Рабочая программа (Математика. 5 класс. Н.Я.Виленкин)
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме

Методическая помощь учителям, работающим по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vilenkin-5.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860 ЯНАО, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 4 мкр., д. 39а,. тел.(факс) 34934 9-31-77 Urengoj_1@mail.ru


«Утверждаю»

Директор _______________/______/

Приказ №___от « __»   __________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   учителя математики

Борисовой Натальи Владимировны

Математика. 5 класс

«Согласовано»                                                                                                      Рассмотрено на заседании

Заместитель директора                                                                                        методического объединения

По образовательному процессу                                                                           учителей математики

_________        /____________/                                                                                  Руководитель МО ________/____/          

2012 – 2013 учебный год

2. Пояснительная записка

Математика – уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. "Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства”.

В средней школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В ходе решения задач развиваются творческое и прикладное мышление. Использование в математике нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную речь, умение выбирать наиболее подходящие языковые средства (символические, графические). 

На основании протокола МО математиков  № 9  от 16.04.2012 выбрана учебно-методическая линия традиционного обучения. Преподавание ведётся по учебнику «Математика» 5» Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. Выбранный учебник  рекомендовано использовать в качестве продолжения курса начальной школы традиционного направления.

Рабочая программа разработана на основе

примерной программы по математике основного общего образования,

федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. №1089.

авторской программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-6 классы / авт.-сост. Н.Я.Виленкин. – М.: Мнемозина, 2008, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

учебного плана МБОУ СОШ №1.

Цели:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи:

систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин, знакомятся с понятием среднего арифметического нескольких чисел, процентами.

Рабочая программа разработана для учащихся смешанных способностей, изучающих математику  на базовом уровне.

Формы и методы преподавания, используемые педагогические технологии

   Организация обучения учащихся осуществляется через: урок, практикумы, дополнительные занятия и консультации, домашние работы учащихся, индивидуальные маршруты для учащихся со слабой математической подготовкой.

Используемые  методы обучения:

по источникам знаний -  словесный (лекция), наглядный (демонстрация плакатов, презентаций урока), практический (практические, самостоятельные, контрольные работы,  тематические тесты);

по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративные, проблемного изложения, частично поисковые (эвристические);

методы отражающие основные способы познания, используемые в математике – эмпирические (наблюдение, опыт, измерение и др.)

 Педагогические технологии: технологии уровневой дифференциации, ИКТ, личностно-ориентированная.

                     

Формы контроля знаний

Тестовые работы; самостоятельные работы; контрольные работы; математические   диктанты.

Рабочая программа рассчитана  на 175 учебных часов из расчета 5 учебных часа в неделю, всего 35 недель.

Тематика контрольных работ

Тема

Контрольная работа

Натуральные числа

№1

Сложение и вычитание натуральных чисел

№2

Умножение и деление натуральных чисел

№3

Умножение и деление натуральных чисел

№4

Площади и объемы

№5

Обыкновенные дроби

№6

Обыкновенные дроби

№7

Сложение и вычитание десятичных дробей

№8

Умножение и деление десятичных дробей

№9

Умножение и деление десятичных дробей

№10

Итоговая контрольная работа

№11

3. Учебно-тематический план


урока

Содержание

учебного материала

Кол-во

часов

Дата

 ЗУН

ОУУН

Пед. технологии

§1. Натуральные числа и шкалы (16 ч)

вычислительные навыки, работа по алгоритму, моделирование

дифференцированное обучение, ИКТ

1-3

Обозначение натуральных чисел

3

Формирование знаний о натуральных числах, об их обозначении, чтении, записи; введение понятий «отрезок», «многоугольник»,  «луч», «плоскость», «прямая», «шкала», «координата точки». Знать правило сравнения натуральных чисел. Уметь читать, записывать и сравнивать натуральные числа; строить отрезки, лучи, прямые, треугольники; работать с различного вида шкалами; находить длину отрезка.

4-6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

3

7-8

Плоскость. Прямая. Луч

2

9-11

Шкалы и координаты

3

12-15

Меньше или больше

4

16

Контрольная работа №1

1

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 ч)

17-20

Сложение натуральных чисел и его свойства

4

Знать правило сложения (вычитания) натуральных чисел и его свойства, компоненты сложения и вычитания, уметь складывать и вычитать натуральные числа.

21-24

Вычитание.

4

25-27

Числовые и буквенные выражения

3

Формирование знаний о числовых и буквенных выражениях, уравнении. Знать, что называется корнем уравнения, что значит решить уравнение. Уметь находить значение числовых и буквенных выражений, читать и составлять буквенные записи свойств сложения и вычитания, решать уравнения.

28-31

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

4

32-37

Уравнение

6

38

Контрольная работа №2

1

§3. Умножение и деление натуральных чисел (28 ч)

39-44

Умножение натуральных чисел и его свойства

6

Формирование знаний об умножении и делении натуральных чисел и о свойствах умножения и деления натуральных чисел, о квадрате и кубе числа. Знать компоненты умножения и деления, правило деления с остатком. Уметь применять свойства умножения и деления для упрощения выражений, расставлять порядок действий в выражении, вычислять квадрат и куб числа.

45-51

Деление

7

52-54

Деление с остатком

3

55

Контрольная работа №3

1

56-60

Упрощение выражений

5

61-62

Порядок выполнения действий

2

63-65

Степень числа. Квадрат и куб числа

3

66

Контрольная работа №4

1

§4. Площади и объёмы (15 ч)

67-68

Формулы

2

Формирование понятий «формула», «площадь», «равные фигуры», «объём», «прямоугольный параллелепипед». Знать формулы площади прямоугольника и объёма прямоугольного параллелепипеда. Уметь составлять различные формулы по определённым правилам или схемам, вычислять значение одной переменной по формуле при заданных значениях остальных, находить по формуле площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда.

69-72

Площадь. Формула площади прямоугольника

4

73-74

Единицы измерения площадей

2

75-77

Прямоугольный параллелепипед

3

78-80

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

3

81

Контрольная работа №5

1

§5. Обыкновенные дроби (28 ч)

82-83

Окружность и круг

2

Формирование понятий «окружность», «доля», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель», «правильная и неправильная дробь». Знать правило сравнения обыкновенных дробей. Уметь читать и записывать доли и дроби, находить часть от целого, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, Отмечать обыкновенные дроби на координатном луче.

84-86

Доли. Обыкновенные дроби

3

87-89

Сравнение дробей

3

90-93

Правильные и неправильные дроби

4

94

Контрольная работа №6

1

95-98

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

4

Формирование знаний о связи деления и дроби, правилах выражения деления в виде дроби. Знать правила сложения (вычитания) обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел.

99-101

Деление и дроби

3

102-103

Смешанные числа

2

104-108

Сложение и вычитание смешанных чисел

109

Контрольная работа №7

1

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (17 ч.)

110-111

Десятичная запись дробных чисел

2

Знать правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей. Уметь выполнять сравнение десятичных дробей по алгоритму, складывать и вычитать десятичные дроби, округлять целые числа и десятичные дроби до заданного разряда.

112-114

Сравнение десятичных дробей

3

115-121

Сложение и вычитание десятичных дробей

7

122-125

Приближённые значения чисел. Округление чисел

4

126

Контрольная работа №8

1

§7. Умножение и деление десятичных дробей (30 ч.)

127-131

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

5

Знать правило умножения (деления) десятичных дробей на натуральное число. Уметь выполнять указанные действия.

132-136

Деление десятичных дробей на натуральные числа                                      

5

137

Контрольная работа №9

1

Формирование понятия «среднее арифметическое». Знать правила умножения десятичных дробей, деления на десятичную дробь и нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей, находить среднее арифметическое двух и более чисел.

138-143

Умножение десятичных дробей

6

144-151

Деление на десятичную дробь

8

152-155

Среднее арифметическое

4

156

Контрольная работа №10

1

§8. Инструменты для вычислений и измерений (19 ч.)

157

Микрокалькулятор

1

Формирование понятия «процент». Знать, как называется 1% от метра, гектара и т.д. Уметь записывать проценты в виде дроби и десятичные дроби – в процентах, решать типовые задачи. Формирование понятий угла, сторон угла, вершины угла, прямого, развёрнутого, острого и тупого угла. Знать, чему равна градусная мера прямого и развёрнутого углов, что такое транспортир, градус, круговая диаграмма. Уметь обозначать и записывать углы, измерять и строить углы заданной градусной меры с помощью транспортира, уметь читать и строить круговую диаграмму.  

158-164

Проценты

7

165-166

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник

2

167-168

Измерение углов. Транспортир

2

169

Круговые диаграммы

1

170

Контрольная работа №11

1

171-175

Повторение

5

4. Содержание тем учебного курса


урока

Содержание

учебного материала

Кол-во

часов

Дата

 ЗУН

§1. Натуральные числа и шкалы (16 ч)

1-3

Обозначение натуральных чисел

3

Формирование знаний о натуральных числах, об их обозначении, чтении, записи; введение понятий «отрезок», «многоугольник»,  «луч», «плоскость», «прямая», «шкала», «координата точки». Знать правило сравнения натуральных чисел. Уметь читать, записывать и сравнивать натуральные числа; строить отрезки, лучи, прямые, треугольники; работать с различного вида шкалами; находить длину отрезка.

4-6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

3

7-8

Плоскость. Прямая. Луч

2

9-11

Шкалы и координаты

3

12-15

Меньше или больше

4

16

Контрольная работа №1

1

§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (22 ч)

17-20

Сложение натуральных чисел и его свойства

4

Знать правило сложения (вычитания) натуральных чисел и его свойства, компоненты сложения и вычитания, уметь складывать и вычитать натуральные числа.

21-24

Вычитание.

4

25-27

Числовые и буквенные выражения

3

Формирование знаний о числовых и буквенных выражениях, уравнении. Знать, что называется корнем уравнения, что значит решить уравнение. Уметь находить значение числовых и буквенных выражений, читать и составлять буквенные записи свойств сложения и вычитания, решать уравнения.

28-31

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

4

32-37

Уравнение

6

38

Контрольная работа №2

1

§3. Умножение и деление натуральных чисел (28 ч)

39-44

Умножение натуральных чисел и его свойства

6

Формирование знаний об умножении и делении натуральных чисел и о свойствах умножения и деления натуральных чисел, о квадрате и кубе числа. Знать компоненты умножения и деления, правило деления с остатком. Уметь применять свойства умножения и деления для упрощения выражений, расставлять порядок действий в выражении, вычислять квадрат и куб числа.

45-51

Деление

7

52-54

Деление с остатком

3

55

Контрольная работа №3

1

56-60

Упрощение выражений

5

61-62

Порядок выполнения действий

2

63-65

Степень числа. Квадрат и куб числа

3

66

Контрольная работа №4

1

§4. Площади и объёмы (15 ч)

67-68

Формулы

2

Формирование понятий «формула», «площадь», «равные фигуры», «объём», «прямоугольный параллелепипед». Знать формулы площади прямоугольника и объёма прямоугольного параллелепипеда. Уметь составлять формулы, вычислять значение одной переменной по формуле при заданных значениях остальных, находить по формуле площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда.

69-72

Площадь. Формула площади прямоугольника

4

73-74

Единицы измерения площадей

2

75-77

Прямоугольный параллелепипед

3

78-80

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

3

81

Контрольная работа №5

1

§5. Обыкновенные дроби (28 ч)

82-83

Окружность и круг

2

Формирование понятий «окружность», «доля», «обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель», «правильная и неправильная дробь». Знать правило сравнения обыкновенных дробей. Уметь читать и записывать доли и дроби, находить часть от целого, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, Отмечать обыкновенные дроби на координатном луче.

84-86

Доли. Обыкновенные дроби

3

87-89

Сравнение дробей

3

90-93

Правильные и неправильные дроби

4

94

Контрольная работа №6

1

95-98

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

4

Формирование знаний о связи деления и дроби, правилах выражения деления в виде дроби. Знать правила сложения (вычитания) обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел. Уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел.

99-101

Деление и дроби

3

102-103

Смешанные числа

2

104-108

Сложение и вычитание смешанных чисел

109

Контрольная работа №7

1

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (17 ч.)

110-111

Десятичная запись дробных чисел

2

Знать правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей. Уметь выполнять сравнение десятичных дробей по алгоритму, складывать и вычитать десятичные дроби, округлять целые числа и десятичные дроби до заданного разряда.

112-114

Сравнение десятичных дробей

3

115-121

Сложение и вычитание десятичных дробей

7

122-125

Приближённые значения чисел. Округление чисел

4

126

Контрольная работа №8

1

§7. Умножение и деление десятичных дробей (30 ч.)

127-131

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

5

Знать правило умножения (деления) десятичных дробей на натуральное число. Уметь выполнять указанные действия.

132-136

Деление десятичных дробей на натуральные числа                                      

5

137

Контрольная работа №9

1

Формирование понятия «среднее арифметическое». Знать правила умножения десятичных дробей, деления на десятичную дробь и нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей, находить среднее арифметическое двух и более чисел.

138-143

Умножение десятичных дробей

6

144-151

Деление на десятичную дробь

8

152-155

Среднее арифметическое

4

156

Контрольная работа №10

1

§8. Инструменты для вычислений и измерений (19 ч.)

157

Микрокалькулятор

1

Формирование понятия «процент». Знать, как называется 1% от метра, гектара и т.д. Уметь записывать проценты в виде дроби и десятичные дроби – в процентах, решать типовые задачи.

158-164

Проценты

7

165-166

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник

2

Формирование понятий угла, сторон угла, вершины угла, прямого, развёрнутого, острого и тупого угла. Знать, чему равна градусная мера прямого и развёрнутого углов, что такое транспортир, градус, круговая диаграмма. Уметь обозначать и записывать углы, измерять и строить углы заданной градусной меры с помощью транспортира, уметь читать и строить круговую диаграмму.  

167-168

Измерение углов. Транспортир

2

169

Круговые диаграммы

1

170

Контрольная работа №11

1

171-175

Повторение

5

5. Требования к математической подготовке учащихся 5 класса

Учащиеся должны иметь представление:

о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;

об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

о достоверных, невозможных и случайных событиях;

о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.

Учащиеся должны уметь:

выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;

выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;

выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;

решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;

составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;

решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);

строить дерево вариантов в простейших случаях;

использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

определять длину отрезка, величину угла;

вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ прослеживается в:

Изучении и повторении теоретического материала (свойства действий над числами, дроби, проценты, среднее арифметическое).

Отработке основных вычислительных навыков (сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел и десятичных дробей).

Отработке навыков самостоятельной работы.

Выполнение заданий для самостоятельного решения.

Выполнение заданий практической направленности.

Решение тестовых заданий.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект для учащихся:

Математика. 5 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, и др. – М. Мнемозина, 2011.

Математика. 5 класс. Контрольные работы / Н.Я.Виленкин и др. – М.Мнемозина, 2010.

Математика. 5 класс. Математический тренажер /Н.Я.Виленкин и др. – М.Мнемозина, 2010

Учебно-методический комплект для учителя:

Математика. 5 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, и др. – М. Мнемозина, 2011.

Математика. 5 класс. Контрольные работы / Н.Я.Виленкин и др. – М.Мнемозина, 2010.

Математика. 5 класс. Математический тренажер /Н.Я.Виленкин и др. – М.Мнемозина, 2010.

Математика. 5-7 классы: таблицы-тренажеры / авт.-сост. С.В. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Электронное пособие по алгебре и геометрии 5-11 классов для подготовки к экзаменам.

Дидактические средства обучения

1.Таблицы.

2.Тестовые задания по темам.

3. Индивидуальные карточки-задания.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедиа проектор

Интерактивная доска

Средства телекоммуникации

Локальная сеть

Интернет

7. Список литературы

Примерная программа по математике основного общего образования.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования по математике.

Авторская программа для общеобразовательных учреждений: Математика. 5класс /Н.Я.Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2008, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

Математика. 5 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, и др. – М. Мнемозина, 2011

Математика. 5 класс. Контрольные работы / Н.Я.Виленкин и др. – М.Мнемозина, 2010.

Математика. 5 класс. Математический тренажер /Н.Я.Виленкин и др. – М.Мнемозина, 2010.

Математика. 5-7 классы: таблицы-тренажеры / авт.-сост. С.В. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Электронное пособие по алгебре и геометрии 5-11 классов для подготовки к экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа МАТЕМАТИКА 6 класс, Виленкин

Планирование составлено на основе учебника И.Я. Виленкин,  В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ Шварцбурд "Математика 6", издательство Просвешение, 2006 и более поздних изданий6 недельных часов....

Рабочая программа. Математика Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике для 6 класса.. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И ....

Рабочя программа математика 5 класс Виленкин по ФГОС

Рабочая программа к учебнику Виленкина 5 класс ( по  стандартам второго поколения) .  Приложение : календарно-тематическое планирование....

рабочая программа 6 класс математика Виленкин

рабочая программа по математике 6 класс...

рабочая программа, математика 5 класс (Виленкин Н.Я.)

В данной рабочей программе расписаны все уроки математики 5 класса, примерные сроки проведения уроков и домашние задания к урокам....

Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков

Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...

Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)

Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)...


 

Комментарии

В методической литературе можно встретить различные примеры рабочих программ. Данная форма выработана нашим коллективом методом проб и ошибок. В настоящее время ей пользуются все учителя школы.