Программа элективного курса по алгебре и началам анализа «Уравнения и неравенства»
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

Федченко Светлана Николаевна

 

 

Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.

Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен в первую очередь для учащихся, желающих расширить, углубить, систематизировать, обобщить свои математические знания, изучить единые методы и приемы решения разнообразных по математике уравнений и неравенств. В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки ныне действующих программ по математике и нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать разные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

                    Программа

элективного курса

по алгебре и началам анализа

«Уравнения и неравенства»

(10 класс)

                                                                   

                                                                                                                  Автор:

Федченко С.Н.

учитель математики

Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.

Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен в первую очередь для учащихся, желающих расширить, углубить, систематизировать, обобщить свои математические знания, изучить единые методы и приемы решения разнообразных по математике уравнений и неравенств. В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки ныне действующих программ по математике и нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать разные задачи.

Наряду с основой задачей обучения математике -обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений – данный элективный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей, повышение уровня математической культуры учащихся, создает базу для успешного обучения в ВУЗах, ориентацию на профессию, существенным образом, связанную с математикой.

Программа элективного курса предполагает изучение теории и отработку практических навыков по рассматриваемым вопросам. Курс рассчитан на 17 часов.

Программа усовершенствована, усложнена, качественно превосходит обычный курс обучения, способствует развитию абстрактного мышления, расширяет область познания учащегося. Вместе с тем она сохраняет преемственность с действующими программами, являясь их логическим продолжением.

 

Цели элективного курса:

углубление курса алгебры и начал анализа 10-11 класс;

развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения ими заданий;

изучение современных нестандартных методов решения в соответствии с программой для поступающих в ВУЗы и требованиями, предъявляемыми к выпускникам на Едином Государственном Экзамене;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

формирование навыка ведения научной политики;

формирование умения каждого учащегося, как представителя группы, формулировать коллективное мнение о правильном решении посредством обсуждения;

мотивация занятий алгеброй и началом анализа на более высоком уровне, соответствующем уровню возможностей обучающихся;

развитие умения вести индивидуальную дискуссию, самостоятельный поиск решения, конструировать обобщенный способ решения;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения естественно-научных дисциплин, для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;

воспитание средствами математической культуры личности, знакомство с историей развития математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;

способствовать формированию у учащегося объективного мнения об уровне своей математической подготовки.

Задачи элективного курса:       

повышение математической подготовки учащихся, овладение знаниями и умениями в объеме, необходимом для успешной сдачи экзаменов и продолжения математического образования;

систематизация нестандартных методов при решение уравнений и неравенств, содержащих показательные и логарифмические функции;

решение комплексных задач.

Учебно-тематический план


п/п

Тема занятия

(содержание курса)

количество

часов

форма занятия

форма

контроля

1.














2.



3.










4.




5.


6.


7.


8.

Решение алгебраических уравнений

1.1.Метод разложения на множители;

1.2.Уравнения вида

(ax+b) 4+(ax-b) 4=c

(ax+b) 4+(ax+d) 4=c

1.3.Уравнения вида

(a0x+a)(a0x+b)(a0x+c)(a0x+d)=A

 (a0x+a)(a0x+b)(a0x+c)(a0x+d)=Ax2


1.4.Возвратные уравнения

             

Целочисленные задачи на составление неравенств

   

Иррациональные уравнения

3.1.Уравнения вида




3.2.Уравнения вида





Решение уравнений и неравенств, сводящиеся к квадратным.


Тригонометрические уравнения


Задачи с параметрами


Моделирование заданий


Зачет, защита реферата

4














2



3











1



2


3


1


1

презентация курса

,практическая работа.











Семинар



практическая работа










практическая работа


практическая работа

семинар


творческая работа










текущий контроль

самооценка

учащихся







тест



текущий контроль




тест






собеседование с уч-ся

Результаты обучения

(ожидаемый конечный результат)

В результате обучения данного элективного курса учащиеся должны уметь решать различные уравнения и неравенства, используемые стандартные и нестандартные методы и приемы;

усвоить алгоритм решения уравнений и неравенств;

уметь использовать свойства функции для решения нестандартных уравнений и неравенств;

иметь четкое представление о темах единого государственного экзамена, об основных методах их решений;

приобрести опыт в построении графиков функций, заданных на координатной плоскости уравнениями и неравенствами;

решать уравнения и неравенства с параметрами, содержащими тригонометрические, показательную и логарифмическую функции.

При прохождении курса учащиеся имеют возможность овладеть различными методами и приемами решения  уравнений и неравенств, при этом не только систематизировать и обобщать теоретические сведения, а самостоятельно заниматься поиском решения некоторых проблем и в связи с этим составлять ряд задач и упражнений по данным темам. Выбор сложного материала  помогает школьникам проявить себя в исследовательской деятельности.

Положительной стороной курса является возможность дальнейшего применения учащимися изученного материала при сдаче ЕГЭ, поступлении в ВУЗы.

Отрицательной стороной является то, что не каждый учащийся в состоянии овладеть всеми приемами данного курса, даже имея на то желание, ввиду трудности большинства решаемых задач.

Оценка усвоения материала данного курса проводится по окончанию изучения и осуществляется двумя способами:

зачетная система на альтернативной основе (зачет, незачет);

защита творческих работ.      

Данная программа обеспечена различными средствами обучения:

учебными (учебники  «Алгебра», авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и другие; К.С. Муравин, В.К.Мордкович и литературой, указанной в разделе «Литература»);

наглядными (презентации учителя и учащихся)

авторскими.

Тематика творческих, реферативных,

научно-исследовательских, проектных работ учащихся

История уравнений и неравенств.

Уравнения и неравенства в природе и технике.

Уравнения и неравенства смешанного типа, содержащие тригонометрические функции (по материалам ЕГЭ, части B,C).

Нестандартные уравнения и неравенства, содержащие логарифмическую, показательную тригонометрическую функции.

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром.

Логарифмические уравнения и неравенства с параметром.

Показательные уравнения и неравенства с параметром.  

           

Литература

И. А. Кушнир «Неравенства и уравнения» - Киев 1996 г.

И. А. Кушнир «Шедевры школьной математики» - Киев 1996 г

Ю. И. Кириченко «Репетитор по математике»- Ростов-на-Дону, Феникс 1997 г.

В.Л. Натяганов, Л. М. Лужина «Методы решения задач с параметрами»- издательство МГУ,2003 г.

Е. Д. Куланин, С. Н. Редин «5000 конкурсных задач по математике» - Москва, 1999 г.  

В. Г. Махров, В. Н. Махрова «Новый репетитор по математике» - Ростов-нА-Дону, феникс, 2004 г.

А. М. Титаренко «Форсированный курс подготовки по экзамену по математике» - Москва, 2005 г.

П. И. Горнштейн, А. Г. Мерзляк и др. «Подводные рифы конкурсного экзамена по математике» Киев, 1994 г.

  А. П. Горячев, С. А. Гришин и др. «Сборник конкурсной и олимпиадных задач по математике» Москва, 2001 г.

В.В. Ткачук «Математика абитуриенту» Москва, 1994 г.

В. В. Молчанов, В. В. Сильвестров «Уравнения и неравенства с параметрами» Издательство Чувашского университета, 2000 г.

  Приложение.

Разработки всех занятий

(Теоретический и практический материал,который может использовать учитель при ведении данного курса, представлен в печатном виде)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре и началам анализа "Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств"

Тема: « Применение свойства монотонности функций при решении уравнений и неравенств». Место урока: урок по алгебре и началам анализа, 11 класс. Тип урока: комбинированный урок. Пр...

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе. Тема: «Решение логарифмических уравнений и неравенств».

Конспект урока по алгебре и Началам анализа в 11 классе с использованием ИКТ технологий....

Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме «Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции»

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе .  Цель урока: рассмотреть способы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции и способствовать выработке навыков...

Открытый урок по алгебре и началам анализа в профильном 10А классе (физико-математическая группа) по теме: Решение иррациональных уравнений и неравенств.

На уроке рассматриваются сложные иррациональные уравнения и их решения.Решение неравенств рассматриваются двумя способами: методом интервалов и классическим.Урок подготовки к ЕГЭ-"С" часть....

Урок-лекция по алгебре и началам анализа "Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений"

В данной лекции подробно указаны все способы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений....

Контрольная работа по алгебре и началам анализа по теме "Показательные уравнения и неравенства".

Рейтинговая контрольная работа по теме " Показательные уравнения и неравенства", для 10 класса. Работа составлена в двух вариантах....