Исследование и построение простейших математических моделей (решение задач)
тест по алгебре (11 класс) по теме
Урок способствует совершенствованию навыков моделирования реальных ситуаций, исследованию построенных моделей с использованием аппарата алгебры, пробуждению интереса к изучению математики, расширению кругозора и развитию элементарных практических знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Исследование и построение простейших математических моделей (решение задач).
Цели: уметь моделировать реальные ситуации на языке алгебры; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры; пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор, объединить элементы двух наук – математики и экономики; научить мыслить логически; распределять капитал в соответствии со своими знаниями; научить элементарным практическим знаниям.
Ход игры:
Перед началом составляются три команды учащихся.
Вы - финансово – кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают «капитал». Вы – Банки «Альфа», «Бетта», «Гамма».
Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
Правила игры:
1. Выбрать управляющих банков, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
2. Стартовый капитал каждого банка – 100 тысяч рублей.
3. Каждому банку предлагается по очереди выбирать себе задание стоимостью от 5 до 15 тысяч рублей.
4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
а) 50% стоимости задания, если другой также не сможет ответить верно.
б) на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
6. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.
Стоимость задания тысяч рублей | 5 | 10 | 15 |
время | 1 минута | 1,5 минуты | 2 минуты |
7. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 5 тыс.руб.
8. Победителем считается тот банк, у которого больше «денег».
Итак, банк начинает свою работу с проверки отчета, предоставленного одним предприятием. Задание «Найти ошибку». (Задание проецируется на доску через кодоскоп или проектор).
3∙-=3 [8] = 2 [+] 2∙=0,054 [+]
2 [+] ( [+] ∙ =4 []
= [+] = 1 [2] = 1 [+]
Та команда, которая быстрее всех справилась с заданием и сумела обосновать свой ответ получает право первой приступить к выбору задач стоимостью 5 тыс.руб. (Приложение №1– презентация).
После того как все задачи этой категории решены, подводится итог по наращиванию капитала в каждом банке, результаты записываются на доске.
Ваши банки получили задание выполнить работу по инструкции, которая приведена в карточке заказа. Свой ответ вы должны поместить в бланк, который передадите заказчику. (В течение 7 минут ученики работают с карточками по теме «проценты» и ответы вносят в бланк ответов. (Приложение №2- презентация, образец решения; карточки прилагаются 1-3).
В это время логическая минутка для акционеров по вопросам. (Приложение №3).
После того как время вышло, команды меняются бланками и проверяют ответы с помощью кодоскопа. Команда, которая первая справилась с этим заданием имеет право выбора задания стоимостью 10 тыс.руб.
Каждой команде на выбор дается по одной задаче, после чего подводятся итоги. (Приложение №1 – презентация).
Переходим к вопросам стоимостью 15 тыс.руб. Каждая команда выбирает по одной задаче, после чего подводятся итоги. Начинает команда, у которой капитал больше. (Приложение №1 – презентация).
Подведение итогов урока:
Выигравшей считается команда, которая имеет больше денег в своем банке. Победитель награждается.
Приложение №1
Вопросы стоимостью 5 тысяч рублей. (1 минута)
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Мастерица связала свитер и продала его за 100 тыс. руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 тыс.руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, стоимостью 10 тыс.руб. (30 тыс.руб)
Два бизнесмена поспорили, кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 млн.руб., при этом его расходы составили 3 млн.руб. Другой наторговал на 1 млн.руб. меньше, но затратил своих денег всего 2 млн.руб. Кто выиграл спор? (никто, у каждого прибыли 2 млн.руб.)
Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? (605 франков)
Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 300 руб. за газету и стали продавать их по 500 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? (20 тыс. руб.)
Один отец дал своему сыну 150 тыс.руб., а другой своему – 100 тыс.руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 тыс.руб. Чем это объяснить?
Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1 млн.руб., а на рынке стала продавать его по 12 тыс.руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед? Ответ дайте в тысячах рублей. (200)
Вопросы стоимостью 10 тысяч рублей. (1,5 минуты)
1 | 2 | 3 |
Коля печет пироги и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирогов по цене 1 тыс.руб. за один пирог. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирогов. В какой день он заработал больше денег? (в первый, 100000 руб.)
Бизнесмен положил в банк 1 млн.руб. Через год он забрал из банка 1млн.500 тыс.руб. Какая процентная ставка в этом банке? (50% годовых)
Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 млн.руб. При этом было израсходовано:
на сырье 20 млн.руб.
на топливо 1,5 млн.руб.
заработная плата 14,5 млн.руб.
кредиты, налоги 4,5 млн.руб.
Какова прибыль предприятия? Ответ дайте в млн. рублей. (9,5)
Вопросы стоимостью 15 тысяч рублей. (2 минуты)
1 | 2 | 3 |
У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
а) вложить 80 тыс.руб. и получить 100 тыс.руб.
б) вложить 20 тыс.руб. и получить 30 тыс.руб.
в) вложить 100 тыс.руб. и получить 140 тыс.руб.
Какой вариант вы выберете и почему? (в, доход 40 тыс.руб.)
К вам в банк положили 500 тыс.руб. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода? (525 тыс.руб.)
Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию у стакана лимонада составляет 300 руб. По цене 600 руб. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 500 руб. – 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? (500 руб.)
Приложение №2
Нахождение процентов от числа | УУказание: Написать, что 100% это A Найти 1% от А Найти n% от А | Образец: Найти 3% от 1500 м Решение: 100% - 1500 м 1% -1500:100 = 15 м 3% - 15 м ∙ 3 = 45 м Или: 100% - 1500 м 3% - x м x = (1500∙3) :100 = 45 м | |
Нахождение числа по его процентам | Указание: Написать, что n% числа равны А Найти 1% числа Найти 100% числа (само число) | Образец: Найти число 3% которого равны 930. Решение: 3% - 930 1% - 930 : 3 = 310 100% - 310∙100 = 31000 Или: 3% - 93 100% - x x = (930∙ 100): 3 = 31000 | Задание: 7% какого числа равны 210? Найти стоимость товара 14% которой равны 3500 р. 25% вклада в сбербанк составляет 8500 руб.? |
Нахождение процентного отношения (сколько % составляет А от В) | Указание: Написать, что 100% это В Найти 1% от В Найти сколько раз 1% помещается в А | Образец: Найти процентное отношение числа 7 к числу 2,5. Решение: 100% - 2,5 1% - 2,5 / 100 = 0,025 0,025 помещается в числе 7 7: 0,025 = 280 раз | Задание: |
Ответы к Приложению №2
Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
16 3000 2
0,18 25000 34
870 34000 75
Приложение №3
Логическая минутка для акционеров:
1. Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет. Но стоит букву заменить, так можешь акции купить. (Баржа – биржа).
2. Угадай кто как зовется, что за деньги продается. Это не чудный дар, а просто – напросто … (товар).
3. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово «ход». Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает. (Доход).
4. Тимофей носки связал, и на рынке их продал дешевле, чем стоили нитки. Получил одни … (убытки).
5. Как вы понимаете Карабас – Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строчке, вычеркнув буквы А, Г, Д.
ДСАОГБДСДТГВАЕАНАДНОДГСГТЬ (собственность).
6. Как называются деньги иностранного государства? (Валюта).
7. Плата за кредит (%-т).
8. Уменьшение покупательной способности денег. (Инфляция).
9. Что нужно иметь, чтобы получить дивидент? (Акцию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание простых математических моделей с помощью электронных таблиц
Создание простых математических моделей с помощью электронных таблиц...
Математический диктант "Округление чисел". Сказочный математический диктант "Решение задач на части"
Сказочный математический диктант "Решение задач на части"...
Тема 4. ИССЛЕДОВАНИЕ КВАДРАТНОГО ТРЁХЧЛЕНА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
ЭОР "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"
Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе по теме "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"...
Программа элективного курса. математические модели решения текстовых задач
Программа элективного курса....
урок по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи"
Урок обобщение по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи" 8 класс...
Практическая работа. Построение простой компьютерной модели.
Практическая работа Построение простой компьютерной модели.Цель работы: построение простой компьютерной модели, проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.2. Оборудование, ...