Рабочая программа по алгебре 8 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (8 класс) по теме

Непомнящих Татьяна Васильевна

Рабочая программа по алгебре 8 класс + все контрольные работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_al_8_kl.doc547.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Сухинская средняя общеобразовательная школа»

         «Согласовано»

         Руководитель МО

_____        /______________        

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        2012_г.


          «Согласовано»

   Зам.директора по УВР

_____        /______________          

               ФИО

«___» _________        2012г.

         «Утверждаю»

                      Директор

_____        /______________        

                  ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        212__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Непомнящих Татьяна Васильевна ,высшая

                                                по алгебре 8 класса

2012 – 2013  учебный год

Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8-го класса.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Алгебра 8» авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Утверждён приказом Минобразования РФ № 379 от 09.12.2008.

        Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных предметов.

        В задачи обучения математики входит:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

овладение навыками дедуктивных рассуждений;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.);

воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 8-го класса продолжается применение формул сокращенного умножения в преобразованиях дробных выражений. Главное место занимают алгоритмы действий с дробями. Формируются понятия иррационального числа на множестве действительных чисел, арифметического квадратного корня. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часов в учебный год.

Текущая аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса алгебры 8-го класса учащиеся должны уметь:

систематизировать сведения о рациональных и получить первоначальные представления об иррациональных числах;

бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни; научиться рационализировать вычисления;

применять определение и свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений числовых выражений и преобразования алгебраических выражений, содержащих квадратные корни;

решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, используя приемы и формулы для решения различных видов квадратных уравнений, графический способ решения уравнений; задачи, сводящиеся к решению квадратных уравнений;

решать линейные неравенства с одной переменной, используя понятие числового промежутка и свойства числовых неравенств, системы линейных неравенств, задачи, сводящиеся к ним;

понимать графическую интерпретацию решения уравнений и систем уравнений, неравенств;

понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств; строить графики функций – линейной, прямой и обратной пропорциональностей, квадратичной функции и функции ;

использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;

устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;

интерпретации результата решения задач.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.

 На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Учебно-методический комплекс учителя:

Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2010 год.

Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова.— М.: Просвещение, 2010.

Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение,  2005— 2008.

Алгебра: дидакт. материалы для 8 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.

Учебно-методический комплекс ученика:

Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2010 год.

Количество учебных часов:

В год -102 часа (3 часа в неделю, всего 102 часа)

В том числе:

Контрольных работ – 9 (включая итоговую контрольную работу)

Резервное время – 6 ч.

Уровень обучения – базовый.

Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

I

Рациональные дроби и их свойства.

23

1-3

Рациональные выражения.

3

целые и дробные выражения, рациональные выражения, допустимые значения переменной

-уметь отличать целые и дробные выражения;

-уметь находить допустимые значения переменной

4-6

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

3

основное свойство дроби, сокращение дробей, тождественные преобразования, формулы сокращенного умножения (ФСУ)

-уметь применять ФСУ;

-уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя

7-8

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2

сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

-знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

-уметь пользоваться этим правилом при упрощении выражений

9-11

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

3

сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

-знать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

-уметь пользоваться этим правилом при упрощении выражений

12

Контрольная работа №1

1

-уметь сокращать дроби после разложения на множители числителя и знаменателя;

-знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями

13-15

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

3

числитель, знаменатель, сокращение дробей, ФСУ, правило умножения, возведение в степень

-знать правило умножения дробей;

-знать правило возведения в степень;

-уметь умножать дроби и возводить их в степень

16-18

Деление дробей.

3

правило деления дробей

-знать правило деления дробей;

-уметь делить дробь на дробь;

-уметь делить дробь на многочлен

19-21

Преобразование рациональных выражений.

3

рациональная дробь, сложение, вычитание, умножение, деление рациональных дробей

-уметь упрощать рациональные выражения, используя арифметические действия с рациональными дробями

22

Функция  и её график.

1

обратно пропорциональные функции, график функции, гипербола

-уметь определять обратно пропорциональную функцию;

-уметь строить график функции;

-уметь определять знак числа k, зная расположение графика функции

УМК Живая математика

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

23

Контрольная работа №2.

1

-уметь упрощать рациональные выражения, используя арифметические действия с рациональными дробями;

-уметь строить и работать с графиком функции

II

Квадратные корни.

18

24

Рациональные числа.

1

целые и дробные числа, рациональные числа

-четко знать определение рационального числа;

-уметь представлять рациональное число в виде бесконечной десятичной дроби;

-уметь сравнивать рациональные числа

25

Иррациональные числа.

1

действительные числа, иррациональные числа

-уметь приводить примеры иррационального числа;

-уметь находить приближенное значение;

-знать, что множество действительных чисел состоит из рациональных и иррациональных чисел

26-27

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

2

квадратный корень, арифметический квадратный корень, подкоренное выражение

-знать таблицу квадратов чисел от 1 до 25;

-уметь извлекать арифметический квадратный корень;

-знать в каком случае выражение  имеет смысл;

-уметь выполнять преобразования с арифметическим квадратным корнем

28-29

Уравнение .

2

корень уравнения, график функции

-знать когда уравнение  не имеет корней, имеет один корень, имеет два корня;

-уметь строить график функции ;

-уметь решать уравнение графически

30

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

1

приближенные значения

-уметь находить приближенные значения арифметического квадратного корня с любой точностью

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

31

Функция  и её график.

1

функция  и её свойства, график функции

-уметь строить график функции ;

-уметь по графику находить значения x  и y;

-уметь сравнивать числа, используя свойства функции

УМК Живая математика

32

Квадратный корень из произведения и дроби.

1

квадратный корень, корень из произведения, корень из дроби

-уметь пользоваться теоремой о корне из произведения и дроби;

-уметь находить значение выражений

33

Квадратный корень из степени.

1

квадратный корень, корень из степени, правило возведения степени в степень

-уметь пользоваться тождеством  при  нахождении значений выражений

34

Обобщающий урок.

1

35

Контрольная работа №3.

1

-уметь представлять рациональное число в виде бесконечной десятичной дроби;

-уметь применять теоремы о квадратном корне из произведения, дроби и степени;

-уметь строить графики функций  и

36

Вынесение множителя из-под знака корня.

1

квадратный корень, вынесение множителя из-под знака корня

-уметь раскладывать подкоренное выражение на множители;

-уметь извлекать квадратный корень из числа

37

Внесение множителя под знак корня.

1

квадратный корень, внесение множителя под знак корня

-уметь вносить множитель под знак корня

38-40

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

3

корни из произведения, дроби и степени, умножение и деление корней, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня

-уметь применять все тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни, в комплексе;

-уметь освобождаться от иррациональности в знаменателе

41

Контрольная работа №4

1

-уметь применять все тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни, в комплексе

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

III

Квадратные уравнения.

22

42-43

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

2

квадратное уравнение, коэффициенты квадратного уравнения, неполное квадратное уравнение

-уметь распознавать квадратные уравнения по их виду;

-уметь решать неполные квадратные уравнения

44

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.

1

квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение, выделение квадрата двучлена, ФСУ

-уметь выделять полный квадрат;

-уметь решать неполные квадратные уравнения

45-47

Решение квадратных уравнений по формуле.

3

квадратное уравнение, формула дискриминанта квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения

-знать алгоритм нахождения корней квадратного уравнения;

-определять сколько корней имеет данное квадратное уравнение;

-уметь находить корни квадратного уравнения

УМК Живая математика

48-49

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

2

квадратное уравнение, формула дискриминанта квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения, решение текстовых задач

-уметь составлять уравнение по условию задачи;

-уметь правильно решить квадратное уравнение по формуле

50-51

Теорема Виета.

2

приведенное квадратное уравнение, теорема Виета

-уметь с помощью теоремы Виета находить корни в простых квадратных уравнениях

УМК Живая математика

52

Контрольная работа №5

1

-уметь решать квадратное уравнение по формуле;

-уметь применять теорему Виета при нахождении корней в простых квадратных уравнениях;

-уметь решать задачи

52-56

Решение дробных рациональных уравнений.

4

рациональное уравнение, целое и дробное рациональное уравнение, алгоритм решения дробных уравнений

-уметь распознавать рациональные уравнения по их виду;

-уметь решать дробные рациональные уравнения, используя алгоритм решения

57-59

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

3

рациональное уравнение, решение задач

-уметь решать текстовые задачи с использованием рациональных уравнений

60-62

Графический способ решения уравнений.

3

график функции, графический способ решения уравнений

-уметь строить графики функций;

-уметь по графику определять корни уравнения

УМК Живая математика

63

Контрольная работа №6

1

-уметь использовать алгоритм при решении дробных уравнений;

-уметь решать задачи;

-уметь графически решать уравнения

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

IV

Неравенства.

17

64-66

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.

3

числовые неравенства, свойства числовых неравенств

-уметь доказывать неравенства, используя определение числового неравенства;

-знать все свойства и применять их к оценке значения выражений

67-69

Сложение и умножение числовых неравенств.

3

числовые неравенства, свойства числовых неравенств, теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств

-уметь почленно складывать неравенства;

-уметь почленно умножать неравенства;

-уметь оценивать сумму, разность, произведение

70

Контрольная работа №7

1

-уметь почленно складывать и умножать неравенства;

-уметь применять свойства к оценке значения выражений

71-72

Числовые промежутки.

2

числовой промежуток, изображение на координатной прямой

-уметь изображать числовые промежутки на координатной прямой, удовлетворяющих неравенству;

-уметь изображать пересечение и объединение множеств

УМК Живая математика

73-75

Решение неравенств с одной переменной.

3

линейные неравенства с одной переменной, равносильные неравенства, числовой промежуток, свойства неравенств

-уметь решать неравенства с одной переменной;

-уметь изображать множество решений неравенства на числовой прямой;

-уметь решать простейшие неравенства вида , , при ;

-знать в каком случае неравенства либо не имеют решений, либо их решением является любое число

76-79

Решение систем неравенств с одной переменной.

4

система линейных неравенств с одной переменной, числовой промежуток

-знать, что значит «решить систему»;

-уметь решать систему линейных неравенств с одной переменной;

-уметь изображать множество решений системы на числовой прямой

системы двух линейных неравенств, записанные в виде двойного неравенства

80

Контрольная работа №8

1

-уметь решать неравенства с одной переменной и изображать множество решений неравенства на числовой прямой;

-уметь решать систему линейных неравенств с одной переменной и изображать множество решений системы на числовой прямой

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

V

Степень с целым показателем.

9

81

Определение степени с целым показателем.

1

степень с целым показателем, степень с отрицательным показателем

-знать, как записывают число в виде степени с отрицательным показателем;

-уметь выполнять действия над степенями с целыми показателями

82-83

Свойства степени с целым показателем.

2

степень с целым показателем, свойства степени с целым показателем

-уметь применять свойства степени с целым показателем при вычислениях, нахождении значений выражений и упрощении выражений;

-знать, что при делении степеней с одинаковыми основаниями, показатели степеней делимого и делителя могут быть любыми целыми числами

84

Стандартный вид числа.

1

стандартный вид числа

-уметь представлять число в виде , где и n – целое число

85-86

Запись приближенных значений.

2

абсолютная и относительная погрешность, верные цифры

-уметь выполнять действия с приближенными значениями;

-уметь оценивать абсолютную погрешность приближенного значения в случае, если все цифры верные

87

Действия над приближенными значениями.

1

округление чисел

-уметь округлять при сложении, вычитании, умножении и делении приближенных значений, в записи которых все цифры верные

88

Вычисления с приближенными данными на калькуляторе.

1

вычисления с приближенными данными на калькуляторе.

-уметь выполнять действия с приближенными значениями на калькуляторе

УМК Живая математика

89

Контрольная работа №9

1

-уметь выполнять действия над степенями с целыми показателями;

-уметь записывать числа в стандартном виде;

-уметь находить приближенное значение суммы, разности, произведения и частного

Элементы теории вероятностей и математической статистики

5

90-91

Сбор и группировка статистических данных.

2

элементы статистики, относительные частоты

-уметь проводить наблюдения и результаты заносить в итоговые таблицы

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

92-94

Наглядное представление статистической информации.

3

элементы статистики, относительные частоты, столбчатая диаграмма, полигон частот

-уметь систематизировать полученные данные и графически представлять результаты наблюдений

Итоговое повторение курса алгебры 8 класса

8

95

Преобразование рациональных выражений.

1

обыкновенные дроби, числитель, знаменатель, общий знаменатель

-уметь приводить дроби к общему знаменателю;

-уметь выполнять арифметические действия с дробями с разными знаменателями

96-97

Применение свойств арифметического квадратного корня.

2

вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня

-уметь выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни в комплексе

98

Формула корней квадратного уравнения.

1

квадратное уравнение, формула дискриминанта, формула корней квадратного уравнения

-уметь решать квадратные уравнения по формуле

99

Неравенства с одной переменной и их системы.

1

числовые промежутки, неравенства с одной переменной, системы неравенств с одной переменной

-уметь решать простейшие неравенства вида , , при ;

-уметь изображать множество решений неравенства на числовой прямой;

-уметь решать систему линейных неравенств с одной переменной и изображать множество решений системы на числовой прямой

100

Степень с целым показателем.

1

степень с целым показателем и её свойства, стандартный вид числа

-уметь выполнять действия над степенями с целыми показателями;

-уметь записывать числа в стандартном виде

101

Обобщающее повторение.

1

рациональные дроби, квадратные корни и уравнения, неравенства и их системы, степень с целым показателем

-уметь находить значение рациональных выражений, владея навыком выполнения арифметических действий с рациональными дробями;

-уметь решать квадратные уравнения, неравенства, системы неравенств и все виды текстовых задач, изученных в 8 классе

Подготовка к контрольной работе.

102

Итоговая административная контрольная работа.

1

-уметь применять все полученные знания за курс алгебры 8 класса

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Рациональные дроби

        Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.

Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

        Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.

        Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

        При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

        Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =. 

Глава 2. Квадратные корни        

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.

Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные обучающимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

        При введении понятия корня полезно ознакомить обучающихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество =, которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений обучающихся. Рассматриваются функция у=, её свойства и график. При изучении функции у=, показывается ее взаимосвязь с функцией у = х2, где х ≥ 0.

 Глава 3. Квадратные уравнения

        Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются  алгоритмы  решения  неполных  квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а  0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

Глава 4. Неравенства        

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной Погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики        

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.

Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах. Рассматривается вопрос о наглядной интерпретации статистической информации. Известные обучающимся способы наглядного представления статистических данных с помощью столбчатых и круговых диаграмм расширяются за счет введения таких понятий, как полигон и гистограмма.

        6. Повторение

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.

 Приложение 1.

Список ключевых слов

Абсолютная погрешность                                                                                  

Гипербола

Гистограмма

Двойной радикал

Дискриминант квадратного уравнения

Допустимые значения переменной

Дробь бесконечная десятичная

Интервал

Корень квадратный

Ненулевой многочлен

Обратная пропорциональность

Объединение множеств

Пересечение множеств

Решение неравенств

Решение систем неравенств

Среднее арифметическое

Теорема Виета

Уравнение дробное рациональное

Формула корней квадратного уравнения

Числовой промежуток

Приложение 2.

Контрольная работа № 1

В а р и а н т  1

1. Сократить дробь:

а) ;                б) ;                        в) .

2. Представить в виде дроби:

а) ;        б) ;        в) .

3. Найти значение выражения:

  при а = 0,2; b = –5.

4. Упростить выражение:

.

5. При каких целых значениях а является целым числом значение выражения ?

В а р и а н т  2

1. Сократить дробь:

а) ;                б) ;                    в) .

2. Представить в виде дроби:

а) ;        б) ;        в) .

3. Найти значение выражения:

  при х = –8, у = 0,1.

4. Упростить выражение:

.

5. При каких целых значениях b является целым числом значение выражения ?

В а р и а н т  3

1. Сократить дробь:

а) ;                б) ;                        в) .

2. Представить в виде дроби:

а) ;        б) ;        в) .

3. Найти значение выражения:

  при b = 0,5; c = –14.

4. Упростить выражение:

.

5. При каких целых значениях р является целым числом значение выражения ?


Контрольная работа № 2

В а р и а н т  1

1. Представьте в виде дроби:

а) ;                        б) ;

в) ;                        г) .

2. Постройте график функции y = . Какова область определения функции? При каких значениях х функция принимает отрицательные значения?

3. Докажите, что при всех значениях b ≠ ±1 значение выражения не зависит от b.

4. При каких значениях а имеет смысл выражение ?

В а р и а н т  2

1. Представьте в виде дроби:

а) ;                        б) ;

в) ;                        г) .

2. Постройте график функции y = . Какова область определения функции? При каких значениях х функция принимает положительные значения?

3. Докажите, что при всех значениях х ≠ ±2 значение выражения  не зависит от х.

4. При каких значениях b имеет смысл выражение ?

В а р и а н т  3

1. Представьте в виде дроби:

а) ;                        б) ;

в) ;                        г) .

2. Постройте график функции y = . Какова область определения функции? При каких значениях х функция принимает положительные значения?

3. Докажите, что при всех значениях y ≠ ±3 значение выражения  не зависит от у.

4. При каких значениях х имеет смысл выражение


Контрольная работа № 3

В а р и а н т  1

1. Вычислите:

а) ;         б)  – 1;         в) .

2. Найдите значение выражения:

а) ;         б) ;         в) ;         г) .

3. Решите уравнение: а) х2 = 0,49;         б) х2 = 10.

4. Упростите выражение:

а) , где х ≥ 0;         б) , где b < 0.

5. Укажите две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число .

6. При  каких  значениях  переменной  а  имеет  смысл  выражение ?

В а р и а н т  2

1. Вычислите:

а) ;         б) ;         в) .

2. Найдите значение выражения:

а) ;         б) ;         в) ;         г) .

3. Решите уравнение: а) х2 = 0,64;         б) х2 = 17.

4. Упростите выражение:

а) , где у ≥ 0;         б) , где а < 0.

5. Укажите две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число .

6. При  каких  значениях  переменной  х  имеет  смысл  выражение ?

В а р и а н т  3

1. Вычислите:

а) ;         б) ;         в) .

2. Найдите значение выражения:

а) ;         б) ;         в) ;         г) .

3. Решите уравнение: а) х2 = 0,81;         б) х2 = 46.

4. Упростите выражение:

а) , где b ≤ 0;         б) , где х > 0.

5. Укажите две последовательные десятичные дроби с одним знаком после запятой, между которыми заключено число .

6. При  каких  значениях  переменной  х  имеет  смысл  выражение ?


Контрольная работа № 4

В а р и а н т  1

1. Упростите выражение:

а) ;         б) ;         в) .

2. Сравните:  и .

3. Сократите дробь:

а) ;                б) .

4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:

а) ;                        б) .

5. Докажите, что значение выражения  есть число рациональное.

6. При каких значениях а дробь  принимает наибольшее значение?

В а р и а н т  2

1. Упростите выражение:

а) ;         б) ;         в) .

2. Сравните:  и .

3. Сократите дробь:

а) ;                б) .

4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:

а) ;                        б) .

5. Докажите, что значение выражения  есть число рациональное.

6. При каких значениях х дробь  принимает наибольшее значение?

В а р и а н т  3

1. Упростите выражение:

а) ;         б) ;         в) .

2. Сравните:  и .

3. Сократите дробь:

а) ;                б) .

4. Освободите дробь от знака корня в знаменателе:

а) ;                б) .

5. Докажите, что значение выражения  есть число рациональное.

6. При каких значениях х дробь  принимает наибольшее значение?


Контрольная работа № 5

В а р и а н т  1

1. Решите уравнение:

а) 2х2 + 7х – 9 = 0;                        в) 100х2 – 16 = 0;

б) 3х2 = 18х;                                г) х2 – 16х + 63 = 0.

2. Периметр прямоугольника равен 20 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 24 см2.

3. В уравнении х2 + рх – 18 = 0 один из его корней равен –9. Найдите другой корень и коэффициент р.

В а р и а н т  2

1. Решите уравнение:

а) 3х2 + 13х – 10 = 0;                        в) 16х2 = 49;

б) 2х2 – 3х = 0;                                г) х2 – 2х – 35 = 0.

2. Периметр прямоугольника равен 30 см. Найдите его стороны, если известно, что площадь прямоугольника равна 56 см2.

3. Один из корней уравнения х2 + 11х + q = 0 равен –7. Найдите другой корень и свободный член q.

В а р и а н т  3

1. Решите уравнение:

а) 7х2 – 9х + 2 = 0;                        в) 7х2 – 28 = 0;

б) 5х2 = 12х;                                г) х2 + 20х + 91 = 0.

2. Периметр прямоугольника равен 26 см, а его площадь 36 см2. Найдите длины сторон прямоугольника.

3. В уравнении х2 + рх + 56 = 0 один из его корней равен –4. Найдите другой корень и коэффициент р.

Контрольная работа № 6

В а р и а н т  1

1. Решите уравнение:

а) ;                б)  = 3.

2. Из пункта А в пункт В велосипедист проехал по одной дороге длиной 27 км, а обратно возвращался по другой дороге, которая была короче первой на 7 км. Хотя на обратном пути велосипедист уменьшил скорость на 3 км/ч, он все же на обратный путь затратил времени на 10 минут меньше, чем на путь из А в В. С какой скоростью ехал велосипедист из А в В?

В а р и а н т  2

1. Решите уравнение:

а) ;                б)  = 2.

2. Катер прошёл 12 км против течения реки и 5 км по течению. При этом он затратил столько времени, сколько ему потребовалось бы, если бы он шёл 18 км по озеру. Какова собственная скорость катера, если известно, что скорость течения реки равна 3 км/ч.

В а р и а н т  3

1. Решите уравнение:

а) ;                б)  = 3.

2. Из пункта А в пункт В велосипедист проехал по дороге длиной 48 км, обратно он возвращался по другой дороге, которая короче первой на 8 км. Увеличив на обратном пути скорость на 4 км/ч, велосипедист затратил на 1 час меньше, чем на путь из А в В. С какой скоростью ехал велосипедист из пункта А в пункт В?


Контрольная работа № 7

В а р и а н т  1

1. Докажите неравенство:

а) (x – 2)2 > x(x – 4);            б) a2 + 1 ≥ 2(3a – 4).

2. Известно, что а < b. Сравните:

а) 21а и 21b;            б) –3,2а и –3,2b;            в) 1,5b и 1,5а.

Результат сравнения запишите в виде неравенства.

3. Известно, что 2,6 << 2,7. Оцените:

а) 2;            б) –.

4. Оцените периметр и площадь прямоугольника со сторонами а см и b см, если известно, что 2,6 < а < 2,7,   1,2 < b < 1,3.

5. К каждому из чисел 2, 3, 4 и 5 прибавили одно и то же число а. Сравните произведение крайних членов получившейся последовательности с произведением средних членов.

В а р и а н т  2

1. Докажите неравенство:

а) (x + 7)2 > x(x + 14);            б) b2 + 5 ≥ 10(b – 2).

2. Известно, что а > b. Сравните:

а) 18а и 18b;            б) –6,7а и –6,7b;            в) –3,7b и –3,7а.

Результат сравнения запишите в виде неравенства.

3. Известно, что 3,1 << 3,2. Оцените:

а) 3;            б) –.

4. Оцените периметр и площадь прямоугольника со сторонами а см и b см, если известно, что 1,5 < а < 1,6,   3,2 < b < 3,3.

5. Даны  четыре  последовательных  натуральных  числа.  Сравните  произведение первого и последнего из них с произведением двух средних чисел.

В а р и а н т  3

1. Докажите неравенство:

а) (x – 3)2 > x(x – 6);            б) у2 + 1 ≥ 2(5у – 12).

2. Известно, что х < у. Сравните:

а) 8х и 8у;            б) –1,4х и –1,4у;            в) –5,6у и –5,6х.

Результат сравнения запишите в виде неравенства.

3. Известно, что 3,6 << 3,7. Оцените:

а) 3;            б) –2.

4. Оцените периметр и площадь прямоугольника со сторонами х см и у см, если известно, что 1,1 < х< 1,2,   1,5 < у < 1,6.

5. Даны три последовательных натуральных числа. Сравните квадрат среднего из них с произведением двух других.

Контрольная работа № 8

В а р и а н т  1

1. Решите неравенство:

а) x < 5;           б) 1 – 3х ≤ 0;           в) 5(у – 1,2) – 4,6 > 3у + 1.

2. При каких а значение дроби  меньше соответствующего значения дроби ?

3. Решите систему неравенств:

а)            б)

4. Найдите целые решения системы неравенств

5. При каких значениях х имеет смысл выражение ?

6. При каких значениях а множеством решений неравенства 3x – 7 < является числовой промежуток (–∞; 4)?

В а р и а н т  2

1. Решите неравенство:а) х ≥ 2;           б) 2 – 7х > 0;           в) 6(у – 1,5) – 3,4 > 4у – 2,4.

2. При каких b значение дроби  больше соответствующего значения дроби ?

3. Решите систему неравенств:

а)            б)

4. Найдите целые решения системы неравенств

5. При каких значениях а имеет смысл выражение ?

6. При каких значениях b множеством решений неравенства 4х + 6 > является числовой промежуток (3; +∞)?

В а р и а н т  3

1. Решите неравенство:

а) х > 1;           б) 1 – 6х ≥ 0;           в) 5(у – 1,4) – 6 < 4у – 1,5.

2. При каких т значение дроби  меньше соответствующего значения выражения т – 6?

3. Решите систему неравенств:

а)            б)

4. Найдите целые решения системы неравенств

5. При каких значениях а имеет смысл выражение ?

6. При каких значениях а множеством решений неравенства 5х – 1 < является числовой промежуток (–∞; 2)?


Контрольная работа № 9

В а р и а н т  1

1. Найдите значение выражения:

а) 411 · 4–9;            б) 6–5 : 6–3;            в) (2–2)3.

2. Упростите выражение:

а) ;                        б) .

3. Преобразуйте выражение:

а) ;                б) .

4. Вычислите: .

5. Представьте произведение (4,6 · 104) · (2,5 · 10–6) в стандартном виде числа.

6. Представьте  выражение  (a–1 + b–1)(a + b)–1  в  виде  рациональной дроби.

В а р и а н т  2

1. Найдите значение выражения:

а) 5–4 · 52;            б) 12–3 : 12–4;            в) (3–1)–3.

2. Упростите выражение:

а) ;                        б) .

3. Преобразуйте выражение:

а) ;                б) .

4. Вычислите: .

5. Представьте произведение (3,5 · 10–5) · (6,4 · 102) в стандартном виде числа.

6. Представьте  выражение    в  виде  рациональной дроби.

В а р и а н т  3

1. Найдите значение выражения:

а) 615 · 6–13;            б) 4–6 : 4–3;            в) (5–1)3.

2. Упростите выражение:

а) ;                б) .

3. Преобразуйте выражение:

а) ;                б) .

4. Вычислите: .

5. Представьте произведение (6,8 · 106) · (4,5 · 10–8) в стандартном виде числа.

6. Представьте  выражение    в  виде  рациональной дроби.


Итоговая контрольная работа

В а р и а н т  1

1. Решите систему неравенств:

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. Два автомобиля выезжают одновременно из одного города в другой, находящийся на расстоянии 560 км. Скорость первого на 10 км/ч больше скорости второго, и поэтому первый приезжает на место на 1 ч раньше второго. Определите скорость каждого автомобиля.

5. При каких значениях х функция y =  + 1 принимает положительные значения?

В а р и а н т  2

1. Решите систему неравенств:

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. Пассажирский поезд был задержан в пути на 16 мин и нагнал опоздание на перегоне в 80 км, идя со скоростью, на 10 км/ч большей, чем полагалось по расписанию. Какова была скорость поезда по расписанию?

5. При каких значениях х функция y =  – 2 принимает отрицательные значения?

В а р и а н т  3

1. Решите неравенство: 4(2х – 1) – 3(3х + 2) > 1.

2. Упростите выражение: .

3. Упростите выражение: .

4. «Ракета» на подводных крыльях имеет скорость на 50 км/ч большую, чем скорость теплохода, и поэтому путь в 210 км она прошла на 7 ч 30 мин скорее, чем теплоход. Найдите скорость «Ракеты».

5. При каких значениях х функция y =  + 4 принимает отрицательные значения?

 Перечень учебно-методическое обеспечения

Список литературы для учителя

Алгебра 8. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков,     С.В.     Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2010

Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 1997 – 160с.

Нечаев Н. П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5-11 классы.- 2-е изд.- М.: «5 за знания», 2007

  Программы  общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна, «Просвещение» Москва 2008

Список литературы для ученика

1.Алгебра 8. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков,     С.В.     Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2010

2.Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение,– 160с.

Оборудование

Компьютеры -4 шт.

Электронные пособия

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);

2.  Математика, 5–11.

3. Интерактивная математика5-9: электронное учебное пособие к УМК Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.

4.Алгебра «Поурочные планы» по учебнику Ю.Н.Макарычева ,Н.Г. Минддюк  и др. издательство «Учитель» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...