Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа (алгебра, 9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
- Примерной программы основного общего образования по математике;
- Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
Контрольные работы формируются на основании примерных контрольных работ, приведенных в вышеназванных методических пособиях, составитель: Бурмистрова Т.А.
Уровень обучения – базовый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_a9_2012.doc | 611.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
Примерной программы основного общего образования по математике;
Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 9 класс», авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова.
Контрольные работы формируются на основании примерных контрольных работ, приведенных в вышеназванных методических пособиях, составитель: Бурмистрова Т.А.
Обучение математике в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, продолжение формирований качеств личности, свойственных математической деятельности: ясности и точности мышления, критичности мышления, интуиции как свернутого сознания, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, внимания как свернутого контроля, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Методы и приемы, используемые при обучении математике:
Принципы технологии уровневой дифференциации
Блоки домашних заданий по алгебре
Использование раздаточного материала для выполнения домашнего задания и дополнительной подготовки к экзамену.
4.Применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса
Формы контроля:
Дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут, оцениваемые отметкой «2» - не сделан обязательный уровень, «3» - правильно выполнен обязательный уровень, «4» - если допущена одна ошибка или несколько неточностей , «5» - правильно выполнены все задания или допущена неточность, не приведшая к неправильному решению.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 класс отводится 3 ч в неделю, всего 102 ч.
В том числе:
Контрольных работ – 9 (включая итоговую контрольную работу)
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем. В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы элементов статистики.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать / понимать
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
уметь
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы,
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения:
П – повторение пройденного ранее материала
ВК- входной контроль знаний учащихся за прошлый учебный год (15-20 минут)
КТ- контроль знаний в форме теста (5-20 минут)
Условные обозначения:
№ п/п | Сокращённое обозначение | Учебное занятие |
1 | ИНМ | Изучение нового материала |
2 | ЗПЗ | Закрепление первичных знаний |
3 | УКПЗ | Урок комплексного применения знаний |
4 | КЗ | Контроль знаний |
5 | УЗ | Урок закрепления |
6 | ОСМ | Урок обобщения и систематизации знаний |
8 | ППМ | Повторение пройденного материала |
9 | ПР | Практикум |
10 | ПМ | Повторение материала по теме |
№ урока | Содержание материала | № пункта, параграфа | Тип учебного занятия | Примерные сроки | Повторение. Подготовка к ГИА (ЕГЭ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Квадратичная функция - 22 часа |
1 | Функция. | 1 | ИНМ | 3-9 сентября 2012 г | П |
П |
П |
2 | Область определения и область значений функции. | 1 | УЗ ППМ |
3 | Свойства функций. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. | 2 | ИНМ ППМ |
4 | Свойства функций. Возрастающая и убывающая функции. | 2 | УЗ ППМ | 10-16 сентября 2012 г | П |
ВК |
5 | Свойства функций. Свойства функций y=kx+b, y=k/x | 2 | УКПЗ |
6 | Квадратный трёхчлен и его корни. | 3 | ИНМ |
7 | Квадратный трёхчлен и его корни. Выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена. | 3 | УЗ | 17-23 сентября 2012 г | П |
КТ |
8 | Теорема о разложении квадратного трёхчлена на множители. | 4 | ИНМ |
9 | Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 4 | ОСМ |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства». | 1-4 | КЗ | 24-30 сентября 2012 г |
П |
11 | Функция y=аx2, её график. | 5 | ИНМ ППМ |
12 | Свойства функции y=аx2. | 5 | УЗ |
13 | Графики функций y=аx2+ n. | 6 | ИНМ | 01-07 октября 2012 г | КТ |
14 | График функции y= a(x-m)2 | 6 | УЗ |
15 | График функции y=аx2+ n u y= a(x-m)2 | 6 | ОСМ |
16 | Алгоритм построение графика квадратичной функции. | 7 | ИНМ | 08-14 октября 2012 г | П |
КТ |
17 | Построение графика квадратичной функции. | 7 | УЗ |
18 | Чтение графика квадратичной функции. | 7 | ОСМ |
19 | Функция y=xn | 8 | ИНМ ППМ | 15-21 октября 2012 г | П |
КТ |
20 | Корень n-й степени. | 9 | ИНМ |
21 | Выражения с корнем n-й степени. | 9 | УЗ |
22 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная и степенная функции». | 5-9 | КЗ | 22-28 октября 2012 г |
П |
Уравнения и неравенства с одной переменной - 14 часов |
КТ |
23 | Целое уравнение и его корни. Степень уравнения. | 12 | ИНМ |
24 | Целое уравнение и его корни. Введение новой переменной. | 12 | УЗ |
25 | Целое уравнение и его корни. Биквадратное уравнение. | 12 | ОСМ ППМ | 05-11 ноября 2012 г |
П |
26 | Дробные рациональные уравнения. Алгоритм решения дробных рациональных уравнений. | 13 | ИНМ |
КТ |
27 | Дробные рациональные уравнения. | 13 | УЗ |
28 | Дробные рациональные уравнения. | 13 | УКПЗ |
29 | Дробные рациональные уравнения. | 13 | УКПЗ | 12-18 ноября 2012 г |
30 | Дробные рациональные уравнения. | 13 | ОСМ |
П |
31 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 14 | ИНМ ППМ |
32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 14 | УЗ | 19-25 ноября 2012 г | КТ |
33 | Решение неравенств методом интервалов. | 15 | ИНМ |
34 | Решение неравенств методом интервалов. | 15 | УЗ |
35 | Решение неравенств методом интервалов. | 15 | ОСМ | 26-30 ноября, 01-02 декабря 2012 г |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной». | 12-15 | КЗ |
Уравнения и неравенства с двумя переменными - 17 часов |
37 | Уравнение с двумя переменными и его график. | 17 | ИНМ |
38 | Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. | 17 | УЗ | 03-09 декабря 2012 г | П |
КТ |
39 | Уравнение с двумя переменными и его график. | 17 | ОСМ ППМ |
40 | Графический способ решения систем уравнений. | 18 | ИНМ |
41 | Графический способ решения систем уравнений. | 18 | УЗ | 10-16 декабря 2012 г |
42 | Решение систем уравнений второй степени. Алгоритм решения. | 19 | ИНМ |
43 | Решение систем уравнений второй степени. Способ подстановки. | 19 | УЗ |
44 | Решение систем уравнений второй степени. Способ сложения. | 19 | ОСМ | 17-23 декабря 2012 г 24-30 декабря 2012 г | П |
КТ |
45 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Решение геометрических задач | 20 | ИНМ ППМ |
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Задачи на работу | 20 | УЗ |
47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Задачи на движение. | 20 | УКПЗ |
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Задачи на смеси и сплавы. | 20 | ОСМ |
49 | Неравенства с двумя переменными. | 21 | ИНМ ППМ | 14-20 января 2013 г |
50 | Неравенства с двумя переменными. | 21 | УЗ |
51 | Системы неравенств с двумя переменными. | 22 | ИНМ |
52 | Системы неравенств с двумя переменными. | 22 | УЗ | 21-27 января 2013 г |
53 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 17-22 | КЗ |
Арифметическая и геометрическая прогрессии - 15 часов |
54 | Последовательности. | 24 | ИНМ |
55 | Последовательности. Рекуррентный способ задания последовательности | 24 | УЗ | 28-31 января 01-03 февраля 2013 г |
56 | Определение арифметической прогрессии. | 25 | ИНМ | П |
КТ |
57 | Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 25 | УЗ |
58 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 26 | ИНМ ППМ | 04-10 февраля 2013 г |
59 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 26 | УЗ |
60 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 26 | ОСМ |
61 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия». | 24-26 | КЗ | 11-17 февраля 2013 г | П |
КТ |
П |
62 | Определение геометрической прогрессии. | 27 | ИНМ ППМ |
63 | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 27 | УЗ |
64 | Решение задач с использованием формул n-го члена геометрической прогрессии. | 27 | ОСМ | 18-24 февраля 2013 г | КТ |
65 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 28 | ИНМ |
66 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 28 | УЗ |
67 | Решение задач с использованием формул суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 28 | ОСМ ППМ | 25-28 февраля 01-03 марта 2013 г |
68 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия». | 27-28 | КЗ |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей - 13 часов |
69 | Комбинаторные задачи. | 30 | ИНМ |
70 | Примеры комбинаторных задач | 30 | УЗ | 04-10 марта 2013 г |
71 | Перестановки. | 31 | ИНМ |
72 | Перестановки. Решение задач. | 31 | УЗ |
73 | Размещения. | 32 | ИНМ | 11-17 марта 2013 г 18-24 марта 2013 г |
74 | Размещения. Решение задач. | 32 | УЗ |
75 | Сочетания. | 33 | ИНМ | П |
76 | Сочетания. Решение задач. | 33 | УЗ | КТ |
77 | Относительная частота случайного события. | 34 | ИНМ |
78 | Относительная частота случайного события. Решение задач. | 34 | УЗ | 01-08 апреля 2013 г |
79 | Вероятность равновозможных событий. | 35 | ИНМ |
80 | Сложение и умножение вероятностей. | 35 | ИНМ |
81 | Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | 30-35 | КЗ | 08-14 апреля 2013 г |
Повторение - 21 час |
82 | Повторение. Арифметические вычисления | ПМ |
83 | Повторение. Степень. Стандартный вид числа | ПМ |
84 | Повторение. Проценты. Пропорции. | ПМ | 15-21 апреля 2013 г | П |
КТ |
85 | Повторение. Решение задач на проценты и пропорции | ПМ |
86 | Повторение. Решение задач на концентрации и смеси. | ПМ |
87 | Повторение. Самостоятельная работа «Арифметические вычисления» | ПМ | 22-28 апреля 2013 г | П |
КТ |
88 | Повторение. Тождественные преобразования целых выражений. | ПМ |
89 | Повторение. Тождественные преобразования алгебраических дробей | ПМ |
90 | Повторение. Преобразование выражений, содержащих арифметические корни | ПМ | 29,30 апреля, 01-05 мая 2013 г | П |
КТ |
91 | Повторение. Самостоятельная работа «Тождественные преобразования» | ПМ |
92 | Повторение. Уравнения и их системы | ПМ |
93 | Повторение. Неравенства и их системы | ПМ | 06-12 мая 2013 г | П |
КТ |
94 | Повторение. Функции и графики | ПМ |
95 | Повторение. Прогрессии | ПМ |
96 | Повторение. Текстовые задачи | ПМ | 13-19 мая 2013 г | П |
КТ |
97 | Повторение. Текстовые задачи | ПМ |
98 | Повторение. Задачи с использованием графиков и диаграмм. | ПМ |
99 | Повторение. Задачи с использованием графиков и диаграмм. | ПМ | 20-25 мая 2012 г |
100 | Повторение. Задачи с использованием графиков и диаграмм. | ПМ |
101-102 | Итоговая контрольная работа | КЗ |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах + b, у = а (х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с > 0 или ах2 + bх + с < 0, где а ≠ 0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n -й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинации идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событии в которых все исходы являются равновозможными
6. Повторение
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Формы и средства контроля
Контрольная работа №1 по алгебре в 9 классе
по теме «Функции и их свойства, квадратный трехчлен»
Вариант 1
• 1. Дана функция f (х) = 17х - 51. При каких значениях аргумента f (х) =0, f (х) < 0, f (х) > 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2 -14х +45; б) 3у2 +7у-6.
• 3. Сократите дробь .
4. Область определения функции g (рис. 1) отрезок [-2; 6]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции.
5. Сумма положительных чисел а и b равна 50. При каких значениях а и b их произведение будет наибольшим?
Вариант 2
• 1. Дана функция g(х) = -13х + 65. При каких значениях аргумента g(х) = 0, g (х) < 0, g (х) > 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен: а) х2-10х+21; б) 5у2+9у-2.
• 3. Сократите дробь .
4. Область определения функции f (рис. 2) отрезок [-5; 4]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, класть значений функции.
5. Сумма положительных чисел с и d равна 70. При каких значениях с и d их произведение будет наибольшим?
Контрольная работа №2 по алгебре в 9 классе
по теме «Квадратичная функция и ее график»
Вариант 1
• 1. Постройте график функции у = х2 - 6х + 5. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 0,5; б) значения х, при которых у = -1;
в) нули функции; промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
г) промежуток, на котором функция возрастает.
• 2. Найдите наименьшее значение функции у = х2 - 8х + 7.
• 3. Найдите область значений функции у = х2 - 6х - 13, где x [-2; 7].
4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола у = х2 и прямая у = 5х -16. Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
5. Найдите значение выражения .
Вариант 2
• 1. Постройте график функции у = х2 - 8х + 13. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 1,5; б) значения х, при которых у = 2;
в) нули функции; промежутки, в которых у > 0 и в которых y < 0;
г) промежуток, в котором функция убывает.
• 2. Найдите наибольшее значение функции у = -х2 + 6х – 4.
3. Найдите область значений функции у = x2 - 4х - 7, где х [-1; 5].
4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола у =х2 и прямая у =20-3х. Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
5. Найдите значение выражения .
Контрольная работа №3 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
Вариант 1
• 1. Решите уравнение: а) х3 - 81х = 0; б) .
•2. Решите неравенство: а) 2х2 - 13х + 6 < 0; б) х2 > 9.
• 3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (х + 8) (х - 4) (х - 7) > 0; б) < 0.
• 4. Решите биквадратное уравнение х4 - 19х2 + 48 = 0.
5. При каких значениях т уравнение 3х2 + тх + 3 = 0 имеет два корня?
6. Найдите область определения функции .
7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций у = и y = x2 - 3x+1.
Вариант 2
• 1. Решите уравнение: а) x3 - 25x = 0; б) .
• 2. Решите неравенство: а) 2х2 - х - 15 > 0; б) х2 < 16.
•3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (х + 11) (х + 2) (х - 9) < 0; б) > 0.
• 4. Решите биквадратное уравнение х4 - 4х2 - 45 = 0.
5. При каких значениях п уравнение 2х2 + пх + 8 = 0 не имеет корней?
6. Найдите область определения функции
7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций y = и y = .
Контрольная работа №4 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Вариант 1
• 1. Решите систему уравнений: 2x + y = 7, х2 - у = 1. | • 2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м2. Найдите стороны прямоугольника. |
•3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: х2 + у2 9, y x + 1. | 4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 4 и прямой х + у = 6. |
5. Решите систему уравнений:
2y - х = 7,
х2 – ху - у2= 20.
Вариант 2
• 1. Решите систему уравнений x - 3y = 2, xy + y = 6. | • 2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2. |
•3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: x2 +у2 16, х + у -2. | 4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 10 и прямой х + 2у = 5. |
5. Решите систему уравнений:
y - 3x = l,
х2 - 2ху + у2 = 9.
Контрольная работа №5 по алгебре в 9 классе
по теме «Арифметическая прогрессия»
Вариант 1
• 1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (аn), если а1 = -15 и d = 3.
• 2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; ....
3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bn), заданной формулой bn = 3п - 1.
4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (аn), в которой а1 = 25,5 и а9 = 5,5?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100.
Вариант 2
• 1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (аn),, если а1 = 70 и d = -3.
• 2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии: -21; -18; -15; ....
3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bn), заданной формулой bn = 4п - 2.
4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (аn), в которой а1 = 11,6 и а15 = 17,2?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150.
Контрольная работа №6 по алгебре в 9 классе
по теме «Геометрическая прогрессия»
Вариант 1
• 1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bn), если b1 = -32 и q =.
• 2. Первый член геометрической прогрессии (bn), равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов это прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 24; -12; 6; ....
4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии (bn), с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16.
5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(27); б) 0,5(6).
Вариант 2
• 1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bn), если b1 = 0,81 и q = - .
• 2. Первый член геометрической прогрессии (bn), равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов это прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: -40; 20; -10; ... .
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bn), с положительными членами, зная, что b2 = 1,2 и b4 = 4,8.
5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(153); б) 0,3(2).
Контрольная работа №7 по алгебре в 9 классе
по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности»
Вариант 1
• 1. Сколькими способами могут разместиться 5 человек в салоне автобуса на пяти свободных местах.
• 2. Сколько трехзначных чисел, в которых нет одинаковых цифр, можно составить из цифр 1, 2, 5, 7, 9?
• 3. Победителю конкурса книголюбов разрешается выбрать две книги из 10 различных книг. Сколькими способами он может осуществить этот выбор?
• 4. В доме 90 квартир, которые распределяются по жребию. Какова вероятность того, что жильцу не достанется квартира на первом этаже, если таких квартир 6?
5. Из 8 мальчиков и 5 девочек надо выделить для работы на пришкольном участке 3 мальчиков и 2 девочек. Сколькими способами это можно сделать?
6. На четырех карточках записаны цифры 1, 3, 5, 7. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно положили эти карточки в ряд одну за другой и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится число 3157?
Вариант 2
• 1. Сколько шестизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 5, 7, 9 без повторений цифр?
• 2. Из 8 учащихся класса, успешно выступивших на школьной олимпиаде, надо выбрать двух для участия в городской олимпиаде. Сколькими способами можно сделать этот выбор?
• 3. Из 15 туристов надо выбрать дежурного и его помощника. Какими способами это можно сделать?
• 4. Из 30 книг, стоящих на полке, 5 учебников, а остальные художественные произведения. Наугад берут с полки одну книгу. Какова вероятность того, что она не окажется учебником?
5. Из 9 книг и 6 журналов надо выбрать 2 книги и 3 журнала. Сколькими способами можно сделать этот выбор?
6. На пяти карточках написаны буквы а, в, и, л, с. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно эти карточки положили в ряд и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится слово "слива"?
Итоговая контрольная работа по алгебре в 9 классе
Вариант 1
• 1. Упростите выражение: .
•2. Решите систему уравнений: x - у = 6, ху = 16. | • 3. Решите неравенство: 5х - 1,5 (2х + 3) < 4х + 1,5. |
•4. Представьте выражение в виде степени с основанием а.
5. Постройте график функции у = х2 - 4. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.
6. В фермерском хозяйстве под гречиху было отведено два участка. С первого участка собрали 105 ц гречихи, а со второго, площадь которого на 3 га больше, собрали 152 ц. Найдите площадь каждого участка, если известно, что урожайность гречихи на первом участке была на 2 ц с 1 га больше, чем на втором.
Вариант 2
• 1. Упростите выражение: .
•2. Решите систему уравнений: x - у = 2, ху = 15. | • 3. Решите неравенство: 2х - 4,5 > 6х - 0,5 (4х - 3). |
•4. Представьте выражение в виде степени с основанием у.
5. Постройте график функции у = -х2 + 1. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.
6. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 45 км, выехал велосипедист. Через 30 мин вслед за ним выехал второй велосипедист, который прибыл в пункт B на 15 мин раньше первого. Какова скорость первого велосипедиста, если она на 3 км/ч меньше скорости второго?
Перечень учебно-методических средств обучения.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (Приказ МО от 19.05.98 № 1276);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование;
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы/Л. В. Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2004;
«Сборник для подготовки к итоговой аттестации по алгебре в 9 классе» авторы: Л.В.Кузнецова и др., изд. Просвещение.
Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации. под ред. Ф.Ф.Лысенко, Ростов-на-Дону, изд. «Легион»
Учебно-методическая газета «Математика», приложение «1 сентября»
Крайнева Л.Б. и др. Сборники тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра. 9 кл.- . М.: изд. Интеллект-Центр, 2007г
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2009 / ФИПИ авторы-составители: Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: Интеллект-Центр, 2009.
ГИА-2012. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс / ФИПИ авторы- составители: Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.– М.: Астрель, 2010.
Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика, 5 – 11 кл. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320с.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008 г. – 272 с.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова. Изучение алгебры в 7-9 классах. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2009.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк Л.М. Короткова. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М: Просвещение, 2008 – 160с.
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ и ГИА.
http://geometry2006.narod.ru – авторский сайт В.А.Смирнова, где можно найти рабочие тетради по выполнению заданий В4 и В9.
Перечень обязательного оборудования,
необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом и профильном уровне по предметам инвариантной части учебного плана в школах Белгородской области
минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП основного общего образования ПО МАТЕМАТИКЕ
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Необходимое количество в основной школа | «+» - есть в наличии; «-» - нет |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по математике | Д | + | Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики. |
01.04.12 | Примерная программа основного общего образования по математике | Д | + |
01.07.12 | Авторские программы по курсам математики | Д | + |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации. |
1.9 | Учебник по алгебре для 7-9 классов | К | + |
1.15 | Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов | К | - | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников. Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. |
1.18 | Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов | Ф | + | Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте. |
1.25 | Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов | Ф | + |
1.30 | Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике | К | + |
1.32 | Научная, научно-популярная, историческая литература | П | + | Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения. |
1.33 | Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) | П | + |
1.34 | Методические пособия для учителя | Д | + |
2. | Печатные пособия |
2.3 | Таблицы по алгебре для 7-9 классов | Д | + | Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций. |
2.5 | Портреты выдающихся деятелей математики | Д | + | В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте. |
3. | информационно-коммуникативные средства |
3.1 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики | Д/П | + | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе, в форме тестового контроля). |
4. | Технические средства обучения |
4.1 | Мультимедийный компьютер | Д | - | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
4.2 | Сканер | Д | - |
4.3 | Принтер лазерный | Д | - |
4.4 | Копировальный аппарат | Д | - | Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
4.5 | Мультимедиапроектор | Д | - |
4.6 | Средства телекоммуникации | Д | - | Включают: электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного |
4.7 | Диапроектор или графопроектор (оверхэд) | Д | - |
4.8 | Экран (на штативе или навесной) | Д | - | Минимальные размеры 1,25х1,25 м |
5. | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
5.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | Д | + |
5.2 | Доска магнитная с координатной сеткой | Д | - |
5.3 | Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль | Д | + | Комплект предназначен для работы у доски. |
5.4 | Комплект стереометрических тел (демонстрационный) | Д | + |
5.5 | Комплект стереометрических тел (раздаточный) | Ф | + |
5.6 | Набор планиметрических фигур | Ф | + |
6. | СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ |
6.1 | Компьютерный стол | Д | - |
6.2 | Шкаф секционный для хранения оборудования | Д | + |
6.3 | Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) | Д | - |
6.4 | Стенд экспозиционный | Д | - |
6.5 | Ящики для хранения таблиц | Д | - |
6.6 | Штатив для таблиц | Д | - |
Экспертный лист рабочей программы
по __________________________________________
учителя _____________________________________________
на ________________________ учебный год
№п\п | Наименование оценочного критерия | Максимальное количество баллов | Оценка экспертов | Примечание |
1 | Соответствие оформления рабочей программы | 2 |
2 | Соответствие содержания программы целям и задачам общего образования и действующим государственным стандартам | 3 |
3 | Наличие утвержденного учебно-методического комплекта к рабочей программе (программа, учебник, дидактический материал, тетради на печатной основе и др.) | 3 |
4 | Соответствие структуры и содержания программы действующему положению: |
1. титульный лист; | 3 |
2. пояснительная записка; | 3 |
3. требования к уровню подготовки обучающихся; | 3 |
4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план); | 3 |
5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); | 3 |
6. формы и средства контроля; | 3 |
7. перечень учебно-методических средств обучения. | 3 |
5 | Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы | 3 |
6 | Соответствие Рабочей программы учебному плану и годовому календарному графику | 3 |
7 | Итоговая оценка рабочей программы | 35 |
Руководитель методического объединения _____________________________________
Рис. 1
Рис. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...