Программа элективного курса по алгебре и началам анализа «Уравнения и неравенства»
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.
Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен в первую очередь для учащихся, желающих расширить, углубить, систематизировать, обобщить свои математические знания, изучить единые методы и приемы решения разнообразных по математике уравнений и неравенств. В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки ныне действующих программ по математике и нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать разные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_2.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
Программа
элективного курса
по алгебре и началам анализа
«Уравнения и неравенства»
(10 класс)
Автор:
Федченко С.Н.
учитель математики
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.
Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен в первую очередь для учащихся, желающих расширить, углубить, систематизировать, обобщить свои математические знания, изучить единые методы и приемы решения разнообразных по математике уравнений и неравенств. В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки ныне действующих программ по математике и нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать разные задачи.
Наряду с основой задачей обучения математике -обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – данный элективный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей, повышение уровня математической культуры учащихся, создает базу для успешного обучения в ВУЗах, ориентацию на профессию, существенным образом, связанную с математикой.
Программа элективного курса предполагает изучение теории и отработку практических навыков по рассматриваемым вопросам. Курс рассчитан на 17 часов.
Программа усовершенствована, усложнена, качественно превосходит обычный курс обучения, способствует развитию абстрактного мышления, расширяет область познания учащегося. Вместе с тем она сохраняет преемственность с действующими программами, являясь их логическим продолжением.
Цели элективного курса:
углубление курса алгебры и начал анализа 10-11 класс;
развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения ими заданий;
изучение современных нестандартных методов решения в соответствии с программой для поступающих в ВУЗы и требованиями, предъявляемыми к выпускникам на Едином Государственном Экзамене;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
формирование навыка ведения научной политики;
формирование умения каждого учащегося, как представителя группы, формулировать коллективное мнение о правильном решении посредством обсуждения;
мотивация занятий алгеброй и началом анализа на более высоком уровне, соответствующем уровню возможностей обучающихся;
развитие умения вести индивидуальную дискуссию, самостоятельный поиск решения, конструировать обобщенный способ решения;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения естественно-научных дисциплин, для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математической культуры личности, знакомство с историей развития математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;
способствовать формированию у учащегося объективного мнения об уровне своей математической подготовки.
Задачи элективного курса:
повышение математической подготовки учащихся, овладение знаниями и умениями в объеме, необходимом для успешной сдачи экзаменов и продолжения математического образования;
систематизация нестандартных методов при решение уравнений и неравенств, содержащих показательные и логарифмические функции;
решение комплексных задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия (содержание курса) | количество часов | форма занятия | форма контроля |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Решение алгебраических уравнений 1.1.Метод разложения на множители; 1.2.Уравнения вида (ax+b) 4+(ax-b) 4=c (ax+b) 4+(ax+d) 4=c 1.3.Уравнения вида (a0x+a)(a0x+b)(a0x+c)(a0x+d)=A (a0x+a)(a0x+b)(a0x+c)(a0x+d)=Ax2 1.4.Возвратные уравнения Целочисленные задачи на составление неравенств Иррациональные уравнения 3.1.Уравнения вида 3.2.Уравнения вида Решение уравнений и неравенств, сводящиеся к квадратным. Тригонометрические уравнения Задачи с параметрами Моделирование заданий Зачет, защита реферата | 4 2 3 1 2 3 1 1 | презентация курса ,практическая работа. Семинар практическая работа практическая работа практическая работа семинар творческая работа | текущий контроль самооценка учащихся тест текущий контроль тест собеседование с уч-ся |
Результаты обучения
(ожидаемый конечный результат)
В результате обучения данного элективного курса учащиеся должны уметь решать различные уравнения и неравенства, используемые стандартные и нестандартные методы и приемы;
усвоить алгоритм решения уравнений и неравенств;
уметь использовать свойства функции для решения нестандартных уравнений и неравенств;
иметь четкое представление о темах единого государственного экзамена, об основных методах их решений;
приобрести опыт в построении графиков функций, заданных на координатной плоскости уравнениями и неравенствами;
решать уравнения и неравенства с параметрами, содержащими тригонометрические, показательную и логарифмическую функции.
При прохождении курса учащиеся имеют возможность овладеть различными методами и приемами решения уравнений и неравенств, при этом не только систематизировать и обобщать теоретические сведения, а самостоятельно заниматься поиском решения некоторых проблем и в связи с этим составлять ряд задач и упражнений по данным темам. Выбор сложного материала помогает школьникам проявить себя в исследовательской деятельности.
Положительной стороной курса является возможность дальнейшего применения учащимися изученного материала при сдаче ЕГЭ, поступлении в ВУЗы.
Отрицательной стороной является то, что не каждый учащийся в состоянии овладеть всеми приемами данного курса, даже имея на то желание, ввиду трудности большинства решаемых задач.
Оценка усвоения материала данного курса проводится по окончанию изучения и осуществляется двумя способами:
зачетная система на альтернативной основе (зачет, незачет);
защита творческих работ.
Данная программа обеспечена различными средствами обучения:
учебными (учебники «Алгебра», авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и другие; К.С. Муравин, В.К.Мордкович и литературой, указанной в разделе «Литература»);
наглядными (презентации учителя и учащихся)
авторскими.
Тематика творческих, реферативных,
научно-исследовательских, проектных работ учащихся
История уравнений и неравенств.
Уравнения и неравенства в природе и технике.
Уравнения и неравенства смешанного типа, содержащие тригонометрические функции (по материалам ЕГЭ, части B,C).
Нестандартные уравнения и неравенства, содержащие логарифмическую, показательную тригонометрическую функции.
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром.
Логарифмические уравнения и неравенства с параметром.
Показательные уравнения и неравенства с параметром.
Литература
И. А. Кушнир «Неравенства и уравнения» - Киев 1996 г.
И. А. Кушнир «Шедевры школьной математики» - Киев 1996 г
Ю. И. Кириченко «Репетитор по математике»- Ростов-на-Дону, Феникс 1997 г.
В.Л. Натяганов, Л. М. Лужина «Методы решения задач с параметрами»- издательство МГУ,2003 г.
Е. Д. Куланин, С. Н. Редин «5000 конкурсных задач по математике» - Москва, 1999 г.
В. Г. Махров, В. Н. Махрова «Новый репетитор по математике» - Ростов-нА-Дону, феникс, 2004 г.
А. М. Титаренко «Форсированный курс подготовки по экзамену по математике» - Москва, 2005 г.
П. И. Горнштейн, А. Г. Мерзляк и др. «Подводные рифы конкурсного экзамена по математике» Киев, 1994 г.
А. П. Горячев, С. А. Гришин и др. «Сборник конкурсной и олимпиадных задач по математике» Москва, 2001 г.
В.В. Ткачук «Математика абитуриенту» Москва, 1994 г.
В. В. Молчанов, В. В. Сильвестров «Уравнения и неравенства с параметрами» Издательство Чувашского университета, 2000 г.
Приложение.
Разработки всех занятий
(Теоретический и практический материал,который может использовать учитель при ведении данного курса, представлен в печатном виде)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре и началам анализа "Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств"
Тема: « Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств». Место урока: урок по алгебре и началам анализа, 11 класс. Тип урока: комбинированный урок. Пр...
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе. Тема: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».
Конспект урока по алгебре и Началам анализа в 11 классе с использованием ИКТ технологий....
Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе . Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и способствовать выработке навыков...
Открытый урок по алгебре и началам анализа в профильном 10А классе (физико-математическая группа) по теме: Решение иррациональных уравнений и неравенств.
На уроке рассматриваются сложные иррациональные уравнения и их решения.Решение неравенств рассматриваются двумя способами: методом интервалов и классическим.Урок подготовки к ЕГЭ-"С" часть....
Урок-лекция по алгебре и началам анализа "Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений"
В данной лекции подробно указаны все способы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений....
Контрольная работа по алгебре и началам анализа по теме "Показательные уравнения и неравенства".
Рейтинговая контрольная работа по теме " Показательные уравнения и неравенства", для 10 класса. Работа составлена в двух вариантах....