План урока по теме: Что такое функция.
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Урок содержит определение что называется функцией, способы её задания и подробные решения примеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkciya_oof_i_ozf_9_klass.docx | 245.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Функция. Область определения и область значений функции.
(длительность урока 90 минут)
Тезисы к уроку изучения нового материала по теме «Функция. Область определения и область значения функции».
Быстро меняется время, меняется время, меняются задачи, стоящие перед школой. Одной из задач является формирование у школьников исследовательских умений. Сейчас почти в каждой российской семье есть компьютер, особенно там, где есть дети, которые учатся.
Решение правительства нашей страны повысить уровень компьютерной грамотности населения выполняется в полной мере.
Предлагаю разработку урока где используются мультимедийные средства.
В процессе изучения нового ученики знакомятся с методами исследования, учатся устанавливать связи вопросов, рассмотренных в течение урока, устанавливают закономерности событий, делают выводы и обобщения.
Использование на уроке презентаций позволяет рационально использовать время урока, способствует активизации внимания и развития памяти.
Цель урока:
Узнать, что означает в математике запись y=f(x), дать определение понятия что такое область определения функции и область значений функции, развивать умение строить графики различных функций и читать их свойства.
1. Организационный момент.
Актуализация знаний.
1) Устная работа.
Дана функция: F(x)=x2-2x;
x | -5 | -1 | 0 | 3 | 100 |
F(x) |
Вычислите: f(-5), f(-1), f(0), f(3), f(100).
Заполните таблицу.
2) На доске построим график какой-либо функции и с помощью графика повторим основные этапы чтения графика.
Построим график функции, заданной формулой: f=x-2
a)область определения функции: x≥0; x≥2.
б) Построим таблицу
x | 2 | 6 | 11 | 18 | 27 |
y | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 |
0
2
x
y
в) Построим график.
3. Изложение нового материала.
ФУ́НКЦИЯ, в математике —
1) зависимая переменная величина.
2) Соответствие y = f (x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента, или независимого переменного) соответствует определенное значение другой величины y (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различным образом, напр. формулой, графически или таблицей (типа таблицы логарифмов). С помощью функции математически выражаются многообразные количественные закономерности в природе.
Примеры функций:
1.Круг деятельности человека, подлежащая исполнению работа:
Быть учителем, быть штукатуром, быть артистом.
2.Предметы или сложные приборы выполняют свои функции: детские игрушки развивают, сотовый телефон служит средством связи, холст на котором рисует художник.
3.Явления природы, например изменение температуры.
Понятие Ф. введено в научный оборот Г. Лейбницем.
4.Практическая часть урока
Работа у доски (1): №№ 2, 6, 9(а - в),13,20.
№2. Найдите f(0), f(1,5), f(-1), если fx=x-0,5x+0,5; Пусть f (x) = y, составим таблицу:
x | 0 | 1,5 | -1 |
y | -1 | 0,5 | 3 |
y=x-0,5x+0,5=0-0,50+0,5=-1; y=1,5-0,51,5+0,5=12=0,5; y=-1-0,5-1+0,5≡-1,5-0,5=3;
№6. Найдите значения x, при которых g(x)=0.
- g (x)=x(x+4). Ответ: x1=0; x2=-4.
- gx=x+15-x. Ответ: x=-1.
№9.Найдите область определения функции, заданной формулой:
а)y=4x – 8; б) y=x2-5x+1; в) y=2x5-x.
Ответ: а) это линейная функция, поэтому здесь x может быть любым числом;
б) это квадратичная функция по определению здесь а=0, поэтому
x-любое число;
в) данная функция дробно – рациональная, где знаменатель не равен нулю, т. е. 5 – x=0; или x=5.
№13. Постройте график функции, заданной формулой:
а) f(x)=1,5-3x;
x | 0 | -3 |
y | 1,5 | 10,5 |
Область определения функции:x- любое число.
б) f(x)=4,5
x | 0 | 2 |
y | 0 | 9 |
Область определения функции: x-любое число.
в) fx=10x;
x | 1 | 2 | 5 | 10 | -1 | -2 | -5 | -10 |
y | 10 | 5 | 2 | 1 | -10 | -5 | -2 | -1 |
Область определения функции: x -любое число, кроме нуля.
г) f(x)= -1x.
x | 0,25 | 0,5 | 1 | 2 | 4 | -0,25 | -0,5 | -1 | -2 | -4 |
y | -4 | -2 | -1 | -0,5 | -0,25 | 4 | 2 | 1 | 0,5 | 0,25 |
-4
4
x
1
0
y
Область определения функции: x- любое число, кроме нуля.
№20 Зависимость расстояния s (в километрах) велосипедиста до базы от времени его движения t (в часах) задана следующим образом: s=15t, если 0 ≤ t ≤7/6; s=17,5, если 7/6≤ t ≤3/2; s=-12t+35,5, если 3/2≤ t≤5/2. Найдите: s(0); s(1); s(1,4); s(2). Постройте график функции s = f (t) (масштаб по оси t: 1 ед.-6 клеток; по оси s: 10ед.- 4 клеточки). Опишите, как происходило движение велосипедиста.
Решение: s(0)=15·0=0; s(1)=15·1=15; s(1,4)=17,5; s(2)=-12·2+35,5=11,5.
Построим график.
2
1
2
t
1
0
s
Велосипедист 1 час и 10 минут ехал в одну сторону, потом 20 минут стоял, а потом 1 час ехал в обратную сторону.
2) Устно ответить на вопросы заданий: № 15
На рисунке изображены графики функций, заданных формулами
y=x2; y=2x; y=2-x2; y=x2-2; y=-2x.
Для каждой функции укажите соответствующий график.
Ответ: а)y=2x; б)y=-2x; в)y=x2; г) y=x2-2; д)y=2-x2;
№16. На рисунке 8 изображен график одной из функций, заданных формулами y=x-1; y=1+x; y=2x-1; y=1-2x. Выясните, какой именно.
Ответ: y=2x-1;
3) Работа у доски (2): № 18,19.
№18. y=x3-8x; a)
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y | -3 | 8 | 7 | 0 | -7 | -8 | 3 |
0
x
y
б) y=4x+2 ;
x | -1,5 | -1 | 1 | 1,5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
y | 8 | 4 | 1,3 | 1,1 | 1 | 0,8 | 2/3 | 4/9 | 0,4 |
4) Повторение.(работа на следующую тему) №21(а), №22(а- в ),
№23(а - в).
№21а) Раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, определить вид получившегося уравнения выбрать решение.
№22(а-в) 6x2-3x=0, x·(6x-3)=0, x1=0, x2=0,5.
x2+9x=0, x·(x+9)=0, x1=0, x2=-9.
x2-36=0, x2=36, x1=6, x2=-6.
№23. Учащиеся уже хорошо знают ход решения квадратного уравнения и решают его, комментируя с места.
Домашнее задание:№1, №19. №21(б).
Заполнить и сдать лист контроля полученных знаний.
Фамилия учащегося; | |
1.Привести примеры функций. | |
2.перечислить способы заданий функций. | |
3. Построить график функции: y=-2x-2. | |
4. Выделить на координатной плоскости область с границами: D(-5;7) и E(-2;8). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Что такое функция"
Второй урок по теме. Содержит отработку навыков по изученным понятиям....
Тест по теме что такое функция
В тесте 5 вопросов с вариантами ответов....
План урока по теме что такое функция
В плане раскрыта тема определения функции областей определения и значений, даны примеры функций и тренировочные упражнения из учебника....
План урока по теме "Деньги, их функции"
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...
Урок алгебры в 7 классе по теме "Что такое функция"
Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. В программе «Алгебра 7» автора Ю.Н. Макарычева предлагается «употреблять термины «функция», «обл...
Урок алгебры в 7 классе по теме "Что такое функция"
Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. В программе «Алгебра 7» автора Ю.Н. Макарычева предлагается «употреблять термины «функция», «обл...