентации идет повторение, особое внимание уделяется последнему заданию, где предлагается решить задачу ( найти количество сока в 5 бутылках). объявляет цели урока, записывает дату и тему урока на доске – “Умножение дробей ”. | Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сталкиваются с проблемой. записывают дату и тему урока в тетради. | Вспоминают сложение обыкновенных дробей, сокращение дробей, выделять целую часть из неправильной дроби | Регулятивные (способность к волевому усилию) | 3 |
3. | “Открытие” детьми нового знания. | слайд №3,4 слайд №5,6 | 1.Подготовительное задание Замените произведение суммой 3 • 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 8 • 2 = 8 + 8 b • 3 = b + b + b | заменяют | Познавательные умение вести поиск и выделять необходимую информацию способность строить логическую цепь рассуждений способность структурировать найденную информацию в нужной форме Коммуникатив ные умение вступать в диалог; способность решать учебные проблемы, возни кающие в ходе фронтальной работы; | 15 |
2.Нельзя ли к нашей задаче применить данное математическое преобразование? | можно |
3.Попробуйте представить произведение обыкновенной дроби на натуральное число через сумму нескольких слагаемых, каждое из которых равно данной дроби и вычислим результат. | Представляют и вычисляют результат. |
4.Ребята, что вы заметили? | То, что полученный результат равен произведению числителя дроби на натуральное число. |
5.Давайте попробуем сформулировать правило по которому будем умножать обыкновенную дробь на натуральное число. | Формулируют правило и записывают в тетрадь |
6.А теперь закрепим правило, решив несколько примеров со слайда презентации. | Решают и делают соответствующие записи в тетради | Умножают обыкновенную дробь на натуральное число |
7.Ребята, давайте вспомним чему равна площадь прямоугольника? | Произведению смежных сторон |
8. Попробуйте найти площадь прямоугольника, изображенного на слайде | Пытаются, но сталкиваются с проблемой. |
9. Оказывается, что площадь данного прямоугольника можно найти и не используя данную формулу. Для этого возьмем квадрат со стороной 1 дм: разделим одну сторону квадрата на 5 одинаковых частей и возьмем 4 такие части, а другую сторону на 3 одинаковые части и возьмем 2 такие части. При таком делении квадрат будет состоять из 15 равных частей, а прямоугольник из 8 таких частей. Как вы думаете чему будет равна площадь прямоугольника? | Строят квадрат, делят и длину, и ширину на равные части. Находят площадь прямоугольника. отвечают |
10.Что вы заметили? | То, что значение площади получилось точно таким же числом, как, если перемножить числители и знаменатели этих дробей. |
11.Давайте попробуем сформулировать правило умножения двух обыкновенных дробей | Формулируют и записывают в тетрадь |
12.А теперь закрепим правило, решив несколько примеров со слайда презентации. | Решают, записывая в тетрадь | Умножают одну обыкновенную дробь на другую |
4 | Исследовательская работа в парах. | слайд №7,8 | 13. Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения. Задание на слайде: решить задачу на движение. Сформулировать правило умножения смешанных чисел Отрабатывают правило на конкретных примерах, находящихся на слайде | Выполняют работу в парах. Формулируют правило Решают примеры и записывают в тетрадь | Выполняют умножение смешанных чисел | Познавательные умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; Владение способами решения проблем Коммуникативные умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации Регулятивные (умение проанализировать ход и способ действий) | 5 |
5 | физкультминутка | слайд №9 | Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть, сменив вид деятельности | Учащиеся выполняют некоторые физические упражнения | 2 |
6 | Тестовая работа с взаимоконтролем | слайд №10,11 | Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью теста. | Учащиеся выполняют тест, с последующим взаимоконтролем. | Проверяют полученные знания | Регулятивные Умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку Владение навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля | 10 |
7 | Итог занятия. | слайд №12 слайд №13 | Подводит итоги урока. Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся. Задает задание на дом: | Описывают о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии . Записывают домашнее задание в дневник. | 3 |
Литература
Дидактический материал по математике 6 класс / А. С Чесноков и др. Москва «Просвещение» 2009г.
Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/
Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011. – 288 с.
Преподавание математики в 5 – 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Н.Я Виленкина, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Вербум-М, 2005. – 176 с.
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса /Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. 3-е издание, переработанное.
(М.: Просвещение, 2011. - Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс
Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...
урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс
С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...
урок по теме "Обыкновенные дроби", математика 5 класс
«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху»,– говорил К. Ушинский. Успех рождает сильный дополнительный импульс, который соде...
Урок математики "Сложение обыкновенных дробей"
Информатизация образовательного пространства школы включает в себя оснащение их современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Интера...
презентация к уроку "действия с обыкновенными дробями". Урок- путешествие
Данная презентация созданна для обобщающего урока в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс....
Урок в 5 классе по теме "Повторительный урок по теме "Обыкновенные дроби"
Урок повторительно-обобщающий по теме "Обыкновенные дроби" является итоговым после изучения тем "Доли. Сравнение дробей. Правильные и направильные дроби"....
Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока :Повторительно-обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»...