Программа элективного курса. математические модели решения текстовых задач
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Программа элективного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa._matematicheskie_modeli_resheniya_tekstovykh_zadach.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
«СОГЛАСОВАНО»
Методист кафедры
естественнонаучных и
математических дисциплин
КРИПКиПРО
____________________
Т.П. Трушкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Математические модели решения текстовых задач»
Для воспитанниц 10 классов
ГОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
Составитель:
С.А.Семесько, учитель математики
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия-интернат»
Программа рассмотрена и утверждена
на заседании педагогического совета
ГБУ ОШИ «Губернаторская женская
гимназия-интернат»
«___» _____________ 2011г.
Кемерово, 2011
Программа элективного курса "Математические модели решения текстовых задач"
Пояснительная записка.
Программа курса “Математические модели решения текстовых задач” предназначена для углубления знаний по математике и ознакомления с разными способами решения текстовых задач учащихся 10-х классов.
Цель курса “Математические модели решения текстовых задач” – восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы, ознакомить учащихся с геометрическим методом решения задач, выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом.
Для реализации этой цели необходимо:
- пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
- совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
- сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии.
Программа курса предполагает дальнейшее формирование ключевых компетенций– готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Исходя из задач преподавания курса “Математические модели решения текстовых задач” программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- выполнять анализ текстовых задач;
- научиться применять различные способы решения задач
- пользоваться справочной литературой
Курс “Математические модели решения текстовых задач” составлен в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта средней ступени.
Курс “ Математические модели решения текстовых задач” связан как с математикой, так и с химией, физикой. Курс рассчитан на 34 часа. Изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Раздел | Количество | Форма проведения | Образовательный продукт | |
лекция | практикум | ||||
1. | Текстовая задача и процесс ее решения | 2 | 2 | Конспект | |
2. | Алгебраический метод: | 21 | 3 | 18 | зачетная работа по решению задач |
2.1 | Задачи на движение | 6 | 1 | 5 | |
2.2 | Задачи на работу | 4 | 1 | 3 | |
2.3 | Задачи на концентрацию и процентное содержание | 4 | 1 | 3 | |
2.4 | Задачи на проценты | 4 | 4 | ||
2.5 | Задачи на пропорциональное деление | 2 | 2 | ||
2.6 | Задачи с целочисленными неизвестными | 1 | 1 | ||
3 | Некоторые специальные виды задач | 4 | 4 |
| |
3.1 | Задачи с альтернативным условием | 1 | 1 |
| |
3.2 | Задачи, математические модели которых содержат неравенства | 2 | 2 |
| |
3.3 | Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы | 1 | 1 |
| |
4. | Геометрический метод | 4 | 1 | 3 |
|
5. | Логические и практические методы | 2 | 2 |
| |
| Обобщение | 1 | 1 |
| Презентация |
| ИТОГО | 34 | 7 | 27 |
|
Содержание
В разделе “Текстовая задача и процесс ее решения” вводится понятие “текстовой задачи”, рассматриваются классификация задач и методы решения. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов, раскрывающих этапы решения задачи и приемам их выполнения, а также моделированию в процессе решения текстовых задач.
В разделе “Алгебраический метод” рассматриваются следующие виды задач: задачи на движение (на встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории), задачи на работу, задачи на смеси и проценты, задачи на пропорциональное деление, задачи с целочисленными неизвестными. Решение задач алгебраическим методом не подчиняется какой-либо единой, достаточно универсальной схеме. Поэтому всякое указание, относящееся ко всем задачам, носит самый общий характер. Задачи, которые возникают при решении практических и теоретических вопросов, имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому их исследование и решение носят самый разнообразный характер.
В разделе “Некоторые специальные виды задач” рассматриваются задачи, в которых по условию невозможно однозначно построить математическую модель и приходится рассматривать все возможные случаи – это задачи с альтернативным условием; задачи, математические модели которых содержат неравенства, задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы.
В разделе “Геометрический метод” рассматриваются текстовые задачи, которые можно решить, применив геометрический метод, математическая модель задачи в этом случае представляет собой либо диаграмму, либо график. Решение задач геометрическим методом осуществляется двумя приемами: конструктивным (графическим) и вычислительным (графико-вычислительным)
В разделе “Логические и практические методы” рассматриваются задачи, которые можно решить либо используя строгие математические рассуждения, либо выполнив практические действия с предметами или их копиями, моделями.
Литература
- Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач. / Т.Е. Демидова, А.П.
Тонких. – М.: Просвещение, 2004.
- Бобровская, А.В. Текстовые задачи курса алгебры средней школы. / А.В. Бобровская. – М.: Илекса, 2002.
- Сканави, М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Учебное пособие / М.И. Сканави.- М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"
Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....
Рабочая программа элективного курса по теме: «Решение текстовых задач».
Программа курса может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставить возможность оценит...
Элективный курс по теме "Решение текстовых задач" 10 класс
Данный курс состоит из занятий, включающих в себя задания из разделов математики и геометрии. В связи с изменением содержания ЕГЭ по математике в сторону практического применения математических знаний...
Рабочая программа Элективного курса «Практикум по решению текстовых задач» в 9 классе
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 17 часов. На изучение методов решения типовых ...
Программа учебного курса «Практикум по решению текстовых задач» для 11 класса
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математич...