Метод интервалов
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

1. Цели урока.

2. Повторение пройденного материала.

3. Объяснение (компактный метод).

4. Самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метод интервалов

Цели:   1. Выработать у учащихся умение решать методом интервалов квадратные неравенства

2. Развивать потребность к познавательной деятельности, устойчивое внимание учащихся в процессе изучения данной темы.

                     Ход урока: 

I. Организационный момент.

II. Повторение:

1). Решить неравенство с помощью графика:

3х(2х-1) <2x2- 10x+2,                                                                          6x2-3x-2x2+10x-2<0 (сравнение с нулём);                                  4х2+7х-2 <0,

Задаём функцию:

у=4х2=7х-2,                                                 У доски работает                                                                                       а) а=4 – ветви вверх,                              ученик – консультант.                                                                              б) 4х2+7х-2=0;                                         работает молча, класс                                             а=4;  в=7;  с=-2.                                      самостоятельно решает                                                  Д=81.                                                        в тетрадях. Затем сообща                                                х1=-2                                                         проверяют, ищут ошибки                                                      х2=1/4                                                      на доске, исправляют.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                -2 < x < ¼

Ответ:  -2 < x < ¼.

2). Устные упражнения.

Верно ли отмечены числа на числовой прямой:                                а)  - 2 и 3                    б)  - 5 и – 7                          в) 2/3 и 1/5 

   

3). На числовой прямой укажите множество чисел х, удовлетворяющих неравенству:

а)  х<7                     б) х≥ -5                в) х≤ 1/3               г) х>-0,9

 

     7                                                -5                                                         1/3                                          -0,9

4). Выяснить, какой знак имеет данное выражение при х=-5, выбрать верный ответ и обосновать его:

а)  х+6 > 0, +               б)  х-5 > 0,                    в)  (х+6)(х-5) > 0,                                                                x+6 < 0,                             x-5 < 0,  +                     (x+6)(x-5) < 0,  +                                                              х+6=0                                x-5=0                             (x+6)(x-5)=0

III. Объяснение:  (компактный метод)

1. решим неравенство  х2+х-2>0,

1-ый шаг: разложим на линейные множители:

                х2+х-2>0

х1,2= -1 ±2 √1 + 8 = -1 ±2 3   ;   х1= -2;   х2= 1.

х2+х-2=(х+2)(х-1),

(х+2)(х-1)>0,

2-ой шаг: наносим на числовую ось точки х=-2, х=1,которые разбивают её на интервалы (х < -2;  -2 > x < 1;  x > 1)

                             -2                                             1                            х

 

3-ий шаг: исследуем знак произведения на каждом из получившихся интервалов числовой оси. На каждом из этих интервалов каждый множитель сохраняет постоянный знак, а при переходе через корень меняет знак один из множителей. Начнём с крайнего правого: х > 1. На нём оба множителя положительны.

              +               -                     +

                  -2                             1                          х

При         переходе справа налево через точку 1 множитель (х-1) стал отрицательным, значит, всё произведение приобрело знак  ,, - “. При переходе через точку  -2 изменяют свой знак второй множитель и всё произведение стало положительным. Рассмотренный способ решения называется методом интервалов. 

2. Комментированное письмо, у доски 1 учащийся:

1). (х-2(х+1/2) < 0,                                  2).   x2+х > 0,                                                (х-2)(х+1/2)=0,                                                x2+x=0,      

а) х-2=0          б) х+1/2=0,                              x(x+1)=0,                                                                       х=2                            х= -1/2.                               x1=0;  x+1=0;   x2=-1.        

+              -              +                                       +               -              +

       -1/2                   2                   х                                         -1                        0            х

     

       -1/20                                              Ответ: -1/20.

3). №763(1) ребята делают самостоятельно.

IV.Домашнее задание:  § 42 (задание 1 и 2); №675(2,4)

V. Предложить учащимся составить алгоритм решения методом интервалов и следуя строго этому алгоритму, выполнить самостоятельную работу:

            В – I                                                       В – II

         Решить неравенства методом интервалов:

1) (х-1)(х+1) ≤ 0,                                   1) х(7-х)>0,                            2) х2+х+1<0,                                          2) х-х2+2≥0,                           3) х х --2  4   ≤0,                                      3) х-х   2     ≤0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебра логика. Метод интервалов.

Урок полезен учителям информатики для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Применение метода интервалов для решения неравенств. Урок 9 класс.

Разработка урока алгебры для учащихся 9 класса, преподавание в котором ведется по УМК Ю.Н. Макарычева. Урок сопровождается презентацией. В помощь учителю приложены комплекты карточек для проведения са...

Урок алгебы в 10 классе по теме "Решение тригонометрических неравенств методом интервалов"

Метод интервалов особенно  эффетивен при  решении  неравенств, содержащих  тригонометрические функции. На   данном уроке   дается алгоритм  решения тр...

Решение неравенств методом интервалов

Материал содержит конспект урока и презентацию, преподавание ведется по учебнику Ю.Н.Макарычев и др."Алгебра - 9"...

Презентация "Метод интервалов для решения уравнений и неравенств, содержащих модуль"

Презентация подготовлена кодному из занятий элективного курса" Модули" в 9 классе....