План урока по теме что такое функция
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Пухальская Надежда Александровна

В плане раскрыта тема определения функции областей определения и значений, даны примеры функций и тренировочные упражнения из учебника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока с использованием компьютера

Автор – Пухальская Надежда Александровна

Образовательное учреждение: город Томск, Муниципальное

Автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №14 имени А.Ф. Лебедева

Электронная почта МАОУ СОШ №14

Предмет – математика

Класс – девятый

Тема: «Функция. Область определения и область значений функции.»

Задачи урока:

Дать понятие определения функции её области определения и значения;

повысить уровень математического развития обучающихся в теме «Что такое функция?»

показать на примерах интеграции слова функция в повседневной жизни;

показать обучающимся  использование сведений из алгебры в повседневной жизни;

содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия – 90 минут

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.  

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Авторский медиапродукт – наглядная презентация (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point)

МЕДИАПРОДУКТ

Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Структура презентации:

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№слайда

1

Организационный момент.

2 минуты

№1

2

Вступление.

3 минуты

№2 - №3

3

Повторение материала прошлых уроков (работа в группах)

25 минут

№7- 20

4

Устные упражнения.

5 минут

№28 - 29

5

Выступления обучающихся (сообщения).

10 минут

№25 - 26

6

Работа с классом.

10 минут

№21-24

7

Подведение итогов урока.

5 минут

8

Рефлексия.

10 минуты

№31.

Схема взаимосвязи кадров презентации: последовательный показ слайдов как сформировано в презентации.

Взаимосвязь других кадров презентации аналогична.

IV. Содержание кадров:

1.Титульный лист.

31. Подведение итогов. Рефлексия.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация)

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор. Выражение к размышлению:

План занятия

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

4

2  

Целевая установка

Определение  темы и   целей работы на уроке.

Восприятие

3

3

Актуализация знаний

Проверка знаний учащихся, полученных ранее.

Устное и письменное решение задач, работа с текстом

35

4

Физминутка.

 Направлена на сохранение здоровья детей.

3

5

Решение проблемных вопросов

Организация групповой работы по открытию новых знаний.

Групповая работа.

35

6

Итог урока. Рефлексия.

Анализирует, подводит итоги.

Дают оценку своей работы на уроке.

10

Карта занятия.

Комментарий хода урока

Время (мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктив-

ные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Орг. момент.

Проверка готовности к уроку, объединение в группы.  Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

2

1

Внимание

Организованность,

аккуратность

Тезисы к уроку.

5

В плане урока

Внимание

Рефлексия,

самостоятельность,

мышления.

Устная работа учащихся.

5

Внимание, память

Самостоятельность,

Системность,

Аргументированность,

ясность речи,

активность,  

культура эмоций,

коммуникативная культура

Работа у доски. Построение графиков указанных функций.

5

Внимание, память, мышление

Самостоятельность, коммуникативная культура

Введение определения функция. Историческая часть вопроса.

15

2-7

Внимание, самостоятель-ность

Аргументированность,

ясность речи,

активность,

коммуникативная культура,

культура эмоций,

умение слушать

Практическая часть урока: решение у доски и работа с учебником на местах.

10

Память

Дисциплина, точность

1ая стадия закрепления.

Устное решение №15, №16.

9

Аргументированность,

мышление

Работа у доски: № 18,19.

5

Внимание
Память

4) Повторение.(работа на следующую тему) №21(а), №22(а- в ),

№23(а - в).

5

Внимание,
память

Рефлексивность,

аргументированность,

ясность речи, активность,

организованность,

самостоятельность

2ая стадия закрепления.

Просмотр презентации и устный опрос вопросов на стр

10

Повторный просмотр презентации

Внимание, память, мышление

Ответственность,

рефлексивность,

самостоятельность

Прохождение теста по теме.

Учащиеся опрашиваются по выбору учителя.

8

Тест

интерактивный

Внимание, память

Точность и ясность речи, активность

Заполнение карты к уроку для учащихся.

8

Дисциплина

Культура эмоций

В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность,  проводит рефлексию, предлагая детям оценить свою деятельность на уроке

3

 

 Дисциплина, внимание.

Рефлексивность

Аргументированность,

ясность речи

Урок 1. Функция. Область определения и область значений функции.

  Тезисы к уроку изучения нового материала по теме «Функция. Область определения и область значения функции».

Быстро меняется время,  меняется время, меняются задачи, стоящие перед школой. Одной из задач является формирование у школьников исследовательских умений. Сейчас почти в каждой российской семье есть компьютер, особенно там, где есть дети, которые учатся.

 Решение правительства  нашей страны повысить уровень компьютерной грамотности населения выполняется в полной мере.

Предлагаю разработку  урока где используются мультимедийные средства.

В процессе изучения нового ученики знакомятся с методами исследования, учатся устанавливать связи вопросов, рассмотренных в течение урока, устанавливают закономерности событий, делают выводы и обобщения.

 Использование на уроке презентаций позволяет рационально использовать время урока, способствует активизации внимания и развития памяти.

Цель урока:

Узнать, что означает в математике запись y=f(x), дать определение понятия  что такое область определения функции и область значений функции,  развивать умение строить графики различных функций и читать их свойства.


1. Организационный момент.

 Актуализация знаний.


1) Устная работа.

Дана функция: F(x)=x2-2x;

x

-5

-1

0

3

100

F(x)

Вычислите:   f(-5), f(-1), f(0), f(3), f(100).

  Заполните таблицу.


2) На доске построим график какой-либо функции и с помощью графика повторим основные этапы чтения графика.

Построим график функции, заданной формулой:


a)область определения функции: x-2≥0; x≥2.

б) Построим таблицу:

x

2

6

11

18

27

y

0

2

3

4

5

в) Построим график.    


3. Изложение нового материала.

ФУ́НКЦИЯ, в математике —
1) зависимая переменная величина.
2) Соответствие
y = f (x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента, или независимого переменного) соответствует определенное значение другой величины y (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различным образом, напр. формулой, графически или таблицей (типа таблицы логарифмов). С помощью функции математически выражаются многообразные количественные закономерности в природе.

Примеры функций:

1.Круг деятельности человека, подлежащая исполнению работа:

Быть учителем, быть штукатуром, быть артистом.

2.Предметы или сложные приборы выполняют свои функции: детские игрушки развивают, сотовый телефон служит средством связи, холст на котором рисует художник.

3.Явления природы, например изменение температуры.

  Понятие Ф. введено в научный оборот Г. Лейбницем.

4.Практическая часть урока

Работа у доски (1): №№ 2, 6, 9(а - в),13,20.

№2. Найдите f(0), f(1,5), f(-1), если ;  Пусть f (x) = y, составим таблицу:

x

0

1,5

-1

y

-1

0,5

3

; ; ;

№6. Найдите значения x, при которых g(x)=0.

g (x)=x(x+4).    Ответ: x1=0; x2=-4.

.  Ответ: x=-1.

 №9.Найдите область определения функции, заданной формулой:

а)y=4x – 8;             б) y=x2-5x+1;           в)  .  

Ответ: а) это линейная функция, поэтому здесь x может быть любым числом;

б) это квадратичная функция по определению здесь а=0, поэтому

 x-любое число;

в) данная функция дробно – рациональная, где знаменатель не равен нулю, т. е. 5 – x=0; или   x=5.

№13. Постройте график функции, заданной формулой:

а) f(x)=1,5-3x;

x

0

-3

y

1,5

10,5

Область определения функции:x- любое число.

б) f(x)=4,5

x

0

2

y

0

9

Область определения функции: x-любое число.

в) ;                

x

1

2

5

10

-1

-2

-5

-10

y

10

5

2

1

-10

-5

-2

-1

Область определения функции: x -любое число, кроме нуля.

г) f(x)=.

x

0,25

0,5

1

2

4

-0,25

-0,5

-1

-2

-4

y

-4

-2

-1

-0,5

-0,25

4

2

1

0,5

0,25

Область определения функции: x- любое число, кроме нуля.

№20   Зависимость расстояния s (в километрах) велосипедиста до базы от времени его движения t (в часах) задана следующим образом:  s=15t,  если  0 ≤ t ≤7/6;    s=17,5,  если   7/6≤  t ≤3/2;         s=-12t+35,5, если  3/2≤  t≤5/2. Найдите: s(0); s(1);  s(1,4);  s(2). Постройте график функции s = f (t) (масштаб по оси t: 1 ед.-6 клеток; по оси s: 10ед.- 4 клеточки). Опишите, как происходило движение велосипедиста.

Решение:   s(0)=15·0=0;  s(1)=15·1=15;  s(1,4)=17,5;                      s(2)=-12·2+35,5=11,5.

Построим график.

    Велосипедист 1 час и 10 минут ехал в одну сторону, потом 20 минут стоял, а потом 1 час ехал в обратную сторону.       

2) Устно ответить на вопросы заданий: № 15

На рисунке изображены графики функций, заданных формулами

 ;  ;  ;  ;  .

Для каждой функции укажите соответствующий график.

Ответ: а);  б);  в); г); д); №16. На рисунке 8 изображен график одной из функций, заданных формулами  ; ;  ;  . Выясните, какой именно.

Ответ: ;  

3) Работа у доски (2): № 18,19.

№18.  y=x3-8x;  a)

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

y

-3

8

7

0

-7

-8

3

                                б)   ;

x

-1,5

-1

1

1,5

2

3

4

5

6

y

8

4

1,3

1,1

1

0,8

2/3

4/9

0,4


4) Повторение.(работа на следующую тему) №21(а), №22(а- в ),

№23(а - в).

№21а) Раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, определить вид получившегося уравнения выбрать решение.

№22(а-в)   6x2-3x=0,  x·(6x-3)=0,  x1=0,  x2=0,5.

x2+9x=0, x·(x+9)=0,  x1=0,  x2=-9.

x2-36=0,  x2=36,  x1=6,  x2=-6.

№23. Учащиеся уже хорошо знают ход решения квадратного уравнения и решают его, комментируя с места.

Домашнее задание:№1, №19. №21(б).

Заполнить и сдать лист контроля полученных знаний.

Фамилия учащегося;

1.Привести примеры функций.

2.перечислить способы заданий функций.

3. Построить график функции:

 y=-2x-2.

4. Выделить на координатной плоскости область с границами: D(-5;7) и  E(-2;8).

Литература: Учебник Алгебра 9 класс под редакцией С.А. Теляковского, Москва, «Просвещение»,2009г.



Подписи к слайдам:

Графиком функции называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.
Координатная плоскость
ось абсцисс
8
-8
Рис. 6
Рис. 7
1. Функция задана формулой
f(x)=-3x²+10
. Найдите: а)
f(-1)
;

б)
f(0)
; в)
f(
0,
3)
.
Приложение2


2. Известно, что
f(x)=-5x+6
. Найдите значение
x
, при котором:
а)
f(x)
=17; б)
f(x)
=-3; в)
f(x)
=0.
Приложение3.


3. На рис.16 построен график функции
y=g(x)
, где
D
есть [-6;5].
С помощью графика найдите:
а)
g(-4)
;
g(-1)
;
g(1)
;
g(5)
;
g(2)
.
б)
x
при котором
g(x)=4
;
g(x)=-4
;
g(x)=0
.


в)наибольшее и наименьшее зна-
чения функции.
г)область значений функции.
Приложение4.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
: Выучить все опреде-
ления данной темы урока. Выполнить
№№3,8,20. Построить графики


любых

известных 3 функции МО
PowerPoint
.









Применим полученные знания.
Рис.16
y
x
0
1
5
1
-6
История вопроса
Понятие функции заложили в 17 веке французские учёные Франсуа Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную символику. Введено было единое обозначение: неизвестных последними буквами латинского алфавита –
x
,
y
,
z
, известных – начальными буквами того же алфавита –
a
,
b
,
c
.
Все значения, которые принимает зависимая переменная,
образуют область значений функции.

На рис5. график функции
y=f(x)
, область определения
которой является промежу-
ток [-3;7].

Область значений функции
служит промежуток [-2;4].

С помощью графика можно
найти, например,

что
f(-3)=-2
.


Область значений функции
Y=f(x)
Рис. 5
Обратной пропорциональностью является зависимость силы
тока
I
на участке цепи от сопротивления проводника
R
при постоянном напряжении
U(
I
=
U/R
)
рис.
12
, зависимость времени
t
,
которое затрачивает равномерно движущееся тело

на путь
s
,
от скорости
v
(
t=s/v
) рис.
13



I

R
,Ом
0
1
2
3
4
1
0,5
2
Рис.14
0
t
,час
s
,км
30
60
40
120
1
2
4
3
v=
120
/s
Рис.15
Что такое функция?
Что такое область определения функции?
Что такое область значений функции?
График функции и способы её задания!
Презентацию выполнила Пухальская Н.А.
Учитель математики МБОУ СОШ №14 имени А.Ф.Лебедева г. Томска

1. Сторона квадрата.
2.Числа 0, 1, 4, 9, 16, 25.
3.
x
.
4. 0, 2, 4, 6, 8, 10, 12. На 3 слайде все эти значения
,
будут
находиться в области
D
.

Переменную
x
называют независимой переменной или

аргументом.


Переменную
y
называют зависимой переменной, говорят
также, что переменная
y
является функцией от перемен-
ной
x
. Читают:


y
равно
f
от
x
, т.е.
Y=f(x)
.

Область определений функции
Например прямой пропорциональностью является зависимость

массы тела
m
от его объёма
V
при постоянной плотности
ρ
(
m=
ρ
V)

рис.10, зависимости длины окружности от её радиуса

R (C=2
π
R)
рис.11.
Функциями описываются многие реальные процессы
и закономерности
Рис. 11
R
Рис. 10
Вопрос. К какому номеру задания относится способ задания
функции: аналитический, табличный,описательный,графи-
ческий.
1. Определённой стороне квадрата соответствует единствен-
ная для её длины площадь.
Примеры функций
2
.
x
y
0
0
1
1
4
2
1
9
3
16
4
25
5

Y= 2x +0
,
3
3.
4.
T˚C
0
t
,
час
2
4
6
8
10
12
+5
+10
+15
-5
-10
-15
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
График функции
Y=ax+b
пусть
a=-2
;
b
=3,

тогда
Y=-2x
+3






Y
X
2
4
6
-2
-4
-6
0
2
4
6
8
-2
-4
-6
-8
X
0
4
Y
3
-5
Рис. 9
Каждому значению
x
соответствует единственное значение
y
. Математическая запись
y=f(x)
.
Функцией называют такую зависимость переменной
y
от
x
, при которой каждому значению переменной
y
соответствует единственное значение переменной
x
.
D
E
x
4
x
2
x
1
y
1
y
2
y
3
y
4
x
2
Рис. 1
График функции
Y=X
²









Y
X
-2
-4
2
4
6
8
-6
-8
0
2
4
6
8
-2
-4
-6
-8

Y
X
9
-3
9
3
4
-2
4
2
1
-1
1
1
0
0
Рис. 8
Приложение1
.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Что такое функция"

Второй урок по теме. Содержит отработку навыков по изученным понятиям....

План урока по теме: Что такое функция.

Урок содержит определение что называется функцией, способы её задания и подробные решения примеров....

Тест по теме что такое функция

В тесте 5 вопросов с вариантами ответов....

План урока по теме "Деньги, их функции"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Что такое функция"

Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. В программе «Алгебра 7» автора Ю.Н. Макарычева предлагается «употреблять термины «функция», «обл...

Урок алгебры в 7 классе по теме "Что такое функция"

Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. В программе «Алгебра 7» автора Ю.Н. Макарычева предлагается «употреблять термины «функция», «обл...